Как известно, православная церковь выработала три способа присоединения к ней неправославных христиан: а) через повторное крещение, или перекрещивание, с миропомазанием, покаянием и проклятием ересей, б) через миропомазание, с покаянием и проклятием ересей, в) через покаяние, с проклятием epecей. Во всех случаях, по правилам, прием должен совершать иерей или архиерей (1).
Старообрядцы-беспоповцы, в связи с вынужденным отказом от церковной иерархии и рукополагаемого священства, столкнулись с необходимостью, не выходя за рамки православной традиции, выработать свои правила приёма новообращённых. Первым шагом здесь стала защита утверждения, что православные каноны позволяют мирянину в особых случаях («по нужде») крестить, равно, как и перекрещивать, то есть принимать «от ересей приходящих» первым чином. Беспоповские полемисты, защищая свою позицию, приводили примеры совершения крещения мирянином, заимствуя их из Пролога и Миней четьих.
Возможность не только крестить, но и перекрещивать прямо вытекала правила, которому следовали беспоповцы: «еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение» и крещённые еретиками должны приниматься в церковь таким же образом, как вовсе не крещённые. Причем так назывемые «никониане», на необходимость перекрещивания которых была изначально обращена беспоповская проповедь, были, по мнению последних, крещены не просто еретиками, но антихристом или же его слугами (2).
Уже в первой четверти XVIII в. выговцы, обосновывая перекрещивания «никониан», утверждают, что вообще всякий еретик подлежит повторному крещению, а если церковь порой и не перекрещивала некоторых еретиков, то это следует понимать не как закон, а как «снисхождение» в надежде их скорейшего обращения (3). Такое рассуждение автоматически поднимало непростой для беспоповских идеологов вопрос о приёме «от ересей приходящих» вторым или третьим чином. Сложность заключалась в том, что приём еретиков по второму чину, по православным канонам, не мог совершить ни мирянин, ни даже свяшенник, не имеющий св. мира. Приём по третьему чину также требовал обязательного участия священника. Поморские сочинения XVIII в. фиксируют чёткую позицию: любой еретик, в отсутствие священных лиц, может быть принят в церковь только через повторное крещение, приём по второму и третьему чину в настоящее время невозможен (4).
Перекрещивание «никониан» было принято всеми беспоповцами, за исключением спасовцев. Относительно чиноприёма поповцев, принимавших «никонианское» крещение, изначально единого мнения у беспоповских идеологов не было. Известно, что спор о перекрещивании поповцев в 1710-х годах происходил среди стародубских поморцев. Когда прибывшие в Стародубье выходцы из Керженских лесов стали перекрещивать поповцев, с возражениями выступил местный поморский наставник Спиридон Иванов. Сохранилось его послание на Керженец с обоснованием недопустимости перекрещивания поповцев (5). Впрочем, вскоре все беспоповцы (кроме спасовцев) примут за правило перекрещивать переходящих к ним поповцев.
В отношении друг друга беспоповцы в первой половине XVIII в. воздерживались от жёстких характеристик и обвинений в ереси. В этот период в поморском и федосеевском согласиях утверждаются Принципы чиноприёма, основанные на православных правилах, относящихся не к еретикам, а к согрешающим. Чиноприём федосеевцев поморцами и наоборот осуществлялся через специальное Молитвенное правило - покаянный начал; Польский Федосеевский Собор в 1751 г. несколько ужесточил требования к переходящим в федосеевское согласие поморцам, установив, что, кроме начала, они должны класть 300 земных поклонов (6).
Первые филипповские наставники по-разному осуществляли приём неофитов, переходящих из поморского и федосеевского согласий. Сам инок Филипп и его ученик инок Матфей продолжали применять для приёма новообращенных покаянный начал. Друг ученик Филиппа, инок Терентий, высказался за применение более жёсткого правила, установив, что обращающиеся беспоповцы должны вынести шестинедельный пост. Учению Терентия следом петербургский филипповский наставник Фёдор Михайлов.
Но именно среди первых последователей инока Филиппа возникло учение, характеризующее беспоповцев других согласий как еретиков. Семён Иванов (Шаготский) заявил, что поморцев следует перекрещивать, применяя к ним правило Московского Собора 1620 г. о перекрещивании «белорусцев», моливших Бога за Римского папу (7). Нельзя не обратить внимание, что позиция Семёна Иванова совпадала с мнением поморских полемистов о возможности приёма еретиков, в отсутствии священства, только первым чином. Особую точку зрения в конце 60-х годов XVIII в. высказали московские филипповцы, так называемые «балчужные». Они утверждали, что даже в условиях лишения истинного священства беспоповцы могут совершать приём «от ересей приходящих» не только первым, но также вторым или третьим чином. При этом «балчужные» охарактеризовали всех остальных старообрядцев - и поповцев, и беспоповцев - как еретиков. Эта новая в старообрядчестве точка зрения была закреплена решением Московского филипповского Собора, состоявшегося в январе 1769 г., а затем подробно обоснована в написанном около 1770 г. московским филипповским наставником Григорием Яковлевым сочинении «Ответы на шесть вопросов поморца Ивана Романова» (сами вопросы касались отношения филипповцев к поморскому, федосеевскому и странническому согласиям).
Согласно соборному определению 1769 г., при переходе в филипповщину старообрядцы поморского, федосеевского и страннического согласий должны были подробно рассказать, «како и от кого крещены, и не имеют ли иных каковых явных пороков, кроме с реченными согласии общения». Затем они давали обет «в том: 1) чтобы им паки ко оным согласиям не возвращатися, 2) и чтобы им противныя оных согласей учении и содержании в правость не поставляти, 3) но быти бы им с нами во едином православном учении и содержании твердо и неизменно и вечно, а не пременно». Грамотные люди давали в этом подписку. Далее неофитам предлагалось «при братстве прощение творити и четыродесять дней поститися, яко же и приглашенные постятся». Во время поста они должны были стоять при церковной службе на месте оглашенных. «По совершении же поста, с чистым известием и с прощением при братстве, прияти их во всякое церковное общение, яко и новокрещенных» (8). Близко знакомые с практикой «балчужных» поморские авторы сообщали, что по окончании поста с новообращённого снимался нательный крест, затем наставник надевал на него новый, приговаривая: «Да будет, де, наше на тебе крещение» (9).
При обосновании порядка приобщения неофитов «от писания», авторы соборного постановления ссылались на правило Кормчей о приёме «приходящих от средних еретиков - ариян, македониан, наватиан, четыренадесятников, аполинариан и прочих», предусматривающее наложение десяти- или пятнадцатидневного поста, произнесение неофитами проклятия ересей, их миропомазание «с молитвами святительскими», после чего им запрещалось в течение семи дней есть мясо. «Но понеже у нас, - писали "балчужные", - тайны миропомазания и молитв святительских не имеется, и того ради тако поклоны при братстве творити и 40 дней поститися общесоветно положихом». Аналогичным образом, при ссылке на то же правило Кормчей, «балчужные» определяли и порядок приобщения по третьему чину. Только в данном случае от новообращённых требовали вынесения пятнадцатидневного поста. Третьим чином принимались несоюзные «балчужным» филипповцы - последователи московского наставника Михаила Григорьева, ярославских старцев Ивана и Андреяна (10).
Отвечая на вопросы И.Романова, Г.Яковлев перечислил «ереси» поморского, федосеевского и страннического согласий и сделал вывод, что крещение, полученное в них - это крещение «безблагодатное», еретическое, нуждающееся в «навершении». Г.Яковлев отмечал, что от упомянутых трёх согласий «приходящих приемлем мы яко от втораго чина еретическаго и разумеем достойных их быти прииматися под тайну миропомазания, а понеже у нас миропомазания тайны, за оскудением ныне священных чинов, не имеется, и того ради навершаются у нас таковыи приходящий покаянием, молитвою, слезами и постом». Что же касается обязательного в таком случае по православным канонам употребления чина проклятия «ересей и ересеначальников», то, отмечает филипповский наставник, «понеже мы, нижайший, ныне в неприсудствии священных чинов, и от перваго чина еретическаго - никониан - бес проклятия ересей и ересеначалников (приемлем. -A.M.), и того ради и от сих трех согласен приходящих приемлем бес проклятия же ересей и ересеначалников, с крепким точию православныя веры обетом» (11). Новация «балчужных» таким образом заключается не в том, что они установили приём неофитов через шестинедельный пост (такое правило применялось раньше и будет применяться беспоповцами разных согласий далее), но в том, что «покаяние, молитвы, слезы и пост» рассматривались ими как эквивалентная замена таинства миропомазания.
Установленные «балчужными» новые правила чиноприёма вызвали негативную реакцию части филипповцев. Так, упомянутый в соборном постановлении 1769 г. известный московский наставник Михаил Григорьев потребовал от «балчужных» прекратить квалифицировать представителей других беспоповских согласий как еретиков и отменить правило о шестинедельном посте, отметив, что у первых поморских отцов - руководителей Выговского общежительства такого «мудрования» не было (12).
Против «новоизмышленного» учения «балчужных» резко выступили поморские полемисты, справедливо отметив, что миряне не вправе принимать новообращённых вторым или третьим чином, а могут совершать приём только первым чином, через перекрещивание. Автор поморского сочинения «Предисловие увещательное к раздирающим церковное единство» обратил внимание на противоречие установленного «балчужными» чиноприёма правилу Кормчей, на которое они ссылались. «Первое. Во оном уставе (Кормчей. - A.M.) положено 10 и 15 дней... поститися, у них же положено четыредесять дней... Второе. Во оном уставе в количестве дней пощения не обдержъно законополагает, но аще 15 или 10 дней таковыи, по положению от церкве, поститися... от балчюжных же непременный закон положен... Третие. В Завещании святых апостол, в книзе 7-й, во главе 23-й, тако же и в Потребницех - 40 дней поста налагаются на первый чин, а не на вторыи».
Поморский автор пишет, что пост не очищает еретическое крещение, но готовит человека к принятию св. таинств (в том числе миропомазания). В других случаях «пост бывает виною пришествия Святаго Духа, но - верным християнам, а не еретическое крещение имущим». Если, подобно «балчужным», думать, что пост и покаяние могут очищать еретическое крещение, то следует считать, что и другие еретические таинства можно «очищать» таким же образом, в том числе еретическое священство, как было принято в беглопоповщине (поскольку новое крещение, по церковным правилам, отменяло предыдущее рукоположение в священники, в беглопоповщине «никонианских» иереев принимали обычно вторым или третьим чином).
Только таинства, по мнению поморского автора, могут «исправить» еретическое крещение: «Еретическое крещение имеяи - како оныя благодати или дара Святаго Духа без тайнодействия сподобится? Иже в начале приятия не действовал Дух Святыи его крещение, по писанному: "Имать бо всяк еретик в себе дух дияволь"». Тот же, кто имеет православное крещение - «аще и грязию неверия тое осмрадит, аще и сажею грехов очернит, но цел и неотмытен характер святаго крещения на своей имеет, даже и вовеки». Относительно того, что, согласно православным канонам, еретики третьего чина принимаются через таинство покаяния, поморский автор замечает: «Третияго чина еретики с покаянием и проклятием ересей, въкупе же и с возложением рук презвитерских приемлются», то есть «несогласно есть сие разумение святей церкви, еже еретиком - единем точию достославным покаянием без церковныя действия очищатися» (13).
С точкой зрения поморцев в 80-х годах XVIII в. согласился и один из разработчиков учения о замене миропомазания шестинедельным постом Алексей Яковлев (Балчужный), осудивший тех филипповских наставников (Ивана Алексеева и Стефана Андреева), которые продолжали придерживаться правил и оценок филипповского Собора 1769 г. (14). Несмотря на то, что в начале XIX в. А.Яковлев вернулся к оценке представителей федосеевского [и поморского согласий как еретиков, а также к практике приёма переходящих от них через шестинедельный пост, он старательно подчёркивал, что пост налагается «без действия тайны миропомазания», а федосеевцы и поморцы - это еретики не второго, а третьего чина. Интересно, что в связи с этими новыми взглядами А.Яковлев в 1808 г. переработал упомянутое выше сочинение своего покойного брата Г.Яковлева «Ответы на шесть вопросов» И.Романов озаглавив свой вариант как «Другия ответы на шесть вопросов разных согласиях, яснейши и полнейши написаны» (15).
В целом, к концу XVIII в. учение о возможности замены миропомазания шестинедельным постом уже практически не находит поддержки у старообрядцев-беспоповцев, но само правило приёма неофитов через шестинедельный пост (без его приравнивания к миропомазанию) будет и далее широко применяться беспоповцами.
Радикальная точка зрения Симеона Шаготского о необходимости перекрещивания беспоповцев других согласий была развита в 80-х годах XVIII в. в сочинениях идеолога страннического согласия инока Евфимия. Он настаивал, что все еретики подлежат повторному крещению, а поскольку круг еретиков для него включал всех старообрядцев, легально живущих в миру, в ведении «антихристовых» властей и людей, допускающих церковное общение с мирскими, то получалось, что вне этого круга находились только староверы страннического согласия, то есть беглые, нелегалы. В октябре 1784 г. Евфимий перекрестил сам себя, а на следующий день - своих последователей (16).
Несмотря на то, что вся история старообрядчества теснейшим образом связана с сохранением традиции, сам факт его существования на протяжении более чем трёх столетий «свидетельствует о том, что, наряду с сохранением традиций, в жизнь старообрядцев входили и новые явления». Каноническое право - одна из сфер жизни старообрядческих общин, где сочетание традиций и новаций проявлялось особенно ярко (17). Проблема чиноприёма новообращённых оказалась одной из первостепенных и очень непростых для всех старообрядцев и в первую очередь для беспоповцев, лишившихся возможности прямо использовать для её решения традиционные нормы канонического права. В XVIII-начале XIX вв. беспоповские идеологи в ходе острых дискуссий предложили разные и порой очень своеобразные пути решения этой проблемы, в основном применявшиеся в таком же виде и далее - в XIX-XX вв. - в зависимости от того, каким образом развивались взаимоотношения беспоповских согласий.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Подробнее об этом см.: Серафимов А. Правила и практика церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан. Историко-каноническое исследование. Кострома, 1881.
2. Анализ учения беспоповцев о крещении и перекрещивании см.: Ивановский Н.И. Критический разбор учения неприемлющих священства старообрядцев о церкви и таинствах. Казань, 1883. С. 175—240; Смирнов П С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. - СПб., 1909. С.212-228.
3. Смирнов П.С. Указ. соч. С.219-220.
4. См., например, поморское сочинение конца 1770-х гг. «Предисловие увещательное к раздирающим церковное единство» // Библиотека Академии наук (БАН). Собр. Дружинина. №745. Л.61об.-63. Здесь же цитируется решающее вопрос в том же духе сочинение выговца Трифона Петрова «Следование правил о крещении и о священстве».
5. Смирнов П.С. Указ. соч. С. 141, 220-227, 0106-0116.
6. Мальцев А.И. О взаимоотношениях старообрядцев филипповского и федосеевского согласий в XVIII в. // Гуманитарные науки в Сибири.1995. №1. С.56-57.
7. Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С.100—101; Мальцев А.И. Проблемы взаимоотношений старообрядцев филипповского и поморского согласий во второй половине XVIII в. // Источники по русской литературе: Средневековье и Новое время. Новосибирск,2000. С. 140-141, 148-149 (Далее: Мальцев.А.И.Проблемы взаимоотношений...).
8. Мальцев А.И. Московский филипповский Собор 1769 г. // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М.,1999. С.286-287. (Далее:Мальцев А.И. Собор).
9. Мальцев А.И. Проблемы взаимоотношений С. 147—148.
10.Мальцев А.И. Собор. C.2S7.
11. Российская Государственная библиотека (РГБ). Собр. Барсова. №583.Л.7-7об. См. также: Мальцев АИ. Проблемы взаимоотношений... С. 142-143.
12. Письмо Михаила Григорьева к «балчужным» (нач.: «Первое сомнение наше...») // ИИ СО РАН. Собр. рукописей. №14/74. Л.571-572.
13. БАН. Собр. Дружинина. №745. Л.64об.-70.
14. Мальцев А.И. Проблемы взаимоотношений... С. 151-152.
15.РГБ. Собр. Егорова. №1021. Л.223-249об.
16. Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII—первой половине ХIХ в. Новосибирск, 1996. С.111-115, 143-151.
17. Покровский Н.Н. Традиции и новации в духовной жизни русского старообрядчества // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С.6-12.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 0201-00313а)
Мальцев Александр Иванович, кандидат исторических наук, Институт истории СО РАН
Старообрядчество: история, культура, современность - М.: 2002
|