Реформы Никона затронули различные сферы религиозно-обрядовой жизни православной церкви, в том числе и такое важное таинство, как таинство крещения (1). Как отмечают исследователи, правке подверглись и литургические тексты (2), и сами обрядовые действия: наряду с полным погружением, в официальной церкви бытовала также практика крещения обливанием (3).
Исследования дореволюционных историков (П.С.Смирнов, Н.П.Ивановский) (4) показывают, что в различных старообрядческих толках и согласиях также произошли определённые изменения в обряде крещения. Среди старообрядцев-поповцев продолжала соблюдаться традиция дониконовской церкви - крещение новорождённых в купели, с полным погружением. Крещение производилось священником, и лишь в исключительных случаях (если ребёнок болел и существовала угроза его смерти некрешённым. а в данной местности старообрядческий священник отсутствовал) совершалось мирянами. На восьмой день (как и в дониконовской церкви) над окрещённым производилось миропомазание.
У старообрядцев-беспоповцев, в силу исторически сложившихся обстоятельств (прекращение института священства) реализовывались в практической жизни только те разделы служебников (требников), которые были предназначены мирянам на случай отсутствия священника. Таинство крещения совершалось в естественных водоёмах, а также на дому (в купели). Относительно возраста крещаемых у разных групп беспоповцев также существовали разные традиции.
Так, у русских старообрядцев Латгалии и Польши предписывалось крестить ребёнка только после того, как мать перестанет кормить его грудью, то есть приблизительно через 1.5—2 года (5). В Архангельской губернии, в Пинежском уезде, у старообрядцев-беспоповцев в середине XIX в. бытовала практика перехода в старообрядчество мужчин в преклонном возрасте, так как мужчины, связанные с отходничеством, находясь на заработках, общались с «никонианами», и тем самым возникала опасность «омиршления, осквернения святого Крещения» (6).
Аналогичная практика крещения в преклонном возрасте была распространена в странническом (бегунском) согласии. По этому учению, принявший крещение должен порвать всякие связи с миром антихриста, поэтому данное таинство совершалось в преклонном возрасте или перед смертью (7).
У старообрядцев-беспоповцев было принято совершать перекрещивание над желающими перейти из официального православия в старообрядчество: у поповцев присоединение к общине происходило посредством таинства миропомазания (8). Необходимость перекрещивания объяснялась тем, что «крещение в никонианской церкви не есть крещение, но паче осквернения, так как совершается еретическими священниками» (9). притом не по старым требникам, а как у «латынян» — обливанием» (10). В отдельных беспоповских толках (федосеевцы, бегуны) существовала также практика повторного перекрещивания при переходе к ним старообрядцев из других толков и согласий.
Как показывают современные этнографические исследования (работы Т.А.Листовой, О.М.Фишман, Э.Иванец и др.) (11), изменение церковных таинств, в частности, крещения, в разных старообрядческих группах имело свои особенности, которые определялись рядом причин: уставы согласий, контакты с нестарообрядческим населением, уровень грамотности руководителей общин — наставников. Этнографическое изучение современных коми старообрядческих групп (Верхняя и Средняя Печора, Верхняя Вычегда) (12) во многом подтверждает эти наблюдения и позволяет выявить некоторые общие закономерности в формировании старообрядческого таинства крещения.
Верхняя и Средняя Печора (Троицко-Печорский, Вуктыльский, Печорский районы).
Значительная часть населения этого региона в прошлом придерживалась старообрядчества (даниловский, федосеевский толки и странническое согласие). В настоящее время доля старообрядцев среди местного населения незначительна. Старообрядцы Печорского района и ряда деревень Вуктыльского района (п.Дутово, Лемты, Лемты-бож, Подчерье, Усть-Щугор) относят себя к «поморцам». Литературу и необходимые для богослужения предметы получают из Москвы, от московской федосеевской общины (Преображенское кладбище). Крещение и различные требы (погребение, отпевание) «по нужде» совершаются грамотными старухами, так как в настоящее время в этом районе нет ни одного наставника, рукоположенного на исполнение религиозных обрядов. Учение бегунов распространено в верхнепечорских деревнях, начиная от Возино Вуктыльского района до с.Покчи Троицко-Пе-чорского района.
Различия между поморцами и странниками (бегунами) по интересующему нас вопросу заключаются как в некоторых обрядовых действиях, так и в строгостях, налагаемых на окрещённых после совершения крещения: у поморцев окрещённый живёт среди своих близких, только должен питаться за отдельным столом (если домашние не старообрядцы) и из своей посуды, в то время как у странников он должен порвать всякие отношения с миром и «жить как монахи». В современном понятии это означает: не получать пенсию, под этим «ложным годом» (летоисчислением) не подписываться (не оформлять различных юридических документов), жить только под «верным именем» (полученным после крещения) и без фамилии. Пропитание себе странники должны или добывать личным трудом (от своего огорода) или получать как помощь от «благодетелей», то есть своих единоверцев, сторонников учения «истинно православных христиан», которые ещё не приняли крещения и живут в «миру».
По сведениям миссионеров, для совершения крещения на Среднюю и Верхнюю Печору приезжали старообрядческие наставники из Усть-Цильмы и Пижмы (13). После революции и гражданской войны контакты между усть-цилемскими и печорскими коми старообрядцами во многом стали носить эпизодический характер. Возможно, именно это явилось одной из причин того, что в ряде населённых пунктов (с.Соколово, Кожва, Щугор, Подчерье) крестить стали только взрослых. Сами информанты объясняют это тем, что «крещённые в младенчестве всё равно уходят в мир — растаптывают веру под ногами» (14). Встречаются другие объяснения: «Креститься надо только в 30 лет, потому что и сам Господь в 30 лет принял эту веру...» (15). Следует отметить, что аналогичные процессы в обряде крещения (перемена возраста окрешаемых) происходили также в ряде соседних регионов, в частности, на Верхней Печоре, в районах проживания русского старообрядческого населения. По мнению Т.А.Листовой, такая эволюция обряда крещения была обусловлена «невозможностью изолировать крещёного ребенка и соблюдать все предписания религиозной жизни, а также влиянием странников» (16).
Как говорят информанты, крещение совершали как над некрещённым, так и над желающими перейти из официального православия в старообрядчество. В ряде населённых пунктов (п.Дутово, д.Медвежская) продолжала сохраняться традиция крещения младенцев — если оба родителя являлись строгими, крепкими в вере старообрядцами. В настоящее время у старообрядцев Верхней и Средней Печоры крещение проводится наставником либо вдовыми пожилыми людьми, хорошо знающими традицию. Лиц совершающих крещение, здесь называют пыршысь (буквально — «тот. кто вводит в веру»).
Выбор крёстного в настоящее время определяется полом окрещаемого, и в дальнейшем крёстная — пернянь, вежанъ либо крёстный — парнаай, вежап считаются духовными наставниками окрещённого. Как правило, непосредственный выбор крёстного осуществляет пыртысь. Некоторые информанты отмечают, что допускается крещение с наречённым крёстным (когда сам крёстный по тем или иным причинам не может присутствовать на совершении крещения). Крещённому в старую веру пыртысь даёт новое имя по святцам, однако у поморцев крещёный в миру (в общении не со старообрядцами) живёт под прежним именем. Известны случаи, когда крестившемуся в зрелом возрасте новое имя не давалось (если его мирское имя встречается в святцах). Отказ от имянаречения в данной ситуации объясняется тем, что нередко крещёное имя (под которым проводится поминовение усопших) забывается, так как многие старообрядцы живут в мирских семьях своих детей, в отдалении от единоверцев.
У старообрядцев крещение регулируется специальным требником. В богослужебной практике местные староверы обычно пользуются «Потребником малым». Он предназначен «хотящим креститься» без православного иерея, то есть беспоповцам. Поскольку многие современные пыртыси плохо знакомы с канонической традицией, обряд крещения значительно упрощается (в частности, упускаются из обряда крещения «отрицание сатаны», «обещание Христу»). При этом некоторые информанты отмечают, что крещение без ритуала «отрицания сатаны» — это неполное покаяние, джын вера (полверы) (17). В прошлом печорские коми старообрядцы придерживались установленного среди беспоповцев правила — крестить взрослых только после сорокадневного поста (18). В настоящее время старообрядческие наставники также стараются производить крещение после окончания того или иного церковного поста, но строго не придерживаются сорокадневного срока (19).
Особенности обряда крещения определяются временем года. Зимой крещение проводилось в купели — деревянной бочке из сосновых досок с черёмуховыми ободами, поместному кантук, качка, диаметром 1 м и высотой 1,1 м.
Купель для крещения, с.Соколово Печорского района Республики Коми. Фото В.Э.Шарапова. 1993 г.
В настоящее время в ряде населённых пунктов в качестве купели при крещении используются различные ёмкости заводского производства: металлические корыта (не бывшие в употреблении), детские ванны. И взрослые, и дети крестились обнажёнными. Женщины перед крещением расплетали косы, распускали волосы. Для мужчин обязательным было наличие бороды и усов, «поскольку Бог создал мужчину с бородой и усами» (20).
Согласно установившейся после гражданской войны традиции, в купели крестили только стариков перед смертью и малолетних детей в случае тяжёлой болезни. Крещение совершали утром или вечером (с тем, чтобы не привлекать излишнего внимания). Купель обычно устанавливали недалеко от печки, чтобы «вода была потеплей». Купель наполняли водой из колодца, проруби или реки; в последнем случае, как отмечают некоторые информанты, воду обязательно надо было зачерпывать против течения. Воду носил сам окрещаемый, для младенца или больного (старика) — родители или крёстные. Купель, наполненная водой, троекратно окуривалась ладаном, а за неимением такового — смолой хвойных деревьев. При этом пыртысь трижды произносил молитву: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» Согласно чину крещения, вокруг купели необходимо ставить четыре свечи по странам света, однако на Верхней и Средней Печоре данное предписание обычно не соблюдается.
Старообрядческий наставник Самуил Андреевич Мамонтов (1905—1979) с женой Анастасией Фёдоровной, д.Медвежская Печорского района Республики Коми. Фото из семейного архива Е.С.Пастуховой. 1960-е годы
Крещение происходило следующим образом: левой рукой пыртысь закрывал рот и нос окрешаемого от попадания воды, а правую руку клал ему на голову и, читая крестильную молитву, совершал троекратное погружение окрещаемого в воду: «Крещается раб Божий, имярек. Во имя Отца— погружал. Аминь— поднимал. Сына— погружал. Аминь— поднимал. Святого Духа — погружал. Аминь— поднимал» (21). Непременным условием крещения было полное погружение, как говорили информанты: «Медым быд юрси котасяс, быд юрси вутш. — Чтобы каждая волосинка намокла, до самого корня». Лицо окрещаемого при совершении обряда должно быть обращено на восток, поскольку «на востоке Господь живёт» (22). Ребёнка из рук пыртыся принимала крёстная на покрытые полотенцем (синдон) руки. Затем она надевала на окрещённого крест, рубашку и нательный пояс — шнур, сплетённый из льняной нити, который называется по-разному: йи, вонь, вдньди. Сходным термином обозначался также пояс на сарафанах и рубашках.
Старообрядцы сохранили древневизантийские типы нательных крестов (22): у мужчин — четырёхконечной формы, женский — округлый, на лицевой стороне которых выгравирован восьмиконечный крест, а на тыльной — молитва «Да воскреснет Бог...». Наряду с медными нательными крестами, бытуют серебряные и деревянные. Последние традиционно изготовлялись для погребальной обрядности. Кресты изготовлялись местными мастерами или же приобретались в староверческих храмах. При этом у бегунов использовались только нательные кресты, изготовленные в кельях бегунов (в случае отсутствия такого креста в специальную формочку выливали воск и этот восковой крест носили до его замены крестом медным).
Крестильную рубашку обязательно готовит сама крёстная (крёстный). В прошлом её изготовляли из белого холста, с полами до колен, с широкими по локоть рукавами, без узоров, без ворота, с вырезом на груди, с двумя тесёмками-завязками. В настоящее время при крещении женщин в качестве крестильной рубашки используется льняная белая женская сорочка фабричного производства без узоров. Такая рубашка приобретается крёстной. Если на момент совершения крещения крёстная не успевала по той или иной причине приготовить крестильную рубашку, то она могла надеть на окрешаемую свою рубашку с условием, что позже всё же подарит ей крестильную(24). Обычай дарения рубашки, сшитой самой крёстной или же приобретённой ею на свои средства, бытовал в прошлом в православной церкви. Крёстный, согласно этим неписанным законам, дарил крестик (25).
После крещения пыртысь омывает руки над купелью и вытирает их специально приготовленным полотенцем. При крещении в один день нескольких человек купель обязательно наполнялась новой водой для каждого из них; крестить всех в одной воде считалось грехом, так как, по мнению информантов, человека, которого крестили в «старой воде», всю жизнь будут считать некрещёным. После крещения освящённую воду из купели выливают «туда, где никто не ходит» (26). Аналогичные предписания бытовали в прошлом и в новообрядческой церкви: «Вода из купели должна выливаться в какое-либо приличное, чистое место, которое не бывает попираемо человеческими ногами» (27). Как подчёркивают информанты, окрещённый в течение 8 дней не должен был омывать тело (за исключением срамных мест), «чтобы не смыть святость». При крещении больных их опоясывали полотенцем, при этом узел делался сзади, на спине. Одной рукой пыртысь придерживал за концы полотенце (примерно на уровне груди), другую руку клал больному на голову и, читая крестильную молитву, совершал троекратное погружение. В настоящее время обряд крещения в купели (при крещении больных) в ряде населённых пунктов претерпел определённые изменения: больного усаживают в корыто и, читая крестильную молитву, обливают 3 вёдрами тёплой воды.
По свидетельствам информантов, некоторые пожилые люди перед смертью принимали старую веру через крещение в проруби. Такое крещение, как правило, приурочивалось к празднику Крещения Господня. В прошлом в этот день в д.Аранец из разных селений на Средней Печоре съезжались оленеводы, желавшие принять старую веру. Недалеко от берега в неглубоком месте выдалбливали прорубь, вокруг которой расстилали оленьи шкуры. После освящения воды каждением пыртысь совершал троекратное погружение окрещаемых в ледяную воду (28).
В летний период обряд крещения совершался в естественных водоёмах. Крещение проводилось в р.Печоре, в местах со слабым течением. Информанты также подчёркивают, что «человека, жившего распутно, наоборот, необходимо крестить в местах с быстрым течением, чтобы стремнина унесла всё плохое — очистила от греха». Наиболее радикальные из старообрядцев предпочитали крестить в притоках Печоры, так как, по их мнению, «вода в Печоре нечиста — пэж, осквернена пароходами и мирскими». Поскольку настоящий чин крещения предусматривал крещение только в купели, то крещение в естественных водоёмах отличалось значительным разнообразием локальных вариантов.
В некоторых селениях крещение проводили с лодки: её ставили около берега, и после троекратного освящения воды каждением туда перебирался пыртысь. Окрещаемый входил в реку, подходил к корме лодки и складывал ладони на уровне груди. Пыртысь одной рукой брал окре-щаемого за ладони, другой покрывал его голову и, читая крестильную молитву, трижды погружал его в воду с головой. После этого пыртысь совершал омовение рук в реке (необходимость этого объясняют тем, что до совершения крещения человек считается нечистым — пэж) и вытирал их специально приготовленным полотенцем. Окрещённый выходил из воды, и крёстный надевал на него крест, рубашку, поверх которой повязывал пояс. Обряд крещения завершался в доме наставника, где читали приходившиеся на этот день молитвы и давали необходимые наставления окрещённому (29).
В других локальных вариантах лодка ставилась недалеко от берега, на якорь. Крещаемого, после освящения водоёма, препоясав, опускали на полотенцах в воду (полотенце длиною 1,5 м из белого полотна, «чистое» — не бывшее в употреблении) и. читая крестильную молитву, трижды погружали в воду. При этом крёстная(ый) держала за концы полотенца, а пыртысь придерживал голову окрещаемому. На берегу крёстная(ый) надевала на окрещённого крест, пояс, рубашку. Необходимость крещения с лодки объясняют тем, что после освящения вода в реке становится купелью и входить в неё пыртысю нельзя. По всей видимости, с подобными же представлениями связана такая разновидность обряда, когда пыртысь оставался на берегу, а крещаемый входил в воду и самостоятельно трижды (под соответствующие разделы крестильной молитвы) погружался в воду (30).
В ряде других локальных вариантов пыртысь и крещаемый, после освящения водоёма, вместе входили в воду. Пыртысь, читая крестильную молитву, троекратно погружал окрешаемого в воду. На берегу крёстная(ый) надевала на окрещённого крест, рубашку и пояс (31).
В некоторых селениях крещение совершалось в специально сооружённой загородке (идрдан): в дно вбивали берёзовые или ивовые колья в виде квадратной загородки, на которую натягивали новые сети — выль кулом. Перед крещением пыртысь троекратно кадилом освящал воду в загородке. После этого пыртысь опоясывал полотенцем окрещаемого. Узел завязывается сзади, на спине. Пыртысь держал за концы полотенце, и вместе с окрещаемым входил в воду лицом на восток. Придерживая левой рукой концы полотенца, пыртысь клал правую руку на голову окрещаемого и, читая крестильную молитву, троекратно погружал его в воду лицом вниз; по словам информантов, «окрещаемый при этом как бы совершал поясной поклон». После третьего погружения пыртысь подводил окрещённого к берегу и передавал концы полотенца крёстному, который выводил его на берег держа за полотенце. На берегу крёстная(ый) надевала на окрещённого нательный крест, рубашку, поверх которой завязывался нательный пояс. После этого пыртысь троекратно освящал окрещённого кадилом (32).
|