Книжница Самарского староверия Понедельник, 2020-Мар-30, 01:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Духовное образование [17]
Начетничество [9]
Просветительство. Школы [22]
Дети в храме [2]

Главная » Статьи » Духовное образование. Просвещение » Духовное образование

Лопатин Алексей, иерей РПСЦ. Опыт организации Старообрядческого духовного училища в Москве (конец XX в.)

На моей памяти идея создания училища появилась ещё в 1988 году. Тогда московской архиепископии было передано здание дома причта, находящееся в полуразрушенном состоянии. Его восстановление связывалось с организацией училища. Тогда казалось, что вот-вот и у нас появится своё старообрядческое училище. Но, к сожалению, время шло, а здание так и не восстанавливалось, и идея отодвигалась всё дальше. Не было и деятельного человека, который взял бы на себя всю работу по организации учебного заведения.

 

Тем временем, после долгих лет гонений в храмы стали приходить люди, желающие получить церковное образование и помогать Церкви. Да и открывающимся храмам требовались грамотные церковнослужители, иконописцы, реставраторы, архитекторы.

 

Важным событием стало открытие прихода в г. Суздале, где находилось Художественно-реставрационное училище. Благодаря тесному сотрудничеству между приходом и училищем, по предложению его директора Петрова Игоря Борисовича, в 1995 г. там была создана учебная группа из числа старообрядцев. Они были приняты без экзаменов и обучались по специальной программе, разработанной выпускниками этого училища Павлом Киселиши-ным и Феодором Кноковым. Духовное руководство взял на себя о. Леонтий Пименов (Орехово-Зуево), а затем о. Иоанн Думнов (Владимир). Группа учащихся состояла из 15 человек, приехавших, в основном, из ближнего зарубежья и Румынии. Все студенты получали стипендию, а преподаватели — зарплату.

 

Обучение шло по следующим предметам: церковное пение (преподаватель — регент Михаил Феодорович Никонов, Н. Новгород); иконопись (инок Алимпий) и основы церковного искусства (Павел Киселишин). Этот период истории училища можно считать наиболее плодотворным. Певческая группа побывала во многих приходах Подмосковья, показывая слаженное профессиональное пение. Студенты училища помогали восстанавливать приход в г. Владимире. А разработанные материалы и методики по каллиграфии, копированию икон и реставрации книг являются уникальными.

 

Но, к сожалению, в связи с тем, что особые права обучения старообрядцев не было оформлены юридически и среди не церковного преподавательского состава училища росло недовольство политикой директора по распределению выделявшихся из госбюджета средств, весной 1996 года директор училища И. Б. Петров был отстранён от руководства. Учащимся было предложено или обучаться на общих основаниях (теряя учебный год), или покинуть учебное заведение.

 

Совет Митрополии, состоявшийся после праздника св. Жен-Мироносиц (1996 г.) принял решение: выделить Павлу Киселишину и его ученикам одно из помещений в доме на Рогожском. Вскоре студенты переехали из Суздаля в Москву. Таким образом, возникла возможность применять ранее наработанные методические материалы уже на чисто церковной, старообрядческой базе.

 

В училище на Рогожском был установлен двухгодичный срок обучения; специальность, которую получали выпускники, была названа: «Преподаватель воскресной школы, с умением вести клиросную службу и знанием основ реставрации книг и икон». Лекции по началам богословия читал священник Покровскаго кафедральнаго собора Михаил Лисицын. Обучение церковному уставу проводил Александр Панкратов, реставрации книг учил Павел Киселишин, реставрации икон — чтец Константин Бокарев. Занятия по церковному пению велись под руководством уставщика из Орехово-Зуево Михаила Рожкова (ныне настоятель храма в г. Коломне).

 

Митрополия выделяла продукты питания и небольшие денежные средства, но фактически учащиеся существовали на средства родителей. Условия проживания были плохие, т.к. зданию требовался капитальный ремонт. Но, несмотря на видимые трудности, все были полны оптимизма и желания учиться. Между Учащимися и руководителем обучения Павлом Киселишиным за-Вязались доверительные отношения; всё училище было как одна Семья. Окормлял училище о. Михаил Лисицын, он же был и Духовником училища.

 

В 1997 г. Совет Митрополии начал выделять денежные средства на нужды училища, на которые покупались книги, выдава лась стипендия, была приобретена аппаратура для записи аудиокассет. В частности, был выпущен аудиокурс по церковному уставу, проработанному и прочитанному Александром Панкратовым. Также совет митрополии принял решение о начале сбора документов для лицензирования учебного заведения, т.е. придания ему официального статуса.

 

Свидетельство о регистрации устава училища было получено весной 1997 г., после чего Совет Митрополии образовал Учебный комитет в следующем составе:

-          епископ Зосима Кишиневский и всея Молдавии (председатель),

-          иерей Сергий Дурасов (секретарь),

-          иерей Евгений Чунин,

-          сотрудник митрополии Е.П. Роев.

 

В июне 1997 г. состоялись первые экзамены за 1996 / 1997 гг., которые показали хорошую подготовку учащихся.

 

В августе 1997 г. был назначен новый директор училища, иерей Алексий Лопатин. Набраны новые учащиеся на первый год обучения. Был расширен как список изучаемых предметов, так и круг преподавателей. Стали проводиться занятия по церковнославянскому языку (иерей Сергий Дурасов), по церковной истории (А.В. Езеров), читались лекции по истории христианского искусства (Феодор Кноков, преподаватель суздальского реставрационного училища).

 

Однако, появились новые трудности, на сей раз уже духовного характера. Иерей Михаил Лисицын стал проявлять шатания во взглядах на никонианство, и ввиду этого был отстранен как от кураторской, так и от преподавательской работы. Однако под его влиянием преподаватели по реставрации поступили на вечернее отделение Тихоновского богословского института. Вроде бы стремясь к получению знаний, они уже меньше времени уделяли училищу и, самое главное, на мой взгляд, они утратили интерес к преподаванию в Духовном училище. Учащиеся остались без опеки, оказались предоставленными сами себе, а поскольку рядом из старших подчас никого не было, у некоторых начались нарушения дисциплины, прогулы.

 

Однако, несмотря на всё это, занятия проводились. Хочется особенно отметить самоотверженный труд иерея Сергия Дурасова, который старался поддержать в учащихся интерес к учебе, организовывал поездки в библиотеки, а иногда старался помочь учащимся даже и личными средствами.

Весной 1998 г. состоялся первый выпуск Духовного училища. Девять человек получили Свидетельства об окончании, подписанные преосвященнейшим Митрополитом Алимпием.

 

И на этом, к сожалению, полноценное обучение закончилось. Летом начался капитальный ремонт здания, в котором располагалось училище, а к началу учебного сезона он закончен не был. Нового же места для училища не определили.

 

На Освященном соборе в октябре 1998 г. иерей Сергий Дурасов предложил перенести училище в здание бывшей церкви, находящееся в деревне Кузнецы неподалеку от его храма с. Андроно-во Московской обл., а также представил свое видение Духовного училища и процесса обучения в нем. Собор одобрил его программу и назначил его директором училища. Но и этому плану не суждено было сбыться. Здание, в которое хотели перенести училище, не было передано Церкви, а кроме этого нашлись и другие объективные причины, помешавшие этому проекту.

 

В свою очередь, на Рогожском в течение осени-весны 1998-1999 гг., как бы по инерции, проходили занятия по церковному уставу (вёл их Алексей Шишкин) и лекции по церковной истории, которые продолжал читать А.В. Езеров. Обучающихся было в разное время от трёх до пяти человек.

 

Хотя желание иметь полноценное духовное училище есть, и на Соборах и Советах Митрополии не раз об этом говорили, но практическими делами никто не занимался. Итог таков: на сегодняшний день учебного заведения при Митрополии РПСЦ нет.

 

Какие же можно сделать выводы?

 

Сначала о допущенных ошибках.

 

Первое. Мы сразу не определись, что мы хотели иметь: богословский институт, курсы уставщиков или реставрационное училище? Какие предметы обязательны, а какие можно изучать факультативно? И вследствие этого в программу были включены некоторые предметы, которые попросту отнимали силы и время.

 

Второе. Директор училища был приходящим, а не постоянным, который всегда бы находился на месте и оперативно решал возникающие вопросы.

 

Что же позитивного?

 

Во-первых, это приобретённый опыт. Отчасти печальный, но всё-таки нужный, ибо на ошибках учатся.

 

Во-вторых, сделаны наработки по программе обучения. Остались оригинальные  методики    частности,  методика обучения каллиграфии с успехом преподавалась в воскресной школе храма Тверской старообрядческой общины в Москве).

 

Наконец, хочется отметить ещё одну - и, может быть, самую главную пользу, которую принесло обучение. Почти все старообрядцы, кто проходил обучение как непосредственно в самом Духовном училище в Москве, так и в Художественно-реставрационном училище в Суздале, нашли себе применение в церковной жизни. На сегодня двое из числа обучавшихся стали священниками: это о. Владимир Гошкодеря (Оренбург) и о. Никола Паничев (с. Пилипы, Украина). Молодые ребята из Румынии — Павел, Василий и Иоанн — служат уставщиками у себя на родине. Несколько человек, окончивших курс реставраторов-краснодеревщиков, не только трудятся по своей специальности и помогают восстанавливать храмы, но еще и являются уставщиками: это Владимир Баранцев (Москва), чтец Анатолий Мухин (Орехово-Зуево) и чтец Евгений Лунин (Владимир). Некоторые девушки помогают в своих храмах, являясь уставщицами и преподавателями ВШ. Так, выпускница Духовного училища Валентина Синельникова преподаёт в ВШ в Старой Некрасовке (Украина). А некоторым девушкам из бывших учащихся Господь судил выйти замуж и стать «матушками». Это Елена Рожкова (Коломна, Московская область), Елена Бобкова (Микварово, Кировская область), Валентина Паничева (Пилипы, Украина) и Ксения Гусева (Москва). И это далеко не полный список имен бывших учащихся. Но и на этих примерах можно видеть, какую пользу нашей Церкви принесло обучение.

 

Возможно ли в ближайшей перспективе возрождение училища? Я думаю - да. И вот что для этого необходимо.

 

1.         Нужна инициативная группа преподавателей, которые бы взялись за это благое дело, разработав программы обучения и подготовив методические материалы.

 

2.         Нужно помещение, где будет располагаться учебное заведение. В нём обязательно должны быть общежитие с нормальными санитарными условиями, кухня, столовая, аудитория или классная комната, библиотека.

 

3.         Нужны  финансы.   И   как  наиболее  желательный  вариант финансирования - спонсорские взносы, но финансирование можно организовать и за счёт совместных средств — родителей и митрополии.

 

4.         Нужна регистрация учебного заведения, чтобы придать ему официальный статус, который поможет как в регистрации учащихся, если это будет в Москве, так и в выдаче дипломов общероссийского уровня.

 

5.   Надо определить место, где будет находиться учебное заведение. Лучше, если это будет Москва, т.к. здесь находятся основные музейные фонды, библиотеки, а в кафедральном соборе проходят ежедневные службы, на которых можно проходить практику, как устава, так и церковного пения.

 

Если эти минимальные условия будут выполнены, организация училища, несомненно, возможна. Надо только трудиться — ведь это наше общее дело, без которого немыслимо возрождение старообрядчества.

Категория: Духовное образование | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 1906

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz