В разсуждениях о вопросах веры, сектанты баптисты единственным источником вероучения признают только Св. Писание и всегда требуют доказательств «от строки Писания». Потому в беседе с ними о Св. Предании должно прежде всего показать недостаточность св. Писания, как источника вероучения, и пояснить слушателям, что прежде, чем руководиться Св. Писанием, необходимо убедиться, что оно подлинно и богодухновенно. Как мы можем убедиться в том, что книги Св. Писания подлинны и суть именно те книги, которыя вышли из рук свящ. писателей. Мы знаем, что есть книги неканоническия и подложныя, апокрифическия.
Разум наш не в состоянии сам собою решить этот вопрос, так как не имеет для этого достаточных данных. К чему ведет в данном случае произвол разума, можно видеть из примера Лютера, отвергшаго послание Ап. Иакова, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна, посл. Ап. Павла к Евреям и Апокалипсис. Св. Писание нигде не указывает надлежаще своего числа и состава; об этом мы можем знать только из Св. Предания. Без руководства Св. Предания мы не можем правильно понимать и истолковать Св. Писание. При произволе в толковании Св. Писания сколько умов, столько и толкований, как это мы видим у сектантов.
Св. Предание древнее Св. Писания: в раю и до Моисея люди руководились одним Св. Преданием (Иоан. 1:17).
Источником христианскаго учения непременно должно служить Священное Писание и Священное Предание. Сам Господь наш Исус Христос божественное учение Свое и установления церковныя передал ученикам Своим словом и примером, а не книгою (кроме Иоанн. 8:8). Тем же способом и св. Апостолы вначале утверждали Церковь и распространяли веру Христову (Мф., 10 гл.). Писания оставили только некоторые из них. Писания эти, писанныя по поводу разных случайных обстоятельств (напр. Иоанн. 1:4; 2 Кор. 1:8–13, 10; Филим. 1:21), не имели своею задачею представить в систематически полном виде всех установлений христианских (1 Кор. 11:34), так что без Св. Предания мы не знаем даже, как нужно совершать св. таинство крещения и прочия таинства.
Так как в Св. Писании не все, необходимое для нашего спасения, записано с надлежащею полнотою (2 Иоанн. 1:12; Иоанн. 21:25). Поэтому, имея Св. Писание, мы должны соблюдать и Св. Предание, если оно согласно с откровением и с Писанием. Ибо ап. Павел пишет: «И так братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Сол. 2:15; 2 Тим. 3:14–15; 1 Кор. 2:2; 1 Тим. 6:20; 2 Тим. 1:13; 2:2, Тим. 1:5).
Сами свящ. писатели пользовались Св. Преданием. Таковы, напр.: еванг. Лука, написавший Евангелие на основании Предания (Лук. 1, 2, 3), ап. Иуда веривший Преданию о споре Архангела Михаила с диаволом (Иуд. 1:9). Ап. Павел ни в одном своем писании не писал о том, что не допускает антихристу явиться преждевременно, а устно говорил об этом Фессалоникийцам (2 Фес. 2:5–6). Затем апостол три года учил в Ефесе (Деян. 20:31), а послание его к ефесянам состоит всего из немногих слов. Ясно, что многое из того, чему учил здесь апостол, многие его советы, наставления не записаны им. Но должны ли быть они забыты верующими? Конечно, нет. Отсуда ясно, что из сохраненных в церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменнаго наставления, а некоторые приняли от апостольскаго предания, по преемству в тайне, причем и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия.
Сектанты - баптисты Св. Предание Православной Церкви называют «преданиями старцев» и в обличение православных указывают на Матф. 15:1–9; Марк. 7:3–4; Колос. 2:8. Поэтому необходимо уяснить слушателям истинный смысл вышепреведенных мест Св. Писания и показать, что предания старцев, предания человеческия, фарисейския не то, что Св. Предание, тогда как Св. Предание есть то же Слово Божие, что и Св. Писание, но только Слово Божие, не писанное на бумаге и чернилами, а переданное устами к устам (2 Иоанн. 1:12; 3 Иоанн. 1:13–14). Словами Св. Писания (Мф. 15:1–9; Марк. 7:5–13) не отрицаются всякия наставления старцев (напр. св. отцов), как не отрицаются наставления Иоанна Богослова, который также именует себя старцем (2 Иоан. 1:1; 3 Иоан. 1:1). Баптисты на основани 2 Фессал. 2:15 стараются доказать, что апостол Преданием называет Писание. Поэтому надлежит указывать баптистам, что апостол ясно разграничивает слово и послание (см. 2 Фессал. 2:15), услышанное и прочитанное христианами (2 Тим. 1:13; 2:2; ср. Колосс. 4:16; 1 Фессал. 5:27).
Тексты из Слова Божия, на которых опираются сектанты - баптисты в отрицании Св. Предания, следующия:
Второзакон. 4:2; Исус Нав. 1:7–8; Деян. 1:1; Иоанн. 5:39; Лук. 16:29; Иоанн. 20:31; 2 Петр. 1:19; Матф. 15:6 и 9; Марк 7:13; 1 Коринф. 4:6; Колос. 2:8; Титу 1:13; 1 Тимоф. 1:3; 1 Тимоф. 6:3; Галат. 1:8; Откровен. 22:18.
Тексты из Слова Божия, которыми опровергается сектантов - баптистов лжеучение об отрицании Св. Предания:
Быт. 18:19; Исх. 10:2; Второзак. 32:7; Иоан. 1:17; Иоан. 20:30; Иоан. 21:25; Лук. 1:2; Деян. 1:3; Деян. 20:35; Матф. 28:19; 2 Иоан ст. 12; 3 Иоан. ст. 13–14; 1 Иоан. 2:24; Деян. 15:27–32; Деян. 20:31; 1 Коринф. 2:1–2; Филип. 4:9; 2 Фессал. 2:15; 1 Фессал. 2:13; 1 Тим. 6:20; 2 Тимоф. 1:13; 2 Тимоф. 2:2; 2 Фессал. 3:6.
Между прочим необходимо при беседе о Св. Предании поставить в числе других вопросов, вопрос: «Каким писанным законом руководствовались израильтяне до написания Моисеем пятикнижия?»
О необходимости не только веры, но и добрых дел и благодати в деле спасения человека. Сектанты-баптисты учат, что человек получает оправдание и спасается единственно за веру в искупленную жертву Христа, без всякаго отношения к делам человека, какия бы они не были. Учение же Св. Православной Церкви противоположное. Человеку для оправдания и спасения необходимо, при истинной вере, совершать подвиги и добрых дел, без которых одна вера не может оправдать и спасти человека.
Все св. Евангелие подтвержает это. Христос Спаситель учит: «не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небеснаго (Мф. 7:21); ходите тесными вратами (ст.13), т.е. трудами и подвигами. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Марк. 8:34), т.е. кто хочет быть последователем Исуса Христа, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле. Одному юному еврею на вопрос его, как спасти свою душу, Господь отвечал, что нужно подвизаться соблюдать заповеди Божии (Мф. 19:6–18).
Господь в притче о розданных талантах ясно выразил, что Он награждает не за одну веру, но за труды и подвиги добрых дел. Тоже самое подтверждают и св. Апостолы. Например, ап. Иаков учит, что подвигами добрых дел совершенствуется самая вера: Авраам, отец наш, не от дел ли оправдался, и делами вера достигла совершенства? (Иоан. 2:22). Видите ли, что человек оправдывается делами, а не только верою? (ст. 24). И св. ап. Павел также учит, что Бог воздает каждому по делам его: потому, что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Римл. 2:6, 13). Каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3:8).
Итак, для спасения человека необходима не только вера, но и дела, без которых она мертва (Иак. 2:14–26; Мф. 7:21; 16:27; Иоан. 5:28–29; Римл. 2:6–13; 1 Кор. 3:12–14; 2 Кор. 5:10; Тит. 3:8). Кроме веры и дел, взятых вместе, и этого еще недостаточно для спасения (Деян. 10:22; 11:16): еще необходима спасающая благодать Божия (Евр. 11:38–40; Евр. 2:5,8,9; Тит 3:4–7), а эта благодать и подается в св. таинствах Церкви Христовой: крещении (Иоан. 3 гл.; Деян. 2:38; 10 гл. 22; 16), покаянии (Мф. 16 гл. 19 ст., 18, 18; Иоан. 20:22–23; Деян. 19:18) и т. д.
Живя здесь на земле, мы не можем сказать, что мы уже спасены. Великие были праведники и те глубоко согрешали и падали, а тем более мы обыкновенные смертные люди. Теперь мы только «спасены в надежде» (Римл. 8:24), а окончательно будем спасены только в будущем, когда оправдаемся каждый от дел своих (Мф. 12:32; 1 Кор. 3:8–15; 4:4–5). Следовательно, и баптисты, как и все люди, будут судиться по тем именно делам своим, которым они не придают, по заблуждению, никакого значения в деле спасения (2 Кор. 5:10; Апок. 22:12 и др.). Теперь спрашивается, что же нужно для нашего спасения?
Для спасения нужно: во 1-ых, веровать и креститься; ибо тот, кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мр. 16:16); и кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Иоан. 3:5). Во 2-ых, необходимо нужно быть ветвью на Лозе – Христе: Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Иоан. 15:5). В 3-х, он должен быть членом Церкви Христовой, как сказал Христос: да будет едино стадо и един пастырь (Иоан. 10:16). И еще: «Если Церкви не послушает, да будет тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). В 4-х, верующий во Христа должен соблюдать заповеди Его: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город (Царство Небесное) воротами (Откров. 22:14).
Тексты из Слова Божия, на которых основываются баптисты о получении спасения одною лишь верою, без добрых дел:
Марк. 1:15; Марк. 16:16; Иоан. 14:1; Иоан. 6:47; Иоан. 11:25–26; Деян. 15:8–9; Деян. 26:18; Деян. 16:31; Деян. 10:43; Деян. 13:39; 1 Петр. 1:9; Римлян. 1:17; Римл. 3:20–22; ст. 24, 25 и 28; Римл. 4:2–6; Римл. 5:1–2; Галат. 2:16; Евр. 11:6; Ефес. 2:8–9.
Тексты из Слова Божия, которыми обличается лжеучение сектантов баптистов в вопросе о возможности спасения одною лишь верою без добрых дел.
Матф. 7:21; Матф. 7:13–14; Деян. 14:22; Римл. 8:2; Иаков. 1:25–27; Иаков. 2:10; Иаков 2:14; ст. 17, ст. 19–24; ст. 26; Иоанн. 8:39; Деян. 26:20; 1 Петр. 1:17; гл. 3, ст.11; Ефес. 2:10; Евр. 10:24; Тит. 2:14; Откров. 3:1–2; 1 Коринф. 13:2; 1 Иоан. 3:18; ст. 10; гл. 4, ст. 20–21; глава 5, ст. 2–3; Иоан. 3:5; Матф. 5:6–7; Римл. 2:13; Матф. 19:17; Римл. 2:5–6; 2 Коринф. 5:10; Матф. 16:27; Откров. 22:12; Матф. 25:34–36.
Опубликовано: Тулупов Т.С. Путь жизни: собрание сочинений - Самара: ООО "Офорт", 2008
|