Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [39]
Поповцы [28]
Беспоповцы [35]
Межстарообрядческая полемика [18]
Полемика с новообрядцами [28]
Полемика с иными конфессиями [9]
Староверы и проповедь Старой Веры [6]

Главная » Статьи » Богословские воззрения » Полемика с иными конфессиями

Тулупов Т.С. О баптистах. Историческое происхождение баптистов

До 1054 года по Рож. Хр. Греко-восточная и Римско-католическая Церкви находились в единстве веры и составляли единую Церковь; но в этом году все восточныя церкви отлучили от себя Римско-католическую за многия несогласныя с Словом Божиим нововведения в вере и, главным образом, за неправильное учение католиков об исхождении Св. Духа не только от Отца, как учит Слово Божие (Иоанн. 15, 26), а и от Сына.

Почти через 500 лет, именно в 1520 году, отпал от католичества монах Мартин Лютер, основатель лютеранской веры. Он стал отрицать Св. Предание, иконопочитание, молитвенное призывание святых, священную иерархию, свв. Таинства и т.д.

Наконец, в 1525 году от Лютера отделился ученик его Фома Мюнцер; он стал учить, что крещение детей не действительно, и потому начал втрично перекрещивать взрослых, почему последователей Мюнцера стали называть «анабаптистами», то-есть «перекрещенцами», сами-же сектанты стали называть себя «баптистами», т.е. «крещеными».

В 1618 году баптизм впервые упоминается в Англии; отсюда в 1639 году баптизм был перенесен в Америку. В позднейшее время баптизм появился и на континенте Европы. Из Германии баптизм перешел и к нам в Россию.

Первым из природных русских людей, обратившихся в баптизм, был купец города Тифлиса Никита Исаев Воронин, перекрещенный в 1867 году Тифлисским колонистом из немцев Мартыном Кальвейтом. И затем эта секта перешла на другие города Российской Империи.

Обзор вероучения секты баптистов.

Баптисты отвергают почитание Божией Матери, Ангелов, Угодников Божиих, Икон, Креста, Св. Мощей, молитву за умерших, посты, монашество, и т.д. Отвергают весь Церковно-обрядовой строй. Главнейшая догматическая основа сектантов-баптистов это – вера. Вера, что Христос раз и навсегда всех искупил и для личнаго спасения необходимо только признать это и вести свою жизнь согласно Евангельским заповедям. Свое религиозное мировоззрение баптисты исключительно основывают на Священном Писании, т.е. на учение Св. Евангелия и посланий Апостольских; Священное же Предание отрицают.

Молитвенныя собрания баптистов бледны и скучны, они состоят из чтения Слова Божия, проповедей, молитв и пения особых составленных ими стихов, как например:

«К Тебе несу я все грехи,

Исчислить их нет сил,

Омой их Сам в Своей Крови,

Которую за нас Ты лил».

Мотив стихов большею частию бывает схож с уличными песнями.

Баптисты не признают общеобязательных молитв, и последния носят у них характер живых импровизаций. Из внешних молитвенных действий допускается лишь коленопреклонение.

Баптисты имеют обряды, как-то: крещение, руковозложение и приношение хлеба (вид причастия).

Крещение баптисты совершают в реке или в озере путем однократного погружения крещаемых навзничь. Крещение совершается исключительно только над взрослыми, младенческое-же отрицается. Возраста, определеннаго для принятия крещения, точно не установлено. Вопрос этот разрешается «пресвитером» по его усмотрению.

Церковную иерархию баптисты отрицают, но тем не менее, каждая община имеет у себя одного или двух «пресвитеров» или «старейшин», избираемых общиною, которые у них священнодействуют.

Благодатными средствами для усвоения спасения, которое приобрел Христос, - по учению баптистов, - служат Слово Божие, крещение и святая вечеря. Словом Божиим, - говорят баптисты, - человек пробуждается от своего греховнаго сна, сознает свои грехи и свою вину и сердечно раскаивается.

Святая вечеря заключается у баптистов в преломлении хлеба, которое совершается так: пресвитер, предварительно перед тем, как совершать преломление, обращается к присутствующим, увещевает их прийти к искреннему раскаянию в своих грехах. Приготовляя их к этому чтением Св. Писания и проповедью, а затем уж и приступает к самому совершению обряда преломления. Накрошенный на мелкие кусочки хлеб «пресвитер» берет и со словами : «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое» передает присутствующим. Затем из никелированного кувшина разливается в бокалы вино.

«Пресвитер» произносит соответствующий текст Евангельскаго повествования об установлении таинства евхаристии, и начинается в том же порядке «причащение Кровью». К преломлению могут допускаться только те, кои приняли уже баптистское крещение.

Погребение умерших у баптистов совершается чрезвычайно просто: оно состоит из пения и чтения псалмов из Псалтыря и «псальм» из баптистических сборников, отрывков из Евангелия и Апостольских посланий, по усмотрению «пресвитеров». Поминовение умерших отвергается.

Баптисты веруют в загробную жизнь, второе пришествие Христа и всемирный Страшный суд.

Для своих молитвенных собраний баптисты имеют особые помещения. Внутри помещения по обеим сторонам расставлены парты для сиденья приходящих. Внутри – кафедра для проповедников. По стенам написаны выдержки из Священнаго Писания. Порядок молитвенных собраний заключается в следующем: пение стихов, проповедь и коленоприклонение. Проповедь обыкновенно начинается словами: «Дорогие братья и сестры, Господь положил мне сегодня на сердце прочитать вам из Слова Божия послание к Евреям 4 глава, 4 стих и т.д.

«Затем прочитанное, проповедник толкует в пользу учения своей секты. После проповеди следует коленопреклоненное «следование за Христом». Все встают на колени и поднимается невообразимый вой. «Удостой» … кричат одни. «Благослови собрание» … твердят другие. «Не забывай» … тянут третьи. «Мы ничего не можем сделать»… В этом благословение, истина, благодеяние сердца каждаго из нас… Прими благодарение, О, дорогой Спаситель»!.. И т.д. и т.д.

Слова молитвы каждый произносит по - своему, как кто может придумать. Молитва баптистов обыкновенно состоит из следующих слов: «О, дорогой Господь! Благослови всех детей Твоих. Ты Сам знаешь: мое сердце жаждет спасения. О, любящий, о дорогой Спаситель! Ты страдал, Ты Своими страданиями омыл свои грехи… Ты знал, какой я был грешник… Ты призвал меня. О, Милосердный!.. Я молю Тебя, еще многих призови… А Тебе да будет слава и благодарение во веки, аминь».

Собрание заканчивается следующей молитвой: «Дорогой Господь! Мы благодарим Тебя за Твою любовь, которую Ты даешь чувствовать каждому сердцу. Ты наша отрада, Господь! Ты всех нас зовешь к Твоему чудному свету. Ты помог нам сегодня принять Тебя. Ты призвал нас к Твоему служению сегодня, так как Слово Твое Ты скрыл от премудрых и разумных и открыл его младенцам. Мы благодарим Тебя. Благослови теперь нас закончить наше собрание! Благодать Господа и общение Святаго Духа да будет со всеми вами, - говорит «пресвитер». Присутствующие добавляют: «аминь». Такова краткая характеристика учения секты баптистов, или так называемых «евангельских христиан».

Разбор учения баптистов. Вступление.

Истинно-православную христианскую Церковь основал Сам Исус Христос, Своим страданием и Воскресением, и искупиль ее честною Своею Кровию на Кресте. Св. Православную Церковь, как правое исповедание веры, по обетованию Христа, и врата ада одолеть не могут (Матф. Зач. 67). Блаженный Иероним пишет: «вышедши из Ковчега, Ной насадил виноград и испив от него, упился: родившийся во плоти, Христос насадил Церковь и пострадал» (Часть 4-я, стр. 87). Он-же: «Под горою Сион и материю первородных и святых мы будем понимать Церковь, которая создана страданиями и Воскресением Спасителя» (Часть 15-я, стр. 21).

Блаженный Феодорит пишет: «Справедливо, подобно горлице наименовал Церковь, Христу сопряженную, которая сообщения с другими убегает, да и после самой Его смерти, его не оставила, но воскресения его сподобилась» (Бл. Феодорита толков. на Песнь Песней, стр. 57, 1855 г.).

Непосредственные ученики Христа Спасителя, св. Апостолы, получив драгоценный дар учения Христианской религии, в свою очередь передали это божественное наследие своим приемникам. И таким образом благодатная река учения Христовой веры преемственно дошла и до нас, до нашего времени. И по обетованию Самого Вероположника Спасителя Христа будет продолжаться непрерывно до конца существования мира на земле (Мф. 28, 20). Церковь христианская, - это скала подвергающаяся действию волн, но не колеблющаяся. Церковь Православная много испытывала искушений на своем громадном протяжении, испытывает это и сейчас, - но не побеждается ими.

Церковь подобна кораблю, говорит Св. Ипполит, - в пучине обуревается, но в то-же время не погибает. Ведь она имеет у себя опытнаго Кормчаго – Христа. Носит она, в средине и подобный трофей, направленный против смерти, - именно, носит Крест Господень вместе с собою. Есть у ней и нос – восток и корма – запад; киль-же ея составляет полдень; двумя рулями для нея служат два завета; веревки, протянутыя вокруг, заменяет любовь Христова, связующая Церковь; она-же носит с собою и трюм т.е. баню паки-бытия, ту баню, которая обновляет верующих.

Присуща ей и прозрачная тонкая ткань, - это Дух с небес, которым верующие запечатлеваются Богу. При ней следуют и железные якори, - это Святыя Заповеди Самого Христа, которыя имеют такую-же крепость, как и железо. Имеет она и корабельщиков как с правой, так и с левой стороны, - это святых ангелов служащих, благодаря которым безпрерывно содержится и охраняется Церковь» (Вып. 2, стр. 40, § 52; в высписках Александрова, стр.14).

Обратимся-же теперь к существующей ныне секте баптистов и посмотрим, имеет-ли вышеуказанная секта какую-либо связь с Истинно-православною Церковию, основанною Господом нашим Исусом Христом? На это приходится сказать отрицательно. Нет не имеет, ибо секта баптистов, по своему вероучению, есть отрасль совершенно чуждая св.православной религии. Церковь Христианская существует от времен Христа. А секта баптистов появилась на свет Божий только в 1525 году. Где же у баптистов была истинная Церковь в продолжении  1525 лет? Вера христианская имеет своим корнем Спасителя Христа, а секта баптистов-немца Фому Мюнцера. Разница для всех очевидна. Христос Спаситель во Святом Своем Евангелии говорит: «Аз есмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет и пажить обрящет.

Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит» (Иоан., зач.36). Не дверью православнаго учения, не по Закону Спасителя Христа, основана секта баптистов, она появилась на свет самоизмышленностью обыкновенных смертных людей, их собственным разумом. Внемлите-же от лживых пророков, - говорится во Св. Евангелии, - иже приходят к вам в одеждех овчих, внутрь-же суть волцы хищницы, от плод их познаете их. Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы. Тако всяко древо плоды добры творит. А злое дерево плоды злы творит. Не может древо зло, плод добр творити». (Мф. зач. 22).

Древо зла - еретики, а древо добра- православные. От православия происходят православные, как от золота – золотые, от меди – медные, от глины – глиняные предметы. Итак, древо добра, это – истинная христианская вера. А древо зла, это еретики. И от злого дерева происходят баптисты.

Следует твердо держаться Церкви, - говорит блажен. Иероним Стридонский, - которая, будучи основана Апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услышим где – нибудь о таких, которые, считая себя Христовыми, приняли имя не от Господа Исуса, а от кого – либо другого, зная, что то не Церковь Христова, а синагога Антихриста» (Часть 4, стр. 92).

Отсюда ясно, что все те, кои имеют свое начало не от Господа Исуса Христа, а от кого - либо другого, - как например секта баптистов, - то по приговору блаженнаго отца, они составляют собою не Церковь Христову, а бесовское сборище нечестивых людей. Как не имеющие ни духовной, ни исторической связи с христианством, идущим непрерывно от Христа. Учение секты баптистов течет не от учения Христа и св. апостолов, а от еретика Фомы Мюнцера (1525 г.). А поэтому, секта баптистов не может именоваться православною Христовою Церковию и спасительною верою, ибо вероучение еретиков баптистов, есть не учение Христа, а бред больного ума еретика немца Фомы Мюнцера, породившаго на свет в 1525 году , это беззаконное еретическое скопище.

Всякий, желающий себе вечнаго спасения, должен быть членом св. древле – православной Церкви; Верховный Глава ея Исус Христос (Ефес. 1,22) всех верующих соединяет во единое неразрывное тело (Рм. 12, 5, 1; Кор. 10, 17), одушевленное Духом Святым (Еф. 1, 13) и связуемое единым исповеданием веры (Еф. 6, 23-24; Евр. 4, 14). Спаситель Христос всегда говорил только об одной Церкви, напр.: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18). Изображая Церковь в притчах, Он говорил об одном стаде под водительством единаго пастыря (Иоанн. 10, 16), об одном Царстве Божием на земле (Мф. 13, 24-47 и др.), об одном основном камне Церкви (Мф. 16, 18), повелел проповедывать одно учение (Мф. 28, 19-20), установил одно крещение (Еф. 4, 5) и т.д. и т.д. Непосредственные ученики Христа Спасителя свв. Апостолы, точно также учат об одной только Церкви: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25), о единении всех во Христе – «все вы одно во Христе Исусе» (Галл. 3, 28); «мы многие составляем одно тело во Христе» (Рим. 12, 5). «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф. 4, 4-6).

Что –же за причина того, что вместо одной, основанной Исусом Христом веры, народилось целое множество еще и других вер? – Мы должны сказать, что каждая в отдельности вера, считает источником своего вероучения все тоже Спасителя Христа и также надеются получить спасение. Возникновение ересей и лжеучений предвидел еще Сам Господь наш Исус Христос и Его ученики свв. Апостолы. «Тогда соблазнятся мнози, - говорит Христос, - и друг друга предадят, и возненавидят друг друга, и мнози лжепророцы восстанут, и прельстят многия» «Мф., зач. 98); св. ап. Петр, предостерегая верующих,  говорит: «были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубныя ереси и отвергаясь искупившаго их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель».

Он-же пишет: «И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Петр. 2, 1-3). Св. Ап. Иоанн Богослов пишет: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога-ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». (1 Иоан. 4, 1).

Каждая в отдельности вера, хотя и говорит, что она по вероучению имеет источником Самого Исуса Христа и свв. Апостолов. Но Владыка Христос, неизависимо от того что они веруют в Него, молятся Ему, им скажет: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?» (Лук. 6, 46). Бог присутствует везде (пс. 138, 7-12), но не везде Он присутствует Своею благодатию: на иныя собрания Он смотрит с любовию, а на другия с гневом и яростию (пс. 11 и 5). А потому могут быть собрания прямо сатанинския (Откр. 2, 9; 3, 9). Подобны и собрания баптистов, и хотя на этих собраниях и призывается Имя Божие, но «кто отвращает свое ухо от слушания Закона, того и молитва мерзость» (Притч. 28, 9). Что представляет из себя секта баптистов? – Баптизм – это еретическое толкование Евангелия.

Баптизм по природе своей – извращение проповеди Христовой и апостольской и искажение Божественнаго Откровения. Христианство не книги, - а сама жизнь. Господь на земле живет в Церковном теле: «ныне радуюсь в страданиях Моих за вас», говорил ап. Павел: и восполнялю недостаток в плоти моеи скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1, 24 и дал.). Ириней Лионский учит: «Духа Божия не имеют все те, которые не прибегают к Церкви, но сами себя отвращают от жизни чрез злое помышление и наилучшее делание. Ибо где Церковь там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать. Дух-же истина. Поэтому не имеющие части в Нем, ни от грудей матери не питаются к жизни, ни пиют от исходящаго из Тела Христова чистейшаго источника, но вырывают себе в земле «водоемы разбитые» (Иер. 2, 13) и пьют из болота гнилую воду, избегая веры Церкви».

Святая-же Древле-Православная Кафолическая Церковь есть та, которая шествует средним царским путем, не уклоняясь ни направо, ни налево, и всецело учит, что «без веры невозможно угодити Богу» и «вера без дел мертва есть» (Ин. 11, 20). При вере-же и делах необходимо истинное вероучение (Деян. 10, 1-48), которое мы видим в свящ. Писании и творениях свв. Отцов и учителей Церкви; так, в Б. Катехизисе на вопрос: «Что есть Церковь Божия? Ответ: Церковь Божия есть собрание верных Божиих, иже непоколебимую держат едину православную веру и в любви пребывают, облобызают же учение евангельское непоколебимое. И иже суть достойни приимати Св. и Божественныя совершенныя Тайны. Иже суть под единою Главою Господем нашим Исусом Христом.

А под правлением совершенных святых, от Него поставленных» (Б. Катех. гл. 15-о Церкви Божией, лис. 120 об.). Ниже: лис. 121 «Вопрос: Что есть Церковь соборная? Ответ: Церквь соборная есть, понеже от всех св. Седми Вселенских Соборов преданныя догматы в ней соблюдаеми суть. Священнословесными же песньми и пении славима есть, и святыми Божественными иконами и украшаема есть». Ниже: «Се убо, иже не пребывают в сей соборней Церкви, тех Христос не спасет, и Духа Святаго сицевии не имут… Знай прочее, добре Церковь Божию, и претерпевай в ней до конца все нападения. Соборища же бесовскаго блюдися. Зане и собрание нечестивых обыче такожде нарицатися Церковию Божиею. Но ты веждь, и бегай от бесовскаго вавилона, сиречь от сонма злых и нечестивых людей, и примет тя Господь Бог» (Б. Катех., лис. 121 об).

«Блажен муж (или жена), - говорит порфироносный пророк, - который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Псал. 1, 1); «кто отделяется от Церкви – говорит св. Ириней Лионский, - и последует всяким басням, те поистине самоосужденные, которых ап. Павел повелевает нам после перваго и втораго вразумления отвращаться» (кн. 1, гл. 16).

Достаточно хотя один раз зайти здравомыслящему человеку в собрание баптистов и посмотреть на их внутреннюю обстановку молитвеннаго дома, порядок молитвы и послушать их «канты», дабы убедиться, что это за церковь? какое это собрание и что это за песнопения?

Внутренность их молитвенных домов представляет из себя ничто иное, как школьный зал: кафедра и парты, но отнюдь не церковь; молитва: - какая-то неразбериха. Песнопения распеваются на мотив народных уличных песен.

И вот, не смотря на такое религиозное убожество, эти гордые вольнодумцы стараются изо всех сил, так сказать, уловить в свои сети еретичества, в сети явной пигибели и других лиц. И, к сожалению, должен сказать, что нередко они успевают в своих погубных действиях и намерениях. К великому прискорбию приходится сознаться, что эта еретическая зараза начинает проникать и в среду старообрядчества, - этого стойкаго и глубоко-верующаго народа.

Заманчивой стороной сектантскаго учения является повидимому – легкое достижение спасения человека чрез веру: «Веруй в Христа и спасен», - говорят сектанты. Спасение без всякаго подвига – труда. Разве это не заманчиво? – в особенности для нашей современной молодежи.

Обольщаясь завлекающими любопытство речами баптистских проповедников, к сожалению, некоторые и из старообрядцев, по своей простоте и неверию, увлеклись ветром сектантскаго учения, оставив свою спасительную веру и примкнули к этому явно душепогибельному еретическому скопищу.

Появление разнаго рода лжеучений, есть плод ложнаго понимания Слова Божия теми, которые извращают Писание? Вот Писание: «Если кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1, 9). Следовательно, Свящ. Писание при пользовании им можно уподобить – до некоторой степени – тому цветку, с котораго пчела берет мед, а паук яд. Оно, по выражению ап. Павла «обоюдоострый меч» (Евр. 4, 12; Ефес. 6, 17), с которым нужно умело и правильно обращаться, чтобы не повредить себе; для одних, при руководстве Церкви и Св. Писание, и Св. Предание указывают путь ко спасению, а другие, произвольно толкуя его, впадают в душепагубныя ереси и уподобляются в этом отношении тем «невеждам и не утвержденным», о которых ап. Петр говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лже-учители, которые введут пагубныя ереси и, отвергаясь искупившаго их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

И многие последуют их разврату, через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов и погибель их не дремлет», (2 Петр. 2, 1-3). Св. Симеон Богослов в обличение извратителей и лжетолкователей вот что говорит: «О братия моя! Чего ради помышляете не то, за что спасены быть можете, а то, за что подлежите мучению? зачем вы берете из Св. Писания лишь неудобопонятныя слова, криво их толкуете и превратно, понимаете к погибели души вашей» (Вып. 1, слово 26, стр. 232). И другой учитель Церкви говорит: «аще кто Божественныя Писания укоряет или охуждает или похвалеет свой разум (как это делают сектанты - баптисты), - несть сего безумнейша на земли» (Просв. Иосифа Волок., изд. 3, сл. 5, стр. 186). Ниже: «аще кто речет, яко ложна суть св. отец писания, и таковых суть уста отца их сатаны» (Слово 8, стр. 338). Ибо: «мнози убо мнеша веровати, но не якоже рече Писание, а якоже тии своим изволениям последоваша, тии суть вси еретицы» (Благов. Еван. Иоан. 28 зач; лис. 125). «Не по Писанию верующие вси еретики» (лис. тот-же, на поле). «Велие безумие есть оставити глаголы готовы и глаголати своя» (Альфа и Омега гл. 9, лис. 22). А поэтому «да будет проклят, читающий писания и противоречущий им; читающий пророков и отвергающий их слова; читающий апостолов и противящийся их учению» (твор. Ефр. Сир. час. 1, ст. 28).

Вообще же от таких людей и их разсужений должно удаляться, как говорит апостол: «Умоляю вас, братие, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Римл. 16, 17; ср. Сол. 3, 6), хотя бы они были самыя ближайшия и дорогия нам лица». Подтверждает и Благов. Еванг.: «Не всяк мир и согласие добро, но есть егда и которы (ссоры) и расколы – Божия вещь мнится. Того ради никтоже дружбы имей со злыми; но аще отец, аще мати противни обретаются Христовым Словесем, братися с ними, как с врагами истины» (Благ. Еван. от Лук., гл. 12, зач. 69, лис. 136 об). «Итак, не должно следовать заблуждению ни отцев, ни предков, а должно следовать авторитету Писания и повелению Бога вразумляющаго» (Блаж. Иероним 7 ч. изд. 1880 г. Толк. на прор. Иеремию, гл. 9, стр. 276).

«Недостаточно сказать о чем-нибудь, - говорит св. Иоанн Злат., - что оно написано в Писаниях, и не должно, прямо выхватывая слова, брать их отдельно и без взаимной связи и произвольно и безотчетно искажать их. Таким образом вошли в нашу жизнь многия неправильныя мнения, по действию диавола, который научает людей безпечных превратно толковать заключающееся в Писаниях и, прибавляя и убавляя, помрачать истину. Поэтому не достаточно сказать о чем-нибудь, что это написано в Писаниях, но должно читать в целой связи речи, потому что если мы будем разрывать совокупность и связь изречений между собою, то произойдут многия другия мнения» (Твор. Св. Иоанн. Злат. Т. 6, стр. 445).

Итак, чтобы узнать где истина, а где ложь, нужно обратиться к св. Писанию. «Испытайте Писания, - говорит Св. Евангелие, - яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующа о Мне» (Иоанн. Зач. 15). «И справедливо назвал (Христос) Писание дверьми, - говорит св. Иоанн Златоуст: Оно приводит нас к Богу и отверзает путь Богопознания; оно производит овец, оно (их) охраняет и не позволяет привходить волкам. Подобно какой либо надежной двери, оно заграждает вход еретикам, поставляет нас в безопасности от всего и не позволяет впасть в заблуждение. И если мы сами не откроем этой двери, то будем недоступны врагам. По ней мы распознаем всех, - как пастырей, так и непастырей. Что значит: во дворе; значит – к овцам и к попечению об них. Кто не пользуется Писанием, но прелазит инуде, тоесть не идет установленным путем, но пролагает себе иной путь, тот есть тать» (св. Иоанн Зл. на Еван. от Иоанна, беседа 59, том. 8-й, кн. 1, стр. 2).

«Ибо отсюда (от неведения Писания) безчисленныя произрастоша злая. От неразумения Писаний отсюду многая ересей прозябе пагуба. Отсюду нерадивая жития. Отсюду не снискательнии трудове. Яко же бо света лишенные сего не просто шествуют тако невзирающе к лучи Божественных Писаний, много понуждаются и часто согрешати, аки в тме вселютейшей шествующии» (Беседы апостольск., на послание к Римл., стр. 2-3).

«Аще убо мудрый, - говорится в кн. О вере, - то от вещи вину познавает, якоже се: от овощия доброе, или злое древо познано бывает. Всякоже, аще не всякому дается от вещи, познати злую причину, точию самому мудрому, яко да не погрешит кто в том, вину от нея-же в дело произыде в кратце преложити ми надлежит» (кн. О вере, гл. 23, лис. 203 об.).

И далее: «Аще и известно, яко злыя птицы, просто рещи, зло есть яйцо не всяк же его познает от скорлупы, но от того, еже под скорлупою» (Там же, лис. 204). Кроме Божественнаго Писания познать истину и ложь невозможно. Почему и нужно за разрешением того или иного вопроса обращаться к Св. Писанию. Смертный человек всегда ошибается, но если будет обращать серьезное внимание на Божественное Писание, то никогда не ошибется. Исходя отсюда, становится ясно, что причина появления разности отдельных вероучений, объясняется ничем иным, как превратностью понимания людьми изложеннаго Спасителем Христом, св. апостолами и св. отцами и учителями Церкви праваго истиннаго учения христианской религии. «Мнози убо мнеша веровати, - говорится в Благов. Евангелии, - но не яко же рече Писание, а яко же тии своим изволением последоваша, тии все еретицы» (Благов. Еванг. от Иоанн., зач 27, лис. 125). Евангелие поучительное в неделю 4-ю поста говорит: «Тако-бо и всяк человек, братие, иже не глаголет, ниже слушает Божественныя Словеса, бесом лукавым одержим есть» (Еванг. поучит. в неделю 4-ю поста, лис. 73, Единовер. печати).

Но для того, чтобы познать еретиков, на это мы имеем ясное указание в кн. Б. Катехизис, где говорится: «Вопрос: како познавати еретики? Ответ: Дел ради сих, аще не имеют истиннаго пристанища, рекше святыя апостольския Церкви. Аще не призываеми входят в чин учительства и учат не тако. Аще ино некое учение предлагают, его же отцы наши не предаша нам. Глаголет-бо о сем Иоанн Богослов в Соборном послании своем в 75-м зачале: аще кто грядет к вам и сего учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите. Аще противно православней вере являются, и веру нашу отметают и во смущение нас приводят, повелевающе нам последовати своим преданиям. О сем божественный апостол Павел в послании своем к Титу глаголет: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратился таковый и согрешает, и есть смоосужден» (Б. Катех., гл. 21). «Слово ересь – говорит блаж. Иероним Стридонский – по гречески происходит от слова избрание, потому что каждый для себя избирает именно то учение, которое ему кажется лучшим. Таким образом каждый иначе понимает Писание, чем это требует разумение от Духа Святаго, по внушению котораго оно написано, хотябы таковой и не отступал от Церкви, тем не менее он может быть назван отступником и еретиком, так как избрал худшее, кажущееся лучшим» (Толк. посл. галат., ч. 17, стр. 178).

Сектанты - баптисты в своем вероучении исказили смысл Священнаго Писания, утратили истинное понятие о Церкви. Они его толкуют так, как им нравится. Они, принявшись учить себя и других, суть «невежды, превращающие Писания» (2 Петр. 3, 16), «желающие превратить благовествование Христово» (Галл. 1, 7), «повреждают Слово Божие». (2 Кор, 2, 17), вообще сектанты - баптисты говорят «превратно», и пустословят (Деян. 20. 30, I Тим. 1, 6).
 
Опубликовано: Тулупов Т.С. Путь жизни: собрание сочинений - Самара: ООО "Офорт", 2008
Категория: Полемика с иными конфессиями | Добавил: samstar2 (2009-Янв-11)
Просмотров: 5480

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz