Алексей Муравьев,
Преподаватель, религиозный обозреватель, РПСЦ
Что знают о нас люди? На этот вопрос придется ответить кратко: очень мало, а что знают - скорее всего, неверно. На нашей памяти попы РПЦ МП потчевали свою паству разными отравленными яствами - миссионерскими "байками из склепа". Остатки этих вредоносных яств нередко подаются СМИ подобно осетрине "второй свежести".
И люди верят этим историям... В целом наше общество - это информационный рынок. За интерес приходится бороться почти на уровне рекламной конкуренции. В этом смысле староверы - "нераскрученная" марка. Ведь в древлеправославии так много интересного - древнее пение, одежда, обычаи... Не говоря уже о патриархальном быте. Впрочем, последнее - на любителя. Молодежь наша, увы, более падка на новомодное и лишь небольшая ее часть любит "нео-классику" или стиль "аутентик" (всякий лен, мешковину и т.д.).
Причины этого понятны – староверие – это не «мэйнстрим», не что-то общеобязвательное. Оно находится почти на уровне экзотики. Ведь нишу с надписью «православие» уже не занять – в ней разместились никониане. Присоседиться к ним - на мой взгляд, безнадежное дело. Остается только искать свою нишу.
Наша Церковь всегда отличалась именно русскостью и отказом от советского наследства и этим выгодно отличалась от речей МП-шных деятелей, повязанных с системой руками и ногами. Старообрядцам позволено пока многое, так что надо стать защитниками униженной и оскорбленной нации, следует видимо подчеркнуть единство русских на всем пространстве бывшей большой России (или бывшего СССР). Да и во всем мире. Русские - это не только россияне, это больше.
Ведь именно красота и древность - вот наши русские ориентиры. Нам постоянно твердят, что надо следовать за иным - <прагматичностью и новизной>. И вот наша Россия застряла между устремленной ввысь красотой и древностью и тянущей к земле практичностью и новизной. И вот тут староверы могли бы сказать свое веское слово и прозвучать.
Староверы не должны прятаться от людей - их очень ждут в обществе. Но я хотел бы сказать об одной опасности: иногда от нас ждут каких-то колдовских рецептов, панацеи от той духовной болезни, которой больна Россия. Но у нас панацеи нет.
Староверие - это путь целостного мировоззрения, не расщепленного социально. Именно об этом мы должны говорить обществу - слишком долго нас пичкали барской, дворянской "высокой" культурой. Пора вернуться к народу.
Итак, говорить должны во-первых начетчики, которые знают нашу традицию и владеют информацией. Говорить надо там, где есть аудитория. Прийти на завод и, пытаясь перекричать грохот станков, говорить о высокой культуре - бессмысленно. Нужно искать те области культуры и жизни, в которых у людей не зашорены глаза, не заткнуты уши.
Андрей Езеров,
Преподаватель истории духовного училища, публицист, РПСЦ
Отношение «внешних» к Старой вере и старообрядцам, в общем-то, неоднородное (как неоднородны и сами «внешние»- общество). Если уж не большая, то, по крайней мере, весьма значительная часть оных воспринимает Староверие и древлеправославных християн как нечто дремучее, «давно отжившее», дикое, брутальное, архаичное: «Это какие-то, типа чудики, там, в тайге, жили или, быть может, даже ещё и живут, рыбу ловят, ну, там, «охотятся на лосей» или даже на «заблудившихся в тайге охотников» (цитата из одной статьи о сибирских старообрядцах), а вот до огородничества небось всё ещё не доросли…»,- примерно так должно быть выражено мнение среднего обывателя, бывшего простого советского человека.
Если этот обыватель ещё и «православный», слушает радио «Радонеж», читает житие «старицы Матроны» и газету «Благодатный огонь», возил свою внучку «для исцеления от страсти блуда» к старцу игумену Викторину, то его отношение к старообрядцам, наверняка, гораздо хуже. Он полагает, что староверы вместе с жидами сделали революцию, убили старца Григория, царя-мученика и его августейшее семейство. Вместе с Разиным и Пугачевым, жидо-большевиками и Горбачёвым способствовали крушению Российской империи. Если они читали труды «святителя» Димитрия Ростовского, то, чаще всего, полагают, что «раскольники едят детей» и прочее в том же роде. Короче, отношение должно быть (обычно и бывает, есть) самое что ни есть негативное.
Впрочем, есть прослойка людей, считающих старообрядцев представителями «одной из традиционных конфессий России», в чём-то «близких Православию»… Если представитель этой прослойки интересовался науч-попсом или поэмами М. Волошина, а то и творчеством А. Г. Дугина или Б.А. Успенского то, вполне возможно, отношение его будет ещё лучше.
Что делать? Со второй, «православной» категорией работать практически бесполезно и бессмысленно. С прослойкой куда сложнее, т.к. там немало людей сочувствующих, но… Но, это Кириллов, Мельников и Усов могли на равных быть с богемой, это епископ Михаил(Семёнов) смог бы увлечь нацболов…
Что же мы можем предложить им? Замшелой антикоммунистической риторикой можно купить сейчас лишь дебила, а либеральными идеями увлечется разве что эмбицил или же наоборот завзятого и циничного негодяя, типа Гайдара.
Немногое мы можем предложить интеллектуальной элите, а при нынешнем духовном руководстве так почти что и ничего. Увы! Одна надежда, что хоть кто-то из них дойдет до «первоисточников»: «жития Аввакума», «Ответа православных» св. дьякона Феодора, «Блуждающего богословия» Ф.Мельникова и т.п. и т.д. Так что, главная надежда на постепенное просвещение «людей-овощей»! Дело это трудное и неблагодарное, но, не такое уж и безнадёжное, как то кажется на первый взгляд. Уж очень их много - кто-то, чай, да попадётся в апостольские «сети рыбарей».
Поэтому есть надежда, что хотя бы небольшая часть публики взыскует о чём-то высшем, чем тот попсовый вариант религии, который им так грубо навязан. К тому ж «официальные попы» часто забываются, и их развязные наглость, хищность, грубость и амбициозность начинают уже претить людям. Тут бы и проявиться Древлеправославию!
Леонид Блехер,
сотрудник социологического фонда "Общественное мнение"
С точки зрения социологии первейшей задачей современного старообрядчества является его внутренняя консолидация. Огромное количество потомков староверов сегодня почти забыли о вере своих отцов. Духовные центры некогда бывшие мощными церковными образованиями сегодня пустуют. Думаю старообрядческой Церкви в первую очередь стоит заниматься этими людьми. Они – наиболее восприимчивая среда. Проповедь в среде бывших старообрядцев может принести наибольшие плоды и не требует таких затрат как в других группах населения. Поэтому нужно вести разъяснительную работу, заниматься просвещением.
В ходе церковного развития важно избежать маргинализации Церкви. Хотелось бы больше трезвомыслия, контактов с наукой. Нельзя допустить чтобы в старообрядческой церкви появились нездоровые группы или культы подобные распутинофилам или царебожникам РПЦ МП.
На мой взгляд сегодня были востребованы старообрядческие публицисты. Они должны говорить и писать не только на церковные, но и на социальные, общественно-политические темы. Знаковые проблемы дня должны находить отклик в старообрядчестве и оно должно реагировать на них. В том числе нельзя дистанцироваться иот общегосударственных вопросрв. Старообрядчество должно иметь свое позитивное, конструктивное мнение по основным проблемам бытия нашей страны.
Как показывают цифры сегодня около 1,5 миллионов наших сограждан еще помнят о том, что их предки были старообрядцами. Думается необходим план работы с этими людьми. Нужна программа солидаризации старообрядчества, создание привлекательного образа для остального общества. Только так можно вернуть Старой Вере былую востребованность.
С.К. Климова,
Институт Социологии Российской Академии Наук.
Кажется, сегодня многие люди готовы прийти в Церковь. Но они бояться зайти в храм. Потому как многое не знают, не могут, не умеют. Задача Церкви корректно помочь им. Научить, показать. Надо постараться создать тропинки, по которым люди могут прийти к храму. Здесь многое зависит не только от работы центральных церковных органов, а от работы на местах. В каждом конкретном храме, в каждом конкретном приходе и общине. Нужно учиться созидать нормальные человеческие события. Уметь привлекать людей положительным примером из жизни общины или старообрядческой семьи. Хотя бы то, что в старообрядчестве нет таких распространенных страстей как курение или наркомания, должно стать важны фактором привлекательности Церкви.
Еще одним важным фактором развития, как уже говорилось, является внутренняя консолидация. Общение христиан-старообрядцев не должно замыкаться только в рамках уставного богослужения. Нужны съезды, соборы, общественные мероприятия которые помогут объединить людей на совершение важных и полезных дел.
|