Книжница Самарского староверия Понедельник, 2020-Мар-30, 01:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Духовное образование [17]
Начетничество [9]
Просветительство. Школы [22]
Дети в храме [2]

Главная » Статьи » Духовное образование. Просвещение » Духовное образование

Панкратов Александр, иерей РПСЦ. О состоянии старообрядческого учебного заведения, организуемого при Митрополии в Москве *

Постановление об учреждении при Митрополии духовного учебного заведения было принято на Совете Митрополии после праздника святых жен-мироносиц 1996 года. Это, безусловно, необходимое дело является для нас новым и поэтому непростым.

 

Базой для данного учебного заведения послужила группа учащихся, молодых старообрядцев, проходивших обучение в художественно-реставрационном училище г. Суздаля Владимирской области. Общее число учащихся-старообрядцев доходило до восемнадцати человек. Они учились по общеобразовательным программам, а дополнительно изучали церковные предметы под руководством преподавателей-старообрядцев.

 

Из числа духовенства здесь деятельно участвовали о. Леонтий Пименов (Орехово-Зуево Московской обл.) и о. Иоанн Думнов (Владимир). Знаменное пение преподавал Михаил Федорович Никонов. Павел Владимирович Кисилишин занимался с учащимися основами церковного изобразительного искусства, в различных его отраслях. Из учеников Павла Кисилишина была создана экспериментальная группа, освобожденная от занятий по общим предметам.

 

Однако весной   1996  года прежний директор был отстранен от руководства училищем, а новый не был намерен продолжать  церковные  дисциплины.   Возник  вопрос: как быть с нашими учащимися, где и как им продолжать обучение? Так и  возникло уже упомянутое решение Совета Митрополии, согласно которому для группы Павла Кисилишина было выделено одно из помещений дома, возвращенного Московской Митрополии на Рогожском кладбище, куда Павел с учащимися вскоре и переехали на жительство и  учебу.

 

В настоящее время** число обучающихся - 11 человек: юноши и семь девушек, из приходов России, Украины, Молдавии, а также из Румынии. Здесь присутствуют священники из Румынии - о. Симеон из с. Камень и о.Симеон из с. Журиловки, чьи сыновья находятся ныне на обучении в Москве.    

  

Срок обучения установлен предварительно в два года, по его окончании молодой человек или девушка приобретает специальность преподавателя воскресной школы, с умением вести клиросную службу. Лекции по катехизису и началам богословия проводит священноиерей Михаил Лисицын, клирик Покровского кафедрального храма.*** Учащиеся занимаются также изучением церковного устава под моим руководством, основ христианского искусства и его реставрации под руководством чтеца Константина Бокарева. Занятия по церковному пению проводит Михаил Рожков,**** ученик о. Леонтия Пименова. Общее руководство осуществляет Павел Кислишин. Таким образом, благословение Совета нашей Митрополии постепенно претворяется в жизнь.

 

Какие затруднения возникли сегодня перед учебным заведением и каковы пути их преодоления?

 

Во-первых, проблема финансовая. Учащиеся существуют на средства родителей. Небольшой доход дают заказы на реставрации икон Еще пожертвования общин и отдельных лиц. Для питания употребляются продукты, привезённые учащимися с собою, а преподаватели питаются в столовой Рогожской общины. Никаких де¬нежных средств на содержание училища Митрополия в настоящее время не выделяет, преподаватели зарплаты не получают, работают добровольно, на общественных началах, хотя в постановлении Совета Митрополии предполагало из 8 %, выделяемых общинами на содержание Митрополии 1 % направлять на нужды учебного заведения. Представляется также желательным отдельное финансирование приходами направляемых в Москву учащихся, с тем, чтобы впоследствии они по завершении обучения в своих приходах приносили пользу.

 

Во-вторых, остро стоит проблема помещения. Уже сейчас желающих учиться больше, чем может реально вместить здание, находящееся в нашем распоряжении. Кроме того, состояние имеющихся площадей - неудовлетворительное, там требуется провести ремонт,  средств на который нет. Решение соборным разумом обозначенных здесь проблем позволит приблизиться к необходимому следующему этапу развития - получению Митрополией государственной лицензии на организацию официального училища. Тогда сможем иметь своё учебное заведение, подобно Новозыбковской архиепископии, которая, как известно, уже имеет учебное заведение с государственным статусом высшего, в котором обучается несколько десятков человек и  предоставляется бронь от призыва в армию. Наше училище постепенно может вырасти в Старообряческий Институт, подобный cyществовавшему в Москве до 1918 года.

 

В заключение позвольте обратиться ко всем участник» Собора с извещением, что наше училище принимает заказы на реставрацию ветхих и написание новых икон, изготовление и ремонт облачений и иных предметов церковной утвари. Этим Вы и украсите добротными святынями свои храмы, и поддержите жизненно необходимое для старообрядчества начинание.*

 

.

 

* Доклад был прочитан на заседании Всемирного Освященного Собора в  с. Белая Криница 12 ноября 1996 г.

 

** Осень 1996-го года.

 

*** К настоящему времени - бывший.

  

**** Ныне - священноиерей

Категория: Духовное образование | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-10)
Просмотров: 1072

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz