Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [39]
Поповцы [28]
Беспоповцы [35]
Межстарообрядческая полемика [18]
Полемика с новообрядцами [28]
Полемика с иными конфессиями [9]
Староверы и проповедь Старой Веры [6]

Главная » Статьи » Богословские воззрения » Полемика с иными конфессиями

Иннокентий (Усов), митрополит. Почему христиане празднуют воскресение, а не субботу. Ответ адвентистам седьмого дня). Часть 3

4. Адвентист сказал: «Но у меня имеется еще свидетельство из «Нового Завета», которое ясно говорит, что христиане будут праздновать субботу до скончания мира, Сам Христос сказал: « Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу» (Мтф., 24:20).

— Вы как понимаете это заповедание Исуса Христа? — спросил я.

— А так понимаю, как написано, — ответил собеседник.— Именно же: перед концом мира будут войны и смятения. По этим причинам христианам придется бежать для сохранения своей жизни и спасения от смерти ближних. Но если это сучится в субботу, то они не должны будут бежать. Иначе, они нарушат субботу. Если же не убегут, а останутся на месте, то их убьют неприятели. Вот поэтому Христос и заповедал молиться, чтобы не оказаться в таком безвыходном положении.

— Вы представляете Христа более ярым ревнителем субботы, чем сами книжники и фарисеи. У евреев дозволялось для сохранения своей жизни бежать и в субботу. В маккавейских книгах рассказывается, что когда была война во время Маккавеев, то однажды неприятель напал на еврейский отряд в субботу. И евреи, чтобы не нарушить субботу, не подняли оружия для защиты себя от врага. И он перебил весь отряд до одного человека. Тогда первосвященник и вождь народа рассудили, что если так будут соблюдать субботу все евреи, то неприятель без всякого урона для себя перебьет их всех. И потому решил, что воевать можно и в субботу. Это было задолго до рождества Христова. А вы, конечно, понимаете, что во время сражения приходится и гнаться за противником и убегать от него неопределенное расстояние. Неужели же Христос мог запретить бегство в субботу даже перед лицом смертельной опасности? Когда ученики Его для утоления обыкновенного голода нарушали субботу, срывая колосья и растирая их руками, то Он не только не осудил их, но и оправдал, указав на подобное же нарушение закона Божия пророком Давыдом, и сказал что не человек для субботы, а суббота для человека (Мрк., 2:23–28). Если для утоления голода Он оправдал нарушение субботы, то как же Он мог запретить бегство в субботу для спасения своей жизни. Так что если бы христиане и праздновали субботу, и то имели бы полное право бежать и в этот день в случае смертельной опасности. Суббота являлась внешним препятствием для бегства, иначе Христу не было надобности говорить, и Он ничего не сказал бы о ней. Как и почему суббота служила внешним препятствием, я скажу далее. Теперь же обращу ваше внимание на то, что если так понимать, как вы, приведенное вами предостережение Христа относительно бегства в субботу, то оно будет гласить: «Если вам, Моим последователям, будет угрожать смертельная опасность, но если это случится в субботу, то не смейте бежать, не смейте нарушать субботы. Пусть вы все погибнете. Пусть вас мучают, распинают на крестах, пусть перебьют вас всех до единого, лишь бы соблюдена была суббота. Поэтому молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу».

Тогда действительно получается, что не суббота для человека, а человек для субботы. Можно ли так понимать наставление Спасителя ученикам о бегстве в субботу?

— А по-вашему, как надо понимать его? — спросил адвентист.

— А по-моему его надо понимать так, как я уже сказал, что суббота для учеников Христа будет таким же внешним препятствием, как и зима, почему Христос и поставил их вместе, — ответил я.

— Как же суббота может быть внешним препятствием? — спросил собеседник.

Я ответил: «А вот как. Наставление Христа ученикам, чтобы они молились, дабы не случилось бегство их в субботу, относится не к последним временам мира, а к разрушению Иерусалима. А в Иерусалиме еще со времени Неемии восстановившего этот город, городские ворота запирались на весь субботний день (Неем., 13:19), и никто не мог ни войти в него, ни выйти из него. Между тем бегство последователей Христа должно быть необычайно поспешным, так что если кто будет «на кровле дома», по-нашему, на дворе, тот должен бежать с того места, где застала его тревога. Ибо это дни отмщения, и гнева на народ иудейский. Но если бы это случилось в субботу, они не могли бы убежать из Иерусалима, потому что ворота его были заперты, и они неминуемо погибли бы вместе со всеми находившимися в Иерусалиме. Так и произошло. Помня наставление Спасителя, последователи Его молились, чтобы бегство их случилось не зимой и не в субботу. И молитва их была услышана. Время бегства их из Иерусалима, не случилось зимой, или в субботу. И все христиане, находившиеся в нем, беспрепятственно покинули этот город и благополучно скрылись в безопасных местах, так что ни один христианин не пострадал во время разрушения римскими войсками Иерусалима. Все же, оказавшиеся в этом городе, погибли до единого: много было перебито, много отдано на растерзание зверям и часть продана в рабство.

Вот почему, и вот для чего было заповедано Христом своим ученикам, чтобы они молились, дабы бегство их перед осадой Иерусалима, не случилось зимою или в субботу, а совсем не для того, чтобы христиане праздновали субботу или будут праздновать до конца мира».

5. — Но у меня имеется прямое свидетельство, — сказал адвентист, — что последователи Христа праздновали субботу[7]. В Евангелии от Луки говорится, что когда жены мироносицы, после положения Никодимом и Иосифом Исуса Христа во гроб, воротились в город, в пятницу вечером, то «приготовили благовония и масти, и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк., 23:56), разумеется четвертой. Неужели вам неясно, что последователи Спасителя праздновали седьмой день недели, субботу. Поэтому и мы обязаны праздновать ее.

Я сказал на это адвентисту: «Как у вас хватает совести приводить подобные факты в доказательство того, что мы, христиане, обязаны праздновать субботу. Разве вы не знает, что это событие, что мироносицы «в субботу остались в покое по заповеди», было до воскресения Христова, когда был в полной силе Ветхий Завет. Неужели же мироносицы еще до воскресения Христова должны были праздновать воскресение, а не субботу? Да тогда не только мироносицы, но и апостолы, как и все иудеи праздновали только субботу. Да они тогда не только праздновали субботу, но считали обязательным для себя и весь закон Моисеев: и обрезание, и новомесячия, и очищения, и кровавые жертвоприношения, и всякие иудейские праздники и прочее.

— Исус Христос никогда не праздновал воскресного дня вместо субботы[8], — перебил меня адвентист.

— Да перестаньте вы смешить добрых людей, — заметил я ему.— Неужели до Своего воскресения из мертвых Христос мог праздновать это свое воскресение. Да тогда другого дня вместо субботы никто и не имел права праздновать.

6. Я скажу вам еще больше. Даже после воскресения и вознесения Христа на небо, после сошествия Святого Духа, некоторые апостолы и уверовавшие во Христа евреи исполняли весь закон Моисеев, не исключая обрезания, жертвоприношений, новомесячий, суббот и прочее

Но это еще не все. Христиане из евреев настаивали, чтобы и все христиане из язычников приняли бы и исполняли весь закон Моисеев. И апостолу Павлу и его единомышленникам большого труда стоило отстоять хотя бы это, чтобы христиан из язычников не обязывать исполнять закон Моисеев. Почти все послания апостола Павла проникнуты борьбой с ревнителями закона Моисеева. О самих же христианах из евреев и говорить нечего. Им вполне предоставлялось исполнять закон Моисеев, и они исполняли его. Апостольский собор постановил не обязывать только христиан из язычников исполнять закон Моисеев.

А сам апостол Павел и после этого совершил очищение, по закону очищения. И принес установленную жертву (Деян., 21:20–27). К чему же вы приводите свидетельство о том, что мироносицы праздновали субботу до воскресения Христова, если и после сошествия Святого Духа христиане из евреев и совершали обрезание, и праздновали субботу и все другие ветхозаветные праздники, и приносили кровавые жертвоприношения за очищение и прочее

Отношения первенствующих христиан к закону Моисееву были таковы: Христиане из евреев исполняли весь этот закон, а также и все установления Христианской Церкви.

Хотя в Новом Завете обрезание было заменено крещением (Кол., 2:11–13), но они совершали и крещение, и обрезание; у них было таинство причащения, и они же приносили жертвы животных, они праздновали новомесячия и вообще все ветхозаветные праздники: рождество Христово, сошествие Святого Духа и прочее. Они праздновали и субботу, и воскресение: субботу, как евреи, а воскресение, как христиане.

На это есть указание в древнем христианском памятнике, под названием: «Постановления апостольские», писаны, конечно, не апостолами, но вскоре после них.

Христиане же из язычников не держались Моисеева закона; ничего не исполняли из его предписаний; ни обрезания, ни очищений, ни жертвоприношений, ни новомесячий, ни суббот и никаких других праздников. Они исполняли только установления Христианской Церкви: крещение, таинство причащения, воскресный день и прочее.

А со временем и христиане из евреев постепенно оставляли иудейские законы Ветхого Завета, особенно после разрушения, Иерусалима, и главной святыни еврейской — храма, когда стало невозможным исполнять и половины закона Моисеева. И наконец, все эти законы, в том числе и празднование субботы, совершенно исчезли из среды христиан, из Церкви Христовой. Во всей Церкви остались только чисто христианские установления, законы и праздники.

Но это сделалось, конечно, не сразу. В древности были еретики, праздновавшие субботу. Они назывались савватианами. Из истории видно, что это была ничтожная секта и существовала очень недолго.

Святой Иоанн Златоуст (род. в 347г., сконч. в 407 г.) свидетельствует, что в его время были христиане совершавшие обрезание, праздновавшие субботу, потреблявшие опресноки и соблюдавшие и другие еврейские обычаи.

«Сие же творят, — говорит он, — отревающе себе от благодати» (Бес. Апост.), т. е. от Нового Завета, от Христианства[9]. Это, очевидно, были остатки христиан из евреев, которыми было дозволено держаться и Моисеева закона.

7. А что христиане из язычников не были обязаны исполнять и не исполняли закона Моисеева, это видно и из «Посланий» и из «Деяний апостольских». В этой книге рассказывается, что когда стали происходить смуты и волнения в Церкви из-за вопроса о том, следует ли христианам из язычников исполнять закон Моисеев, то был собран в Иерусалиме собор, на котором, после долгих и всесторонних обсуждений, было единогласно принято, что христианам из язычников не следует исполнять закона Моисеева — этого «ига», которого, как сказал апостол Петр, «не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деян., 15:10).

Постановление этого апостольского собора, которое было послано христианам из язычников, было таково: «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон (ветхозаветный, в том числе и, конечно субботу), чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом... Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более(ни жертвоприношений, ни новомесячий, ни суббот и ничего прочего, что есть в Моисеевом законе), кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян., 15:24–25 и 28–29).

Как изволите видеть, в решении не сделано никакого исключения ни для чего ветхозаветного. Все отменено для христиан из язычников, кроме того, что в нем перечислено, о субботе нет и слова.

Адвентист возразил: «Если в решении апостольского собора не упоминается о субботе, то в деяниях его говорится о ней. Так апостол Иаков, председатель этого собора сказал: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедающих его, и читается в синагогах каждую субботу» (Деян., 15:21). Значит христиане праздновали субботу и мы должны праздновать ее».

Я сказал: «И вам не стыдно приводить такое свидетельство в доказательство того, что при апостолах праздновали субботу и нам должно ее праздновать? Ведь апостол Иаков сказал не о христианах, а о евреях, неверующих во Христа, что они проповедуют закон Моисеев «от древних родов». А христианство тогда только что появилось. И читают евреи этот закон каждую субботу в синагогах. У христиан же синагог не было.

Если же прочитать приведенную вами выдержку из речи апостола Иакова в связи с предыдущими его словами, то ясно станет, что он говорил об отмене закона Моисеева и субботы. Он сказал: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков... Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу. (Деян., 15:14–15, 19–21).

Смысл всего этого таков. По окончании суждений на соборе, апостол Иаков, как председатель, предложил резолюцию: написать христианам из язычников, чтобы они сего Моисеева закона не держались, а держались бы только того, что предписывает им настоящий собор, то есть воздерживаться от того-то и того-то. Если же собор не примет моей резолюции, как бы так говорит Иаков, то противники наши, сторонники соблюдения всего закона Моисеева, одержат над нами верх. Ибо они имеют перед нами то преимущество, что «закон Моисеев с древних родов по всем городам имеет проповедующих его» и прочее.

Резолюция, предложенная председателем Иаковом, была принята собором единодушно, и в таком смысле было написано христианам из язычников, понятно, что все из Моисеева закона, что не упомянуто в этом решении апостольского собора, отменено для христиан из язычников, для Новозаветной Церкви Христовой, не исключая жертвоприношений и суббот[10]».

Адвентист сказал: «Значит, по-вашему, и десять заповедей отменены? Ведь об них ничего не упоминается в постановлении апостольского собора».

— Да, — ответил я, — те из десяти заповедей отменены и должны быть видоизменены, которые не подтверждены в новозаветных книгах.

— А какие же заповеди не подтверждены в Новом Завете? — спросил собеседник.

— Вторая и четвертая, говорящая о праздновании субботы, — ответил я. — О них не только в решении апостольского собора, но и вообще ни в Евангелии ни в Апостоле не говорится ни слова.

— Но о субботе апостолы в своем соборном постановлении не упомянули потому, что само-собою разумевалось, что и христиане из язычников должны ее праздновать, — сказал адвентист.

Я ответил: « О субботе меньше всего «само-собою разумеется» даже для еврейского народа. Поэтому-то ни на одну заповедь не дано такого длинного выяснения причины ее исполнения, как на заповедь о субботе. На те же заповеди, которые сами собою разумеются, не выставлено никаких мотивов, а просто сказано: «не делай», «не убивай», «не прелюбодействуй». Каждая заповедь состоит из одного только слова. Потому, что и для язычников было понятно: воровать, убивать, творить блуд — дело греховное и постыдное. А заповедь о дне празднования не понятна ни для кого без особых объяснений. И если апостолы в своем соборном решении не упомянули о ней, то значит отменили ее наравне с другими ветхозаветными праздниками.

 — Нет ли у вас еще свидетельство из «Нового Завета» в пользу субботы? — в заключение спросил я адвентиста.

— Нет, — ответил он, — больше не имею ничего.

— Плохо же ваше дело, — сказал я, если кроме четырех, приведенных вами свидетельств, ничего нет. Ведь эти свидетельства не имеют никакой доказательной силы, что христиане обязаны праздновать субботу.

8. — Но зато и вы ничего не можете найти в Священном Писании против празднования субботы, — сказал адвентист, — если можете, то укажите, что суббота в Новом Завете действительно отменена, что ее праздновать не следует, а можно совершать обычные работы, как и в прочие дни недели.

— Охотно укажу все это, — ответил я. В Евангелии неоднократно говорится, что сам Исус Христос нарушал субботу.

Адвентист возразил: — Но ведь Христос нарушал ее для совершения добрых дел, для исцеления больных, что в собственном смысле не было нарушением святости субботы. Это было просто придирка со стороны Его врагов из ненависти и зависти к Нему. Или сказать иначе: это было с их стороны клеветой на Исуса Христа, Который никогда не нарушал субботы и не велел нарушать.

— Да, в некоторых случаях Христа обвиняли враги Его за то, что Он исцелял в субботу больных, — согласился я с адвентистом. — Так Он исцелил в субботу слепорожденного (Иоанн, 9), сухорукого (Иоанн, 6:6–11), женщину, находившуюся восемнадцать лет скорченною. В этих случаях обвинения Исуса Христа в нарушении субботы были несправедливы, потому что и в субботу следует творить добро, а не зло (Лук., 6:9). Поэтому Христос называл Своих обвинителей лицемерами. И не эти случаи я имею ввиду, когда говорю, что Христос нарушал субботу, а те, когда Он действительно нарушал, или повелевал нарушать ее, что в сущности одно и то же.

— Какие же это случаи? — спросил адвентист.

— А вот какие, — ответил я. — «В субботу случилось Ему (Христу) проходить засеяннми полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.» (Лк., 6:1). «Фарисеи, увидевши это, сказали Ему: вот ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу» (Мтф., 12:2).

В этом случае правда была на стороне фарисеев. Посему Христос и не обвинил их в лицемерии. Ученики действительно виноваты были в нарушении субботы. И оправдал Он их только указанием на подобное же преступление закона Божия, которое совершил пророк Давыд и бывшие с ним, когда ели священные хлебы, которых они не имели права есть, а только одни священники.

На будущее же время Он сказал, как относиться к субботе: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мрк., 2:27), то есть каждый имеет право нарушать ее по своему усмотрению. А о самом Себе сказал: «Сын человеческий (т. е. Христос) есть господин и субботы» (Мрк., 2:28). И как всякий господин, или хозяин какой либо вещи, имеет право изменить, отменить, переменить на другой предмет, или совсем уничтожить субботу. И действительно, Христос отменил празднование субботы следующим образом. Исцеляя при овчей купели долговременно расслабленного, Он сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота: не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: Возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Исус скрылся в народе, бывшем на том месте» (Иоан., 5:8–14).

Тут нельзя сказать, что иудеи стояли за субботу не из ревности к ее соблюдению, а из зависти или ненависти к Исусу Христу, как в некоторых других случаях. Ведь они не знали, кто именно велел исцеленному нарушить субботу. Они восставали вообще против того, кто повелел совершить это законопреступление, кто бы он ни был. В этом случае действительно было прямое нарушение субботы, прямое преступление четвертой заповеди.

Бог строго запретил носить ношу в день субботний. А Христос повелел исцеленному нести ношу в виде постели.

Адвентист спросил: «А где сказано, что Бог запретил носить ношу в субботу?»

Я ответил: «В книге пророка Иеремии написано: «Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите из ворот Иерусалима. И не выносите нош из домов ваших в день субботний... А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь в чертогах ваших, — и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет» (Иерем., 17:21–22, 27).

Вот какими страшными угрозами Бог воспретил носить в субботу ноши, где бы то ни было: и выносить из дому, и носить по улице, и вносить воротами Иерусалима.

Поэтому-то иудеи всегда так строго и соблюдали это повеление и не дозволяли носить никаких нош в день субботний. В книге Неемии, бывшего после плена вавилонского, читаем: «И слуг моих я (Неемия) оставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний» (Неем., 13:19). Из этого ясно, что повелевая исцеленному в субботу носить ношу в виде постели, Христос явно заповедал ему нарушать субботу и всякого другого рода работою. Ведь ношение постели по улицам не есть доброе дело, а обычный будничный труд, являвшийся прямым нарушением святости субботы. А разрешил в субботу один труд, запрещенный Самим Богом. Христос разрешил исполнять и всякие другие виды труда даже без всякой необходимости. Исцеленному не было никакой необходимости нести постель в день субботний. Он мог придти за ней на другой день: или если опасно было оставить ее без надзора, мог побыть около нее до вечера. Суббота ведь кончалась с заходом солнца. Повелев исцеленному так явно и без всякой необходимости нарушать ее. Это понятно само собою.

Когда иудеи узнали, Кто исцелил расслабленного и повелел ему взять постель и носить, то «...Стали гнать Исуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.» (Иоанн, 5:16), и не убили может быть только потому, что тогда еще не было адвентистов. Вы непременно помогли бы иудеям убить Христа, как явного нарушителя субботы. Как преступника четвертой заповеди[11].

«И еще более искали убить Его иудеи еще за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоанн, 5:18).

Евангелист не зря поставил вместе два обвинения со стороны иудеев против Исуса Христа: одно в том, что Он нарушал субботу, а другое, что Он делал Себя равным Богу — Отцу, это для того, чтобы показать, что обвинение Его в нарушении Им субботы не было клеветой; так же, как не было клеветой и то, что Он делал Себя равным Богу Отцу. Если же признать, что обвинение Христа в нарушении субботы было клеветой, то необходимо признать клеветой и то, что Он делал Себя равным Богу Отцу.

Все вышеизложенное заставляет принять одно из двух:

1) Если признавать субботу нерушимой, четвертую заповедь о ней считать в полной силе, то неизбежно следует признавать Исуса Христа нарушителем субботы, преступником четвертой заповеди закона Божия, или великим грешником, что и подумать страшно, и тогда мы должны отречься от Него и перестать быть христианами;

2) Если признавать Христа Господом Богом, имевшим право нарушать субботу, и другим заповедовать нарушать ее, имевшим власть таким образом отменять ее, как ее полноправный господин, то мы непременно должны считать субботу необязательной для нас, ненужной вещью, и все постановления о ней признавать таковыми же.

Третьего выхода по отношению к субботе у христиан нет!

Празднующие субботу, одним этим фактом празднования, обвиняют и осуждают Христа, как преступника закона Божия, как грешника. Признающие же Христа Богом должны отвергнуть субботу, как вещь им отмененную.

9. Можно и еще привести из Священного Писания против субботы. Так. например, еще в Ветхом Завете господь Бог говорил: «Новомесячий и суббот. праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование» (Исаия, 1:13). Так что если бы в Новом Завете и полагалось праздновать субботу, а мы христиане, ошиблись бы, празднуя воскресение, и то это уже ни такая большая ошибка, чтобы только ради нее погибли бы все христиане, миллионы, миллиарды христиан, которые были, есть и будут, не смотря ни на их горячую веру в Бога, ни на нелицемерную любовь к Нему, ни на все свои добродетели, на все, что устроено Христом для нашего спасения.

Но в Новом Завете полагается праздновать не субботу, а воскресение, что выяснится в дальнейшей нашей беседе».

Адвентист: «Ну нашли же вы что привести против субботы. Да ведь это сказано не о субботе, не о седьмом дне недели, а о субботах. Сказано, во множественном числе.

У евреев, кроме субботы еженедельной, были еще другие субботы, например, юбилейные, которые праздновались каждые семь лет один раз, а то была еще суббота, которая праздновалась один раз в пятьдесят лет. Вот об этих-то субботах и сказал Бог, что не может терпеть их. Да и это сказано не против самих суббот, а против грехов, беззаконий и злодеяний людей, что они такими своими делами оскверняли субботы и всякие праздничные собрания. И именно поэтому Бог не может терпеть их. Это так ясно, что я удивляюсь, чего вы привели место о субботах».

Я ответил: «Вы тут сказали и правду, и неправду. Правду вы сказали, что Бог не потому не мог терпеть новомесячий и суббот и прочее ветхозаветных законов, чтобы они были сами по себе противны Ему, а за злые дела людей.

А неправду сказали вы, утверждая, что это относится только к каким-то семилетним субботам, а не к субботе, которая празднуется еженедельно. Если по-вашему принимать речь Господа, то смысл ее будет таков: «новомесячия и субботы не могу терпеть за ваши злые дела, которые вы совершаете в эти святые дни, кроме субботы, празднуемой еженедельно. В эту субботу, какие бы злодеяния вы ни совершали, я буду терпеть ее, или сказать прямее — вас.

Таким образом, по-вашему выходит, что Бог разрешал творить в еженедельную субботу злые дела, а запретил только в другие субботы. Но понятно, Бог запретил грешить во все дни, а в праздники и в субботу — в особенности. А потому под словом: «суббота» Он разумел и еженедельные субботы и скорее всего — их. Ведь в собственном смысле субботой называется еженедельная суббота, а остальные, от нее уже получили название суббот, и называются субботами не в собственном смысле, а нарицательно, как называется еженедельная суббота, а остальные, от нее уже получили название суббот, и называются субботами не в собственном смысле, а нарицательно, как называются сынами Божиими и миротворцы. Поэтому, где сказано в Священном Писании просто о субботе, или о субботах без прибавления о каких именно субботах говорится, надо разуметь именно субботу: седьмой день недели. В книге «Исход» сказано о субботе во множественном числе, а разумеется седьмой день недели: «Субботы мои соблюдайте (говорит Господь)... шесть дней пусть делают дела; а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу» (Исх., 31:13, 15). Но есть места, где сказано о субботе и в единственном числе, а разумеется не седьмой день недели, а другие праздники. (Лев., 23)

Ваше толкование, что если сказано во множественном числе, то нужно разуметь какие-то другие субботы, а не седьмой день недели, есть просто благовидная увертка.

Ведь в приведенном мною месте из пророка Исаии во множественном числе сказано не только о еженедельном празднике, о субботе, но и ежемесячном, каковы новомесячия, хотя других новомесячий, кроме ежемесячных не могло быть. Ясно, что если под новомесячиями разумеется ежемесячный праздник, то и под словом субботы, разумеется еженедельный праздник. Во множественном числе сказано о том и о другом потому, что их было много в году: новомесячий тринадцать, а суббот пятьдесят две.

Привел же я из пророка Исаии, что субботы, как и новомесячия нестерпимы для Бога, не для доказательства что в Ветхом Завете не нужно праздновать их, для того, чтобы показать, что субботе не следует придавать такого исключительного значения, какое придаете ей вы, адвентисты, будто без соблюдения субботы, без буквального исполнения четвертой заповеди, все христиане погибнут: не спасет их ни вера во Христа, ни любовь к Богу и людям и ничто другое. Напротив, если кто творит злые дела, того суббота не спасет, как бы он строго не соблюдал ее.

10. В Священном Писании о субботе говорится и в единственном числе, как о предмете не нужном для христиан, одинаковым с новомесячиями и другими новозаветными установлениями. Святой апостол Павел, как бы предвидя, что в последствии явятся люди, которые станут праздновать субботу, и будут придираться даже к тому, в каком числе о ней сказано, написал, в послании к колосянам вот что: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу или питие, или какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол., 2:16–17).

Как тень нельзя есть, нельзя из нее сшить одежду, и вообще она ни на что негодна и не нужна, так и суббота не нужна хрисианам. Поэтому-то апостол Павел так решительно и вышвырнул субботу вон из церкви и свалил ее в одну кучу с новомесячиями, разными иудейскими праздниками, в роде кучек, пурима, и другим ветхозаветным хламом, признав все это тенью, пустым местом, бесполезными и не нужными для христиан предметами.

И вот из этой кучи, которая за тысячу восемьсот лет достаточно провонялась, г. Миллер взял одну только субботу, как предмет необходимый и самый спасительный для христиан. А вы, адвентисты, его последователи, и носитесь с ней, как с писанной торбой, всеми силами стараясь заставить всех христиан принять и праздновать ее. Иначе все христиане погибнут.

Но вы, адвентисты, в этом случае поступаете непоследовательно и неправильно. Если вы празднуете субботу, то должны праздновать и новомесячия, и всякие другие праздники, а также исполнять полностью и закон Моисеев. Ведь апостол Павел признал, что одинаковое достоинство имеют, как суббота, так и все другие иудейские обычаи. Если же считаете делом греховным празднование новомесячий и прочих иудейских праздников, то таким же грехом должны почитать и празднование субботы».

Адвентист: «Вы неправильно понимаете изречение апостола Павла, что суббота есть тень будущего. Это апостол Павел говорит о субботах в законе обрядов, служащих лишь тенью, а не о субботе нравственного закона, то есть не о субботе четвертой заповеди, а о субботе, о которой говорится в книге Левит, о празднике очищения, о кущах и о других праздниках (Лев., 16:31; 23:3, 32). Там они тоже называются субботой».

Я возразил: «Зачем вы извращаете ясный смысл учения апостола Павла об иудейских праздниках и о субботе, которым он и то и другое называет тенью. Если бы он упомянул не только о субботе, а о праздниках нет, тогда еще можно было бы, хотя и с натяжкой, говорить то, что вы утверждаете, что здесь под субботой разумеются разные иудейские праздники: день очищения, кущей и прочее.

Но великий апостол как бы предвидел эту вашу уловку и потому упомянул о праздниках иудейских отдельно и о субботе отдельно. Он написал: «...Итак, никто да не осуждает вас... за какой-нибудь праздник или новомесячие или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол. 2:16–17). Как не совестно вам толковать, что под словом «за какой-нибудь праздник» разумеются вообще праздники, и под словом «суббота», разумеются те же праздники. Кем же вы представляете апостола Павла, если приписываете ему такую нелепость. А затем я должен обратить ваше внимание на то, что нигде в Священном Писании не сказано, что Ветхий закон делится на нравственный и обрядовый, и что первый неизменяем, а второй изменяем. Деление это придумано людьми и не особенно давно, а вы, адвентисты, сделали из него прекрасную лазейку для себя: что вам не нравится, о том вы говорите: это обрядовый закон: он отменен и исполнению не подлежит. А что нравится вам, вы говорите: это нравственный закон, Сам Бог требует обязательно исполнять его.

Категория: Полемика с иными конфессиями | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-18)
Просмотров: 2722

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz