Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 15:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [39]
Поповцы [28]
Беспоповцы [35]
Межстарообрядческая полемика [18]
Полемика с новообрядцами [28]
Полемика с иными конфессиями [9]
Староверы и проповедь Старой Веры [6]

Главная » Статьи » Богословские воззрения » Беспоповцы

Юхименко Е.М. Всероссийские соборы христиан-поморцев (1909,1912)

Храму в Токмаковом переулке принадлежит особая роль  в истории всего поморского согласия: именно он стал местом проведения двух Всероссийских соборов поморцев, приемлющих брак, а 2-я Московская община выступила инициатором и главным организатором первого собора.

 

14 сентября 1908 г. состоялось экстренное общее собрание членов 2-й Московской общины, на котором с докладом и инициативой о созыве Всероссийского собора поморцев выступил Н.П.Ануфриев. Указывая на примеры объединяющего движения в среде беспоповцев и положительные результаты предварительного опроса поморских обществ, докладчик отметил, что «задача созвать такой съезд лежит, конечно, всецело на Московской общине. Москва всегда была центром старообрядчества и здесь когда-то даже при невероятных условиях существования кипела церковная жизнь и организовывалась наша Церковь, теперь же при свободе веры было бы непростительно древней Москве молчать, когда все только ждут ее голоса, чтобы подняться и доказать всю свою правду. Наш храм свидетельствует, что мы еще крепки верой и что волна еретической бури еще не захлестнула нас, не потушила в нас огонь наших предков»284. Было решено поддержать инициативу о созыве всероссийского съезда «под покровительством» Московской общины.

 

1 октября 1908 г. совет общины обратился к христианским обществам, общинам и настоятелям поморского брачного согласия со следующим посланием: «Вторая Московская община старообрядцев поморского брачного согласия в стремлении к духовному объединению своих единоверцев, рассеянных по всей России, и восстановлению Соборного Управления нашей Церкви, предписанного каноническими правилами, предполагает созвать в начале 1909 г. в Москве Первый Всероссийский Собор поморцев, приемлющих брак»285. Далее содержалась просьба указать, какие вопросы желательно было бы разре­шить соборно. Вскоре получено было около 20 письменных ответов, на их основе на разрешение Собора было оставлено 1500 вопросов.

 

С 30 ноября по 1 декабря 1908 г. в Москве прошло первое предсоборное совещание, на которое со всей России съеха­лись около 30 уполномоченных от поморских общин. Председателем был избран И.И.Ануфриев. Это представительное собрание определило широкий круг вопросов для соборного обсуждения и решения: существо церкви и ее таинства, выбор, служение и отрешение настоятелей, их права и обязанности, чин крещения, существо бессвященнословного брака, отно­шение к смешанным бракам, исповедь, поминовение умерших, церковные наказания, отношение к белокриницкой иерархии, крещение приходящих от господствующей церкви и других старообрядческих согласий, «мирщение», пение «на речь» и «на он», богоявленская вода, моление за царя и властей, форма воинской присяги, каждение, крестные ходы, организация старообрядческих училищ и типографии.286

 

25-28 февраля 1909 г. второе предсоборное совещание окончательно определило порядок рассмотрения вопросов на предстоящем съезде, некоторые из них во избежание разделе­ния были оставлены до Собора. Кстати, членам совета при­шлось дать ответ на вопрос, что значит 1-я и 2-я Московская община: «Первая община есть прежде называвшаяся Любушкинская моленная, Вторая же община принадлежит к приходу новопостроенного храма в Токмаковом переулке»287

 

Организационной подготовкой собора руководил секретарь Совета 2-й общины Николай Петрович Ануфриев. Существует фотография заседания 27 февраля 1909 г.. на которой запечатлены П.И.Ануфриев, Д.Ф.Егоров (г.Александров), Н.П.Ануфриев, Т.А.Худошин, Ф.Ф.Румянцев, Л.Ф.Пичугин, И.М.Горбунов (настоятель 1-й Московской общины), Стефан Илларионович Волков (настоятель Петербургской общины), С.Ф.Егупенок (настоятель Виленской общины), И.И.Зыков (Зуево), Прокопий Максимович Безводин (Сызрань), Фрол Петрович Кондратьев (с. Дона).

 

На Собор съехались более 500 представителей поморских общим со всей России. Лица этих людей запечатлены на фотоографиях, сделанных известным фотоателье «Шереръ, Набгольць» и помещенных в издании Деяний Собора 1909 г. Сохранилось и описание очевидца, корреспондента газеты «Новое время» Н.Ежова: «Старообрядцы, получив через долгий промежуток времени не только право въезда в центральные города, но и на собор в Москве, явились сюда во всеоружии внешних признаков древнего благочестия: старцы, одетые в однополые кафтаны, с коричневыми, как на старых иконах, ликами, начетчики, с умным и вдумчивым выражением лиц,  с глазами, горящими религиозным вдохновением; толпа поморцев, тихая, смиренная, богобоязненная, трезвая и не пахнущая табаком, производила впечатление самое располагающее; настоятели поморских часовен (ныне храмов) были все благообразны на вид и степенны в обращении»288.

 

На пригласительном билете было помещено изображение храма в Токмаковом переулке. В первый день работы собора - 1 мая 1909 г. - на молебне певчие правого клироса пели «на речь», левого -«на он». После молебна они сошлись на солее и вместе исполнили стихеры «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», «Наста днесь пресветлый праздник» и «Не остави нас в человеческое предстояние». Настоятель 2-й Московской общины Ф.Ф.Румянцев сказал краткое приветственное слово и благословил Собор «к мирному и кроткому начатию святаго дела». Корреспондент газеты «Новое время» написал: «Служил настоятель храма, благообразный старичок с задушевным голосом»289.

 

Затем прозвучали 12 приветствий Собору от представителей крупнейших поморских общин (Москвы. Петербурга, Саратова, Сызрани, Северо-Западного края, села Безводного и других).

 

Председателем собора был выбран Лев Феоктистович Пичугин (Пензенская губерния), товарищами председателя - Терентий Акимович Худошин (г.Саратов), Иван Иванович Зыков (Зуевская община) и Аристарх Моисеевич Пимонов (г.Вильно), секретарем - Николай Петрович Ануфриев. Как отмечал Л.Ф.Пичугин, Собор был созван «ради обновления духовной жизни христиан и для разрешения насущных вопросов жизни церкви Христовой»290 В центре его работы стояли важные догматические и канонические вопросы (о действиях отцов духовных, об упущениях преданий и обычаев церкви, о вторжении в Церковь Христову непозволительных слабостей, о пении церковном, о самокрещенстве).

 

Созыв Всероссийского собора, нужда в котором давно ощущалась всей церковью, стал возможен лишь после наступления новой эры отношения государства к старообрядцам. От имени Собора императору Николаю II была направлена телеграмма с выражением верноподданнических чувств «безраздельной любви и благодарности»291.

 

Основной доклад «О существе Церкви Христовой и ее таинствах» был сделан Л.Ф.Пичугиным, крупнейшим поморским писателем и начетчиком того времени. Важные проблемы - о настоятелях и духовных отцах, о существе брака - осветил в своих докладах Т.А.Худошин. Материалы заседаний составили обширную  книгу.292 Постановления собора и в настоящее время служат руководство при решении вопросов, возникающих в жизни поморских общин. Собор также обратил внимание на необходимость возрождения духовного просвещения: было решено иметь старообрядческие школы для детей и взрослых при каждой общине, учредить в Москве училище для приготовления настоятелей и начетчиков, устроить типографию при 2-й Московской общине, приступить к изданию ежемесячного журнала.

 

Подробная запись заседаний показывает, какое активное участии принимали соборяне в решении поставленных вопросов, как свободно и часто они обращались к книге, приводили на память правила и давали точные отсылки. Это со всей наглядностью подтверждает справедливость слов Л.Ф.Пичугина: «Гражданская власть хотела лишить староверцев знания, но не только не успела в этом, но совершенно неожиданно создала себе просвещенных и глубоко знающих церковные дела противников. Правда, староверцам не хватало и не хватает внешнего блеска в обнаружении своих знаний, но внутреннее содержание духовной полемики староверия действует неотразимо на всякого беспристрастного слушателя».293

 

Основные заседания собора проходили до 5 мая; 7 мая, в праздник Вознесения Господня, после службы в Токмаковском храме состоялось прощание соборян. Они выразили особую признательность председателю Л.Ф.Пичугину; ему были зачитаны два приветственных адреса: от всего Собора (в великолепном переплете с богатыми украшениями) и от Совета 2-й Московской общины; в благодарность за «неоценимые труды ко благу Христовой церкви» поднесена икона Господа Вседержителя в серебряном позолоченном окладе. Даже «внешние» наблюдатели, подчеркивая, что Л.Ф.Пичугин был всего лишь простым крестьянином из села Поим Пензенской губернии, отмечали его огромную заслугу в том, что обсуждение сложнейших вопросов велось обстоятельно, по существу и благочинно: «Вообще заседания собора, проходя с прениями и многими запросами, на которые председатель всегда дает ясное, толковое и убедительное разъяснение, очевидно произведут огромное впечатление на всю эту разъединенную паству, впервые собравшуюся из всех концов России. Начитанность его громадна, но главный его багаж - недюжинный ум, врожденная гуманность и необыкновенные ораторские способности».294 Особое приветствие было обращено также к секретарю Н.П.Ануфриеву; в нем говорилось: «Ты, молодой, полный цветущей жизни и сил, отдал себя на служение Богу и ближнему, презрев прелести земных соблазнов, за которыми слепо идет все молодое поколение».295

 

В рамках собора 7-10 мая в переполненной Большой аудитории Политехнического музея состоялись четыре беседы Л.Ф.Пичугина с начетчиками белокриницкого согласия Ф.Е.Мельниковым и Д.С.Варакиным. Председательствовали во время бесед М.И.Бриллиантов и И.И.Зыков. Кроме них за председательским столом сидели Т.А.Худошин, Ф.Ф.Румянцев, П.М.Безводин, нижегородский епископ Иннокентий (Усов). Первая беседа открылась пением ирмоса «Спасителю Богу», который исполнил хор певцов 2-й Московской общины. На соборе прозвучало приветствие от депутации Московской федосеевской общины при Преображенском кладбище, к которой поморцы также обращались с предложением общего собеседования, однако московские федосеевцы без соборного решения своей церкви не согласились вступить в беседы.296

 

Для выполнения принятых решений и подготовки следующего собора были избраны Совет всероссийских соборов и съездов поморцев, приемлющих брак: председатель Л.Ф.Пичугин, товарищи председателя Т.А.Худошин, И.И.Зыков. А.М.Пиманов, 11 членов (из москвичей П.И., И.И. и Н.ПАнуфриевы, И.К.Поляков) и 3 секретаря; Духовная комиссия и Духовный суд (18 человек, из москвичей Ф.Ф.Румянцев) и Училищная комиссия (11 человек, из москвичей Н.П.Ануфриев)297. Их заседания проходили 11-12 мая.

 

Работа собора получила отражение в прессе. Интересна заметка «После поморского съезда», помещенная в «Русском слове» и принадлежавшая перу Д.В.Философова. В ней автор пишет: «Поморский съезд показал нам, какими громадными, непочатыми силами обладает русский народ и сколько благолепия способен он внести в обсуждение сериозных и важных для него вопросов»298. Особое впечатление на участника Религиозно-философских собраний и редактора журнала «Новый путь» произвел Л.Ф.Пичугин: «Как-то невольно сближаешь Пичутина с Андреем Денисовым, автором знаменитых "Поморских ответов", которые до сих пор не утратили своей обаятельности. От его доклада "О существе церкви христианской" веяло не древним, а истинным благочестием. Нужно обладать громадной внутренней силой, чтобы с таким достоинством и так благолепно председательствовать на соборе. <...>  Пичугины - народная сила. И только считаясь с нею, можно преодолеть гораздо более страшный раскол, чем старообрядческий, - раскол между интеллигенцией и народом».299

 

На соборе по предложению председателя Петербургской общины Павла Никандровича Кончаева была избрана депутация в составе П.Н.Кончаева, председателя Виленской общины А.М.Пимонова и Н.П Ануфриева для участия в общей депутации старообрядцев всех согласий. Цель ее состояла в ходатайствовании  о содействии правительства и членов Государственной думы при рассмотрении нового закона о старообрядцах в Государственной думе в желательном для старообрядцев направлении и принесении председателю Совета министров П.А.Столыпину благодарности за допущение Собора..300 Сразу по окончании основных заседаний собора поморская делегация выехала в Петербург, где на 12 мая в Государственной думе третьего созыва было назначено обсуждение закона.

 

В состав общей старообрядческой депутации вошли выбранные представители Первого собора, представители.федосеевских обществ Москвы и Петербурга и белокриницких старообрядцев, всего 26 человек. Кроме того, к ней присоединились и члены Государственной думы - старообрядцы: Ф.Н.Чиликин (брачный, поморец), М.К.Ермолаев (федосеевец), Ил.Мерзляков и И.Л.Спирин (белокриницкие). Выборные поставили перед собой задачу разъяснить председателю Совета министров П.А.Столыпину и лидерам партий Государственной думы необходимость сохранения в законопроекте, выработанном думской старообрядческой комиссией под председательством В.А.Караулова, трех статей, которые незадолго перед обсуждением отклонила комиссия по делам православной церкви: 1) о свободе проповедования для старообрядцев, 2) явочный порядок образования общин; 3) наименование духовных старообрядческих лиц священнослужителями. Благодаря активности депутатов и стараниями левых партий и части октябристов 15 мая 1909 г. законопроект был принят Государственной думой в полном виде301.

 

С 8 по 17 сентября 1912 г. в храме в Токмаковом переулке проходил Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. Председателем собора был выбран Т.А.Худошин, товарищами председателя - Ф.П.Кондратьев (Донская обл.) и Ксенофонт Иванович Болобков (г. Самара; с 5-го заседания его заменил Ф.Ф.Румянцев) и секретарем - Н.П.Ануфриев. При открытии съезда было зачитано приветствие от 2-й Московской общины, в котором говорилось: «Почин, сделанный нашей общиной по созыву первого Всероссийского Собора, принес блестящие плоды: он дал желаемое объединение большинства наших христиан, что было необходимо»302. К этому времени по всей России насчитывалось около 1000 поморских общин.

 

Собор много внимания уделил вопросам церковного руководительства и управления, упорядочению внутренней и внешней жизни приходов. Доклады по главному вопросу Собора - о Церкви и Соборах - были прочитаны Н.П.Ануфриевым и В.З.Яксановым. По сравнению с Первым собором круг обсуждавшихся проблем значительно расширился, были приняты постановления по целому ряду церковно-общественных вопросов. Были более точно сформулированы права и обязанности духовных отцов, окончательно утверждена законность «внешних» браков, подчеркнута необходимость строго соблюдать внешние признаки христианского звания, духовным отцам было вменено в непременную обязанность бороться против проникновения и распространения соблазнительных обычаев мирщения, брадобрития, табакокурения, безвременного чаепития и неумеренного винопития; общинное устройство, предписывавшееся «Правилами» от 17 октября 1906 г., было признано не противоречащим канонам церкви. рассматривались вопросы упорядочения внутреннего и внешнего порядка приходской деятельности, вопросы образования, издания книг и периодики, иконописания.

 

Собор отдал дань памяти почившим видным деятелям поморского староверия - Д.В.Батову, А.А.Надеждину, М.П.Манушину, Ф.И.Дорофееву; от имени Собора приходам было предложено внести их имена в синодик для вечного поминовения в дни их кончины, а портрет известного начетчика и писателя Д.В.Батова поставить в Совете соборов и съездов в Москве.

 

Очень важным был вопрос об увековечении памяти поморских отцов, основателей Выго-Лексинского монастыря и поморского согласия. По поручению ярославской общины на Выг для осмотра остатков общежительства ездили И.Д.Еремичев и С.П.Смолин. На Соборе с сообщением «Выгорецкий монастырь в настоящее время» выступил только что побывавший в этих местах Ф.А.Каликин. Отметив состояние крайнего разрушения и запустения тех мест, где когда-то была процветающая поморская обитель, выступающий, сам старообрядец из вологодских крестьян, иконописец и знаток старины, с горечью отметил: «Увы, как ни прискорбно, но приходится засвидетельствовать, что со стороны старообрядцев не сделано ровно ничего для увековечения памяти своих отцов и для сохранения вещественных памятников их обихода. Между тем известно, что вещественные памятники Выгорецкого монастырского обихода имеют не только материальную ценность, но и научное значение...»303 Собор единогласно признал, что «сохранение от расхищения и разрушения остатков Выголексинского общежительства, сооруженного блаженной памяти отцами нашими, в Поморье Северном подвизавшимися, есть непременная обязанность церкви».304 Собор поручил советам 2-й Московской и С.-Петербургской общин «собрать сведения о настоящем положении Выголексинского общежительства и выяснить, что в настоящее время осталось в целости от строений и других движимых имуществ общежительства» и «кому они юридически принадлежат», и на основании собранного материала «возбудить от имени собора ходатайство перед министром внутренних дел <...> о передаче Выголексинского общежительства (богадельни или больницы) вместе с кладбищами в ведение советов Второй Московской и С.-Петербургской общин»305.

 

В 1913 г. у одного из оставшихся выговских жителей удалось приобрести часть монастырских построек; министру внутренних дел было подано ходатайство о разрешении обнести каменной оградой кладбище, где находились могилы основателей киновии; планировалось «увековечить память страдальцев возобновлением некоторых построек и возведением ограды вокруг дорогих нам могил и населением христианскими иноками мирной и святой обители»305а. Война помешала осуществлению этих планов. В 1916 г. остатки Выгореции охранялись посланным из Нижегородской губернии Я.А.Казаковым, которому содержание отпускалось московской общиной и ярославским купцом И.С.Кашиным.

 

Высказывая озабоченность современным состоянием иконописания, Собор постановил созвать съезд иконописцев для обсуждения способов улучшения поморского иконописания и устройства поморской школы иконописи. Обсуждался также вопрос организации распространения книг, издаваемых поморскими книгоиздательствами, которых после 1909 г. образовалось три: в Москве при Совете соборов, в Саратове при редакции журнала «Щит веры» и в Северо-западном крае. Во исполнение решений Первого собора в Москве был организован свещной завод для выработки свещей христианскими рабочими силами.

 

На Соборе были избраны Совет соборов и съездов в составе 24 человек (из москвичей туда вошли И.И.Ануфриев, Н.П Ануфриев, И.С.Карзубов), Духовный совет и Духовный суд в составе 35 человек (в том числе Н.П Ануфриев, С.В.Герасимов, Ф.Ф.Румянцев). По окончании заседаний от лица всего Собора были зачитаны благодарственные приветствия председателю Т.А.Худошину и секретарю Н.П.Ануфриеву (вновь прозвучала очень высокая оценка трудов последнего; по мнению соборян, в своем деятельном стремлении объединить всю поморскую Церковь он «пошел по следам» Андрея Денисова; от имени Собора Н.П.Ануфриеву был поднесен Нерукотворенный образ Спаса)306. Местом проведения следующего Всероссийского собора, в 1915 г. был определен Саратов, однако катаклизмы истории отодвинули проведение третьего собора на девять десятилетий. Третий собор состоялся только в 2006 г. в Санкт-Петербурге.

 

В рамках Второго собора были проведены первые братские собеседования с представителями федосеевского согласия: 14 сентября на тему «Родословие поморского и федосеевского общества» (от поморцев выступал Ф.Ф.Румянцев, от федосеевцев Ф.Д.Пермяков) и 16 сентября на тему «Сущность брака по учению Церкви» (соответственно, Ф.Ф.Румянцев и Р.И.Кистанов).

 

Деяния Собора были опубликованы и посвящены памяти Л.Ф.Пичугина (1859 - 9 октября 1912). Были образованы центральные органы Поморской Церкви: Высший духовный совет и Духовная комиссия (Духовный суд), просущестнованшие до 1930 г. В августе 1917 г. был основан «Вестник Всероссийского союза христиан поморского согласия», издававшийся 2-й Московской общиной, под редакцией В.Н.Хвальковского. Всего успело выйти четыре номера за 1917 г. и шесть номеров за 1918 год.307  Было создано и Поморское книгоиздательство.

 

Проведение двух Всероссийских соборов сделало Токмаковский храм средоточием духовной жизни всех поморцев. В совет 2-й Московской общины постоянно обращались за советом и помощью, за разрешением различных вопросов, за получением книг, икон, свечей (при общине было заведено иконописание в поморском стиле и изготовление свечей из чистого воска). На имя настоятеля общины приходило до 150 писем в год, по просьбе других общин ему приходилось ездить в Барнаул, Новгородскую, Воронежскую, Нижегородскую и Томскую губернии.

 

 

 

284. Первый Всероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак. М, 1909. С. 3-4 (пятого счета).

 

285. Там же, с.5 (пятого счета)

 

286. И.З. Старообрядцы-поморцы: Исторический очерк. Уральск, 1909, с.53-55

 

287. Первый Всероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак, с.33 (второго счета).

 

288. Там же, с.12-13 (шестого счета)

 

289. Там же, с.6 (шестого счета)

 

290. Там же, с.111

 

291. Там же, с.3 (третьего счета)

 

292. Первый Всероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак. М, 1909.

 

293. Там же. с.IV

 

294.Там же, с.8 (шестого счета)

 

295. Там же. с. 25 (третьего счета).

 

296. Там же. с. 45 (пятого счета).

 

297. Там же, с.3-4 (шестого счета). См. также: Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. М., 1913, с. 207.

 

298. Первый Всероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак. с.11 (шестого счета).

 

299. Там же

 

300. Там же, с.76 (первого счета)

 

301. Там же. с. 47-48 (пятого счета).

 

302. Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. М, 1913. с. 112.

 

303. Там же, с.193

 

304. Там же, с. Х

 

305. Там же

 

306. Щит веры. Саратов, 1913, №8 с.856-857, 1916, № 4, с.201

 

307. Там же, с.123

 

308. А. Щапов ЯЛ. Старообрядцы и Москве между двумя револк тмями (11>1)т-1917)// Skupiska staroobr/ydovvcow w Europie. Azji i Ameryce, ich miejscc i tradyeje we vvspokze.snym swiccie. Warszawa. 1994. с. 90.

 

 

 

Е.М.Юхименко.

 

 

 

Поморское староверие в Москве и храм в Токмаковом переулке – М.: 2008

 

 

 

Категория: Беспоповцы | Добавил: samstar2 (2009-Май-06)
Просмотров: 2928

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz