«Ветковское" согласие - самое влиятельное направление старообрядцев, приемлющих священство, своим возникновением связано с деятельностью значительного центра, сложившегося в конце XVII-начале XVIII столетия на польских землях панов Халецких.
Возвышению Ветки способствовало то, что за пределами России приемлющие священство старообрядческие общины в начале XVIII в. были ослаблены спорами многочисленных толков и согласий, и поэтому сравнимых по влиятельности с Веткой центров не возникало. Значительно укрепило авторитет Ветки освящение попом Феодосием в 1695 г. церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы-первой и единственной в этот период у "поповцев". Вскоре вокруг церкви возник старообрядческий Покровский монастырь. К этому монастырю, пересекая границы Российской империи, устремилась масса паломников. Здесь многие из приходящих не только исповедовались, причащались, но и учились "словесной грамоте".
Вслед за Покровским монастырем в первые три десятилетия XVIII в. возникли и другие монастыри и скиты, как за польским рубежом, так и на близлежащих русских землях в Стародубье.
Библиотеки старообрядческих монастырей и скитов становились крупными хранилищами старопечатных книг и рукописей . При этом монастырские насельники не только занимались переписыванием и переплетением книг, но и создавали собственные оригинальные сочинения, в том числе полемические, отстаивающие основные догматы староверия и взгляды приверженцев "ветковского" согласия от их многочисленных оппонентов.
«Ветковские» полемисты защищали такие особенности своего согласия, как употребление собственного мира, принятие приходящих из православия в старообрядчество через перекрещивание; при этом "ветковцы" порицали самосожжения, не отвергали иконы, писанные нестарообрядческими иконописцами, допускали совместные трапезы с иноверными.
Ветковские священники, отлучаясь, передавали "простецам" право принимать приходящих от православия и исповедовать умирающих. Настоятели Покровского монастыря снабжали "запасными дарами" старцев и стариц, которые самостоятельно причащали ими себя и других.
К середине XVIII в. "ветковское" согласие стало весьма авторитетным и приобрело множество приверженцев в разных губерниях Российской империи. Однако благополучная жизнь Ветки заметно осложнилась в связи с возникновением дьяконовского и епифановского согласий. В борьбе с новоявленными согласиями "ветковцы" отстаивали не только свои воззрения, но и право оставаться ведущими в "поповщине". Особой остроты в этот период достигли споры с дьяконовским согласием.
Возникновение дьяконовщины как согласия относится к началу XVIII в., когда на Керженце в спорах о догматических письмах Аввакума были затронуты вопросы о форме креста. Против защитников писем Аввакума на Керженском соборе 1708 г. выступил Тимофей Матвеевич Лысенин, который быстро обрел множество сторонников. Лысенин признавал "истинным и животворящим" четырехконечный крест, а также считал уставным двукратное каждение. Против подобных "новин" выступили на Керженском соборе 1708 г. ветковские старцы во главе с авторитетнейшим в ту пору на Ветке старцем Феодосием.
Через год, уже на Ветковском соборе, старец Феодосий продолжил полемику с последователями Т.М.Лысенина дьяконом Александром и попом Дмитрием. В 1711 г. после смерти старца Феодосия борьбу с дьяконовцами возглавил новый настоятель ветковского Покровского монастыря Иов.
Самые трудные для Ветки времена настали, когда после казни дьякона Александра дьяконовцы во главе с Лысениным, спасаясь от преследования властей, укрылись на Ветке и начали здесь пропаганднровать свое учение и искать союзников.
Около 1724 г. среди дьяконовских учителей впервые упоминается поп Патрикий, поселившийся в польской слободе Вылевой. В дальнейшем Патрикий стал инициатором публичного собеседования с "ветковцами", проходившего в присутствии хозяев ветковских земель панов Красильского и Халецкого в 1727 г.
Исследованию раннего периода споров "ветковцев" с дьяконовцами и посвящена настоящая статья. Источниковой базой работы стали как документальные материалы (прежде всего из архива Синода) о положении дел на Ветке, так и литературные, религиозно-полемические сочинения ветковских книжников.
В наших изысканиях мы следовали за трудами П.С.Смирнова, М.И.Лилеева , А.Журавлева, в которых уже введены в научный оборот многие памятники ветковской полемики. Вместе с тем, анализ вновь сформированного благодаря археографическим экспедициям МГУ 1970-91 гг. ВетковскоСтародубского собрания предоставляет возможности для расширения и уточнения выводов наших предшественников.
Наибольший интерес для осмысления разногласий дьяконовского и "ветковского" согласий представляет Старообрядческий сборник полемических сочинений первой половины XVIII в. (далее Сборник #304), содержащий наряду с "Показаниями" о федосеевцах Лукъяна Даровченцова (л.93-122 o6.), подборкой текстов "о новых браках" (л.129-144 об.), словами Ивана Алексеева - "Возгласительным на действие соборов, придержащих жен и дев" (л, 161 об.), "О власти преосвященного чина"(л.219), "О вечности священства" (л.229), "О тайне покаяния" (л.274), "К строящим исполнение церковное" (л.327); антиепифановскими "Словом благочестивым читателем и слушателям" (л. 1-8об.) и "Словом к защитителям Епифания"(л.9- 19об.) и прочим блок текстов о полемике с дьяконовцами, а также неизвестное послание 1727 г."От обители Покрова пресвятой Богородицы", обличающее попа Патрикия.
Блок текстов о полемике с дьяконовцами включает памятники, уже исследовавшиеся и даже публиковавшиеся по рукописи Хлудовского собрания М.И.Лилеевым и П.С.Смирновым. Однако и Лилеев, и Смирнов рассматривали входящие в блок тексты в качестве автономных сочинений, связанных лишь общей направленностью полемики. Сборник #304, привезенный в 1971 г. из г. Клинцы университетскими археографами, дает возможность предположить, что перед нами оригинальное компиллятивное произведение, созданное между 1727 и 1735 гг. писателем, принадлежащим к "ветковскому" согласию.
Создание этого компиллятивного сочинения было определено острой необходимостью, возникшей к 1727 г., разоблачить вредное "новодогматствование" дьяконовцев, приобретающих все большее число приверженцев не только в России, но и в ветковских слободах. Свою задачу анонимный автор решает, повествуя о поражениях дьяконовских учителей в спорах с "ветковскими" старцами на соборах 1709, 1710, 1720 гг.
Открывает сочинение текст популярного на Ветке «Описания прения старца Феодосия с некоим мирянином Тимофеем Матвеевым да с учеником его Василием Власовым». которое рассказывает о первой победе "ветковцев" над их оппонентами на Керженском соборе 1709 г. Этот текст часто встречается в созданных на Ветке сборниках, и, вероятно, причину его популярности следует искать в отношении ветковцев к старцу Феодосию, точка зрения которого была в высшей степени авторитетна для последующих борцов с дьяконовщиной.
Однако, чтобы увеличить убедительность доводов, приводимых старцем Феодосием на соборе 1709 г. против признания "истинным и животворящим" "двусоставного" четырехконечного креста, автор компилляции приводит выписки из "древних летописных книг" об "истинном кресте и крыже ляцком". Первая выписка обличает Исидора, "развращенного митрополита", который якобы "поклонился и припал к крыжу ляцкому", т.е. четырехконечному кресту, в "немецком граде Юрьеве". Автор сравнивает Исидора, именующегося в старопечатных книгах "богоотступником", с дьяконовцами, также почитающими "двусоставной" крест наравне с "трисоставным". Автор приводит выписку и из неизвестного нам памятника "Летописной книги старца Никиты Котельникова" о том, что и в "древние лета крыжам чести не воздавали"; т.к. не пустили в Москву посла папы римского Антония Легатоса, несшего перед собой четырехконечный крест.
Подтверждения свидетельствам о крыже, содержащимся в древних рукописях, автор находит и в Прологах, и в широко распространенных в это время "Алфавите духовном", "Соловецкой челобитной", даже в послениконовских "Скрижале" и "Жезле правления" Симеона Полоцкого , доказывая помимо прочего превосходное знакомство с богатствами ветковских библиотек.
В следующей части компилляции автор размышляет над нарушениями дьяконовцами догматов и установлений церкви, опираясь в своих рассуждениях на "Слово, сложенное во известие православным народам на непокоривых басненородословцев".
Основным отступлением дьяконовцев от церковных правил, по мысли автора, является неправильное каждение: "А противницы трикратного каждения ненавидят и кадить велят пред святою трапезою и окрест, не трикратно, а по двоекраты, единое праве, второе преки, и в том ссылку чинят якобы на Устав на 10 главу, того ради и уставным нарицают". По мнению автора, нарушение дьяконовцами способа каждения привело их к "изменению древлего чина и обычая", того "обычая", который пришел в Россию из Греции и содержался в чистоте крупнейшими авторитетами старообрядцев, пциемлющих священство, Иовом, Иосафом, Досифеем, Феодосием.
Однако в критике способа каждения, применяемого дьяконовцами, автор компилляции идет дальше используемого им "Слова, сложенного во известие... на непокоривых басненородословцев". Он прямо упрекает дьякоыовцев в "арианстве" и антитринитаризме:"Арею и Македонию наследники не убояся Страшного Суда Божия, дерзнуша ругательно и хульно Дух Святыи особливым существом написати якобы исходит от кадила тычинами". Таким образом, двукратное каждение дьяконовцев и то, как при таком каждении исходит Дух Святой от кадила, стали поводом для очень серьезных обвинений : "Приподобляются же нынешний развратницы чародею Меситу и древнему елланискому мучителю Диоскору, яко Месит не восхотс исповедати Святую Троицу, того ради с диаволом во ад сниде, тако и противницы не хотят трикратным каждением прославляти святую Троицу, того ради верно погибнут".
Интересно, что и из другого "нарушения" дьяконовцами "обычаев церковных" автор делает столь же далеко идущие выводы. Он приводит свидетельство, что вместо "трикратного посолонь вокруг церкви обхождения" в праздник Воскресения Христова дьнконовцы "уставляли быти просто выходу в северные двери и противу солнцу и паки входили в церковь без обхождения церковного вокруг .Из этого автор заключает, что "протипницы церковь божию и преданные ею обычаи похулили" (т.е. нарушили догмат о церкви), и подкрепляет свою точку зрения выписками из "Книги о вере", "Потребника большого", сочинений Иоанна Златоуста, Исаака Сирина, Афанасия Александрийского о "церкви божией".
Итак, критика отстаиваемых дьяконовцами способа каждения и порядка крестного хода, по мысли автора нашей компилляции, должна подводить читателя к заключению о нарушении оппонентами "ветковских" старцев основополагающих догматов православия о Троице и о Церкви.
Истоки дьяконовкого "отступничества" автор ищет в недавней истории, когда, отрекшись от "Дьяконовых ответов" при нижегородецком епископе Питириме, дьяконовцы "сами себя отлучили" от истинной православной церкви, ибо "Дьяконовы ответы" были составлены, хоть и "без совету древних скитских отец", но согласно "древлему благочестию". Не ограничиваясь утверждением, что с отказом от "Дьяконовых ответов" дьякон Александр и его "советники" "все восточное древлее благочестие похулиша", наш анонимный ветковский полемист вводит в свое сочинение текст "Покорительного доношения", называя его "списком дьяконова преступления".
В завершающей части исследуемого памятника его автор обращается к заключительному этапу борьбы двух согласий, связанному с "публичным собеседованием" "ветковцев" с дьяконовцами в присутствии панов Халецкого и Красильского. Итоги собеседования были закреплены Приговором собора 1727 г., запрещавшим дьяконовцам не только пропагандировать свое учение, но даже селиться на Ветке. Текст "Приговора" и генетически связанное с последним "Слово, сложенное... на непокоривых басненородословцев" составляют основу завершающей части нашего памятника.
Заметим при этом, что в анализируемом Сборнике #304 текст "Слова, сложенного... на непокоривых басненородословцев" существенно отличается от известного по Сборнику Хлудовского собрания; в нем убраны повторы разделов, встречавшихся в начальных частях исследуемого памятника, и, напротив, введено "Послание от обители Покрова Пресвятой Богородицы", написанное Феодосием еще в 1710 г (очевидно, аргументы Феодосия не утрачивали своей значимости и на позднем папе полемики "ветковцев" с дьяконовцами!). Очевидно, "Приговор собора" 1727 г. и "Слово" стали завершающими памятниками полемики "ветковцев" с дьяконовцами, ибо в 1735 г. споры на Ветке были прерваны репрессиями- "выгонкой" ветковских старообрядцев в Россию казачьим отрядом полковника Я.Р.Сытииа.
Думается, что и наш анонимный автор завершил работу над своим компиллятивным полемическим памятником незадолго до первой ветковской "выгонки". Вероятно, началом его многолетнего труда была подборка текстов для Сборника, попавшего в Хлудовское собрание, а завершением проанализированный нами выше раздел Сборника #304.
Раскрытие имени этого даровитого полемиста и реконструкция его наследия могут стать лишь итогом дальнейших изысканий. Пока же можно только высказать предположение, что перу того же автора в Сборнике #304 из собрания МГУ принадлежит еще одно антидьяконовское произведение: "Послание от обители пресветлыя Владычицы нашея Богородицы честнаго ея Покрова священнослужителей и иереов, иноков, и еже о Христе с братией на 32 листах в десть, а кто имены иерей и иноки з братией, и кому, и куда писано о сем умолчан, лица и времени не показано, токмо написано во благоверии пребывающим и во благочестии живущим...".
"Послание" это, до настоящего времени не привлекавшее внимания исследователей, было направлено ветковцами в одну из слобод и обличало попа Патрикия. Глава дьяконовцев обвинялся в нем в том, что он, изменив способ каждения, признав животворящим двусоставной крест, отложив трикратное посолонь обхождение церкви во время пасхального крестного хода, "явился возобновителем постоумныя никонианского предания", "отступником отеческого законоположения". "Послание" уличает Патрикия в том, что он "в трикраты кажении во исповедание святыя Троицы еретическим гласом хулил" и "двоекратным своим кажением Духа Святаго отлучена сотворил от Отца и Сына" (прием полемики, известный нам пр описанному выше памятнику!).
В заключение отметим, что представленные в настоящей статье наблюдения над памятниками ветковской полемической литературы лишь начальный этап работы автора над темой, длительное время остававшейся вне поля зрения историков и филологов. Путь к дальнейшему раскрытию вклада старообрядческих полемистов Ветки в историко-культурные процессы XVIII в.нам видится в продолжении изысканий неизвестных сочинений "ветковских" авторов и их оппонентов, анализе специфических черт собраний и коллекций ветковской книжности.
1.См.: Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье. Киев, 1895.Вып. 1-2
2. Там же. С.188.
3. Интересным свидетельством богатства ветковских библиотек служит "Ведомость о книгах, забранных на Ветке и других местах", составленная 18 мая 1735 г. после выселения старообрядцев казачьим отрядом полковника Я.Г.Сытина. В "Ведомости" числится 681 книга—Лилеев М.И. Из начальной истории раскола на Ветке и в Стародубье XVDXVIII в.//Известия Историко-филологического института кн.Безбородко в Нежине. Т.Н. 1895. С.221,312-325. 4. Макарий /Булгаков/. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. Спб., 1855. С. 297.
5. См.: Смирнов ПС. История русского раскола старообрядчества. 2е изд. Спб., 1895JOH же. Из истории раскола первой половины XVIII века. Спб., 1908; Он же. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века. Спб., 1909. Макарий /Булгаков/. История русского раскола..., Лилеев М.И. Из истории...
6. См.: Лилеев М.И. Из истории... С. 431.
7. См.: Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода. Спб., 1897. Т. 1, 3, 4
8. Соч.: Смирнов П.С. Из истории раскола...; Он же. Споры и разделение...
9. См.: Лилеев М.И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье в xvn-xvill веках. Киев, 1893. С. 19.
10. Иоаннов А. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках. Спб., 1799. С. 271-278.
11. Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ, #304. Старообрядческий сборник полемических сочинен! " пе^в. пол. XVIII в., 4° (11x17,5), скоропись нескольких почерков, 475 л. Водяные знаки: Клепиков (М., 1978) #79 (1735, 1744. 1754 г.), #176 (1745 г.). Клепиков (М., 1959) #20 (1762-1763).
12. ОРКиР МБ МГУ. Ветковско-Стародубское собр. #304, Л.20-24/об./, 44-47.
13. Тамж е. Л. 415-464.
14. ГИМ, собр. Хлудова, #341 /первая половина XVIII века/.
15. См.: Лилеев М.И. Новые материалы... С. 19. /"Описание прения старца
Феодосия с мирянином Тимофеем Матвеевым".../
16. См.: Смирнов П.С. Из истории... С. 150-152, 172-180
17. Датировать так компиляцию можно исхода из того, что последние
произведения, входящие в нее, относятся к 1727 году /"Приговор собора"/, а известий о первой ветковской "выгонке" 1735 г. в ней не содержится. Вряд ли автор не упомянул бы о таком значительном событиии как "выгонка", если бы данное произведение было составлено после 1735 г.
18. ГИМ, собр. Хлудова, #340. ГИМ, собр. Хлудова, #341.
19. ОРКиР МБ МГУ, ВетховскоСтародубское собр., #304. Л. 24/об./-27/об./
20. Там же. Л. 25/об./.
21. Там же. Л. 26 /об./.
22. Там же. Л. 30.
23. О них см.: Макарий/Булгахов/. История русского раскола...
24. ОРКиР МБ МГУ, ВетковскоСтародубское собр. #304. Л. Зб/об./.
25. Там же, Л. 37/об./.
26. Там же. Л. 31/об./.
27. Эту часть компиляции Смирнов П.С. опубликовал как отдельное произведение, озаглавив его "Известие правоверным". См.: Смирнов П.С. Из истории...
28. ОРКиР МБ МГУ, ВетковскоСтародубское собр.#304« Л. 42.
29. Там же. Л. 47/об./-49.
30. Там же. Л. 49-52.
31. Там же. Л. 54-65/об./.
32. ГИМ, собр. Хлудова, #341. Л. 28-62/об./.
33. ОРКиР МБ МГУ, Ветковско-Стародубсхое собр. #304, Л. 57-61
А.В.Воронцова
Опубликовано в сборнике: Мир старообрядчества. Личность. Книга. Традиция. вып. 1 - М-СПб: 1992
|