Выступление о. Даниила Сысоева.
Перед началом выступления о. Даниил заявил, что считает себя представителем и выра-зителем точки зрения Вселенской Православной Церкви, и сказал, что перед тем, как говорить о соотношении веры и обряда, надо сказать, что такое вообще христианская вера.
Часто, в разговорах об обрядах мы забываем, что особенностью Нового Завета является совершенно новый вид оправдания - оправдания через веру. Как говорил апостол Павел: «праведный верою жив будет» (Рим.1:17). Так же «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа» (Рим.3:21). Говоря о различиях между староверием и новообрядчеством, мы говорим о неточном понимании веры, что к области веры относится, например, форма крестного знамения. Но мы знаем, что согла но Антонию Великому, нужно на лю-бое дело иметь свидетельство Священного Писания. Апостол Павел говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1). По Иоанну Дамаскину, вера есть не любопытствующее согласие. Это - вверение себя Богу, но спасение воз-можно только в кафолической Церкви. Вступление же в Церковь возможно только через трехпогружательное крещение, которое является нормативным. Обливательное крещение, о котором известно, например, из «Дидахе», допустимо в экстремальных ситуациях, но не может быть названо в качестве нормативного. Действительность же окропительного кре-щения для меня под большим сомнением, и, насколько мне известно, на святой горе Афон окроплённых перекрещивают.
Какая же связь между формой и содержанием? Часто несправедливо ругают схоластику, а ведь ругают её за точность выражения. Хотя отец Александр Шмеман и говорит, что в Таинстве преодолевается разница между телом и духом; скажу сразу — разница не пре-одолевается. Человек остается и телом и духом сразу. И эта двойственная природа задумана Богом. Безусловно, внешняя форма совершения таинств важна, она совершенно не-обходима, и, как говорил святитель Феофан Затворник, наш новообрядческий святой, вся-кий обряд может изменяться, кроме формы совершения Таинства. Что есть самые главные вещи? Что есть главное таинство? Если мы обратимся к Новому Завету, то увидим, что даже установительные слова Спасителя сохранились различные в различных Евангелиях, но имеют единый смысл. Крещальная формула в Апостольских постановлениях, сохра-нившаяся у некоторых древних святых была в другой форме. Но не менялось содержание – крещение во имя Троицы. Любое иное крещение, не во имя Троицы, отвергалось.
Почему в Новом Завете возможна вариативность? Потому что есть синергия, сотворчество, совместное действие Бога и человека. Происходит литургическое обогащение, расцвет того зерна, которое дано нам в откровении. Дух Святой, вечно живущий в Церкви, развивает Церковь. Если мы обратимся к церковной истории, то увидим многообразие обрядов при единстве веры. Существовало несколько десятков древних литургий. В разных церквах по-разному, в разное время, свершали таинство миропомазания. Но это различие не мешало единству. Главное, что спрашивали всегда, это какую веру хранит Церковь. Единство веры являлось основание Церкви. Возникали различные искажения, но Дух Святой в церкви излечивал их. Мы знаем об искажении энкратизма, но кроме него были и другие ложные практики. Можно привести пример четыредесятнической ереси и других, когда обряд мог исказить само учение. Но содержащая единую веру Церковь их преодолела.
Далее о. Даниил привёл несколько цитат из Нового Завета о необходимости веры и единства Церкви. И сейчас возможно литургическое многообразие. Во вселенской Церкви и сейчас используется шесть литургий: литургии Василия Великого и Иоанна Златоустого известные, литургия Тихона, патриарха Московского, Григория Двоеслова папы Римского, литургии апостола Марка и апостола Иакова. Их объединяет один принцип – единство откровения Божия.
Важны вещества для совершения Евхаристии? Конечно, важны. В дораскольной Руси был печальный случай, когда патриарх Иов, как известно, решил разрешить служение ли-тургии на вишнёвом вине. Это, конечно, полное безобразие, и, к счастью, Русская Церковь эту практику отвергла. Я думаю, что это вполне справедливо, потому что произвольная замена установленных Христом веществ не к чему, Господь, давший образ совершения таинств, дал их не случайно.
В чём значение образа совершения таинств? Я не скажу, что человек умирает реально в крещении, слава Богу, мы не топим детей, душа от тела не отделяется, а смерть есть отде-ление души от тела. Апостол Павел в шестой главе послания к Римлянам говорит: «В по-добие смерти Его». Здесь речь идёт не о тождестве, а о подобии. Николай Кавасила в XIV веке говорит: «Хотя и свершается это с нами в образе, но спасение дается в реальности». Мы можем сказать, что погружение крещением – это икона, а икона должна быть точной. Вещества евхаристии – это икона, архетип, как говорится в литургии Василия Великого, вместо образа, хлеб вместо, образ Живого Хлеба, сошедшего с небес, а виноградное вино есть архетип, икона крови Господней. Они становятся реальной Кровью, реальным Телом в силу связи образа и первообраза. В чём связь? Согласно догмату Седьмого Вселенского Собора связь между образом и первообразом совершается благодаря имени и благодаря тому, что есть некое сходство. Поэтому есть сходство между погружением в воду и смертью Христа. А до какой степени сходство может меняться? Существуют, конечно же, и экстремальные ситуации, когда не может быть совершено правильное крещение. Но, как пишет Григорий Богослов, «одна ласточка не приносит весны», такие случаи не являются законом для Церкви.
Образ не должен подменять содержание. Если мы возьмем икону и начнём считать, что само дерево и краски достойны почитания, то согрешим. Как пишет Иоанн Дамаскин: «Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся знамению Христову, самому распятию. Ибо где будет знамение, там будет он Сам. Веществу же, из которого сделан знак Креста, поклонятся не следует». Без веры эта связь теряется, и споры об обряде приобретут характер законни-чества. Мы столкнемся с тем искушением, которое было в первой Церкви в первом веке, искушение иудейством. Нужно ли соблюдать все обряды, которые Бог установил в Ветхом Завете? Закон Моисея дан Богом, но из этого не следует, что он дан раз и навсегда. Апостолы сказали, что нет, не следует, мы оправдываемся верою в Иисуса Христа. А для этого необходимо точное исповедание православной веры, о чём часто забывают, без точ-ного исповедания спасение невозможно. Человек может быть правильно крещён, но Дух его отвергнет. Например, собором 1162 года было признано недействительным совершенное без веры крещение агарянских детей. И для принятия причастия необходима правая вера. В каких границах? В границах Символа веры, принятого Никейским и Цареградским Соборами, который не должен меняться.
И здесь возникает последний вопрос. К сожалению, проблема староверия в том, что Символ Веры был изменён. Дело не в том, что например, Святой Дух не истинный, он, конечно, истинный. Но, тем не менее, внесение новых слов в Символ Веры, даже правильных, справедливых, недопустимо. Вся реформа патриарха Никона оправдана тем, что вернула русскую Церковь к неповреждённому Символу Веры, который можно сравнить с ключом. Есть один лишний зубчик, даже правильный, и ключик не откроет. Ведь почему Церковь прервала общение с Римом в 1014 году? Именно из-за того, что был изменён Символ Веры, внесен «филиокве». Русские же справщики самовольно изменили Символ Веры, а это тяжелейший грех, каноническое преступление, которое влечёт за собой извержение из сана для епископов, которые это санкционировали, и влечёт за собой отлучение от Церкви мирян, которые допустили искажение Символа Веры.
Неизменность символа Веры является видимым выражением той единой спасающей ве-ры, благодаря которой мы получаем вечную жизнь. И ещё и ещё повторяю, что без един-ства веры мы не можем спастись. У меня был знакомый старообрядец, который мне гово-рил, что главное, что бы не креститься бесовской щепотью, и в этом вся вера. А я скажу так, что крестное знамение, совершаемое тремя перстами, и двумя перстами, и единым перстом, оно изображает единого распятого Господа Иисуса Христа, и хулить ни то, не другое, не третье недопустимо. Я никогда не плюну на распятие даже со скрещенными ногами, католическое, потому что это изображение Христа Спасителя. Да, пусть Его неточно изобразили, но, главное, что это Христос Спаситель, а никто иной. И если человек этого не понимает, то для него обряд стал выше веры, он, фактически, иудействующий. Он пытается спастись делами, что невозможно.
Выступление в прениях А. В. Езерова.
Я хотел бы ответить на вопрос, который стоит перед нами: что есть вера? Этот вопрос фактически задал Понтий Пилат. И второй вопрос, связанный напрямую с ним – что есть ортодоксия? Буквальный перевод «ортодоксия» - правое учение. Мы считаем, что истина как раз свидетельствуется, выражается правым учением, правыми убеждениями, которые мы должны хранить паче всего, содержать их. И православие – это русский термин, кото-рый отчасти соответствует ортодоксии. И второе, на что я бы хотел обратить ваше внима-ние, это что не всё то золото, что блестит. Многие люди называют себя верующими, хотят таковыми быть, но есть такое высказывание в святоотеческой литературе – вера и зловерие. Не всякая вера на самом деле является собственно верой, православной верой, ортодоксией, как мы знаем. Есть вера, а есть зловерие. Целая книга есть на эту тему «Памятные записки Перегрина», Викентия Леринского, преподобный отец западный V века. Правое учение – это то, что в древности содержала Церковь. Даже в древности были разно-гласия в предании. Он предлагал в таких случаях предпочитать всеобщий обычая частному, если только большинство не является еретическим.
Все считают себя верующими, и адвентисты считают себя верующими, и православными себя многие считают. В Америке 80 юрисдикций называют себя православными, и большинство из них не находятся друг с другом в общении. То упование может претендовать на истину, которое в наибольшей полноте придерживается предания. Можно процитировать апостола Павла «братие, держитесь предания» и т. д.
Встаёт вопрос, что же есть предание? На этот вопрос, например, отвечал святой Василий Великий. Он относил к преданиям, и называл так же догматами и таинствами крестное знамение, моление на восток и т. д. Обратим внимание, среди прочего крестное знамение. Само современное разделение на таинства и не таинства достаточно условно. Освящение храма, великое освящение Богоявленской воды, иноческий постриг, думаю, не погрешу, если назову таинствами в том же смысле, что и семь остальных таинств.
Крестное знамение в этом контексте приобретает очень большое значение. Им выража-ется, во-первых, предание нашей Церкви, а во вторых свидетельствуется истина, основные догматы нашей веры, что мы верим во Христа Спаса, воплотившегося и распятого, совер-шенного, истинного Бога и истинного человека, признаём Бога в трех лицах. Когда мы осеняем себя крестным знамением, мы свидетельствуем, выражаем основные догматы. Свидетельствуя о древности этого обычая, мы являем связь времён, соединяемся с древ-ней Церковью, с нашими отцами через крестное знамение.
Подробный разговор о Символе Веры может стать темой отдельной беседы. Но я не удержусь от маленькой ремарочки. Я думаю, что даже о. Даниил не считает, что те рус-ские отцы XV-XVII веков, которых даже их церковь считает святыми, и которые испове-дали именно так Символ Веры, как мы исповедуем, являются преслушниками Церкви, на-рушившими Предание и испроказившими веру. Если же он считает по-другому, то это от-дельный вопрос. Хотя мне почему-то кажется, что нет.
Хранение веры связано с хранением предания, это вопрос жизни и смерти, и нашего спасения. Преподобный Иероним блаженный говорит: «Если он, (обычай церковный), не несёт спасения, то для чего и соблюдается? Если должны соблюдатьcя, то, без сомнения, приносит спасение. Особенно те, которые соблюдающих оные делают мучениками, так как они не соблюдались бы, если бы не давали спасение».
Ну и последнее. Нужно сказать и об образах. Ветхозаветные обычаи, миква, например, образ крещения. Таких соответствий огромное количество, и нельзя сказать, что то, что было в Ветхом Завете, абсолютно отменено новым, наоборот, оно усовершенствовано, оно дополнено, и в более высоком и сильном виде, благодатно действующим, существует и в нынешней Церкви.
о. Даниил. У вас более выгодная позиция. Вас много, я один.
Реплика из зала Но ведь вы - вселенская Церковь (смех).
о. Даниил. Предание, по Викентию Леринскому, касается не только чинов, а вообще, преемственности веры. Вселенская Церковь эту преемственность веры соблюдает до сих пор. Мученики нового времени, например, перед мусульманами, крестились тремя пер-стами и умирали за Христа. Можно ли сказать, что это не исповедание Христа? Изменило ли триперстное перстосложение нашу веру в Троицу и во Иисуса Христа? Пошли ли эти мученики из-за трехперстия в ад?
Вопрос. Было ли исповедание Русской Церкви до исправления Символа Веры патриар-хом Никоном неспасительным?
о. Даниил. Церковь на Руси была и остаётся частью Всемирной Православной Церкви. Отдельные церкви заболевают погрешениями различной мерой тяжести. Отец Григория Богослова подписал полуарианскую формулу. Кирилл Иерусалимский вообще слово «единосущный» не употреблял. Когда для Церкви становится греховным, неспасительным искажения Символа Веры? Когда оно утверждается Собором. Искажение Символа Веры произошло только в XVII веке.
Реплика А. Езерова. Это не так, существует огромное количество артефактов более раннего времени.
о. Даниил. Если бы русская Церковь провела Собор, на котором бы утвердила искажён-ный текст Символа Веры, то это был бы раскол от вселенского православия, а не ересь, так как именование Духа Святого «истинным», «аз», за который готов был умереть Авва-кум, «рождена, а не сотворена», не является ересью. Раскол, как исповедание неправиль-ного Символа Веры, отделение себя от полноты всемирного православия. Когда была об-наружена разница между первоначальным Символом Веры, они должны исправляться. Вы знаете, что он опирался на саккос митрополита Фотия.
Вопрос. В чём отличие веры старообрядцев от веры истинной Вселенской Православной Церкви?
о. Даниил. У старообрядцев существуют десятки согласий, много сект, беловодцы, кли-ментовцы. У поповцев две иерархии. Поповцы считают беспоповцев ересью. Что правильно, так как те отрицают Евхаристию. По Василию Великому староверы – самочинное сборище, раскол. Поэтому староверов мы принимаем через миропомазание. У белокриницких грубо нарушено апостольское преемство иерархии, новозыбковская же иерархия может быть признана. Верность вселенскому Символу веры и есть правое исповедание, догмат, орос, его менять нельзя.
Г. С. Чистяков ответил на некоторые тезисы о Даниила.
То, что о. Даниил называет Вселенской Церковью, есть множество юрисдикций, многие из которых не состоят друг с другом в молитвенном и евхаристическом общении, а зато некоторые состоят в общении, например, с монофизитами. На сегодня различных новообрядческих толков среди старостильников, катакомбников и зарубежников гораздо больше, чем у старообрядцев.
В отличии от древности, когда обливательное крещение имело исключительное значе-ние, в современной РПЦ 75% людей крещено обливательно. На Украине есть епархии, в которых все: епископы, священники, миряне крещены обливательно. Рассказывают, что когда один священник в тех местах решил крестить ребёнка погружением, то его избил отец ребёнка, никогда такого не видевший, и решивший, что священник хочет утопить младенца.
Для оправдания обливательного крещения ссылаются на клиническое его совершение. Но ведь можно говорить и о клинической форме других таинств: исповедь перед мирянами, причащение мирянином и т. д. Давайте и эти случаи распространим на повсеместную практику.
В исключительных ситуациях, когда нет возможности выполнить все заповеди, человек может спастись и исполнением только одной из них. Так спасся на кресте разбойник, так спасались уверовавшие, но не успевшие принять крещение мученики. Но верно и обратное. Если в условиях нормального течения жизни по небрежению и ле-ности отвергается хоть одна заповедь, то такие считаются нарушителями всех заповедей.
Относительно трехпогружательного и однопогружательного крещения. В знаменитой книге «Оправдание обливательного крещения», изданной в петровское время по благословению Синода, приводится подложное слово, приписываемое св. Григорию Двоеслову, допускающее не только обливательное, но и однократное погружение. Эта книга до сих пор действует. Вопрос об этой книге ставился на предсоборном совещании накануне собора 1917-18 годов. Один из миссионеров предложил рассмотреть православность этой книги и предложил участникам миссионерского съезда, где он выступил об этой книге, и предложил изложенное в ней учение считать личным мнением одного из её авторов, архиепископа Феофана Прокоповича. Заметьте, он предложил не отменить эту книгу, не запретить этот взгляд, а лишь назвать его личным мнением. Но и такое предложение было решительно отвергнуто. То есть учение о равночестности погружательного, обливательного и однопогружательного крещения было подтверждено.
Что же касается вариативности молитв, то старообрядцев убивали и мучили только за одно произношение Исусовой молитвы в старой форме «Исусе Христе сыне Божии поми-луй нас». То есть, вариативности в реформах патриарха Никона мы не видим.
Называть Евхаристию иконой, по-моему, не вполне православное учение.
Я впервые слышу, что патриарх Иов благословил служить литургию на вишнёвом вине. Новообрядцы в XX веке неоднократно служили на неподобающих веществах. На ржаном хлебе, клюквенном соке, на орехах, сахарине. Кончились гонения. Новая мода пошла, так называемые миссионерские литургии. Епископ Иннокентий Иркутский служил на рыбе и воде, чукчам-де понятнее на рыбе служить. Митрополит Питирим служа в Африке, служил на кокосовом молоке, известно служение в Китае на рисовом пиве. Сейчас есть случаи, когда в тюремных храмах для уголовников служат не на вине, а на соке без алко-голя. Можно сказать, что учение о равноспасительноти форм привело к тому, что всё стало искажаться, не только крещение, но и Евхаристия. Закончу словами Викентия Леринского: «Если начнут примешивать к древнему новое, к домашнему чужое, к священ-ному непотребное, то это обычай этот по необходимости распространится по всему, так что после них по необходимости не останется ничего неповрежденного, неиспорченного, нерастленного».
о. Даниил. Вы допустили несколько случаев лжи, что недопустимо в диспуте.
Епископ Иннокентий ввел в молитву «Отче наш», что, конечно, тоже недопустимо, вместо слова «хлеб» слово «рыбу», но не в литургию.
Евхаристия до пресуществления икона, после – истинное Тело и Кровь Господа.
Вы обязаны представить факты, что старообрядцам за исповедание слов «Сыне Божий , помилуй мя» рубили головы, а не голую пропаганду. Без фактов это – старообрядческие анекдоты.
Сочинение «Оправдание обливательного крещения» не является ни символической, ни вероучительной книгой. Поэтому и отменять ее незачем.
Издание книги Синодом не означает её общецерковного признания. Если сейчас Изда-тельский Совет РПЦ издает некую книгу, то это не значит, что Собор Московской Патриархии ее признал.
Крещение однократное не признаётся Церковью. Так, мы не признаем однократное кре-щение баптистов.
Служение на кокосовом молоке и рисовом пиве – байка. Служение в тюрьмах на соке предлагалось администрацией исправительных учреждений, но было отвергнуто епископатом.
Что касается крещения, то патриарх Алексий II неоднократно требовал от духовенства трехпогружательного крещения, и сейчас оно совершается в большинстве храмов Москвы.
Между различными православными юрисдикциями существуют разногласия, но сохра-няется евхаристическое общение. Не надо вводить слушателей в заблуждение. Юрисдик-ционные проблемы существовали и во время Вселенских Соборов. Унии были преодоле-ны в древности, так же и в наши дни была преодолена Шамбезийская уния. Ереси в Церкви будут возникать до конца века, и Духом Святым они будут преодолеваться. Вспомним притчу о плевелах. Есть поле – Церковь, а из неё ушли раскольники.
Вопрос. Когда и какие справщики исказили Символ Веры?
о. Даниил. Их имена неизвестны, так как тогда книги не подписывали. Символ Веры сохранился в подлинных актах Вселенских Соборов на греческом и латинском языках в том виде, как содержит никоновская Церковь, а не староверческие общины.
А. Езеров.
Я знавал митр. Питирима (Нечаева). Один хорошо знавший его священник из Издательского отдела говорил, что м. Питирим считал служение на соке возможным.
Существовали древние, дораскольные болгарские переводы, где приведён старообрядческий Символ Веры, на который так нападал о. Даниил.
Я хочу сказать о духовном единстве вселенского православия. Например, у нас сущест-вует единство с Браиловской старообрядческой митрополией. Духовное единство базируется на единстве предания, а не на формальном наличии евхаристического общения. Вряд ли о. Даниил станет отрицать, что многие из тех, кого он называет вселенским православием, на деле не содержат единого с ним предания. Можно привести много смачных примеров.
Г. Чистяков.
О Символе Веры. Точность перевода не в точном совпадении количества слов, а в точном переводе смысла. Давайте тогда переводить, что бы и число букв совпадало. В греческом слово «кэсйoн» переводится как «истинный» и как «господствующий».Перевод этого места в двух словах есть и у новообрядческих авторов, например, у Дмитриевского.
О. Даниил.
Я вижу у вас попытку подмены. Духовное единство без единства Евхаристии – абсурд. Это отделение Духа Святого от Самого Христа. Если это не единство в каком-либо ином духе, который нам известен. Все, кто верит в Иисуса как Христа Сына Божьего должны быть в одной Церкви, а не разделяться на деноминации. Это противно Святому Духу.
Перевод слова «» будет «истинный», а «кэсйoн» — «господствующий». И не надо издеваться над языком. «кэс IщЬннŋт» переводится как «господин Иоанн», а не как «истинный Иоанн».
Глупостей немало было и в староверии, например, движение неокружников, которые считали, что именем «Иисус» именуется иной бог. Так же и отдельные глупости в высказываниях новообрядческих иерархов не являются учение всей Церкви. До самой жатвы будут плевелы. Мы терпим разномыслие, не рубим головы, потому что Господь всем желает спасения, в том числе и староверам.
Вопрос. Как вы относитесь к брадобритию.
о. Даниил. Ношения бороды – вопрос благочестия, но не вероучительный. Брил бороду, например, великомученик Георгий, так как состоял на военной службе.
Вопрос. В чём причина ереси старообрядцев.
о. Даниил. Старообрядчество не является ересью. Причина отделения – обрядам прида-ли значение догматов. Из-за числа просфор, написания имя Иисуса отделяться от Церкви нелепо и невежественно.
Г. Чистяков.
Книгу «Оправдание обливательного крещения» нельзя приравнивать к со-временным изданиям Московской Патриархии. Она издавалась во времена Петра I, а тогда ни одну книгу нельзя было издать без санкции высшей власти.
В новообрядчестве существует многовековая практика обливательного крещения. Собор 1658 года отменил решения Собора Филаретовского о перекрещенивании обливанцев.
Если в новообрядчестве будут отменены решения этих соборов и погружательно креще-ны все, не умеющие такого крещения епископы, священники и миряне, тогда можно будет поверить в заявления о приверженности правильному крещению.
Я с удовлетворением могу отметить, что о. Даниил не разделяет всех заблуждений РПЦ, но, к сожалению, он придерживается учения о разделении формы и содержания таинств.
К вопросу о брадобритии – это не таинство, а обычай благочестия.
А. Езеров.
Неокружники не считали, что Иисус – иной бог, а считали такое написание богохульством.
о. Даниил. Завершающее слово.
Некорректно обвинять меня в том, что я считаю возможным изменять форму таинств. Я считаю, что по существу оно не может меняться. Я не считаю, что книги, например, Феофана Прокоповича выражают веру Церкви. Веру Церкви выражают соборы, например Собор 1666-1667 годов.
Церковь не считает обливательное крещение нормативным. Наши тексты обвиняют ка-толиков в искажении практики Крещения. Требник говорит о погружательном Крещении, — а это официальная книга.
Вера наша заключается в исповедании Догматов Православия. Это ключевой момент. Если пойдет речь, что Иисус не Богочеловек, а человек, который сидит рядом с Троицей на небесах (как в некоторых спорных письмах Аввакума), то вопрос о том, каким образом крестить — безразличен, т.к. это уже не Православие, а несторианство. А вот то, что акцент ставится на вторичном, не описывая первичного — это очень плохо.
Надеюсь, что собеседования наши будут продолжаться так же в спокойном режиме. Я рад, что староверческая сторона проявила великолепную выдержку. Благодарю представителей Вселенского Православия, которые также не возмущались и не восклицали. Так что, надеюсь, что Всемирная Православная Церковь и раскольнические сообщества смогут и в дальнейшем вести переговоры в духе кротости и смирения.
[1] Древлеправославное учение о времени преложения святых даров коренным образом отличается от новообрядческого и католического. Католики учат, что хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Христову после так называемых установительных слов Господа произносимых священником: "Accipite, manducate, hoc est enim corpus Meum", [Приимите, ядите, сие есть Тело Мое]. После новообрядческого раскола этому же латинскому учению стали учить и сами новообрядцы. Книга "Жезл" благословленная собором 1666-1667 годов приводила искаженные слова Иоанна Златоуста "Не человек бо есть творяй предлежащая быти Тело Христово, но Сам распныйся о нас Христос, образ исполняя точию стоит иерей и приносит мольбу, и глаголы оны вещает, благодать же и сила Божия есть вся сила соделовающая, сие есть Тело Мое, рече: сей глагол предложенный претворяет. … Се яве есть яко сими словесы таинство евхаристии совершается". (Полоцкий С. Жезл.... Изд. 3-е. Ч. 1. Л. 46 . и 46 об.). Латинская формула совершения Литургии была введена в Служебник 1655 года и последующие. Позже при патриархе Иоакиме, это латинское учение было обнаружено, соборно осуждено и проклято. Однако вместо этого новообрядцы придумали новую ересь. Патриарх Иоаким и его соборы постановили, что Святые Дары прелагаются в Тело и Кровь Христову после других слов, а именно, после призывания Святаго Духа в виде молитвы известной под наименованием "эпиклеза". Чтобы совершенно утвердить это учение патрирах Иоаким на одном из соборов проклял так называемую "хлебопоклонническую ересь", которая, по мнению новообрядцев, выражалась в богослужебных поклонах простому хлебу и вину. По учению новообрядных соборов ими якобы являлось евхаристическое приношение до молитвы эпиклезы.
Древлеправославное же учение говорит о том, что и установительные слова Спасителя, и молитва епиклезы важны и необходимы при совершении литургии. Однако, преложение хлеба и вина в плоть и кровь Христову происходит не в какой-то определенный "магический" момент таинства, а в процессе всего последования Евхаристии. Невозможно допустить мысли, что действие Святаго Духа во время Литургии связано лишь с моментом произнесения молитвы епиклезы. Это прошение только завершает таинство. Поэтому-то участники богослужения, как священнослужители, так и миряне поклоняются Дарам с первых молитвословий евхаристического богослужения. Это является причиной того, что согласно православному преданию запрещается прерывать анафору, а если она будет прервана по каким-то экстраординарным внешними причинам, то освященные дары не будут считаться простым хлебом и вином.
[2] Евхаристическое богослужение с первых времен христианства в разных исторических источниках фигурировало под самыми различными именами: κνριακόν δεΐπνον [Господня Вечеря], κλάσις του άρτου [преломление хлеба], προσφορά [приношение], έπίκλησις [призывание], Соеnа [Вечеря], Coena Dominica [Вечеря Господня], Mensa Domini [Трапеза Господня], oblatio [приношение], fractio [преломление], liturgia [литургия (от греч. "общее дело")], anaphora [анафора (от греч. "возношение")], agape [агапа (от греч. "любовь")], synaxis [синаксис (от греч. "собрание")], и так далее. Каждое из этих выражений более или менее полно отражало определенную сторону Евхаристии, однако полностью отразить сущность этого таинства, человеческим языкам не дано.
[3] Энкратит, гипераскет – человек, исповедующий полный отказ от плотских удовольствий, включая потребление вина, а иногда мяса и рыбы.
[4] (Сап. 815). (цит. по Керн К. С. 117)
[5] Ученики Апполинария Лаодиксийокого, подобно новобрядцам, ради распространения своей ереси пошли на сознательный подлог. Ими были составлены "тетради" с апологетикой и проповедью ереси и приписанные Григорию Чудотворцу, Афанасию Великому, римским папам Юлию, Дионисию, Феликсу. Эти "тетради" смущали Церковь в течение нескольких столетий и принимались на веру многими простодушными.
[6] Максим Грек преподобный. Творения. Т. 2. с. 118
[7] Творения преподобного Иоанна Дамаскина. "Индрик" 2002. С. 301
[8] Шахов М. О. Старообрядческое мировоззрение. М. 2001. С. 113.
[9] Поморские ответы. Отв. 34, л. 152 об.
|