Книжница Самарского староверия Понедельник, 2020-Мар-30, 01:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Духовное образование [17]
Начетничество [9]
Просветительство. Школы [22]
Дети в храме [2]

Главная » Статьи » Духовное образование. Просвещение » Духовное образование

Жилко Алексей, поморский наставник. Каунасская семинария в довоенный период

Текущие дела в Древлеправославной Церкви, как в Латвии, так и в Литве, стали причиной того, что было несколько подзабыто довольно важное событие в церковной жизни, которое произошло 70 лет назад, в 1931 году.

 

Именно в этом году в г. Каунасе Литовской Республики были открыты литовские духовные старообрядческие курсы. Первое упоминание об учреждении особых курсов при Высшем Старообрядческом Совете, т.е. о более менее систематическом образовании духовных лиц Древлеправославной Старообрядческой Церкви находим в трудах Первого Всепольского Старообрядческого Съезда. Доклад об учреждении этих курсов при Высшем Старообрядческом Совета делал Борис Арсеньевич Пиманов,один из известнейших деятелей Древлеправославной Церкви, основателя Высшего Старообрядческого Совета в Польше. Речь в его докладе шла о внешкольном образовании и воспитании молодого поколения старообрядцев, в том числе и образовательной подготовке духовных наставников. В его же редакции на Съезде была принята резолюция. Всепольский Старообрядческий Съезд единогласно постановил:

 

"Уполномочить Высший старообрядческий Совет учредить при Вилянской старообрядческой общине особого типа духовные курсы под наблюдением Высшего Совета для усовершенствования на них всех вновь избираемых духовных наставников, изучая, во-первых: ведение богослужения в Церкви и усвоение Правил Святых Отцов, во-вторых: ведение метрических книг и гражданского состояния и усвоение гражданских законов и в-третьих: усовершенствование преподавания Закона Божия в правительственных школах согласно установленному образцу и программе. Кроме того, Съезд постановил: допустить на эти курсы всех духовных наставников, желающих преподавать Закон Божий в школах. Организацию курсов и разработку программ поручить Высшему старообрядческому Совету".

 

Но об открытии и о работе каких-либо духовных старообрядческих курсов непосредственно в г. Вильнюсе (Вильно) сведений нет. И только с 1 апреля 1931 года курсы, о необходимости которых говорилось на Всепольском Старообрядческом Съезде, были открыты Центральным Старообрядческим Советом Литвы в г. Каунасе. И, скорее всего, они были открыты независимо от Высшего Старообрядческого Совета в Польше.

 

Об этом можно судить, по крайней мере, исходя из списков делегатов, которые принимали участие на 1-ом Всепольском Съезде. Из 87 участников-делегатов, представителей Каунасской старообрядческой общины там не находим. Почему произошло именно так?

 

Известно, что г. Вильнюс в 30-е годы прошлого столетия был на Польской территории. В Польше было организовано 48 старообрядческих общин и проживало около 80 тысяч старообрядцев. Каунас исторически всегда был в составе Литвы и всегда считался столицей Литвы. В 30-е годы в Литве было организовано 53 старообрядческие общины и проживало 35 тысяч старообрядцев.

 

Возможно, географический фактор территориального расположения сыграл не последнюю роль в выборе конкретного места работы старообрядческих курсов. Очевидно, в Каунасе нашлись свои сильные старообрядческие кадры, которые на практике могли решать организационные вопросы об устройстве церковной жизни. Именно им выпала доля воплотить в жизнь идею создания старообрядческих духовных курсов.

 

Но основная и существенная причина была та, на которую указывал Иван Алексеевич Прозоров, заведующий литовскими духовными старообрядческими курсами, автор капитального труда "История старообрядчества". Он писал: "Во всех государствах отношения к старообрядцам весьма благожелательны, но особенно много оказано внимания в Литве, где правительство помимо субсидий Центральному старообрядческому Совету отпустило средства на устройство Литовских духовных старообрядческих курсов, каковые были открыты 1 апреля 1931 года и существуют поныне. Такое внимание литовского правительства к старообрядцам было ими оценено и признательность их весьма велика".

 

Итак, субсидии государства Литвы был решающим фактором в создании курсов в г. Каунасе. Курсы имели право юридического лица, в их распоряжении имелась круглая печать диаметров в 33 мм. На этой печати изображена зажженная на подсвещнике свеща, по кругу печати надпись на литовском языке: "Летавос сетику вашиту курсаиту", что в переводе: "Литовские высшие старообрядческие курсы".

 

Как известно, много трудов положил в организации старообрядческих курсов лично Прозоров. Он был заведующим курсов, кроме этого он специально для слушателей создал два капитальных труда: уже упомянутый труд "История старообрядчества" и богословский сборник "Катехизис".

 

Из дошедших до наших дней номеров журнала "Вестник" Высшего Старообрядческого Совета в Польше мы можем реально представить себе всю историю курсов.

 

Оказывается, на курсы был объявлен выборочный конкурс, в результате которого были определены самые подготовленные люди. Из 39 человек, подавших заявление, на духовные курсы приняли 18 человек постоянных слушателей и 5 вольнослушателей. Правда, неизвестно, кто были эти слушатели, каковы были их цели посещения курсов. 2 апреля 1931 года был отслужен торжественный молебен, по окончании которого были произнесены торжественные речи.

 

Известно и о распорядке дня слушателей курсов. Так, в 6 часов они вставали, до 6.30 умывались и убирали кровать, до 7.30 была молитва, до 8 завтрак, с 8 до 11 - занятия по солевому пению, обед был в час дня. В 15.00 слушатели шли в школу на уроки. Сами занятия в зимнее время проходили в народной школе в Каунасе по ул. Ширвинту, а летом - в доме общинного общежития на нижнем этаже. В школе по духовной части на курсах изучались следующие предметы: церковно-славянский язык, История Церкви Христовой, Библия, Катехизис, Церковный устав, Кормчая - это свод правил и постановлений Соборов церковных, церковное солевое пение. По гражданской части наук слушателями изучались следующие предметы: русский язык, литовский язык, география, история Литвы и Всеобщая история.

 

С 1932 года были введены дополнительно следующие предметы: латинский язык, немецкий язык и математика. В праздничные дни слушатели посещали молитвенный храм, для них были организованы каникулы летом и на Рожество Христово.

 

На практике оказалось, что не всем им было по силам освоить преподаваемые предметы. Так, после каникул 20 апреля 1932 года на курсы вернулось 15 человек. И это количество оставалось до завершения курсов. Слушатели курсов устраивали выставки, духовные концерты, экскурсии, издавали журнал "Китежград", редактором которого был будущий наставник Элмарской общины отец Иосиф Иванович Никитин.

 

Министерство народного просвещения Литвы разрешило ввести в обучение дополнительный курс - занятия начались с 1 сентября 1932 года и длились до 14 декабря 1933 года. В завершение курсов были устроены экзамены по всем предметам, кроме того, по проповедничеству, педагогике... Окончившими курсы были признаны 14 слушателей: Абрамов, Воробьев, Каштальянов, Колесников, Макаров, Минкевич, Никитин, Кондратьев, Ранцев, Стрелков, братья Терентьевы.

 

С двоими из них, с наставником Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО) отцом Ионикием Тихоновичем Абрамовым и духовным наставником Каунасской старообрядческой общины отцом Иосифом Ивановичем Никитиным, докладчик имел счастье быть знаком и несколько лет с ними сотрудничал.

 

Рассматривая журнал "Вестник Высшего Старообрядческого Совета Польши" за 1931 год неожиданно находим статью Ивана Ваконьи, будущего духовного наставника РГСО, "Двухлетние духовные курсы". Иван Ульянович Ваконья был незаурядной личностю, знатоком солевого пения, он - издатель "Пособия по знаменному пению". Его, несомненно, интересовало старообрядческое образование, и поэтому он изучал опыт Каунасской семинарии. Статья эта небольшая и есть все основания привести ее полностью, сохраняя оригинальный стиль автора.

 

"За полтора года итоги вновь открытых курсов в городе Коуне оказались довольно хорошие. Слушатели относятся к делу науки серьезно и стараются сколько могут. Некоторые из-за трудностей в преподавании уже оставили науку, но в замену им поступили новые лица, более сильные. Программа курсов весьма обширна и равняется четырем классам литовской гимназии. Богословские предметы входят в программу, начиная с первого года: Библия, Ветхий Завет, История Церкви Христовой, Катехизис, Славянский язык. Во втором году - История старообрядчества, Церковные уставы, Практическое составление проповеди, Новый Завет, Методика преподавания Закона Божия.

 

К сожалению, нет соответствующих учебников, а которые существуют - слабы и для серьезного преподавания недостаточны. Пришлось перепечатать учебники отца Карагиновича, составить Катехизис, дополнить "Историю Церкви" Яксанова. Отпечатали эти учебники на гектографе. Исполняющий обязанности курсов был занят составлением учебников по истории старообрядчества. Славянский язык преподается два раза в неделю. Кроме практического чтения и письма вводится грамматика. Взята древняя грамматика неизвестного автора под названием "Грамматика Иоанна Дамаскина". А у учеников на руках один из довоенных учебников.

 

Проходит преподавание наук медленно, но основательно. Так как слушатели проходят грамматику русского языка и литовского, прохождение грамматики славянского языка не составляет особых трудностей для учеников, и она осваивается довольно легко. Замечено, что прохождение славянской грамматики помогает лучшему усвоению грамматики русского языка. В славянском языке курсанты легче разбираются и лучше его переводят. Жаль только, что пока нет своего старообрядческого учебника грамматики, но есть надежда, что со временем этот пробел будет восполнен".

 

Как видим, одни и те же проблемы, которые были в Древлеправославной Поморской Церкви в недалеком прошлом, и сегодня стоят перед нами. Но литовские старообрядческие курсы, или в просторечии Каунасская семинария, имели очень большие преимущества. Преимущества заключаются в плане материальном. Они были организованы и существовали за счет государственных средств. Отсюда и недолгий срок их существования - поменялось правительство в государстве после очередных выборов - и субсидий не стало. Договориться с новым правительством не удалось.

 

И скорее всего реальное отсутствие средств не позволили в дальнейшем развить важное для старообрядцев систематическое духовное образование наставников и причетников. Но опыт существования Литовских духовных старообрядческих курсов очень важен для всей Древлеправославной Поморской Церкви. Этот опыт подлежит всестороннему изучению для того, чтобы сегодня создать нечто подобное. В настоящее время у Центрального Совета имеются некоторые предпосылки для возобновления духовного опыта открытия духовных старообрядческих курсов.

 

о. Алексий Жилко, духовный наставник Даугавпилсской Новостроенской

старообрядческой общины (Латвия)

Категория: Духовное образование | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 2040

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz