Если физиологические процессы, связанные с деторождением едины для всего человечества, то создаваемая веками практика ухода за роженицей и ребенком, имеют этническую специфику. Она была обусловлена как объективной необходимостью приспособления и выживания к определенной среде, так и ре-лишозными воззрениями данного общества. В системе традиционной родильной обрядности выделяются две основные группы ритуальных действий: одна из них приурочена к периоду, предшествующему родам, другая - ко времени от рождения до первой годовщины ребенка.
В данной статье речь пойдет о второй группе обрядов, в которых обрядово-магическая деятельность сочеталась с рациональными действиями, основанными на народном практическом опыте и медицинских знаниях, передаваемых из поколения в поколение. Стоит отметить, что традиционно для историографии по старообрядческим группам завершать обзор этого обрядового комплекса крещением младенца. Несмотря на ритуально-мировоззренческую важность, кульминационный характер крещения - одного из православных Таинств, нам же представляется целесообразным обратиться и к последующим в течение первого года жизни ребенка практикам.
Объектом исследования являются этноконфессионалъные общины русских-старообрядцев, компактно проживающих на юге Одесской области. От остального населения региона староверы отличаются замкнутостью и патриархальностью в быту, в большинстве случаев сохраняя народно-религиозные черты в материальной и духовной культуре.
Весь первый год жизни младенца занимал особое место в родильной практике линован. На этом начальном этапе бытия закладывались основы его здоровья и благополучия, поэтому поведение взрослых в значительной степени подчинялось многочисленным запретам и рекомендациям. Их игнорирование могло нарушить нормальное развитие ребенка в дальнейшем.
Особого внимания и обрядового оформления требовали процедуры, совершаемые с младенцем впервые. Среди соответствующих символических актов, выражавших стремление принести пользу, наделить новорожденного ребенка положительными качествами, обеспечить ему благополучие выделяют, прежде всего, первое купание, первое пеленание, первое пострижение.
По наиболее распространенному обычаю первое купание новорожденного происходило в день родов и являлось составной частью очистительных обрядов. Следует заметить, что эта процедура носила не столько оздоровительный характер, сколько магический. Кроме профилактики болезней, очищения семантическое поле обряда купания младенца составляют также отгон нечистой силы, продуцирование положительных свойств и качеств ребенка, его приобщение к дому, облегчение его адаптации в обществе1. Согласно липованской традиции появившегося на свет малыша первый раз обмывала повивальная бабка. Посредством символических приемов она стремились передать новорожденному лечебные и другие положительные свойства используемых в обряде предметов -прежде всего таких, которые освящались в церкви (вода, травы, цветы).
Обычным местом купания младенца и первого, и последующих, у старообрядцев была баня. Выбор места для купания младенца не был случаен. В бане происходили некоторые семейные обряды, именно баня была местом изоляции роженицы на время родов и в послеродовой период, именно здесь новорожденный проводил вместе с матерью первые дни своей жизни.
Согласно славянской традиции купание младенца всегда было ритуализо-вано и строго регламентировано в деталях. В дальнейшем в липованских семьях считали необходимым купать ребенка в течение первых 9 дней два раза, до 40 дней - 2-3 раза в неделю. На протяжении этого времени бабка, принимавшая роды приходила топить баню, купала "родиху" и младенца, растирала, делала массаж.
С большим вниманием относились к имянаречению ребенка. Согласно народным представлениям, имя воплощало в себе рождение новой души. Младенец только после получения имени становился человеком2. Сакральность имянаречения находит свое выражение и в народных верованиях, связанных с крещением. Ребенок до крещения, т.е. до получения имени трактуется как существо нечистое, демоническое3. По христианской традиции, ребенку давали имя святого, которому посвящен праздник в ближайшие дни ("по святцах"). Типичным для местных семейно-родовых и церковно-христианских традиций был обычай, согласно которому повитуха (с исчезновением повитух это делала свекровь) после принятия родов шла к священнику, чтобы он помолился за ребенка и сообщил его имя.
Имя, обычно, давали на день появления нового человека по Святцам. Иногда могли прибегать к более широкому диапазону. В таких случаях, мальчику давалось имя святого при отсчете 8 дней только назад по календарю от реального дня рождения, а девочке - исключительно вперед. Согласно народным представлениям, если ребенка не назвать в честь святого, это может навлечь на новорожденного беду. Важность такого принципа наречения имени обусловила широкое распространение таких принципов по разным историко-этнографическим группам старообрядчества4.
Кроме календарного имени, в особых случаях применялся другой принцип выбора имени. Если ребенок рождался слабым и болезненным, повивальная бабка могла совершить крещение новорожденного путем троекратного погружения его в воду и дать ему имя. В таком случае зачастую мальчика называли именем отца, а девочку - именем матери. Таких детей называли "погруженными". В случае смерти до совершения крещения таким детям гарантировано захоронение на общем кладбище. Таким образом крещение, совершенное повитухой, не заменяло церковное, но могло изба вить от опасности умереть некрещеным и безымянным. Этим пожалуй и объясняется одобрение таких действий повитухи (крещение, имянаречение) как со стороны общины, так и церкви.
Кульминационным актом первого года жизни младенца был обряд крещения, который является и первым важнейшим этапом социализации ребенка.
Выбор крестных родителей осуществлялся в соответствии с местными традициями. Для крещения новорожденного ребенка приглашались только близкие родственники, в дальнейшем остановившиеся его духовными, крестными родителями, своеобразными опекунами и покровителями. В большинстве случаев старообрядцы брали в кумовья сестру жены и брата мужа. Будущих крестных приглашал в кумовья отец ребенка, приглашение чаще всего осуществлялось в словесной форме. Выбор духовных родителей в близком круге родни связан был с укреплением внутрисемейных связей, а также своеобразной стратегией брачного поведения. Липоване, находясь в иноэтническом и иноконфессиональ-ном окружении, могли искать себе супругов исключительно в среде своих. При этом запрещалось вступать в брак родственникам, в том числе и "по крещению", до восьмого колена (каноническое предписание, в народной среде более распространенный вариант - 4). Поэтому в духовные родственники брали нередко кровников дабы избежать сужения потенциального выбора супруга. Аналогичные тенденции ученые наблюдали и в других территориальных группах русских старообрядцев5. Ребенка старались окрестить как можно скорее, через 3-5 дней (либо 8-12 сроки варьируются в разных локальных вариантах) после родов. На крещение в церковь шли крестные, отец ребенка и раннее - повитуха. Мать младенца ввиду запрета на 6 недель выходить со двора на крещении не присутствовала.
После обряда крещения в доме родителей новорожденного устраивали гулянье - крестины, или крестъбины, на которые приходили родственники, знакомые, соседи. На крестины обязательно шли с подарками для младенца и его матери. Коллективное празднование крещения и крестинный обед символизировали при общение ребенка к семье и к общине. В случае, если ребенок рождался в Пост, гуляние не устраивали, ограничивались только совершением обряда крещения в церкви.С обрядом крещения ребенка также непосредственно связано первое подпоя-сывание. Новорожденный при крещении получал пояс, а вместе с этим и определенную магическую защиту, которой, по народным представлениям, обладал данный обязательный элемент народного костюма. В быту и обрядах русских поясу издавна предавалось большое значение. По поверьям, ходить без пояса было также "грешно", как и без креста6. Следует отметить, что обряд подпоясы-вания во время крещения вышел из практики православной церкви еще в XIX веке, но продолжал бытовать в старообрядческой среде7. До недавнего времени старообрядцы обычаю носить пояс придавали ритуального значения. При этом роль оберега сохраняет и пояс, надеваемый поверх одежды.
Первый год жизни ребенка заканчивался обрядом первого пострижения, что являлось знаком перехода младенца в новый возрастной период. Согласно обычаю крестные в первую годовщину жизни выстригали крестнику прядь волос или две пряди волос крест накрест, после чего его первый раз стригли. Обряд первого пострижения в трансформированной форме сохраняется до сегодняшнего времени, родители придерживаются правила не стричь волосы ребенку до исполнения года. Несмотря на то, что утерян исконный смысл этого ритуала, его продолжают совершать.
Аналогично обстоит дело и с ногтями. Бытовал раннее устойчивый запрет на их обрезание до года. Если же возникала такая необходимость, то мать могла "откусывать" ногти ребенку.
Под влиянием городской среды в современной народной обрядовой практике линован появился обычай по случаю первой годовщины жизни ребенка устраивать гулянье - первый день рождения. В этот день в доме именинника собираются родственники, соседи и обязательно кумовья, которые и совершают символическое пострижение ребенка и одаривают крестника.
Из всего выше сказанного очевидно, что традиционная для старообрядцев юга Украины практика, сопровождающая рождение детей, сложилась и функционировала как соединение практического опыта и религиозных догм. Как правило, семейный быт липован отличала замкнутость, вызванная их религиозной обособленностью от остального населения региона. Влияние религиозного фактора на народную практику ощутимо практически во всех действиях, составляющих послеродовой цикл обычаев и обрядов.
1 Седакова И.А. Купание младенца // Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. СМ. Толстой. - Т.З. - М., 2004. - С. 51
2 Еремина В.И. Ритуал и фольклор. - П., 1991. -С. 31,
3 Толстая С. М. Имя // Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н.И. Толстого. - Т.2. - М., 1999. - С.408.
4 См., например: Иванец Э. Обряд крещения у старообрядцев в Польше // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. - Новосибирск, 1992. - С.263; Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале. -Уфа, 2002. - С.174.
5. См., например: Листова Т.А. Кумовья и кумовство в русской деревне //СЭ. - 1991, № 2. -С.37; .Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале. - Уфа, 2002. - С.173-174.
6 Лебедева А. А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX-XX вв. // Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989. - С. 231.
7 Листова Т.А. Обряды и обычаи, связанные с рождением детей. Первый год жизни. // Русские.- М., 2003. - С. 515.
Захарченко Т.Н., Петрова Е.В. (Одесса, Украина)
Липоване: история и культура русских-старообрядцев. Вып. 2 - Одесса, 2005
|