В «Ветхом Завете» можно найти не два, а целый десяток законов, а то и больше:
1) закон нравственный;
2) закон обрядовый;
3) закон юридический;
4) обязанности священника;
5) закон семейный;
6) закон общественный;
7) закон о праздниках;
8) закон земельный;
9) закон о женщинах;
10) закон о болезнях и тому подобное.
Для изучения Библии такие деления полезны, но для исполнения безполезны. На сколько категорий вы не делите закон, обо всех их сказано, что они подлежат безусловному исполнению. И даны на вечные времена: названы вечными как десять заповедей, так и обрезание (Быт., 17:7), и пасха и кущи, и прочие праздники (Лев., 16:31; 23:21, 31, 41), и о жертвоприношениях и о всем вообще законе сказано, что подлежит проклятию тот, кто не будет исполнять его (Втор., 27:26). Это с одной стороны, а с другой: апостол Павел считает весь Моисеев закон отмененным, — вернее сказать замененным Новым Заветом, верою во Христа. Он не делает исключения ни для десяти заповедей, ни вообще для так называемого вами нравственного закона. Он говорит, что закон для нас умер, и мы свободны от него, как свободна жена от супружеских обязанностей по смерти мужа, и имеет право выйти за другого. Так и мы по смерти Ветхого Закона приняли Новый — веру во Христа, Благодать Божию, Новый Завет. И это нам заменяет закон (Рим., 7:1–6)».
Адвентист: «Но десять заповедей не подлежат не только отмене, но и исправлению. А потому апостол Павел под «субботой» не мог разуметь субботу четвертой заповеди и назвать ее тенью».
Я спросил: «А если кто исправит какие-нибудь из этих заповедей, хотя бы для усовершенствования их, чему он подлежит»?
— Он не вкусить от древа жизни, — ответил адвентист. — Он изменил шестую и седьмую заповеди для их усовершенствования, которые, казалось бы, не нуждаются ни в каком усовершенствовании. Он сказал: «Вы слышали, что сказано древним (на скрижалях): «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на своего брата напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака (пустой человек) подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф., 5:21–28)».
— Значит, по вашему, сам Христос не вкусит от древа жизни, не наследует жизни вечной и Царствия Небесного — возразил я. — Ведь Он изменил некоторые из десяти заповедей. Но этого мало. Он поставил десять заповедей на одну доску с юридическими постановлениями, или, выражаясь по вашему — с обрядовым законом. После исправления упомянутых заповедей, Он тут же исправил и закон о браке, и заповедь о клятве, и закон о возмездии: око за око, зуб за зуб (Мтф., 5:31—40). А заповедь о субботе Он прямо заповедал нарушать, повелев исцеленному при купели совершать в субботу обычный будничный труд, а также и в других случаях, о чем мы уже говорили.
А потому апостол Павел имел полное основание отнестись к субботе, так же как и ко всем иудейским праздникам, назвав все это тенью: предметами несуществующими и ненужными.
Адвентист сказал: «Вы все толкуете, что Ветхий Закон отменен весь, не исключая и десять заповедей. А Христос напротив подтверждает закон пророков и заповеди. Он прямо сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.» (Мтф., 5:17–19). Значит и заповедь о субботе должна исполняться. Вы что скажете на это»?
Я ответил: «Христос, действительно пришел не нарушить или не преступить и не преступил ничего из Ветхого Закона. Он принял и обрезание, Он вкушал опресноки, ходил в Иерусалим на праздники. А уж о десяти заповедях и говорить нечего. Он вообще исполнил все, что требовал Ветхозаветный Закон. Но это еще не значит, что и мы, христиане, обязаны буквально исполнять весь Ветхий Завет. Также нельзя понимать буквально, что ни одна иота или черта из закона не должна остаться неисполненной, и кто нарушить хотя и малую заповедь Ветхого Закона, тот не будет виновен. Иначе, если понимать буквально, то виновным окажется и сам Спаситель исправивший некоторые заповеди. Придется признать виновным и апостола Павла, который неоднократно повторяет, что Ветхий Закон необязателен для всех христиан.
Тогда необходимо будет совершать и обрезание, есть на Пасху только опресноки, праздновать все иудейские праздники, в том числе и субботу, приносить кровавые жертвоприношения и прочее.
Но оное изречение Христа надо понимать не буквально, а в том смысле, что весь Ветхий Завет, все его постановления и заповеди, были только тенью или прообразом будущего Нового Завета, в котором мы живем. В нем они и должны исполняться в подлинном виде. Например, в Ветхом Завете был Храм, разделявшийся на три части: и наши храмы в Новом Завете делятся на три части, — вместо святое святых — алтарь, а остальные две части для народа.
В Ветхом Завете было священство по чину Ааронову в трех чинах иерархии: архиерей, священники и левиты: и в Новом священство по чину Мельхиседека тоже в трех чинах: архиерей (или епископ), священники и диаконы. Тогда приносились в жертву Богу ягнята, телята и другие животные: теперь приносится Богу бескровная жертва в виде хлеба и вина, тело и кровь Христовы. Тогда кровавые жертвы приносились только в Иерусалиме; а теперь приносится по всему миру бескровная жертва. В Ветхом Завете были херувимы, перед которыми молились, в Новом — изображения Христа Бога и святых Его. В Ветхом — обрезание: в Новом — крещение. В Ветхом миропомазывали только священников и царей: в Новом — всех христиан, так как в известном смысле Спаситель сотворил нас царями-иереями Богу и Отцу Своему. В Ветхом — суббота: в Новом — воскресение. В Ветхом сказано: не убивай, а в Новом — даже не гневайся. В Ветхом сказано: не прелюбодействуй, а в Новом — даже не смотри с вожделением и прочее и прочее.
Можно такие перечисления вести без конца. Сказать кратко: исполнением всего Нового Завета, всех церковных установлений мы исполняем весь Ветхий Завет, бывший прообразом Нового. Самое же главное: мы должны исполнять его любовью к Богу и людям. Ибо в этих двух заповедях заключается весь закон и пророки, как сказал сам Спаситель, «кто любит Бога и ближнего, тот исполнил весь закон», — говорит Иоанн Богослов. Отношения Ветхого и Нового Завета можно объяснить таким наглядным примером. Вот перед нами дерево — яблоня. Корень и ствол это Ветхий Завет, а листья и плоды — Новый. Есть следует только яблоки. Но если бы кто вместо яблок стал есть корни, то он только повредил бы свое здоровье. Так и тот, кто руководствуется Ветхим заветом, вредит здоровью своей души. Но если бы кто стал утверждать, что корни яблони нам не нужны; нам нужны только чистые и вкусные яблоки, и стал бы обнажать и уничтожать корни, то он совершил бы преступление: погубил бы всю яблоню и самые плоды. Новый Завет питается Ветхим как плоды корнями. Но это не значит, что мы должны исполнять Ветхий Завет: питаться корнями. Весь смысл яблони в плодах. Весь смысл Ветхого Завета — в Новом. Исполнением последнего мы исполняем и первый.
Так нужно понимать и изречение Спасителя, что ни одна иота из Закона не останется не исполненной, и что нельзя нарушать и малейшей заповеди. А не так буквально как вы толкуете, что все сказанное в Старом Законе о субботе должно быть исполняемо буквально, не взирая ни на что. Это ваше толкование тем более неверно и неубедительно, что вы и сами не исполняете все заповедания Божии о субботе».
— Как не исполняем? — возмутился адвентист. — Кто не исполняет всего, что сказано в законе о субботе, тот погибнет на веки. Поэтому адвентисты исполняют буквально все, что Бог сказал о субботе.
Я заметил: «Бог заповедал убивать всякого, кто будет работать в субботу. А адвентисты не исполняют этого: не убивают тех, кто работает в субботу. Если они не убивают таких людей из страха перед государственными властями, то значит они боятся людей больше, чем Бога.
А сами всем другим твердят относительно неудобства празднования субботы, что «Бога надо слушать больше, чем людей». Они оказываются более человекоугодниками чем богоугодниками. Иначе сказать: являются лицемерами, наполовину, а может быть и меньше, исполняя закон Божий о субботе, и наполовину, а может быть и больше нарушая его.
А что действительно Бог повелел убивать всякого, кто станет исполнять какую бы то ни было работу в субботу, об этом написано в книге «Исход». «И сказал Господь Моисею, говоря...скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; 16 и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный...» (Исх., 31:1–16).
Все это строго соблюдали Израильтяне. Велика ли работа собирать дрова (вернее — топливо) в пустыне. Не рубить, не пилить и не колоть, а только собирать. Но когда один человек был замечен делающими это в субботу, то: «... Сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. 36 И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею.» (Числ., 15:32–36).
Адвентисты этого не делают: не убивают людей за работу в субботу, вопреки повелению Божию, в нарушение Завета вечного.
Впрочем они, может быть, и убивали бы, да власть-то пока не в их руках. Когда же власть окажется в их руках, тогда они пожалуй, и убивать будут всех нарушителей субботы. А потому, кто дорожит своей жизнью и безопасностью и жизнью своих ближних, тот должен стараться не допускать адвентистов к власти: не выбирать их ни в парламент и ни в какие другие учреждения и должности.
Всего можно ожидать от этих фанатичных субботников и заклятых врагов воскресения, бешено ненавидящих всех празднующих этот святой день и считающих их за это последователями антихриста, принявшими его печать и поклоняющихся его образу».
На все это адвентист сказал: «Все ваши слова и оказательства не имеют для меня никакой убедительной силы. Субботу следует праздновать в Новом Завет так же, как праздновали ее в Ветхом. По обетованию Божию святые будут праздновать субботу Господню — день вечной памяти сотворения мира и в этот день особенно будут поклоняться Богу на новой земле. В книге пророка Исаии читаем: «Тогда из месяца в месяц, из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Исаия, 66:23). Вы что скажете на это»?
Я ответил: «Да вы сами не исполняете этого пророчества. В Ветхом Завете праздновали не только еженедельный праздник субботу, но и ежемесячный, который назывался новомесячием[12]. В прочитанном вами тексте об обоих праздниках сказано одинаково: «из месяца в месяц, и из субботы в субботу». Если вы поэтому празднуете еженедельный праздник — субботу, то должны праздновать и ежемесячный — новомесячие. Не празднуя же ежемесячного праздника, вы не имеете права праздновать и еженедельного. Так выходит, если понимать по вашему, буквально, приведенное вами пророчество. Понимать же его буквально невозможно. Иначе получится полнейшая несообразность и бессмыслица. Можно ли понимать буквально в этом пророчестве, несколько выше, следующее: «...И представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь...» (Исаия, 66:20). Было ли или будет ли это когда либо? Конечно, нет. А если так, то он или говорит неправду, или надо понимать его не буквально, а в переносном смысле, или как фигуральное выражение. То есть, оно не то значит, что людей будут представлять и на носилках, и на верблюдах, и на других животных в теперешний палестинский Иерусалим, а то, что бесчисленное множество язычников обратится в христианство. Точно так же нужно понимать и выражение: «из месяца в месяц, и из субботы в субботу», что все верующие будут постоянно обращаться к Богу с молитвою, а не то что праздновать ветхозаветные иудейские новомесячия и субботы, которые апостол Павел назвал тенью, а Сам Исус Христос просто отменил, заповедав верующим, в лице исцеленного расслабленного, совершать в субботу обычную будничную работу.
11. Теперь необходимо объяснить, почему же в Новом завете не нужно праздновать субботы и почему следует праздновать воскресение.
Прежде всего спрашивается: почему, по какой причине, праздновали субботу в Ветхом Завете?
Потому праздновали ее, что Бог, после шести дней творчества, в седьмой день почил от всех дел Своих. Так говорится в книге «Бытия» (2:7) и в книге «Исход» (20:11). Поэтому-то седьмой день недели и назван «субботой», что по-русски значит «покой», или отдых.
Если бы Бог не почивал в седьмой день от дел, а продолжал бы творение, то в этот день не полагалось бы и праздновать. Так потом и получилось, что Господь Бог творил или работал и в седьмой день недели, в субботу. И поэтому она потеряла для нас свое значение покоя, или праздника, и стала обыкновенным будничным трудовым днем, как и все трудовые дни недели».
— А когда же и какую работу Бог совершал в субботу? — спросил адвентист.
Я ответил: «Вследствие известного преступления нашего праотца все его потомки по смерти шли во ад, как грешные, так и святые. И Каин, и Авель, и Ной, и Авраам, и Давыд, и Исаия и все прочие люди по смерти водворялись в темницах адских. Все находились как бы в плену у диавола. И вот Сын Божий, Господь наш Исус Христос, для спасения рода человеческого от власти диавола, воплотился от Девы Марии, жил среди людей, как человек, учил добру, творил чудеса, и, наконец, был распят на кресте и умер в пятницу перед вечером. И своею душою, или духом, сошел в преисподнюю, в адские темницы. И там в течении всего субботнего дня работал. Освобождая от адского плена души всех умерших, с верою ожидавших Его пришествия и принявших Его благовестие, что Он есть Спаситель мира, и явился во ад для их спасения».
Адвентист: «Чем же вы докажете, что Христос по смерти Своей сходил во ад».
Я ответил: «Святой апостол Павел пишет: «... Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега...» (Петр., 3:18–20)».
— В какой темнице находились духи умерших людей некогда непокорных Божию долготерпению при праведнике Ное? — спросил собеседник.
— Разумеется, не в каменной, не в вещественной темнице, а в невещественной адской темнице. И если Христос сходил к ним проповедовать, то конечно и ко всем другим душам или духам умерших.
— Но почему же не сказал апостол Петр, что Христос сходил ко всем духам, а упомянул бывших при Ное, — спросил собеседник.
— Из контекста приведенного мною места видно — ответил я, — что апостол Петр упомянул о находившихся в темнице духах живших при Ное людей, как бы мимоходом, из чего явствует, что тогда у христиан не было сомнения в том, что Христос сходил во ад ко всем духам умерших.
А как видно, некоторые сомневались и, вероятно спорили о том, а сходил ли Христос к духам непокорников, бывших при Ное. Апостол разрешает это сомнение, говоря, что Он и к ним сходил проповедовать.
Если люди обыкновенно ничего не делают без смысла, без цели, то Бог тем более. Какой же смысл был в том, что Христос умер ни в воскресение, ни в четверг и ни в какой либо другой день, а именно в пятницу вечером и пробыл мертвым всю субботу, а не среду или понедельник? Ведь все это сделалось даже вопреки желанию Его врагов, которые хотели убить Его, но не в праздник Пасхи, которая приходилась в субботу, а после. Смысл именно в том, что евреи тогда заклали пасхального агнца в пятницу, который был прообразом Христа. Поэтому самое время, суббота, оставалась единственным днем, в который Бог не творил ничего, а почил от всех дел Своих.
А люди своими грехами сделали, что Он в этот день благоволил творить добро для спасения их. В этот день Он сошел во ад и вывел оттуда души или духи умерших людей, и ввел их в рай. Окончив эту работу, Он воскрес из мертвых. После этого суббота для Бога, а следовательно и для нас, стала таким же рабочим будничным днем, как и прочие дни недели.
12. Что же происходило на земле в эту поистине великую субботу? Происходило нечто необычайное, поразительное среди людей, имевших какое-либо отношение и Исусу Христу. Анна и Каиафа со всеми своими саддукеями, и фарисеи с книжниками, и все вообще враги Христовы торжествовали полную победу. Наконец-то уничтожен их единственный и опасный противник — Исус из Назарета, Который постоянно мозолил им глаза и совесть, своими чудесными исцелениями увлекал за собою народ, проповедовал какое-то небесное царство, препятствовал таким образом сделать всенародное революционное восстание для свержения ненавистного ига римского владычества, мешавший восстановить царство иудейское в самом блестящем виде, лучше чем при Соломоне и Давыде. Так что им иудеям будут покорны все народы и все люди будут служить им.
Да и как уничтожен этот их противник, Исус Назарянин? Уничтожен навсегда, и притом самою позорною смертью. И как все это удалось скоро, неожиданно и легко. В течении полусуток все дело Исуса было разрушено: в пол сутки Он был арестован, осужден и распят. Все обстоятельства сложились явно в их пользу и против Христа. Даже один из учеников его, Иуда Искариотский, явился предателем Его и оказал им незаменимую услугу. Остальные ученики Его разбежались. Как же тут не торжествовать и не ликовать врагам Его. Они были вне себя от счастья, поздравляли друг друга, с так удачно обделанным делом. Они потирали руки от удовольствия, прыгали от радости шутили, смеялись хохотали. Так праздновали они эту субботу, как никогда. Невозможно описать всего, как торжествовали и веселились тогда враги Христа.
Настроение же в эту субботу у последователей Христа было совершенно противоположное тому, какое было у врагов Его. Одиннадцать учеников его объяла невыносимая скорбь, их души давила страшная тоска уныние и печаль. Горло сдавливало и слезы лились сами собою. Эти мужественные люди плакали и рыдали безуспешно (Мрк. 16:10), о чем предсказал Сам Спаситель. (Иоанн, 16:20). Они находились в безотрадном состоянии. Этот Человек, Которого они признавали Христом, которому верили как Богу, Который должен был устроить Царство и небесное, и земное; на Которого они так рассчитывали и строили столько планов, — так неожиданно и незаслуженно подвел их, оскандалил перед всем миром. И Сам погиб позорной смертью на кресте и их погубил. А ведь Он был не обманщик. Он был силен делом и словом перед Богом и всеми людьми (Лк., 24:19); Он только одним своим словом творил необыкновенные чудеса, исцелял больных, воскрешал мертвых. И не могут они припомнить за ним ни одного дурного поступка ни оного плохого слова. И если на такого Человека нельзя положиться, то на кого же можно. Все погибло. Все разрушилось до основания. Теперь Он лежит в пещере мертвый разлагающийся. Его даже не успели помазать, набальзамировать как следует, потому что солнце заходило и наступала суббота. Дальше невидно никакого просвета, не осталось никакой надежды.
Одиннадцати ученикам и в голову не приходила мысль о том, что Христос воскреснет. Даже, на другой день, когда Мария Магдалина возвестила им, что Он воскрес, и она сама видела Его, они не поверили тому (Мрк., 16:11), когда потом явились к ним все жены мироносицы и рассказали о воскресении Христа, то они еще более ожесточились. Весть эта показалась им пустым звуком, чепухой, не стоящей внимания (Лк., 24:11). Когда, наконец, явились к ним двое из соучеников и возвестили, что видели воскресшего Христа, то они и им не поверили (Мрк., 16:11). Так чужда была им мысль, что Христос воскреснет. Сколько они ни думали, не могли найти никакого выхода из создавшегося невыносимого положения: не видно было ни малейшей отрады, ни малейшего утешения.
Убита всякая надежда потеряна всякая вера. Они не могли как следует, (а может быть и совсем не могли) ни пить, ни есть, ни спать. Неописуемое беспокойство овладело ими, и они не находили себе места. Они боялись и дрожали за свою собственную жизнь. И находились за запертыми дверями из опасения от иудеев, как бы те не взяли их и не стали мучить и распинать на крестах, хотя иудеи, враги Христа, как видно, и не думали трогать их. А если бы решили арестовать их, то, конечно никакие запоры не спасли бы их. Но они так были расстроены, что потеряли всякое соображение. Невозможно ни представить, ни описать тех мук и страданий, какие пережили они в эту воистину страшную и страстную субботу. Суббота, после всего этого стала для апостолов Христовых не днем покоя, а днем крайнего беспокойства, не днем праздника, а днем плача и рыданий; не днем радости и веселия, а днем невыносимой печали и скорби. Суббота стала днем мрака и тьмы, днем ужаса и отчаяния, днем гибели веры, надежды и любви днем торжества зла над добром, днем издевательства над Богом Его врагов. Разумеется, ученики потом не могли и вспоминать о субботе без содрогания и стыда, а не то чтобы праздновать ее. Содрогались они при мысли о самих себе, что они были так малодушны, так быстро разочаровались в Своем Учителе, Христе, так неразумно не понимали Его плана спасения человечества, несмотря на то, что Он говорил им все ясно и понятно; им было стыдно, что они потеряли всякую надежду на Христа и веру в Него, и впали в бездну неописуемого отчаяния и думали что Он погиб и они погибли навсегда.
13. Но вот прошла ужасная ветхозаветная суббота. Наступил первый день недели, день светлого Христова воскресения, — И все изменилось к лучшему, да к такому хорошему, как никто и не ожидал и не воображал. В начале этого дня учеников еще продолжают терзать субботние мучительные переживания: они продолжают еще безнадежно плакать и рыдать. (Мрк., 16:10). Но являющиеся к ним один за другим вестники говорят, что Христос воскрес и они сами видели Его живым. Апостолы хотя и не верят этому, но лед этого неверия уже несколько смягчился, и у них появилась некоторая надежда, на душе у них стало легче. Наконец, явился к ним сам воскресший Христос.
Когда они сидели за запертыми дверями, Он, не отворяя дверей, вдруг стал посреди них и сказал: «мир вам!»
Это так поразило их, так было неожиданно для них, что они не верили самим себе, не верили своими глазам и ушам. «Они смутились и испугались: подумали, что видят духа, а не воскресшего Христа» (Лук., 24:37).
Христос узнал их мысли, и «сказал им: что смущаетесь и для чего такие мысли входят в сердца ваши. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам». Для большего убеждения их Он предложил ощупать Его, говоря, что «дух не имеет плоти и костей, как видите у Меня. Сказав это, Он показал им руки и ноги. Но они от сильной радости еще не верили и дивились». (Лук., 24:38–41)
Это было очень благодетельно для учеников, что они не сразу поверили воскресению Христа. Уж слишком резок был переход от субботней бездонной печали и скорби к неизглаголанной радости, к веселию воскресения Христова, от субботнего холодного мертвящего отчаяния к теплоте воскресшей надежды, веры и любви. При подобных обстоятельствах нередко случалось, что у людей расстраивалось здоровье, повреждались умственные способности, а некоторые даже совсем и умирали. Чтобы не случилось этого и с учениками, можно сказать, сама природа сделала так, что они от радости не сразу поверили, что Христос воскрес, когда Он и явился к ним.
Чтобы окончательно убедить учеников, что это Он Сам, Христос спросил, нет ли у них какой пищи. Они дали ему печеной рыбы и сотового меда. И взяв, пред ними, ел. И сказал им от Писания, что так надлежало пострадать Ему и войти в славу Свою. И тогда отверз им ум к разумению Писаний. Так рассказывает евангелист Лука (гл. 26). А евангелист Иоанн Богослов добавляет еще, что Христос: «... Сказал им: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоанн, 20:21-23).
Когда таким образом ученики совершенно убедились в действительности воскресения Христова, и получили Духа Святого, радости их не было границ. Они не знали, что делать от наполнившего их души неописуемого блаженства. Они поздравляли друг друга, обнимали, целовали, плакали, но уже не от печали, а от радости и веселия. Для них теперь стало ясно, яснее солнца, что Исус действительно есть Мессия-Христос, что они не обманулись в Нем, что Он спасет народ израильский и все человечество. В первый день недели Христос не только Сам воскрес, но и воскресил Своих учеников, Своих последователей, воскресил их души воскресил их веру, надежду и любовь. Теперь уже никто не может поколебать их веры во Христа, никто не может отнять у них радости воскресения Христова, о чем Он так ясно и определенно предсказывал им перед Своими страданиями. «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете(в пятницу и в субботу), а мир (Мои и ваши враги) возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (в первый день недели)... Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу (когда воскресну) вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день (в воскресение) вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца (в тот день) во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершена» (Иоанн, 16:20, 22–24).
Видите, Христос сказал, что в тот день, когда Он воскреснет, учеников охватит неописуемая радость, и в этот день молитва их будет особенно доходна к Богу, почему они должны посвящать его молитве.
Апостолы, без сомнения, это делали. Совершали в этот день молитвы, говорили проповеди от пророчества, которые они уже разумели, то есть отправляли богослужение.
Но Христос сказал, что они должны и впредь повторять это в день воскресный. Он еще раз повторил им об этом дне: «В тот день, — сказал Он, — будете просить во имя Мое» (Иоанн, 16:26). Не сказал Христос, что в те дни, а: « в тот день» будете просить Бога, и Он услышит вашу молитву, исполнит вашу просьбу. Сперва сказал, что в тот день попросите Бога, а потом сказал, что в тот день будете просить, давая ясно понять, что тот день, в который Он воскреснет и явится им, будет повторяться, должна повторяться и их молитва к Богу.
Господь неоднократно отличал этот день, воскресение, и потом, о чем скажем немного погодя.
А теперь посмотрим, что делалось в этот день у врагов Христовых. Еще на рассвете этого первого дня недели прибежали к Анне и Каиафе воины перепуганные и трясущиеся, и рассказали им о том, что они видели и слышали, что явился ангел с неба, отвалил камень от гроба Исуса и сказал пришедшим мироносицам, что Христос воскрес. На первосвященников иудейских это произвело потрясающее впечатление, они совершенно обалдели и не знали, что делать. Субботнее торжество их и радость сменилось неописуемой давящей душу тоской и печалью.
Вся их вера, правильнее сказать, все безверие их рухнуло. Анна и Каиафа, как ревностные саддукеи, не веровали ни в существование ангелов и душ человеческих, ни в воскресение мертвых. И вдруг оказывается, что все это есть. Ангелы существуют, воскресение тоже налицо. И это свидетельствуют сами очевидцы — воины. Лучше бы они не ставили их к гробу Христа: не было бы свидетелей явления ангелов и воскресения.
Не зная как выйти из создавшегося положения, Анна и Каиафа поспешили созвать совещание, на которое не пригласили фарисеев, веровавших в существование душ и ангелов и в воскресение, а пригласили только старейшин, таких же безверующих саддукеев, как и они сами. Посоветовавшись, они решили подкупить воинов, чтобы те говорили, что: когда они ночью спали, ученики Христовы пришли и украли Его тело. Не обратили даже внимание на то, что это лжесвидетельство противоречит само себе. Ибо, если воины действительно спали, то как же они видели, что ученики Христовы пришли и украли тело Христа? Если же видели, что украли и даже — кто именно, то значит они не спали. Тогда как же они допустили это похищение? Но враги Христа так растерялись от вести о Его воскресении, что потеряли всякое здравое соображение. Горе, отчаяние, мысли о том, что вся работа их рушилась, что Христос действительно был Мессия, что Он воскрес, не давала им покоя, мучила, терзала их. Беспредельное отчаяние, что нельзя поправить разрушенного их дела, нельзя учеников убедить, что Христос не воскрес, что эта весть распространится, и масса иудеев, особенно из фарисеев, уверуют во Христа, не давала им покоя. Роли теперь переменились: Иудеи, враги Христа, тоскуют и горюют, а ученики радуются и веселятся.
День воскресения Христова стал днем торжества учеников Его над своими противниками, днем торжества света над тьмой, правды над ложью, днем победы добра над злом, днем торжества рая над адом, жизни над смертью, днем победы Бога над диаволом и всеми врагами Его.
День воскресный сталь предметом ненависти для врагов Христа и предметом благоговения и любви для последователей Его.
Апостолы Христовы продолжали радоваться и ликовать, рассказывали всем о том, что Христос воскрес, и что они сами видели Его воскресшего. Но апостол Фома отнесся к этому с недоверием, как видно, что человек тот был положительный и требовал осязательных доказательств.
Он сказал видевшим Христа апостолам, что не достаточно того, что они видели и слышали Его. Надо было еще и ощупать, чтобы без сомнения убедиться, что это Он, Христос воскресший, пока не ощупаю ран, полученных Им на кресте. Понятно, что Фома заронил зерно неверия и в души видевших воскресшего Христа апостолов. «А в самом деле может быть мы и ошиблись», — могли думать они.
Чем дальше, тем плевел сомнения рос больше. Прошел понедельник, Христос не явился. Проходит вторник, среда, пятница, а Он все не является. Пришла суббота — нет Христа. А может быть в самом деле, то был не Христос, а дух или привидение. Тут им невольно вспомнилась прошлая суббота, полная ужасных нестерпимых переживаний.
Разочарование и печаль охватило их души, хотя и не с такой силой, как в прошлую субботу.
Наступил первый день недели. Ученики Христовы собрались вместе, и конечно вспоминали о событии прошлого первого дня недели, как им явился воскресший Христос, что каждый из них тогда думал и чувствовал. Воспоминания были живые, сладостные. У них, без сомнения, явилась надежда, что наверное и в этот день Христос явится к ним. И надежда их оправдалась.
Как и в прошлое воскресение, Христос вдруг стал среди них и сказал: «Мир вам». Потом обратившись к Фоме, предложил ему ощупать Себя.
Фома в радости воскликнул: «Ты Господь и Бог мой». Надо полагать, что ощупали Его и остальные ученики чтобы не оставалось тени сомнения, что явившийся им есть действительно воскресший Исус Христос. Апостол Иоанн Богослов, в первом своем послании прямо говорит как бы от лица всех апостолов: «О том, что мы видели, что руки наши осязали, о Слове жизни» (Иоанн, 1:1).
Когда ученики Христа бесповоротно убедились в действительности Его воскресения, радость прошлого воскресного дня повторилась для них с удвоенной силой. Они уже второй раз воскресли душой. Теперь уже никто и ничто не могло разубедить их в том, в чем они убедились осязательно. Ни ангелы, ни люди, ни начала, ни власти, ни глубина, ни высота, ни настоящее, ни будущее, ни муки, ни смерть, и ничто другое не могло поколебать их веры в воскресшего Христа, разлучить их от любви воскресшего Бога и воскресившего их и все человечество.
Этот великий радостный день, как рай, прекрасный, как само небо, день воскресения Христа, ученики никогда не могли забыть, тем более, что Господь продолжал отмечать его Своим всеблагим промыслом о своей Церкви, или о христианстве. Так, Он в день воскресный дал откровение своему ученику Иоанну Богослову о будущих судьбах Церкви. Этот апостол в начале апокалипсиса пишет: «Я был в духе в день воскресный» (Откр., 1:10), и получил откровение от Бога, обо всем, что будет до окончания мира.
14. Разумеется, апостолы всегда помнили этот день, первый день недели, день спасительный для них, так резко и благодетельно отмеченный самим Богом, — помнили день воскресный, чтобы святить его. Шесть дней они работали и делали всякие дела свои. А день воскресный они посвящали на служение Господу Богу своему. Они не проводили его в лености и праздности и нечего неделании, а творили добрые дела, посвящали этот день делам милосердия и благотворения, молитве и богослужению. Так, апостол Павел в первом послании к коринфянам пишет: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Кор., 16:1–2).
Адвентист сказал: «Апостол Павел не пишет, что воскресный день следует праздновать. А о сборе, если и сказал, то так, чтобы делали это в домах, а не в церквах».
— Но, зато, он ясно дает понять, что это есть день, который надо посвящать благотворительности и, конечно, совершению других добрых дел. Аэто и есть праздничный день, день покоя, о котором самХристос сказал, чтов этот день надо творить добро, а не зло. (Лук., 6:9).
А почему сказал апостол, что на дела благотворения должно откладывать, кто сколько может, дома, а не в церкви, — это очень понятно. Ведь эти сборы шли не на местные нужды, а на бедных, живших в Иерусалиме.
Почему, спрашивается, апостол Павел установил, чтобы откладывали из своих средств на дела благотворения не в понедельник, и не в четверг, и не в субботу, а име