В нашем веке слова "старообрядчество", "старообрядцы" самым широким образом используются как самими древлеправославными христианами, так и "внешними", нестарообрядческими авторами. В то же время сколько-нибудь точное определение, что есть старообрядчество отсутствует, это как бы предполагается самоочевидным. На самом же деле, попытка сформулировать точное определение старообрядчества наталкивается на серьезные трудности, попытка раскрытия сущности данного термина обнаруживает его внутреннюю противоречивость.
С точки православно-христианского богословия, учения о Церкви Христовой (экклезиологии) можно утверждать, что понятие "старообрядчество" не имеет права на существование, так как входит в противоречие с учением о Единой и Единственной Христовой Церкви. Как известно, понятия более общего порядка объединяют в себе группы более частных понятий и феноменов по наличию какого-либо единого сущностного свойства. Таким образом, соединенные данным общим понятием объекты являются частными случаями его воплощения, проявления. В нашем же случае понятие "старообрядчество" претендует на то, чтобы объединить, обобщить в себе как в более широкой, более общей категории Церковь-Тело Христово и стоящие вне ее, не имеющие с ней канонического, молитвенного общения религиозные общества. Поэтому глубоко благородные по своим субъективным намерениям попытки некоторых "ревнителей благочестия" укреплять единство между старообрядцами разных согласий, подчас включая и единоверцев, подчеркивая, что "все мы старообрядцы" , в глубинном, богословском смысле оборачиваются, в сущности, радикальным экуменизмом, забвением традиционного учения о Церкви, ее единстве, единственности и границах.
Можно говорить о том, что для религиозного сознания понятие "старообрядчество" способствует укреплению опасной иллюзии о невозможности или ненужности познать, где же есть истинная Церковь Христова, попыткам отождествить ее со "старообрядчеством вообще". Эта иллюзия ярко проявляется у части единоверцев и других почитателей старых обрядов, пребывающих в лоне Московского Патриархата и не видящих для себя необходимости в канонически правильном присоединении к Церкви Христовой: ведь они "уже старообрядцы", молятся по-старому и не приемлют никонову реформу.
Все вышесказанное не имеет целью оскорбить или дискредитировать людей, искренне стремящихся к сохранению древлего благочестия, к укреплению единства и прекращению раздоров. Однако же мы не должны забывать, что истинное единство христиан — молитвенное единство членов единого Тела и любая попытка искусственным, неканоническим путем преодолеть разделение между религиозными обществами не просто бесплодна, но и угрожает чистоте православного вероучения. Этот ошибочный путь уже пройден экуменистами: католиками, протестантами, никонианами, которые в попытках "объединения" в рамках понятия "христианство" догматически противоречащих друг другу конфессий, пришли не к единому "христианству", а к утрате веры в первостепенную ценность многих традиционных христианских догматов.
В то же время понятие "старообрядчество", несомненно, будет в обозримом будущем широко распространено в практическом общении, а также в нецерковных науках, которые описывают духовную жизнь, историю общества, будучи нейтральными в отношении претензий различных религиозных организаций на истинность своей Церкви: в религиоведении, общей истории, культурологии, археографии и т.д. Поэтому целесообразно рассмотреть содержание понятия "старообрядчество" с точки зрения нецерковной, светской науки.
Вплоть до начала XX века во всей литературе, издаваемой деятелями Синодальной церкви, церковными и светскими учеными, как правило, для обозначения старообрядчества использовался термин "раскол", а старообрядцы именовались "раскольниками". Эта терминология отражала точку зрения официальной церкви, согласно которой старообрядчество являлось совокупностью религиозных сообществ, отделившихся от истинной Православной Церкви вследствие нежелания принять никоновскую церковную реформу, т.е. расколом в богословско-каноническом значении этого слова. Этот термин, содержавший в себе обвинение в производстве церковного раскола, в отпадении от Православия был оскорбителен для старообрядцев, добивавшихся отмены его официального использования.
В то же время в старообрядческой литературе в качестве самоназвания используются определения "православные (древлеправославные) христиане", а своё религиозное общество каждое из согласий старообрядцев определяет как Православную (Древлеправославную) Церковь. В таких авторитетнейших сочинениях как "Поморские ответы" выражение "старообрядчество" практически не используется. Как отмечалось в статье "Староверие и старообрядчество", опубликованной в журнале "Церковь" в 1909 г., "старообрядцы ни в частных отношениях между собой, ни на общественных собраниях сами себя старообрядцами не называют. На съездах или соборах вы никогда не услышите зова "братья старообрядцы". Этот термин усвоен нам славянофильской печатью как протест против миссионерского названия "раскольник" и принятый позднейшим законодательством, остался в обиходе преимущественно старообрядческой печати. Сами же старообрядцы в домашнем обиходе и в общественных собраниях своих предпочитают именовать себя "староверами" или просто "христианами". На общественных собраниях, съездах и соборах принят исключительно последний термин. "Христиане", "братья христиане" и "староверы" — это уже далеко не то, что старообрядцы. Последнее название действительно суживает понятие исключительно до внешних сторон религии..."1 Термины "старообрядчество", "старообрядцы" в качестве самоназвания приобретают широкое употребление только в старообрядческой публицистике на русском языке в начале XX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин "старообрядчество" объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства. Для старообрядцев внутренняя противоречивость этого термина в том и состояла, что используя его, они объединяли в одном понятии истинно Православную Церковь (т.е. своё собственное согласие) с еретиками (т.е. старообрядцами других согласий).
В то же время, радикально-консервативные круги Синодальной церкви и после Манифеста 1905 г. продолжали возражать против официального признания термина "старообрядчество", полагая, что это дает основание именовать господствовавшую церковь "новообрядческой", введшей новые обряды. Таким образом, термин "старообрядчество" явился неким компромиссом между старообрядцами и внешним обществом: последнее отказывалось от употребления термина "раскол"; старообрядчество же не могло рассчитывать на большее, а именно на всеобщее признание себя Православной Церковью, в частности и по причине отсутствия церковного единства между согласиями, претендующими на это признание.
Размышляя об определении понятия "старообрядчество", известный старообрядческий писатель И.А. Кириллов отмечал, как это трудно сделать, учитывая наличие различных согласий. По его словам: "говоря о старообрядчестве, мы подразумеваем под ним общество людей, принадлежащих к тому или иному старообрядческому согласию (или с точки зрения каждого старообрядца в отдельности — Церкви) и считающих для себя нравственно обязательным исполнение учения их Церкви в их повседневной жизни. Помимо этого, главного объединяющего начала, старообрядчество едино своим бытом, своим религиозным обрядом и своею тесно, взаимно переплетшейся историей".2 Показательно, на наш взгляд, и то, что вышедший в издательстве Русской Православной старообрядческой Церкви словарь "Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы" (М., 1996) не содержит ни словарной статьи "старообрядчество", ни определения этого понятия, ограничиваясь словами о том, что старообрядчество — "чрезвычайно сложное явление, объединяющее под одним названием и истинную Церковь Христову, и тьму заблуждений" (с. 3).
При попытке дать объективное определение староверия, мы сразу ощущаем, как трудно устранить из него оценочный элемент, привносимый мировоззренческой (вероисповедной) позицией автора определения. Если мы скажем: "староверы — часть верующих, отделившихся от Русской Православной Церкви после реформ патриарха Никона", то в этой внешне нейтральной формуле оказывается заложена не только констатация, но и суждение. Это определение было вполне приемлемо для богословов Синодальной (ныне Патриаршей) церкви — для них собственная церковь и организационно, и духовно, мистически есть истинная Церковь, от которой отделились, "ушли в раскол" старообрядцы - раскольники.
Определение подобного рода приемлемо и для религиоведов-материалистов, для которых Церковь — это просто организованное объединение верующих, которое можно отличать от сект по внешним, формальным критериям численности, древности существования, официального признания государством и т.п. Вопрос же, в какой Церкви пребывает Святой Дух, для материалистов смысла не имеет. Но с точки зрения самих староверов — они и есть единственная Русская Православная Церковь, сохранившая неискаженную православную веру; Церковь, от которой в XVII веке отпала в ересь иерархия, увлекшая за собой большую часть мирян. Следовательно, встает вопрос — чье же суждение более правильно и в чем критерий правильности определения? Для материалистов, для которых за религиозным учением не стоит никакой объективной реальности Бога и Церкви как мистического Тела Христова, вышеуказанный подход к различению церкви и отпавшей от нее секты — единственно возможный. Но для представителей философских воззрений, принципиально допускающих объективное существование трансцендентной реальности, более или менее адекватно отражаемой в религиозных учениях, истинность Церкви не может определяться количеством последователей религиозного учения и его общественно-исторической значимостью. Практически все современные религиоведческие исследования и справочные издания, формулируя определение старообрядчества, фактически солидаризируются с богословами Синодальной церкви и говорят о том, что "в конце XVII в. старообрядческое движение отпочковалось от Русской Православной Церкви окончательно",3 "старообрядчество возникло в результате раскола в Русской Православной Церкви во 2-й пол. XVII века",4 "старообрядчество, староверие — совокупность различного рода религиозных организаций, возникших в результате раскола Русской Православной Церкви в середине 17 в.".5 В данных определениях совершенно игнорируется важнейшее положение старообрядческой религиозной доктрины, сама сущность верований старообрядцев, состоящая в том, что старообрядчество никогда не отделялось от Православной Церкви, и как часть таковой возникло в I веке н.э. вместе с основанием Христовой Церкви.
Конечно, поскольку сами христианские религиозные организации на протяжении многовековой истории христианства не могут прийти к единому мнению, какая из этих организаций полнее воплощает абсолютную истину, то светское религиоведение тем более не может претендовать на роль арбитра в этих спорах, в частности, не может определять, кого из новообрядцев или старообрядцев правильнее именовать Православной Церковью. Однако, нам представляется необходимым несколько скорректировать вышеприведенные формулировки, хотя и игнорирующие специфику богословского учения о Церкви, основывающиеся на материалистических критериях, но именно поэтому невольно сблизившиеся с чисто религиозной позицией новообрядной церкви. В современных условиях эта проблема требует особо деликатного подхода, во избежание всякого оскорбления религиозных чувств верующих и провоцирования межконфессиональных столкновений.
С учетом сказанного, можно предложить следующее определение: СТАРООБРЯДЧЕСТВО (или СТАРОВЕРИЕ)6 - общее название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви. Среди староверов сложилось несколько различных религиозных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из которых именует себя Древлеправославной (Православной) Церковью, а своих последователей — православными христианами.
Предлагаемое определение:
1. Отражает идейную сущность старообрядчества как религиозного движения верующих, стремящихся исповедовать Православие, сохранять верность его догматам и канонам. В то же время это определение остается свободным от субъективного оценочного суждения о том, удалось ли старообрядчеству сохранить свое вероисповедание адекватным православной вере и в каком именно из старообрядческих согласий.
2. Фиксируя отсутствие церковно-канонического единства старообрядчества с новообрядчеством, не затрагивает спорного вопроса о том, кто именно отделился от Православной Церкви — реформаторы или старообрядцы;
3. Отмечая наличие нескольких старообрядческих религиозных организаций, не признающих каноничности друг друга, ограничивается констатацией их общего намерения сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви, и не дает оценок успешности этих стремлений. (Н.М. Никольский, А.И. Клибанов и др., сближая беспоповство с сектантскими и еретическими движениями, де-факто берут на себя миссию утверждать, что беспоповцы не смогли сохранить верность канонам Православия).
В целом же понятие "старообрядчество", достаточно условно объединяет религиозные организации, не состоящие в единении и поэтому имманентно имеет не вполне точный характер. В частности, неразрешенным остается вопрос о допустимости отнесения к старообрядчеству единоверия. Московский Патриархат, иногда именующий единоверцев "православными старообрядцами", часть самих единоверцев, а вслед за ними и некоторые светские справочные издания склонны отвечать на этот вопрос положительно. Мы полагаем, что в данном случае определяющим критерием должна быть каноническая подчиненность единоверцев Московскому Патриархату, что не позволяет отнести его к старообрядчеству.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Староверие и старообрядчество. // Церковь, 1909, № 10, С.343.
2 Кириллов И.А. Современное старообрядчество и его задачи. Никулино, 1918, с. 6.
3 Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М., 1979, с. 16.
4 Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М.: РАГС, 1997, с. 151.
5 Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. М., 1994, с. 449.
6 Многие старообрядческие авторы беспоповских согласий отдают предпочтение последнему термину, считая, что термин "старообрядчество" сужает верность старой вере до привязанности к старому обряду.
(Опубликовано в сборнике "Древлеправославный вестник" - М.: 1999, № 2, с.2-6)
|