Накануне начала учебного года прошли заседания Учебного совета и педсовета Московского Духовного училища, на которых обсуждались вопросы совершенствования образования, были утверждены важные изменения, сообщает Портал "Правда Старой Веры". В Училище появился новый завуч. Вместо Валентины Алексеевны Синельниковой, которая переехала на жительство в Санкт-Петербург, на эту должность назначен Алексей Владимирович Муравьев, один из преподавателей Училища.
Мы встретились с ним в перерывах между занятиями и задали несколько вопросов.
- Алексей, как прошел набор на первый курс? Удовлетворен ли ты результатом приемных испытаний?
- Набор на первый курс прошел в пределах ожидаемого. На очное отделение подано десять заявлений, но пока зачислено только пять студентов. Дело в том, что одни едут из-за границы, у других трудности с отъездом. Все идет к тому, что мы будем проводить второй тур экзаменов – вместе с заочным отделением.
На заочное же отделение подано гораздо больше – более 20 заявлений, а вступительную сессию пока сдал один человек заранее. Так что мы ожидаем как на очном, так и на заочном фронте тяжелой (но и отрадной) работы.
- Откуда в Москву едут учиться, а откуда – нет? С чем это может быть связано?
- Помимо разных краев России (Ставропольский край, Красноярский край, Нижний Новгород, Казань) у нас абитуриенты из Украины, Молдавии, Белоруссии, Румынии и Болгарии. Пока что, к нам не приезжают из-за океана, но в будущем надеемся увидеть студентов из Австралии и Америки. Ведь в этих странах много наших староверов-поповцев. Так что круг земель, откуда едут учиться на Рогожское, расширяется. Пока, например, в училище совсем не представлен Дальний Восток, Алтайский Край. Это связано, на мой взгляд, прежде всего с недостаточной информированностью. Ведь в основном детей посылают учиться к нам духовные отцы. Те, кто доверяет Рогожскому, руководству Училища – те посылают. Но многие до сих пор смотрят с опаской. Этому способствуют и распространяющиеся нелепые слухи о том, что «в Училище проблемы». Спешу заверить: никаких таких «проблем» у нас с Училище нет. Есть обычная учебная и человеческая жизнь. Я очень надеюсь, что после Освященного Собора, когда многие проблемы церковной жизни будут обсуждены и мы выйдем на их решение, такое недоверчивое отношение уйдет в прошлое.
- Почему на заочное отделение заявлений подано больше, чем на очное?
- Ну, это обычное дело. Взрослые люди, которые бы хотели получить духовное образование, работают, у многих семьи, которые надо кормить, многочисленные общественные обязанности. Им, разумеется, удобнее приезжать на лекционные марафоны и сессии.
- Есть ли среди абитуриентов клирики нашей Церкви? Насколько обязательно духовное образование для священников?
- Да, есть чтецы и дияконы. Священники пока еще не считают нужным проходить курс Училища, да, может, в такой форме это и не нужно. Мы работаем над этим вопросом. Те священники, которые захотят повысить свою христианскую грамотность или заняться церковной наукой, смогут, я думаю, в скорости сделать это на своеобразных курсах, вроде ФПК. Но это дело ближайшего будущего. Для нашего священника желателен высокий уровень знаний в церковном предании. Ведь в Церковь сейчас приходит множество людей, которые задают подчас сложные богословские вопросы.
- Появились ли в программе этого года новые предметы?
Да, в этом году мы ввели ряд новых предметов по сравнению с предыдущими годами. Был введен курс старообрядческой литературы… Также мы решили читать отдельным курсом старообрядческую апологетику. Ведь надо обобщать опыт апологетов былых времен – Варакина, Зеленкова, Мельникова… Да и в наше время представители других конфессий нередко ставят вопросы, на которые мы должны уметь отвечать. Курс устава дополнен курсом исторической литургики. Мало знать, какой тропарь положен на вечерне или павечернице в тот или иной день. Наши ученики должны грамотно объяснить, как сложилось христианское богослужение, как возникли те или иные чинопоследования, в чем отличие нашего древлеправославного богослужения от никонианского или иного.
Кроме того, в стадии обсуждения находятся несколько новых курсов – это история русского языка, история новообрядчества, ряд библейских спецкурсов.
- Не было ли желания познакомиться с организацией обучения в РДЦ?
Да, такое желание есть и мы частично уже представляем себе, как оно было организовано там в прошлые годы. Среди наших преподавателей есть и те, кто учился в духовных школах РДЦ. Однако, там, как и везде, что-то меняется, что-то улучшается. Я надеюсь, что наши развивающиеся отношения добрососедского диалога найдут выражение и в контактах учебных заведений нашей Церкви и РДЦ.
- Как решаются вопросы развития Училища?
- Трудно. Их на самом деле довольно много. Тут и помещения, нуждающиеся в ремонте, и нехватка оргтехники, и библиотека в стадии формирования, которая требует доукомплектации книгами по истории староверия. Возможно, мы будем искать способов разрешения проблем через создание Попечительского Совета. Впрочем, это только один из возможных путей. Училищу нужна разнообразная помощь, и мы не отказываемся ни от каких предложений.
Кроме того, Училищу сейчас очень нужен начальный период времени для спокойной работы, чтобы мы смогли «набрать обороты». Чтобы Училище смогло начать ритмично выполнять свою главную задачу – готовить уставщиков, учителей и воспитателей воскресных школ, растить старообрядческую интеллигенцию. От этого зависит будущее нашей Церкви. А там, глядишь, когда-нибудь дойдет дело и до воссоздания Старообрядческого Института с полноценной церковной наукой.
Портал "Правда Старой Веры"
|