Книжница Самарского староверия Четверг, 2020-Май-28, 04:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Повседневная жизнь, бытовые традици [34]
Дом, хозяйство [9]
Питание, напитки [10]
Одежда [6]
Рождение ребенка, крещение [10]
Свадебные обряды [2]
Кладбища, похороны [12]

Главная » Статьи » Быт, традиции повседневной жизни » Рождение ребенка, крещение

Чувьюров А.А. Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев. Часть 2

У бегунов крещение, как и у поморцев, совершается в купели и в естественных водоёмах. При крещении в купели иногда используют специально сшитый из плотного полиэтилена ме­шок, который помешается в купель. Необходи­мость мешка объясняют тем, что заводить специ­альную крещальную купель в условиях передви­жения было неудобно (в прошлом — и небезопас­но, вследствие жёсткого отношения местных вла­стей к бегунам. — А. Ч.), а имеющиеся в домач окрещаемых ёмкости (бочки, ванны) не годятся для купели, так как используются в хозяйствен­ных нуждах; мешок же делает их «чистыми» (33). Сходные «передвижные купели» применяются также среди так называемых странников-познамов Красноармейского района Саратовской об­ласти (34), с той разницей, что «купель» послед­них, сшитая из кожи или брезента и устланная клеёнкой, надевалась на железные прутья и по­этому могла использоваться без ёмкостей.

 

В летний период крещение совершается в естественных водоёмах: с лодки, приставленной к берегу, или со специально сооружённых возле берега подмостков, с которых окрещаемого опус­кали на полотенцах. Действия на берегу анало­гичны описанным выше.

 

Информанты отмечают, что в случаях уг­розы для жизни (болезнь или физическая распра­ва) и отсутствия в местности «истинно право­славных христиан», способных совершить кре­щение, желающий присоединиться к страницческому согласию может произвести обряд само­крещения: после прочтения «Символа веры» и совершения «Исусовой молитвы» с поклоном окрещаемый трижды погружается в воду (35). Следует подчеркнуть, что обычай «самокреще­ния» (в случае нужды) в данном регионе имеет давнюю традицию: так, в 1914 г. на окружном съезде местных старообрядцев в д.Лемты (Подчерский приход) в числе прочих вопросов об­суждалось отношение к самокрещению (36).
 
 
 

Кочанова M.Е. с предметами, употребившимися при крещении: таз, кадильница (жестяная банка) с можжевельником, д.Нижее Вочь Усть-Куломского района Республики Коми.Фото автора. 1999 г.

Верхняя Вычегда (Усть-Куломский район). Значительная часть населения этого края в прошлом также принадлежала к староверию, пред­ставленному здесь нетовским согласием. Проник­новение его на Вычегду связано с переселением в этот регион в конце XVIII в. русских старооб­рядцев из Соликамского. Тобольского и Чердын-ского уездов. В конце XIX в. на Верхней Вычег­де появляется своеобразное религиозное движе­ние «бурсьылысьяс» (певцы добра) (37). В настоя­щее время местное население уже не соотносит себя со старообрядческой традицией. Представления о старообрядчестве ассоциируются инфор­мантами с рядом бытующих в прошлом этикет­ных норм (раздельное питание, ограниченность контактов с окружающим населением и т.д.).

 

Как отмечают информанты, в прошлом крестили в православной церкви, попы. С закрытием храмов обряд стал совершаться вдовы­ми пожилыми людьми (пыртысь баб), знающи­ми церковные молитвы. Некоторые отмечают, что совершать крещение могла только женщина после 30 лет вдовства. При этом ей необходимо было получить благословение от авторитетной ба­бушки, которая в данной местности занималась ис­полнением треб (погребение, крещение). Креще­ние совершалось над новорождёнными (на третий или восьмой день, указывается также на двух-, трёхнедельный возраст). Для мальчиков выби­рается крёстный и крёстная (вежай и вежань), для девочек только крёстная (вежань). Крёстные считаются в близком родстве, между ними были воспрещены браки. Считалось также, что у ок-решаемого не могут быть крёстные из одной се­мьи, если они живут вместе, так как для них является осквернением, если они босыми нога­ми будут ступать по одной половице (вежаньысш и вежайыспы куш джодж выли по контдм кокон оз туй суетны. Мэд дтик керкаысь отмены чоя-вока оз до вежань вежайдй. Торйа жо коло волом. Вок да чой ошиклы оз волом вермыны вежань вежайой юны) (38). Поэтому крёстных старались пригла­шать из разных домов. Необходимость крещения объясняют тем, что некрещёные на том свете бу­дут слепыми. Некоторые из информантов под­чёркивают, что если младенцы умрут без креще­ния, то им не дастся место в раю — они будут летать между небом и землёй, не имея определённого пристанища (Он кыб пырт мбдар югыдас еннтом лоб. Муас оз сибав, между небом и землей век мыйкбкерб).
 
Крещение производилось в доме, где жил окрещаемый. Крестили утром или днём (воспрещалось вечером, после захода солн­ца). В отличие от печорских старообрядцев, у вычегодских крещение совершалось не по треб­никам, а согласно устоявшейся устной традиции. Крестили в деревянной кадушке или в тазу (дол­жен быть новым, допускалось также примене­ние таза, который использовался для купания ребёнка). «Купель» ставили на стол или табурет­ку перед образами. Воду готовили в день креще­ния (рано утром). Носила её хозяйка (мать окре-щаемого), набирая из колодца, реки или ручья, по течению воды (ва нылыд). При этом стара­лись, чтобы никто не видел (скрытно от окру­жающих). Если навстречу попадался кто-нибудь из прохожих, его не приветствовали и не отвечали, для какой цели набирается вода. В день кре­щения хозяйка никому ничего не должна была давать. Перед образами зажигалась свеча. Затем освящалась (тшынбдбны) ёмкость для крещения и одежда окрещаемого (рубашка, нательный крест и пояс — вбнь): «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Для этого использовался можжевельник (если есть, то ладан), в качестве кадильницы употребляли ковшики или жестяные банки. Затем наполняли водой ёмкость для кре­щения. Перед крещением в тазу мыли образ (ико­ну) «Распятие», — освящали воду (в воду иногда добавляли «вежа ва» (святую воду) из церкви или набранную из проруби вдень Крещения). После этого читалось «Начало». Затем «пыртысь баб» берёт ребёнка из рук крёстного (если крестят мальчика, крёстной — если девочку). Одной рукой закрывает рот и нос ребёнка от попадания воды, другой держит за ноги и, читая крестиль­ную молитву, трижды погружает его в воду (кре­стят, как правило, в тёплой воде). Затем ребё­нок передаётся крёстному (если крестят мальчи­ка). Ребёнка кладут на чистое полотенце, и крё­стная одевает крест и рубашку, поверх которой завязывается пояс. Ребёнка крестная передаёт крёстному, который совершает три круга вокруг стола или табуретки, где установлена «купель». При этом «пыртысь баб» читает «Верую». В этот день ребёнка мыть не полагается — чист. На сле­дующий день ребёнка уже можно было купать. Для новорождённого крест завязывается на зыб­ке. В отличие от печорских старообрядцев, у вычегодских коми не придаётся значения форме креста и месту, где он приобретается или изго­товляется. Если нательный крест потеряется, то считается, что его надо искать 30 лет. Вода, в которой крестили, считается освящённой, по­этому её выливали (крёстные) туда, где никто не ходит, — чтобы собаки не изгадили. После крещения устраивали обед, для которого зара­нее приготовлялась выпечка: рыбник (чери нянь), шаньги. Спиртное не допускалось. Пыртысь баб в качестве подарка давали платок, мыло или по­лотенце.
 
Отмечается, что крещение бабушек дей­ствительно в течение 7 лет (некоторые отмечают до 7 (8) лет жизни ребёнка), затем ребёнка не­обходимо перекрещивать в церкви. В данном случае со слов информантов непонятно, идёт ли речь о повторном крещении или о миропомаза­нии, которое совершалось священником над ре­бёнком, окрещённым вне церкви кем-то из ми­рян (в официальной церкви перекрещивание про­изводилось, если было доказано, что крещение совершено без всякой видимой надобности, ка­ковой являлась, например, угроза смерти ребёнка без крешения или с нарушением предписании требника). Возможно, упоминание некоторыми информантами о действительности бабушкиного крещения до 7 лет связано с практикой офици­альной церкви допускать к причастию семилетних мальчиков (39). Данный вариант крещения с незначительными отклонениями встречается в ряде верхневычегодских сёл (с.Усть-Кулом, Деревянск, Керчомья, Нижняя Вочь), исторически связан­ных с различными конфессиями (официальное православие, старообрядчество).

 

Приведённые материалы показывают, что эволюция обряда крещения в различных локаль­ных группах коми имела свои особенности, ко­торые определялись уставами согласий. На Верх­ней Вычегде, где старообрядчество было пред­ставлено нетовским согласием, признающим крещение в новообрядческих храмах, обряд кре­щения не имел каких-либо существенных отли­чий от православного. Иная ситуация на Сред­ней и Верхней Печоре. Бытующий среди печор­ских коми старообрядцев обряд крещения имел ряд существенных отличий в сравнении с офи­циальным православием: это крещение в зрелом возрасте: в естественных водоёмах; надевание на окрещённых не только креста, но и пояса и др. В то же время, как показывают полевые мате­риалы, в данном регионе не сложилось единого канона крещения. Наличие различных способов крещения, принятых в том или ином селении (в различных старообрядческих общинах), во мно­гом отражает то, как складывалось местное ста­рообрядческое население, пришедшее сюда из разных мест и принёсшее собственные обычаи и представления. Изучение различных локальных вариантов крещения позволяет также осветить вопросы религиозной коммуникации, механиз­мы передачи религиозной традиции. Каждый из бытующих вариантов в определённом смысле можно охарактеризовать как устойчивый, инди­видуальный стиль того или иного наставника. Выявление и определение сущностных характери­стик позволяет проследить преемственность рели­гиозного опыта по линии старообрядческих на­ставников. Так, ряд печорских локальных ва­риантов (крещение с приставленной к берегу лод­ки: вариант, когда окрешаемый самостоятельно входит в воду и по знаку наставницы трижды совер­шает погружение), связанных с деятельностью из­вестного на Средней Печоре наставника С.А.Ма­монтова (ученика замеженского наставника Е.Т.Поздеева, незадолго до первой мировой войны пе­реселившегося из Усть-Цильмы на Среднюю Печору), встречается у русских старообрядцев Нижней Печоры (Усть-Цилемский район) (40).

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Настоящая статья продолжает публикацию материалов по обряду крещения в различных ло­кальных группах коми старообрядцев-беспопов­цев См.: Шарапов В.Э.,Чувьюров АА. Материа­лы по обряду крещения современного старообрядческого населения Средней Печоры //Духов­ная культура: проблемы и тенденции развития. Сыктывкар, 1994. С.77—79.; Чувьюров А.А. Об­ряд крещения коми старообрядцев-беспоповцев Средней Печоры (Традиции и новации) // Ма­териалы изучения селений России: Доклады и сообщения шестой российской научно-практи­ческой конференции «Российская деревня: Ис­тория и современность». 4.1. М..1997. С. 139— 142.; Чувьюров А.А. Традиции и новации в се­мейной обрядности коми населения Верхней и Средней Печоры // Материалы полевых этног­рафических исследований. Вып.4. СПб..1998. С.23-32.

 

2.  Кутузов Б. Церковная реформа XVII века. Причины, цели, творцы и деятели реформы и раскола. Часть II. Рига,1992. С.4—14.

 

3.  Булгаков СВ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М.,1993. С.984.

 

4.  Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, издан­ным и рукописным. СПб.Л898; Ивановский Н.П. Критический разбор учения беспоповцев о Церкви и таинствах. Казань.1892. С.167—168.

 

5. Русские. М..1997. С.689.

 

6.  Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. М.,1878. 4.1. Описание внешнего и внутренне­го быта. С.214.

 

7.   Листова Т.А. Таинство крещения у старооб­рядцев Северного Приуралья // Традиционная духовная и материальная культура русских ста­рообрядческих поселений в странах Европы,Азии и Америки. Новосибирск. 1992. С.208.

 

8. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Бар­наул, 1999. С.200.

 

9. 1 Всероссийский съезд старообрядцев, приемлюших брак. М.,1909- С.5.

 

!0. Голубинский Е. К нашей полемике с старо­обрядцами. М.,1905. С.129—130; Ивановский Н.П. Указ. соч. С.167-168.

 

11.  Листова Т.А. Указ. соч. С.207—212: Фишман О.М. О таинстве крешения у тихвинских ка­рел старообрядцев // Международная научная конференция по проблемам изучения и актуали­зации народной культуры Русского Севера. Рябининские чтения-95: Сборник докладов. Пет­розаводск. 1997. С.398—406.: Иванец Э. Обряд крешения старообрядцев в Польше // Традици­онная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С.262—269.

 

Статья написана на основе материалов, со­бранных автором во время работы в составе эт­нографического отряда Печорского краеведчес кого музея (1995—1997) и" Верхневычегодской экспедиции КНЦ УРО РАН (1999).

 

13.  Государственный архив Архангельской об­ласти. Ф.487. Оп.1. Д.47. Л.13.

 

14.  Шарапов В.Э.. Чувьюров А.А. Указ. соч. //НА ПКМ. С.16.

 

15.  Там же.

 

16.  Листова Т.А. Указ. соч. С.208.

 

17.  Мартюшева М. Г.  1909 г.р., п.Подчерье.Запись 1996 г.

 

18.  I Всероссийский съезд старообрядцев, при­емлющих брак. М.,1909. Сб.

 

19. Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. //НА ПКМ. С.17.

 

20.   Там же. С. 19.

 

21.   Там же. С.18.

 

22.   Там же.

 

23.  Иеродиакон Никон (Лысенко). «Фотиево» крещение славянороссов и его значение в пре­дыстории Крешения Руси // Богословские тру­ды. М.,1989. С.35.

 

24.  Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. //НА ПКМ. С.18.

 

25.  Булгаков СВ. Настольная книга для свяшенно-церковно-служителей. 4.2. М..1913. С.987.

 

26.  Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. //НА ПКМ. С.18.

 

27.  Булгаков СВ. Указ. соч. С.984.

 

28.  Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Указ. соч. //НА ПКМ. С.18.

 

29. Подробнее см.: Чувьюров А.А. Традиции и новации в семейной обрядности. С.30.

 

30. Там же. С.30-31.

 

31. Там же. С.31.

 

32. Там же. С.28-29.

 

33. Записано в 1997 г. в с.Покча Трсицко-Печор­ского района. Паспортные данные информанта не приводятся, так как на это не получено согласия.

 

34.  Агеева Е.А., Левашенко А.В.. Стефанович П.С. Странники-«познамы» Нижней Волги (по матери­алам полевых исследований 1995—1997) // Старо­обрядчество: История. Культура. Современ­ность. М.,1998. С.153—154.

 

35.  Записано в 1997 г. в с.Покча Троицко-Печорского района. Паспортные данные инфор­манта не приводятся, так как на это не получе­но согласия.

 

36.  Национальный архив Республики Коми.Ф.230. Оп.1. Д.195. Л.12.

 

37. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М.,1978, С.105, 218—221.

 

38. Попова Е.М. 1925 г.р., с.Керчомья; Кипрушева П.В. 1928 г.р., с.Керчомья. Запись 1999 г.

 

39. Булгаков СВ. Указ. соч. С.976.

 

40.  Булгаков СВ. Указ. соч. С.977.

 

41. Полевые материалы автора. Усть-Цилемский район Республики Коми. 1998 г.

 
А.А.Чювьюров
 
Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.9 - М.: 2005

 

Категория: Рождение ребенка, крещение | Добавил: samstar-biblio (2008-Апр-15)
Просмотров: 3109

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz