Свои посильные изыскания и исследования по истории двоеперстия мы обещали закончить не ранее, как по рассмотрении свидетельств XVII века (94), как конечного пункта, где история двоеперстия пережила крутой перелом.
Вторая половина этого века ознаменовалась печальным явлением, известным в истории под именем раскола русской церкви. В нашу задачу не входит рассмотрение причин происшедшего разделения: вопрос этот достаточно выяснен в специальных трудах многих авторов. Наша цель - рассмотрение памятников иконографии и письменности, как верных и неподкупных свидетелей минувших веков в области перстосложения.
Если бы мы приняли на себя труд воспроизвести все иконографические памятники XVII столетия с изображением на них двоеперстия, то для этого понадобилось бы несколько томов - настолько они многочисленны. Кроме специальных хранилищ и музеев, их можно встретить почти в каждом старообрядческом храме, а иногда и в храмах господствующей церкви (куда они попали по большей части из старообрядческих же молелен, будучи отобраны по причине религиозной нетерпимости). Преследуя цель краткости, укажем на некоторые из памятников, имеющихся у нас под руками.
Среди множества икон Богоматери, рассеянных по всему христианскому миру, одна находилась в г. Шуе Владимирской губернии, известная под именем «Шуйской-Смоленской» иконы Божией Матери, написанной в 1654 году, в память избавления г. Шуи от морового поветрия. Мы имеем точный снимок «прориси» этой иконы, который и прилагаем здесь для иллюстрации. Композиция этой иконы довольно распространена и относится учеными к афонским типам XVI в.
Чудотворный образ Божьей Матери «Шуйской-Смоленской» в Шуе, XVII в.
Здесь мы видим обычное изображение Богоматери с Младенцем на руках. В правой руке Младенца Христа, сложенной в двоеперстие, имеется свиток.
Памятники подобного рода встречаются и за пределами нашего отечества, и именно на Афоне, в так называемой «пустыне св. Афанасия»(95). В этом пустынном убежище есть небольшая древняя церковь во имя св. Евстафия Плакиды, в иконостасе которой стоят две замечательные иконы: Божией Матери и Христа Спасителя; точный снимок с последнего образа мы воспроизводим здесь.
Икона именует Спаса Вседержителя в надписи, поясняет профессор Кондаков, и представляет благословение троеперстное (96), не именословное. Вверху - погрудные образы предстоящих: Богородицы и Иоана Предотечи. На раскрытом Евангелии читается: «Приидите благословении Отца моего» и пр.(97).
Господь Вседержитель. Монастырь св. Павла. Афон. XVII в.
На другом аналогичном памятнике - иконе Божией Матери, именуемой «Одигитрия», находящейся в той же церкви св. Евстафия Плакиды, - благословляющая рукя Младенца Христа имеет тоже двоеперстное сложение (98).
В нашем собрании имеется еще один снимок памятника XVII века, небезынтересный в данном случае: «артосная панагия», устроенная из «синолойного» дерева, имеющая вид небольшой тарелки [Такая форма носит название «медальон» или «тондо». - прим. ред.] с вырезанными по краям изображениями святых. В центре «панагии» помещается резное изображение Богоматери с Превечным Младенцем (тип Знамения); благословляющая десница Христа, как видит читатель, сложена и здесь в двоеперстие".
Скажем теперь два-три слова по поводу памятников письменности XVII века.
Мы заявляли немного выше, что количество иконографических памятников данного времени велико, не менее обильны в этом отношении и памятники письменности. Учение о двоеперстии находится здесь почти в каждой книге, в каждом сборнике, где только речь идет о перстосложении для крестного знамения или благословения. Из рукописных книг оно перешло в печатные и продолжало фигурировать в сих последних до второй половины XVII столетия, до того времени, когда реформы Никона, а позднее - пресловутые соборы сторонников этих реформ постановили «искорени его из всех письменных и печатных книг», решительно запретив, под страхом жестоких наказаний, употреблять его как публично, в храмах, так и наедине. Все же держащиеся этого перстосложения были заклеймены позорною кличкою «раскольники», и были подвергаемы различным наказаниям до смертной казни включительно (100). До этого же времени, когда на место истинного древнего перстосложения, имеющего за себя неоспоримые данные, было принято иное перстосложение и привито насильно, мерами принуждений, до этого времени, повторяем, учение о двоеперстии встречается не только в книгах Московской Руси, но и далеко за его гранью.
Так, например, в самом начале XVII столетия, и именно в 1602 году, в Вильне была напечатана книга под заглавием: «О образах, о кресте, о хвале Божией, и о хвале и о молитве святых и о иных артикулах веры, единое правдивое церкви Христовой». В пятой главе этой книги мы находим следующее учение о двоеперстии: «Злучениемъ трехъ палцов постолу - то есть великаго и малаго и третего, што подле малаго, исповедуется таемница божественныхъ трехъ ипостасий: Отца и Сына и Святаго Духа, единаго Бога въ трехъ лицахъ. Протяжени-емъ же двоихъ палцовъ — вышняго и средняго показуется таемница Самого Господа нашего Исуса Христа, иж есть досканный Богъ и досканный былъ человекъ нашего для спасения» (101).
Почти дословное изложение о двоеперстии мы встречаем в книге «О вере единой святой соборной апостольской церкви», напечатанной в Киеве в двадцатых годах XVII столетия (102).
Во времена святейших патриархов из-под пера московских книжников появлялись порой полемические произведения, направленные против различных еретиков и отступников. Это были сборники из святоотеческих писаний с пояснениями и замечаниями авторов. В произведениях этих встречалось учение и о перстосложении. Одним из таких произведений московской письменности мы знаем полемическое сочинение Ивана Наседки: «Изложение на лютеры».
Сочинение это написано было по повелению патриарха Филарета не позднее 1625 года. Автор сочинения пользовался известностью в свое время, о чем можно судить по тому, что одно время он был командирован в качестве посланника в Данию. В сочинении Наседки встречается такое учение о двоеперстии: «...Совокуплениемъ триехъ перстовъ купно, еже есть ве-ликаго и малаго и третьяго, иже подле малаго, исповедается таинство, ибо совокуплениемъ ипостасей Отца и Сына и Святаго Духа единаго Бога в трехъ лицахъ; протяжениемъ же двоихъ перстовъ — вышняго и средняго показуется таинство самого Господа нашего Исуса Христа, иже есть со-вершенъ Богъ и совершенъ человекъ бысть нашего ради спасения...» (103)
В патриаршество того же Филарета, в 1627 году, был напечатан так называемый «Большой, или Великий Катехизис», в котором, в главе 2-й излагается подробное учение о двоеперстии.(104).
Автором «Большого Катехизиса» был известный церковный писатель конца XVI и XVII вв. Лаврентий Зизаний, который задолго еще до издания Катехизиса (в 1596 г.) напечатал в Вильне азбуку, в приложении к которой поместил сочинение своего брата Стефана Зизания - «Изложение о правой вере», в конце коего находится статья: «Зло-жениемъ великаго палца здвомя малыми значитъ святую Троицу, а склонение того, што при великомъ до средняго значитъ в прирожении и истинности въ Христе» и т.д.(105). Обстоятельство это устраняет неверное мнение некоторых, будто бы учение о двоеперстии позднее внесено в Великий Катехизис и якобы не принадлежит Зизанию.
Следуя хронологическому порядку, необходимо указать на весьма важное свидетельство в пользу двоеперстия времени патриарха Иосафа. В 1637 г. совместно с царскими послами патриарх отправил особое духовное посольство в Грузию (между послами находился известный Арсений Суханов), «для исправления и утверждения святыя право-славныя веры христианския». Посольство это, выполняя возложенное поручение, заявляло грузинским епископам, что «архиепископ их и (они) епископы и попы сами себя знамением крестным по преданию свв. апостол и свв. отец оградить не умеют, а прочих людей благословить истинно и не знают». Этим зазиранием послы русские хотели сказать, что грузинское духовенство и народ неправильно делают, не крестясь двоеперстно, как это повсеместно делается в Московском государстве.
Что это действительно так, мы видим из другого посольства русских, бывшего два года назад после описанного. В 1639 г. русское правительство посылало в Дадианскую землю, находящуюся близ Грузии, толмача Елчина, «да для осмотрения ихъ веры попа, да для письма подьячево». Посланным было поручено: «веры ихъ разсмотреть и разведать гораздо, какова у нихъ вера, прямо ли истинная греческаго закона и все ли исправляютъ по преданию апостольскому и по правилу святыхъ отцовъ». Кроме того наказа с посланными было отправлено к дадианцам «Изложение о православной вере», в котором, между прочим, излагалось учение и о крестном знамении: «Совокупление великаго перста со двема малыми, - говорилось в «Изложении», - показуетъ Святую Троицу, а наклонение перста, что при велицемъ ко среднему, исповедуемъ две естестве во Христе» (106).
Далее в «Изложении» идет рассуждение относительно «истоваго ограждения» себя крестным знамением и объясняется значение этого действия. Вполне понятно и достоверно, что если русские послы в 1639 году учили дадианцев двоеперстно, то естественно, что и в 1637 году они не могли предлагать грузинам иного перстосложе-ния, кроме того, которое было всеобщим в их время на Руси, а таким было двоеперстие.
Весьма заметные следы существования двоеперстия в XVII столетии мы находим также у славянских народов, населявших Балканский полуостров. Родичи наши - славяне, принявшие веру и все чины и обряды восточного православия от общих просветителей - греков, долго хранили предания старины, но с XVII в. в их церковную практику начали проникать элементы некоторых наслоений, как это мы видели из наказов нашим послам, отправлявшимся в Грузию. Под влиянием греков, которые, в свою очередь, не удержались в неизменном хранении исконных преданий церкви, изменив исторической правде принятием нового перстосло-жения (троеперстного) на место древнего двоеперстного (107), славянские народы стали постепенно уклоняться в сторону от исторической истины, следуя за непостоянными новаторами - греками, хотя иногда и не без протеста (как увидим ниже).
В начале XVII века мы видим еще у них памятники двоеперстия. Так, в 1618 г. в Угорцах была напечатана книга под заглавием: «Собрате вкратце словесъ отъ божествен-наго писашя изобъяснешемъ изложения святыхъ апостолъ одунадесяти арътыкуловъ православной веры. Выдруковано коштомъ и накладомъ благочестиваго его милости Александра Шептицкаго Зелептич, працею i старашем иеромонаха Павла Домжива Лктковича и ерод1акона Селиверста. В Угорцах, року 1617 месяца марта 30 дня (108).
Книга эта являлась своего рода Катехизисом, излагающим кратко истины христианской религии. На первой странице книжицы помещена статья «О крестном знамении», в которой учение о двоеперстии в главных чертах сходно с известной «азбукой» Зизания. «Зложение великаго пальца здвома малыми, значить Святую Троицу, склонение того, что при ве-ликомъ до средняго, значитъ две натуре и истности вы Христе. Положение правой руки на чело значитъ двое: предвечное отъ Бога Отца сыновнее рождество и тое же звыскости зышолъ».
Другое не менее важное свидетельство о существовании двоеперстия у славянских народов относится к концу первой половины XVII столетия. Около 1650 года на Афоне происходили споры о перстосложении между славянскими и греческими монахами. В числе монахов славян «был некто старецъ честенъ - сербинъ, житиемъ святъ и во всемъ искусенъ и леты старъ, жилъ в ските и держалъ книги московския у себя и крестился крестнымъ знамениемъ по московскому, какъ писано въ книге Кирилла Иерусалимскаго, что напечатана в Москве, да и прочихъ тому же училъ. Узнавъ объ этомъ, греки афониты призвали старца на соборе къ ответу и называли московския книги еретическими. И он-де имъ говорилъ, что есть у нихъ книги старинныя сербския письменныя, а в них-де написано о крестномъ знамении такъ же, какъ и въ московскихъ. И тое-де книгу письменную, соискавъ, принесли на соборъ и спущали с московскою печатного книгою и все-де сошлось слово въ слово противъ московской печати, а та-де книга, какъ писана 130 лет тому» (109).
Как эту старинную сербскую книгу, так и московские печатные книги, находившиеся у старца, в которых содержалось учение о двоеперстии, фанатичные греческие монахи, составлявшие большинство, сожгли, что подтвердил позднее один из участников этого «дела» ахридскии архиепископ Даниил (110). Русский ученый путешественник Григорович, будучи на Афоне и осматривая церковно-исторические достопримечательности, нашел в одной книге Хиландарского монастыря заметку, подтверждавшую факт происходивших на Афоне прений о перстосложении: «... Сожегоша книги московския на карчи-ахырьци, - говорится в заметке, - и духовника Дамаскина и попа Романа и ученика ихъ Захарию в темницы зотворише и глобиши их 60 гроши. Оле беды отъ лукаваго рода грьчскаго! М-ца маиа 28 велие безчестие сотвориша васемъ серблемъ и болгаромъ» (111).
Посмотрим теперь на печатные книги Иосифовского издания. Одною из первых печатных книг, в которую было внесено при патриархе Иосифе учение о двоеперстии, является Псалтырь, которая началась печатанием 11-го сентября 1642 г. и окончилась 31-го декабря того же года. Вторая статья этой книги начинается так: «Ведомо буди и о семъ, яко подобаетъ всякому христианину ведати известно, како лице свое крестити крестообразно и истово». Учение о двоеперстии здесь изложено совершенно тождественно с другой печатной книгой Иосифовского времени, т.н. «Кирилловой» книгой (112).
В 1648 году появилась в печати при патриархе Иосифе еще книга под именем: «Книга о вере единой православной и о святой церкви восточной»(113), в которой от имени церкви излагается пространное учение о двоеперстии, как единственно истинном перстосложении для крестного знамения и благословения.
Вслед за «Книгой о вере» в 1649 году появляется в печати назидательная книжица, небольшая по размеру, но важная и полезная по содержанию, «ради учения и ведения православнымъ христианамъ наипаче детямъ учащимся, повелениемъ государя и по благословению великаго господина святейшаго Иосифа патриарха московскаго и всея Руси», т.н. «Малый Катехизис» в котором, в соответствии с прочими учительными и полемическими книгами своего времени, в вопросно-ответной форме изложено учение о двоеперстии (114).
Вот краткий перечень почти всех учительно-полемических книг Иосифовскаго издания. В них мы видим полную солидарность в учении о перстосложении двоеперстном, которое выдвигается как голос Церкви, обязательный для всех чад «единой святой соборной и апостольской церкви» (115), и было таковым до второй половины XVII столетия.
«И в то время, - заявляет проф. Каптерев, - как греки не остановились на двоеперстии, а позднее заменили его у себя триперстием, русские остались при прежнем, воспринятом нами от греков двоеперстии, которое и было у нас до Никона господствующим обычаем» (116). «Все попытки православных полемистов с расколом поколебать этот факт (существования двоеперстия), - говорит он в другом месте, - их попытки, все те дошедшие до нас редакции в учении о перстосложении, в которых заключается какая-либо неясность и неопределенность, истолковывать в пользу существования у нас триперстия, оказываются решительно неудачными, ибо они не могут привести в пользу триперстия ни одного авторитетного свидетельства вроде тех, какие имеет за себя двоепер-стие. Нужно признать, как того требует историческая истина, что факт существования в Московской Руси двоеперстия стоит твердо и неопровержимо» (117)
Мы дошли в своих исследованиях до той исторической грани, где, в силу насильственной логики, все древнее и святое, принятое во времена крещения Руси, было отвергнуто и попрано; говорим о реформах Никона и продолжателях его «дела» - соборах 1666-1667 гг. Двоеперстное сложение, как древнейшее предание церкви, общее перстосложение христианства, ведущее начало от времен апостольских, было здесь официально отвергнуто и приурочено к произведению каких-то скрытых еретиков. «Еще же и писание еже есть сложено от некотораго раскольника и скрытаго еретика арменския ереси, - говорится в «Деяниях» собора 1667 г., - и напечатается невежествомъ и нерассудно въ книге Псалтыре со восследованиемъ и во иныхъ (сиречь о сложении перстовъ, яко знаменоватися повелеваетъ по обычаю, еже еретики арме-ны знаменуются крестомъ), да не приимете сие и да никто же отныне сему писанию веруетъ, ниже да держитъ, но искоренити повелеваемъ отъ таковыхъ печатныхъ и письменныхъ книгъ» (118).
Вот официальный голос господствующей церкви в отречении от двоеперстия.
В нашу задачу не входит подробно останавливаться здесь на рассмотрении постановлений «великаго» собора и исторической ценности этих пресловутых постановлений. По этому вопросу существуют специальные труды в старообрядческой литературе, куда и отсылаем интересующихся.
В своем исследовании мы лишь хотели показать и установить, что двоеперстие, как символическое перстосложение, для ограждения верующих знамением креста, проходит красной нитью по всей христианской истории. Мы видели его и во мраке катакомб и в блестящем величии византийских и римских храмов. Светлый путь его отмечен в многочисленных памятниках христианского мира. Им ограждались в своих молитвах древние святители, преподобные исповедники. Это же общехристианское перстосложение приняла и святая Русь в дни своего возрождения от мрака язычества к христианству и как залог единения своего со вселенскою Церковью свято хранила его во все века отечественной истории до второй половины XVII столетия. С этого времени двоеперстное сложение стало служить признаком принадлежности к «расколу» (разумей: старообрядчеству), которое, несмотря на пройденный длинный путь страданий, сохранило нить единения с древней Церковью, свято содержало до сих пор символ изображения креста - двоеперстное сложение.
76 Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне.С. 157. Табл. XXI
Мы уже выяснили в одном из примечаний, что выражение: «Благословляет тройным перстосложением» нужно понимать как двоеперстное сложение, в чем читатель может непосредственно убедиться по прилагаемому снимку.
77 Прохоров В.Н. Христианские Древности... . Кн. 6. С. 2-3.
Мы не приводим здесь снимка этого памятника по сказанной уже причине. Интересующихся отсылаем к журналу.
78 Преподобный Максим был родом албанский грек; родился в 1480 г. и с ранних лет отправился в Италию, где и получил хорошее по тому времени образование. Около 1507 г. преп. Максим ушел на афонскую гору и поступил в Ватопедскую обитель, где и приобрел обширную начитанность в Писании. В 1518 г. он прибыл в Россию, по приглашению, для разбора великокняжеской библиотеки, и оставался в России до конца своей жизни. Скончался он в 1556 г., т.е. спустя 5 лет после Стоглавого собора.
94 Прохоров В.Н. Христианские Древности... . Кн. 12. С. 88.
«С XVII века под влиянием запада, - говорит Прохоров, - у нас начинаются изменения и нововведения в иконописи, а вместе и борьба за эти нововведения. Влияние западное у нас скорее и прежде проникло в Юго-Западной России. Там мы прежде видим это влияние, проникнувшее без борьбы и потрясений».
95 Пустыня эта находится в одной версте от Ивера, по направлению к лавре, на утесе, выдающемся в море.
96 Читатели припомнят примечание, что под термином: «тройное», «троеперстное» нужно понимать троеперстное перстосложение, что наглядно подтверждает прилагаемый снимок самого памятника.
97 Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне.С. 137-138.
98 Там же. С. 97.
99 Кондаков Н.П. Памятники.... Табл. XXXVII и XXXVII. Проф. Кондаков приводит в своем научном труде несколько таких панагий, на большинстве которых Спаситель изображен благословляющим двоеперстно. С. 228.
100 Некоторые лица заявляют сомнение: почему учение о двоеперстии, если оно было общим на Руси, внесено в полемические и учительные книги в первый раз только при патриархе Иосифе, а не ранее. Явление это казалось непонятным даже такому «расколоведу», как проф. Субботин.
Недоумение это разрешает проф. Каптерев следующим образом: «Ответ на этот недоуменный вопрос получается очень простой, - заявляет он, - учение о двоеперстии в первый раз внесено в полемические и учительные книги Иосифовского издания потому, что самые книги подобного характера, исключая Большой Катехизис, в первый раз стали печатать только при патриархе Иосифе; а ранее оно не было внесено в подобные печатные книги потому, что ранее подобных книг (исключая Большой Катехизис) у нас совсем не печатали» (Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. С. 263).
101 Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. С. 67.
102 Там же. С. 68.
103 Рукопись московской академической библиотеки. № 178. Лист 36 об.
104 Катехизис Великий. Гл. 2. Л. 5 об.
Мы не приводим здесь цитат из Катехизиса, а также и из других общеизвестных книг, как-то: «Книги о вере», «Кирилловой», «Псалтыри», «Малаго Катехизиса», «Сына церковного» и друг., ограничившись точными указаниями мест из них. Интересующийся может найти все это в самих упомянутых книгах или в прекрасном сборнике Б.Т. Зеленкова «Выписки из святоотеческих книг». С. 79-87; в книге «Показание» ей. Арсения (Уральского) и многих других полемических трудах старообрядческих писателей.
105 Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. С. 251.
106 Белокуров С.А. Посольство дьякона Феодора Елчина и священника Павла Захарова в Дадианскую землю (1639-1640 гг.) // Чтения [Императорского] Общества истории и древностей. 1887. П. С. 292-293.
107 Что это действительно так, мы находим подтверждение в самих греческих книгах. Греческая Кормчая «Пидалион» так об этом говорит: «Древние христиане иначе слагали персты для изображения на себе креста, чем нынешние, т.е. изображали его двумя перстами, средним и указательным».
Как говорит Петр Дамаскин: «Вся рука, - говорит Петр, - означает единую Ипостась Христа, а два перста — два естества Его... Но у нынешних утвердилось в обычае слагать первые три перста»... (Никольский. Греческая Кормчая книга «Пидалион». Исследование. С. 259).
108 Григорович. Очерк путешествия по Европейской Турции. Изд. 2-е. С. 82.
109 Сведения эти собраны были Арсением Сухановым во время его поездки в Грецию и доложены царю Алексею Михайловичу (См.: Статейный список Суханова; греческие дела. 7157 г. № 8).
110 Каптерев Н.Ф. Патрмарх Никон и его противники. С. 71.
111 Григорович. Очерк путешествия по Европейской Турции. С. 82.
По поводу старой сербской книги, сожженной на Афоне, проф. Голубинский заявляет, что «с очень большой ьэроятностью можно думать (старец) ссылался на рукопись, содержащую творение Петра Дамаскина, переводом которого мы обязаны именно сербам» (Богословский Вестник. 1892. С. 56).
112 «Кириллова» книга. Слово о кресте. Гл. 14. Л. 179-180. По др.изд. - 202. Книга «Кириллова» составлена черниговским протопопом Михаилом Роговым и напечатана в 1644 г. В послесловии этой книги говорится, что государь «повеле сию преподобную книгу отъ различныхъ святыхъ отецъ учиненную на различныя ереси во единъ купъ соединити... и пустити ю во всю свою русскую землю... подобна сия предобрая книга великому кораблю, обремененному великим богатством... еретикомъ же и раскольникомъ нашея православныя веры уста заградитъ».
113 Книга о Вере. Гл. 9. Л. 73-74. Книга эта составлена в 1644 году Нафанаилом, игуменом киевского Михайловского монастыря, и напечатана в 1648 году в патриаршество Иосифа. (См.: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. С. 14).
114 Малый Катехизис. Л. 16 об. и 17. «Малый Катехизис» является перепечаткой краткого Катехизиса Петра Могилы, за исключением учения о триперстии, которое в московском издании, согласно исторической истине и общему преданию, заменено учением о двоеперстии (См.: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. С. 18).
115 Не имея данных отрицать факт существования двоеперстия на Руси со времени принятия христианства и до второй половины XVII столетия, полемисты противной стороны стараются подорвать его значение указанием на кажущееся якобы противоречие в учительно-полемических книгах издания патриарха Иосифа в объяснении значения перстов в двоеперстном сложении. Здесь прежде всего необходимо иметь в виду,
что во всех поименованных книгах речь идет о двоеперстии, а не о каком-либо другом перстосложении и менее всего — триперстном. Что же касается, так сказать, деталей, то это не имеет никакого существенного значения, как простое рассуждение. Если с подобной критикой подходить к Евангелию, то и его, пожалуй, можно заподозрить в неточностях. Так, например, евангелисты неодинаково повествуют о надписи на титле Креста Христова, о времени воскресения Христа, о некоторых Его чудесах, о проповедях к народу и т.д. Но неужели мы должны отвергать истинность великой книги из-за кажущихся противоречий? То же можно сказать и о двоеперстии: оно не теряет своего авторитета из-за того, что в одной книге говорится о нем подробнее, в другой короче: суть же одна.
116 Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. С. И.
117 Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. С. 62.
118 «Деяния» собора 1667 года. Л. 15 об.
С.И.Быстров.
|