Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Дек-22, 14:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Дораскольные храмы [1]
Архитектурные особенности [8]
История отдельных храмов [18]
Староверы - храмоздатели [4]
Домостроительство [2]

Главная » Статьи » Зодчество, храмоздательство » История отдельных храмов

Старообрядческий храм Тихвинской иконы Божией Матери на Хавской улице в Москве: справка

Храм Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1912 г. на Хавской улице общиной древлеправославных христиан-поповцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (с 1988 г. – РПСЦ). Эти места еще с середины XVIII в. были заселены старообрядцами, а в XIX в. здесь существовала катакомбная моленная в доме Михайлова, известная тем, что в ней 16 декабря 1898 г. произошло возведение на кафедру Архиепископа Московского и всея Руси Иоанна (Картушина). В "Михайловской моленной" молились все старообрядцы-поповцы этого уголка Москвы.

 

В августе 1909 года в Московское Губернское Правление обратилось общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, представлявших собой прежний приход моленной Михайловых, с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования "Тихвинская старообрядческая община".

 

В воскресение, 21 августа 1911 года, произошла и долгожданная закладка храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Ее произвел старообрядческий епископ Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенко) – знаменитый эрудит и начетчик. Из здания старой общинной моленной вышел к месту закладки крестный ход, на месте был отслужен молебен, после чего иерарх произнес торжественное слово. Храм строился по проекту известного старообрядческого архитектора Н.Г. Мартьянова, автора московского храма Николы в Лефортовском переулке, а также подмосковных храмов в Коломне, селе Люберцы и других местах.

 

Его освящение совершил 18 ноября московский Архиепископ Иоанн в сослужении духовенства Рогожского храма. В 1913 году братьями Михайловыми был пожертвован образ Тихвинской Божией Матери в ценном окладе и с драгоценностями. В храм были пожертвованы два боковых золоченых иконостаса.

 

Пришедшая в октябре 1917 года новая власть передала Тихвинской общине "в вечное и безвозмездное пользование" все, что та имела прежде. Однако в 1922 года, из старооорядческого храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери были изъяты следующие предметы: 30 серебряных позолоченных риз, одна из которых была покрыта драгоценными камнями (с пожертвованной братьями Михайловыми иконы Тихвинской Богоматери), 2 серебряные позолоченные чаши, 2 напрестольных серебряных позолоченных креста, серебряная позолоченная крышка от Евангелия и несколько других богослужебных предметов, иные ценности. В 1923 году произошла очередная перерегистрация Тихвинской общины. В ее состав входило 60 человек, проживавших в основном в районе Даниловской площади и Донского монастыря, в том числе и несколько человек в доме № 23/16 по Хавской улице. При храме существовало духовное училище.

 

В храме служил тогда известный старообрядческий священник о. Исаакий Носов. Первая угроза закрытия нависла над Тихвинским храмом в 1924 году, когда в Моссовет обратились активисты Даниловской пуговичной фабрики с просьбой о закрытии церкви и передачи ее помещения под столовую для рабочих фабрики. Организации завода буровых инструментов "Арматреста", положившие глаз на здание храма Тихвинской общины, обратилась с просьбой закрыть церковь и передать ее под "красный уголок" завода. Мособлисполком и Президиум Моссовета вынесли окончательный приговор храму.

 

И в феврале 1930 года был составлен акт о закрытии Тихвинской церкви. Община еще некоторое время собиралась в близлежащих домах, а потом растворилась в других гонимых старообрядческих общинах. То имущество, которое не конфисковали ранее, пропало.

 

После закрытия под размещение заводского "красного уголка" здание Тихвинской церкви сменило в течение нескольких десятков лет ряд владельцев. В 1967 году внутри был склад скобяных изделий. К зданию постоянно подъезжали небольшие грузовики, из которых выгружали ящики с гвоздями и прочими изделиями. Впоследствии здание было внесено в реестр постановки на госохрану и внешне было приведено в порядок. К концу 80-х годов в здании храма размещалась столовая, которая в конце 1991 года была приватизирована и ее помещение продано Москомимуществом в собственность акционерному обществу "Ладья". В стенах храма был устроен гриль-бар, ставший через какое-то время "испанским рестораном". Церковь внутри была разделена на два этажа. Православная общественность неоднократно устраивала пикеты и молебны у стен храма, протестуя против его осквернения.

 

В 1996 году, с благословения старообрядческого Митрополита Московского и всея Руси Алимпия, Тихвинская старообрядческая община была возрождена, и еe возглавил потомственный старообрядец Андрей Сергеевич Пряхин. Члены общины начали нелегкую борьбу за возвращение храма. Москомимущество не возвращает здание общине, так как в этом случае ему придется выкупать здание у нынешних владельцев для возвращения исконным владельцам, но и не торопится давать отказ, так как в таком случае община может добиться возвращения храма через суд. В 1997 году община была вынуждена обратиться к правительству Российской Федерации. Вице-премьер Олег Сысуев, к которому попало это обращение, переправил его мэру Москвы Юрию Лужкову, который в свою очередь перенаправил его Москомимуществу.

 

Тем временем в московских кругах духовенства РПЦ МП начал ходить миф о том, что здание Тихвинского храма якобы уже давно возвращено старообрядцам и последние сами сдают его в аренду ресторану с целью наживы. Параллельно стало распространяться лукавое обвинение старообрядцев в "бездействии" в деле возвращения храма, звучавшее по радиостанции "Радонеж", явно не стыкующееся с первым ("арендой").

 

Впрочем, при издании постановления о поэтапной передаче "культовых сооружений" религиозным организациям РПЦ МП не подала заявки на старообрядческий храм. На тот момент утеряли время и старообрядцы, которым предъявили выкупить храм за 2 миллиона долларов.

 

В 2004 г. началась реставрация храма. Летом в старообрядческом храме втихую начались некие работы, оштукатурены стены, завезены новые медные купола, складированные до поры до времени во дворе. Около храма ходили некие люди, одетые в рясы и похожие на иноков. Не раз появлялся среди работавших некий священник РПЦ МП, которого именовали "отец Стефан", а также некие "монахи из-под Пскова". Помощь в финансировании реставрационных работ оказывал "Фонд поддержки частного бизнеса".

 

На вопросы старообрядцев в РПЦ МП отвечали, что Московская епархия отказалась брать храм. Тогда пошли слухи, что здание отнятого незаконно старообрядческого храма было решено превратить в "музей" царя Николая II и пострадавших от большевицких преследований. Все попытки договориться далее не имели успеха. Перед тем, как в судебном порядке оспаривать право Церкви на свое же здание, староверы все же надеются на восстановление справедливости мирным образом.

 

Вопрос о передаче храма старообрядцам неоднократно поднимался на различных уровнях,в том числе и на встрече Митрополита Андриана с митрополитом Кириллом (Гундяевым) в 2004 г. Митрополит Кирилл заверил Митрополита Андриана в том, что РПЦ МП на храм не претендует, а нынешний собственник не желает обсуждать судьбу здания с ОВЦС.

 

По неподтвержденным до конца данным, собственник здания собираетсяоткрыть в храме подворье Екатеринбургской епархии РПЦ МП и организовать экспозицию, посвящённую царю Николаю II. А старообрядцам он заявляет: "Вы должны быть мне благодарны, что там не ресторан".

 

 

Портал-Credo.Ru

Категория: История отдельных храмов | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-20)
Просмотров: 2465

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz