1. Пришел ко мне однажды мой хороший знакомый, принадлежащий к секте адвентистов, и между нами началась беседа на религиозные темы. Между прочим он спросил меня: «Какой день ты празднуешь и почему?».
Я ответил на это: «Вам, конечно, известно, что я праздную воскресенье — первый день недели. Если же интересуетесь, почему я праздную его, то извольте выслушать. Я праздную первый день недели потому, что в этот день воскрес Господь наш Исус Христос, спасший нас от власти темной, а также и потому, что воскресение Христа есть самый главный основной догмат христианской веры, без которого вся христианская вера тщетна, или не стоит ничего: «Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают... А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор., 15:15–17), а также и потому еще праздную воскресный день, что его празднуют все христиане, начиная от дней апостольских до настоящего времени.
— Позвольте мне разочаровать вас во всем, сказанном вами, — начал адвентист. — Вы празднуете воскресный день вовсе не по тем причинам, какие вы указали. Праздновать первый день недели установил римский император Константин Великий, издавший указ, который повелевал праздновать этот день: «достопочтенный день солнца», как сказано в нем... вот этот указ: «Все судьи и ремесленники не должны работать в достопочтимый день солнца. Земледельцы, однако, свободно могут заниматься полевыми работами в этот день, потому что часто бывает, что работу в поле или в винограднике нельзя откладывать. Не следует допускать, чтобы урожай, данный небесным Провидением, пропадал ради этого» (См. Ист. суб. Андреева, стр. 325; Ист. церкви Шрекка, т. 5, стр. 96; Библ. чтен. о наст. истине, стр. 128, изд. 1909г. Рига).
— Разве до Константина Великого христиане праздновали не воскресение, а другой какой день? — спросил я адвентиста.
— Да, — ответил он. До него все христиане праздновали не воскресение, а субботу. А этот император, полухристианин-полуязычник, установил праздновать первый день надели. С того времени и стали праздновать воскресение, а празднование седьмого дня, субботы, оставили.
— У вас, конечно, имеются прямые доказательства, что от времен апостольских до Константина Великого все христиане праздновали не воскресение, а субботу? — спросил я адвентиста.
— Да, — ответил он, — имеются такие свидетельства. Четвертая заповедь закона Божия прямо повелевает праздновать седьмой день недели субботу.
Я возразил: «Это не есть прямое доказательство того, какой день праздновали все христиане до царя Константина. Ведь в этом и весь вопрос, как тогда христиане исполняли четвертую заповедь: празднованием субботы или празднованием воскресения. Прямое доказательство будет если вы приведете свидетельство из какого- либо писателя церковного или нецерковного, жившего до Константина, что тогда христиане действительно праздновали субботу».
Адвентист сказал: «Но тогда были истинные христиане, и потому не могли праздновать никакой другой день, а только субботу согласно четвертой заповеди».
— А свидетельства из тогдашних писателей есть у вас или нет, что христиане тогда праздновали субботу? — потребовал я.
— Нет, — ответил адвентист, — Но это само собой разумеется, что христиане тогда праздновали субботу.
Я заметил: «Сказать прямо, вы хотите, чтобы мы, все ваши противники. Все современные христиане, положились на одно только ваше честное слово, и без всяких доказательств с вашей стороны, без всяких рассуждений с нашей, что в истории, или прошедшей жизни церкви было именно так. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших, как вам желательно. Но в таких делах положиться на одно только честное слово никто не согласится, в здравом уме и твердой памяти. Представьте доказательства, тогда только поверим. А не можете представить, значит говорите явную неправду, утверждаете заведомую ложь. Но доверимся вам на честное слово, согласимся, что все христиане до Константина Великого праздновали не воскресенье, а субботу. Что из этого получается? А вот что. Вот этот император издает указ праздновать первый день недели — « достопочтенный день солнца», и все христиане до одного бросили праздновать субботу и стали праздновать воскресение. И удивительно, что это сделали не только подчиненные Константину христиане, но и неподчиненные ему: жившие в Персии, Абиссинии, Германии и прочие и не только православные, но и раскольники и еретики: донатисты, наватиане, маркиониты и прочие. Ниоткуда и ни от кого не последовало ни малейшего протеста. Я об этом вас и не спрашиваю, ибо знаю, что вы не можете представить ни одного свидетельства, чтобы кто-либо написал протест, или возражение против Константинова указа о праздновании первого дня недели. И удивительнее всего то, что этим указом не отменялась суббота, не воспрещалось праздновать ее. Даже самое слово «суббота» в нем не упоминается. Так что и по букве и по смыслу его христиане имели право праздновать субботу и должны были праздновать воскресение. Субботу праздновать по религиозным убеждениям, а первый день — в силу царского указа. Так в настоящее время и поступают евреи во многих странах, празднуя субботу по религиозным убеждениям, а воскресение потому, что оно считается государственным выходным праздником. Так и мы христиане празднуем праздники гражданские, не бросая религиозных. Но древние христиане сами вдруг бросили праздновать субботу и стали праздновать воскресение, в силу царского указа, хотя от них вовсе не требовалось оставлять празднование субботы. Что же это значит? А значит то, что древние христиане считали субботу какой-то лишней, ненужной, безполезной вещью, противной для них тяжестью. И рады были избавиться от нее при первом чуть-чуть подходящем случае. Если древние христиане бросили праздновать субботу без всякого принуждения, прямо-таки добровольно, то и мы должны также относиться к ней. Мы должны подражать древним христианам, которых и вы считаете истинными христианами».
Адвентист: «Вы, я вижу, просто смеетесь надо мной».
— Не я смеюсь над вами, — возразил я, — а вы сами смеетесь над собой. Вы ставите себя в самое смешное положение, утверждая, что все древние христиане праздновали субботу, согласно четвертой заповеди, и бросили праздновать ее в силу царского указа, который совсем не требовал от них этого. Если же правильно понимать указ Константина, то не будет ничего ни смешного, ни нелепого.
— А как же правильно понимать его? — спросил адвентист.
— А так, — ответил я, — что все христиане и до царя Константина праздновали не субботу, а воскресение.
— Чем же вы докажете это? — спросил собеседник.
Я ответил: «Святые отцы и учители церкви, жившие задолго до Константина Великого, прямо говорят, что христиане празднуют воскресение и совершают в этот день богослужение. Так пишет святой мученик Иустин Философ, в своей апологии, или защите христиан, поданных тогдашнему римскому императору. Так пишет учитель церковный Тертуллиан в подобной же апологии христиан.[3]
Имеются еще и другие доказательства, что христиане до царя Константина праздновали воскресение. А «дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мтф., 18:16), — сказал сам Спаситель».
— Почему же и для кого, в таком случае, император Константин издал свой указ о праздновании первого дня недели воскресения? — спросил адвентист.
Я ответил: «Он издал его не для христиан, не для церкви, он на это и права не имел. Царь Константин не позволял себе вмешиваться в религиозные дела христиан, даже в менее важных вопросах, чем празднование дня недели. Тогда, например, христиане праздновали святую Пасху не в одно время. Восточные христиане праздновали ее одновременно с евреями, а западные — в воскресение после еврейской пасхи, или после весеннего полнолуния. Кстати замечу, что это уже доказывает, что христиане праздновали воскресение и до Константина Великого. И что же? Этот царь не позволил себе издать указ, чтобы христиане праздновали Пасху вот в такое-то время, одновременно. А предложил сделать это первому Вселенскому собору (325 г.), который уже и решил праздновать Пасху в воскресение. Издал же он указ о праздновании воскресения для государственных учреждений и вообще для всех своих подданных, в том числе и для язычников и для евреев. А если хотите знать, почему издал? — то извольте.
В римской империи господствующей религией было язычество, как до царя Константина, так и при нем и еще долго после него. Понятно, что и все государственные праздники были также языческие. Это потому, что подавляющее большинство населения римской империи содержало языческую религию. Объявив христианство признанной религией (в 313 г.), и всячески покровительствуя ему, император Константин счел необходимым внести и праздники христианские, в число государственных праздников. И в первую очередь, конечно, тот праздник который христиане праздновали еженедельно. А так как они еженедельно праздновали первый день недели, или воскресение, то он вышеозначенным указом и ввел его в число государственных праздников. Если бы тогда христиане праздновали не воскресение, а субботу или какой другой день, то он этот бы день и ввел в число этих праздников. Царю Константину не было никакой надобности, никакого смысла, вносить в число государственных праздников не тот день, который праздновали христиане, а другой. Навязывать же им не тот день, который они дотоле праздновали, а другой (вместо субботы воскресение, как голословно, без всяких доказательств, уверяют адвентисты), было бы безумием со стороны государя. Это значило возмутить, восстановить против себя всех христиан, и притом без всякой необходимости, неизвестно для чего. Как мудрый государственных муж и тонких политик, царь Константин дорожил преданностью и любовью своих подданных христиан и знал, как заслужить ее. И потому внес в число государственных праздников именно тот день недели, который они праздновали тогда. И этим он легко заслужил расположение, любовь и преданность христиан[4]. Из всего этого ясно, что указ царя Константина о праздновании воскресного дня свидетельствует о том, что христиане и до него праздновали этот день. Самый указ этот вызван празднованием христианами воскресенья, а не наоборот».
Адвентист спросил: «А почему в своем указе праздновать первый день недели Константин назвал его не воскресением, а достопочтенным днем солнца? Солнце язычники считали богом. И вы, празднуя день солнца, празднуете языческому богу. А потому вы не христиане, а язычники».
Я сказал: «Стыдно вам, господа адвентисты, если вы даже и этого не знает, или притворяетесь незнающими, почему в рассматриваемом указе первый день недели назван днем солнца. Но по простой причине, что именно так он назывался на тогдашнем официальном латинском языке[5]. Если бы царь Константин назвал его как нибудь иначе; например, воскресением, то его никто не понял бы. Мы празднуем воскресение не в честь языческого бога солнца, а в славу воскресения Христова, во славу Божию. А потому и называем его воскресным днем, а не днем солнца. Но дело не в названии. Вот например, на румынском языке, да и в некоторых других языках дни недели доселе называются по именам языческих богов: понедельник — днем луны, вторник — Марса, среда — Меркурия, пятница — Венеры. Но можно ли обвинять их в том, что они празднуют языческим богам? Да и мы (и не одни мы), русские, называем месяцы по именам языческих богов: январь — по имени бога Януса, февраль по имени бога Фебруо, март — бога Марса, май по имени богини Маии и прочие смеяться над каким бы то ни было названием какого-либо предмета, значит только показывать свою глупость и грубость. Ведь название, каково бы оно ни было не есть добро или зло, а предмет совершенно безразличный. Я уже говорил вам, что мы празднуем воскресение не в силу указа Константина. А потому, что в этот день воскрес Господь наш Исус Христос, и потому, все христиане празднуют его от дней апостольских до нашего времени.
2. Адвентист сказал на это с насмешкой: «Действительно, вы празднуете воскресение, а не субботу, не в силу указа Константина, а потому, что так установил папа римский этот зверь, последний антихрист, отменивший празднование субботы. Вы и следуете ему, приняли его образ и начертание, или печать. Кто на чело, кто на правую руку. Этот образ и печать есть празднование воскресного дня.
— Да вы уже хотя говорите в одно слово, — заметил я.— А то вас и понять нельзя. То вы утверждаете, что царь Константин отменил субботу и установил празднование воскресения. То уверяете, что это сделал не он, а папа римский. Когда же вы говорите правду, и когда — неправду? А если разобраться хорошенько, то окажется, что в обоих случаях вы утверждаете заведомую ложь. Относительно указа Константина мы уже разобрались, что им не отменялось празднование субботы и не вводилось празднование воскресения. теперь посмотрим, сделал ли это папа римский. Прежде всего, я спрашиваю вас: какой именно папа отменил празднование субботы и установил праздновать воскресный день?
— Да папа вообще, — с неудовольствием ответил адвентист.
— Не смешите вы, пожалуйста, людей, — заметил я ему.— От времен апостольских до сего дня не один папа живет, а были целые десятки. Какой же из них сделал то, в чем вы обвиняете папу? Назовите его имя. Затем ответьте: в каком году он это сделал? Каким указом, или распоряжением?
- Я не знаю, — ответил адвентист.
Я ответил. «И вы не знаете, и в ваших адвентистских сочинениях ничего не сказано об этом, а только голословно уверяете всех, что папа римский отменил празднование субботы и ввел празднование воскресения. Но голословное бездоказательное утверждение называется неправдою, противоречащей истине.
Что не папа римский отменил субботу и установил праздновать воскресение, а это ведется от дней апостольских, сие можно видеть из всего изложенного нами, а также будет видно из дальнейшей нашей беседы. А теперь замечу, что если бы все христиане праздновали субботу, а папа римский отменил бы ее и приказал праздновать воскресение, то это вызвало бы страшные смуты и волнения в Церкви, и неминуемо повело бы к расколу Церкви на две части: одни праздновали бы субботу, другие воскресение.
Между обеими частями завязалась бы жаркая полемика, были бы написаны тысячи сочинений за и против празднования воскресения. В действительности же, в истории этого не было. Необходимо иметь ввиду еще и то, что папе римскому была подчинена только западная часть церкви. Все же восточные церкви никогда не были подчинены ему: они управлялись своими четырьмя патриархами. И если бы папа римский позволил себе распорядиться, чтобы христиане праздновали не тот день, который они до того праздновали, а другой, то его не послушали бы неподчиненные ему восточные церкви. Да и на западе, сомнительно, чтобы послушали все без всякого прекословия.
Это нетрудно доказать историческими примерами. В древности был такой случай. Восточные, малоазийские церкви праздновали св. Пасху (в память воскресения Христа) в мартовское полнолуние, в какой бы день недели оно ни случилось. А западные церкви праздновали ее в воскресение после мартовского полнолуния. И вот папа римский Виктор, бывший вскоре после апостолов, распорядился чтобы и восточные христиане праздновали св. Пасху в воскресение. (Это служить доказательством, что тогда христиане праздновали еженедельно воскресение, а не субботу).
Но его не послушали. Тогда он отлучил их от церкви. Но это вызвало такую бурю негодований, такой скандал, что папа должен был аннулировать это свое отлучение.
Тем большую бурю, смуты и волнения вызвало бы, если бы какой бы то ни было папа отменил празднование субботы, то есть, по-вашему, четвертую заповедь закона Божия и установил бы праздновать день, который дотоле не праздновали, воскресение. Так что он вынужден был бы отменить такое свое распоряжение. А если бы не отменил, то непременно последовал бы раскол церкви на две части: на празднующих субботу и на празднующих воскресение.
В 1054 г., не по такому, а по менее значительному делу, когда папа римский чрез своих легатов наложил отлучение на восточных, и не захотел отменить его, последовал раскол церкви на западную и восточную, продолжающийся до сегодня. Еще не так давно папа римский сделал реформу календаря. И что же? Восточные церкви не только не приняли его, но и признали заблуждением или ересью. Даже в самой римско-католической церкви из-за этого шли смуты и волнения среди подчиненных папе христиан целых полтораста лет. И только когда папа переменил день еженедельного праздника — субботу заменил воскресением, отменил четвертую заповедь, никто пальцем не пошевелил, чтобы восстать против такого беззакония. Так выходит по вашему, по адвентистски.
Все христиане во всем мире праздновали субботу, и вот папа римский, неизвестно который и когда, не издавая никакого указа или послания, а только сказал или может быть только подумал, чтобы перестали праздновать субботу и начали бы праздновать воскресение. И все христиане, и подчиненные папе и неподчиненные ему, и православные и еретики, вдруг, без всякого сопротивления, бросают праздновать субботу и начинают праздновать первый день недели воскресение. Вы, признавая папу римского последним антихристом, приписываете ему чисто божеские свойства, даже более, чем божеские. Христос, сколько учил, сколько чудес творил, и то не мог сделать, чтобы одна только маленькая Галилея, один только малочисленный еврейский народец послушал бы Его во всем, принял бы Его учение. А тут извольте радоваться. Папа, без всяких учений, без всяких указов, без всяких чудес, только словесно или даже только мысленно распорядился об отмене четвертой заповеди, чтобы праздновали воскресение вместо субботы, — и весь христианский мир, сотни миллионов верующих послушали его и исполнили и исполняют его, по-вашему богопротивную волю. Что за чудеса в решете?
Я не сомневаюсь, что не один папа, а несколько пап писали о том, что следует праздновать воскресение. Да не только папы, но и многие епископы и священники католической церкви, а также и всех восточных церквей тоже писали о праздновании воскресного дня. И я писал об этом.
Но неужели же кто написал, или даже предписал праздновать воскресение, тот уже и установил это празднование и значит до него этот день никто и нигде не праздновал? Утверждать это, как делают адвентисты, значит уже слишком явно грешить против логики, против здравого смысла, против исторических фактов.
Никто так жестоко не оскорбляет древних христиан, никто так зло не издевается над субботой, как адвентисты, хотя и не сознают этого. По-вашему получается так, что древние христиане рады были бы избавиться от субботы, как от какой-нибудь противной нечисти. И бросают праздновать ее то по Константинову указу, в котором ни слова не говорится о субботе, то по простому желанию папы римского, выраженному даже не письменно, а словесно или мысленно, а может быть и никак не выраженному.
Так было, если верить адвентистским сказаниям о Константине, папе и субботе.
Считаю полезным обратить внимание еще вот на что.
Все жившие до нас христиане от времен апостольских, праздновали не субботу, а воскресение. А их было сотни миллионов, — нет: целые биллионы. Из них — бесчисленное множество святых угодников Божиих, святых отцов и учителей церковных, которые знали и истолковали все Священное Писание до тонкости. И в настоящее время весь христианский мир празднует не субботу, а воскресение, за исключением вас, недавно появившихся адвентистов.
Вы говорите, что принимаете одну только книгу — Библию, и потому празднуете субботу. Но ведь есть сотни миллионов христиан, которые, как и вы, принимают только Библию, и празднуют не субботу, а воскресение. Таковы: лютеране, протестанты, кальвинисты, методисты, молокане, баптисты и прочие.
Говорят, таких сект уже несколько сот. Неужели же они и все вышеупомянутые христиане, теперешние и бывшие, суть глупцы, ничего несмыслящие в Священном Писании. А умным оказывается только Миллер, да вы, его последователи — адвентисты, празднующие субботу. Не наоборот ли»?
3. Адвентист на все это сказал: — Мне нет дела до того, какой день праздуют современные именуемые христиане, и какой день праздновали христиане времен апостольских до императора Константина, и кто отменил празднование субботы и ввел празднование воскресения, царь или папа, или просто сами первенствующие христиане оставили празднование субботы и начали праздновать воскресение. Это для нас не должно иметь никакого значения. Для нас должно иметь силу то, что заповедал сам Господь Бог относительно празднования. А он в четвертой заповеди вот что повелевает: «Помни день субботний, чтобы святить имя его. Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои. А день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все что в них, а в день седьмой почил: посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исх., 20:9–11).
— Бога нужно слушать более, чем людей, сказано в Деяниях апостольских. В Священном Писании сильными угрозами и проклятиями неоднократно подтверждено празднование субботы, и нарушителям ее положены страшные наказания, так что когда человек собирал дрова в субботу, то его побили камнями. В Писании еще говорится, что субботу будут праздновать вечно.
Я спросил: «Это сказано в каких книгах: в ветхозаветных, или в новозаветных».
— Конечно, в ветхозаветных, — ответил адвентист.
— В таком случае все указанное вами нисколько не убедительно для нас христиан, — сказал я. — В книгах Ветхого Завета я могу найти угрозы и проклятия не только на непразднующих субботу, но и на тех, кто не совершал обрезания, кто не празднует новомесячия и других иудейских праздников и прочее О них и о жертвоприношениях сказано, что это будет вечно. И наложено страшное проклятие на всех, кто не будет исполнять всего этого. Так и сказано: « Проклят всякий человек, кто не исполнит всех слов закона сего, и не будет поступать по ним» (Втор., 27:26). Но закон Моисеев для христиан не имеет силы, как отмененный. Чтобы убедиться в этом, стоит лишь прочесть послания апостола Павла, особенно « К римлянам». Приведу хотя бы одну выдержку из него: « Так и вы братия мои, умерли для (ветхого) закона Телом Христовым, что бы принадлежать другому, (Христу) воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу... Но ныне, умерши для (ветхого) закона, которым мы были связаны, мы (христиане) освободились от него (от закона), чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.» (Рим., 7:4–5). Для нас, христиан, только тогда будет убедительно, что субботу праздновать следует, когда вы это найдете в Священном Писании Нового Завета.
Адвентист сказал: «Приведу вам и из книг Нового Завета, что христиане должны праздновать только субботу, а не другой какой день. Апостол Павел в послании «К евреям» пишет: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр., 4:9). Здесь прямо сказано, что для «народа Божия», для христиан, «еще остается субботство» или суббота, седьмой день недели. Следовательно, все христиане обязаны ее праздновать. чем вы можете опровергнуть такое явное свидетельство
Я сказал на это: «Опровергать Священное Писание грешно. Тексты Священного Писания нужно только понимать и объяснять правильно. А вы неправильно объясняете прочитанное вами. Там под «народом Божиим» разумеются не христиане, а евреи, ветхозаветный еврейский народ. А под словом: «субботство» сам Исус Христос, Его дела, Его учение, или Новый Завет».
— Чем же вы можете доказать это? — спросил адвентист.
— Доказывать мне тут ничего не нужно, — ответил я. — Требуется, как я уже сказал, только правильно понять приведенную нами выдержку из Священного Писания.
- А что значит правильно понять? — спросил адвентист.
Я ответил: « чтобы правильно, по возможности безошибочно, понять какое бы то ни было место Священного Писания, необходимо прежде всего выяснить:
1) кем написана та книга, из которой берется выдержка;
2) кому и для кого она написана;
3) какие причины побудили автора написать ее;
4) что он хотел сказать им: что защитить, доказать и что опровергнуть;
5) обязательно прочесть рассматриваемый текст в контексте, то есть в связи с текстом, стоящим впереди и после него. А иначе, можно впасть в страшные заблуждения. Мы например, можем найти, что в «Псалтыре», пророк Давыд написал: «Нет Бога», если не прочтем предыдущего, что это «сказал безумный в сердце своем». В Евангелии найдем написанное, что Христос творил чудеса силою бесовскою и имел в Себе беса, если не прочитаем предыдущего, что это говорили Его злейшие враги и так далее».
Адвентист на это: «Я совершенно согласен, что только при соблюдении приведенных вами условий можно правильно понять то место Священного Писания и других сочинений, в том числе и светских».
— А их-то вы и нарушили при чтении текста о субботстве, — сказал я.— Применим же эти правила, теперь же к прочитанному вами тексту. Вы прочитали его в послании к евреям, уверовавшим во Христа, или христианам из евреев. Причины побудившие апостола Павла написать это послание, ясно видны из самого содержания его. Как известно, в то время множество евреев принимало христианскую веру. Переходили в христианство целые общины, семьи и отдельные лица.
В одном и том же обществе, в одной и той же семье были евреи-христиане и просто евреи. Само собою, разумеется, что между ними постоянно шли горячие споры о вере. Евреи-христиане доказывали преимущество христианства перед еврейством, Нового Завета — перед Ветхим.
Просто евреи, напротив, доказывали преимущество Ветхого Завета перед Новым. И к сожалению, победа не всегда находилась на стороне христиан. Как видно из вышеупомянутого «Послания», евреи, в доказательство превосходства Ветхого Завета перед Новым, говорили христианам из евреев в роде этого» « У нас, евреев, закон дан на горе Синайской при посредстве ангелов через великого пророка Моисея, и затем через других пророков.
А у вас кем? У нас, евреев, великолепнейший храм в Иерусалиме; законный, по чину Аарона, правомочный первосвященник, совершающий торжественные богослужения, приносящий умилостивительные жертвы Богу за грехи отдельных людей и всего народа; у нас есть суббота, установленная четвертой заповедью закона Божия и так роскошно нами празднуемая и так далее а у вас, христиан, ничего этого нет». Этими и подобными указаниями и доказательствами евреи приводили в смущение и замешательство перешедших в христианство евреев, которые не всегда находили, что и как отвечать на это. И многие из них отрекались от христианской веры и возвращались в иудейство. Понятно, апостол Павел не мог терпеть такого рода дел, и написал им, евреям, уверовавшим во Христа «Послание» для укрепления их в христианской вере. В этом «Послании» он основательно доказывает превосходство Нового Завета перед Ветхим. Он пишет, что ветхий закон дан Богом чрез пророков и ангелов, а Новый Завет через самого Сына Божия, который несравненно выше пророков и ангелов. Он говорит еще, что у евреев храм в Иерусалиме земной, рукотворенный. А у христиан храм нерукотворенный на небесах. У евреев первосвященник, по чину Аарона, человек смертный и грешный, а у христиан первосвященник по чину Мельхиседека, Исус Христос безсмертный и безгрешный. У евреев первосвященник приносит в жертву животных, кровью которых и очищают все, но не спасают от грехов. А у христиан первосвященник, Христос, Сам Себя принес в жертву и Своею кровью спас от грехов род человеческий. Ветхозаветной еврейской субботе, или седьмому дню недели, апостол Павел противопоставляет христианскую субботу, как веру во Христа, в Котором мы находим покой. Прочтем теперь приведенное вами место всвязи с предыдущим и последующим ему текстом, и тогда станет ясно, о каком субботстве говорит апостол Павел. Но прежде, чем к этому приступить, я должен сделать еще одну оговорку, что в данном тексте перевод сделан очень неудачно.
— Вы хотите сказать, что неправильно? — спросил адвентист.
— Да, если угодно, то и неправильно, — ответил я.
— В чем же заключается эта неправильность, — спросил собеседник.
— А вот в чем, — сказал я.— По правилам переводов требуется, чтобы каждый термин, или название какого-либо предмета или везде было оставлено в подлиннике, или же везде в переводе на том языке, на который переводится все сочинение. Если же название какого-либо предмета в одном месте оставить без перевода, а в другом в переводе, то перевод будет неясен и может вызвать недоразумения, споры и заблуждения, что и получилось в данном случае. Вы знает, что «суббота» — слово еврейское? По-русски оно значит «покой».
— Конечно, знаю, — ответил адвентист.
— Ну, так вот — продолжал я, — переводчик на русский язык «послания» к евреям, везде перед приведенным вами текстом и после него поставил еврейское слово субботство, которое на русском языке значит покой. И только в прочитанном вами месте оставил его без перевода в подлиннике: «субботство».
Ему следовало бы или всюду оставит без перевода слово «суббота», или и в прочитанном вами месте поставить в переводе: вместо «субботство» поставить «покоище». Тогда для каждого было бы ясно, о каком субботстве говорит апостол Павел. Прочитаю теперь интересующее нас место «Послания к Евреям». Но везде, где слово «суббота» поставлено в переводе «покой», я буду читать его мак в оригинале: суббота. Указав на то, что пророк Моисей, которого евреи так высоко превозносят и почитают, есть только «слуга Божий», апостол Павел пишет: «А Христос — как Сын в доме Его. Дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. почему, как говорит Дух Святый, «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род, и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих .Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (в субботу Мою)»[6]. Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христа, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца. Доколе говорится: «ныне», когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его ( в субботу его), как не против непокорных? Итак, видим что они не могли войти за неверие. Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его ( в субботу Его), не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой (в субботу Его) мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (в субботу Мою), хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: « и почил Бог в день седьмой от всех дел своих» (Быт., 2:2). И еще здесь: «не войдут в покой Мой» (в субботу Мою). Итак, как некоторым остается войти в него (в субботу), а те которым прежде возвещено, не вошли в него (в субботу) за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давыда, после столь долгого времени, как выше сказано: «... Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших...» Ибо, если бы Исус Навин доставил им покой (субботу), то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его (в субботу Его), тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный (в субботу оную), чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр., 3:6–19). «... Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» (Евр., 4:1–13).
Смысл прочитанного нами из «Послания» апостола Павла таков. Хотя евреям и заповедано было четвертой заповедью праздновать седьмой день недели — субботу, но оставалась еще какая-то суббота, о которой Бог сказал, что «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в субботу Мою».
На это евреи говорили, что здесь под словом «суббота» разумеется вход в землю обетованную, в которую Исус Навин ввел евреев. Но апостол Павел на это возражает, что если бы Исус Навин дал евреям субботство, то почему же долго после него пророк Давыд говорит еще о каком-то дне, какой-то субботе, предостерегая, чтобы не ожесточили своих сердец и не оказались не вошедшими в эту субботу, — как их предки в пустыне. Следовательно, и после Исуса Навина, после входа в землю обетованную. «для народа Божия (для евреев) еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его (в эту субботу Божию), тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». А в эту «субботу» входим мы, уверовавшие во Христа. Так вот что такое христианская суббота; сам Христос, вера во Христа, Его дела и учение, все Его домостроительство нашего спасения, Новый Завет.
И апостол Павел страшными угрозами убеждает всех войти в эту субботу. Мы вошли в нее, содержим ее соблюдаем ее свято. Нарушает эту субботу тот, кто отступает от Христа, за что апостол угрожает страшными наказаниями.
Если бы тогда христиане праздновали субботу, то апостол Павел так и написал бы, что у евреев суббота седьмой день, и у нас то же самое. А вернее всего ничего и не написал бы, потому что в таком случае не было бы никакой надобности и писать о ней. Евреи тогда не укоряли бы христиан, что они не празднуют субботы и не смущали бы их.
Таким образом ясно, что указанное вами место говорит не о том, что и христианами следует праздновать седьмой день недели — субботу. А как раз наоборот: не следует ее праздновать. Наша суббота — Христос, Новый Завет.
|