Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Мар-29, 10:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Дораскольные храмы [1]
Архитектурные особенности [8]
История отдельных храмов [18]
Староверы - храмоздатели [4]
Домостроительство [2]

Главная » Статьи » Зодчество, храмоздательство » История отдельных храмов

Васильев А.В. Архитектура Преображенского богадельного дома: традиции и новаторство

Специфика объекта.

 

Первая и главная особенность Преображенского монастыря - бицентричная система, в которой одна половина монастыря является мужской, а другая — женской. Другая, не менее важная особенность - отсутствие в храмах алтарей. Третья - наличие у каждого корпуса своей внутренней моленной.

 

Планировочная структура монастыря.

 

Прототипом для создания Преображенского богадельного дома стало Выгорецкое общежительство, основанное в 1694 г. Даниилом Викулиным. Сначала строили менее правильную по формам и меньшую по площади мужскую часть, затем более регулярную и обширную женскую.

 

Прямоугольная схема для Преображенского монастыря выбрана неслучайно. На большинстве русских древних икон монастырь описан именно квадратом (прямоугольником). В центре монастыря изображается собор. И на Преображенке в центре каждой из частей стоит моленная. Такая схема — древняя монастырская форма.

 

На Выгу, где насельники жили в избах-келиях, вокруг моленной было Устроено обшежительство по образу первых христианских монастырей. В Преображенском монастыре была применена та же схема, однако Преображенка - старообрядческое общежитие нового типа. Поскольку у федосеевцев была идея поселения градского, а не монастырского типа, то жилые каменные здания были построены по принципу палат в митрополичьих дворах: во всех палатах один вход, преимущественно по центру, и каждая из палат имеет вытянутое с запада на восток прямоугольное помещение моленной.

 

В палатах широтной ориентации моленные вынесены как бы в отдельное строение той же высоты (2 этажа) и соединённое с основным объёмом псрех дом. Палаты меридиональной ориентации имеют т-образную форму. При этом моленная занимает поперечную выступающую часть.

 

Центральным строением всего комплекса является Никольская часовня «о девяти крестах». Неслучайно часовня является одним и первых каменных строений. Однако часовня не была усыпальницей. Не менее интересен и тот факт, что рядом с часовней бщ» похоронен основатель Преображенки. Рядом с могилой Ковылина построили особую поминальную часовню-сень.

 

Культовые постройки.

 

Необходимо вести разговор о часовня и моленных в контексте изменений, произошедших в старообрядчестве в XVIII в.

 

Федосеевцы от священства отказались сразу, как только умерли последние священники дониконова поставления. Таким образом, храмы на Преображенке стали строить без алтарей. Поэтому фактически все храмы на Преображенке являются часовнями: надвратная часовня, Крестовоздвиженская соборная часовня, Никольская часовня на кладбище. Собственно храмом назывался только главный Успенский храм. Но стал ли он называться храмом после того, как его захватили единоверцы и пристроили к нему алтарь, или назывался так всегда, мне не известно.

 

Ещё одной особенностью Преображенских культовых построек было то, что кресты были не над всеми часовнями и моленными. Крест без купола был над моленной в палате Преображения (надвратной).

Пятиглавием отмечена надвратная часовня, а у Успенского (Никольского) храма и Крестовоздвиженской соборной часовни бесстолпная купольная схема с одной главой.

 

Кладбищенская часовня «о девяти крестах» также имеет бесстолпную купольную структуру. Над остальными моленными (над всеми моленными, кроме надвратной в женской половине) крестов нет. Kynoлов, сводов, повышений уровня крыши или каких-либо других приёмов, выделяющих сакральное пространство, не наблюдается и, судя по всему, не было.

 

То есть, по сути, моленная не является ни часовней, ни церковью с общепринятой точки зрения, но неким самобытным образованием, имеющим в своём корне красный угол и моленную комнату в доме, но ставшим молитвенным домом. Она приблизилась по значению для старообрядцев к часовне, а в отдельных случаях (особенно это характерно для беспоповцев) и к церкви. В храмах Преображенки можно отметить и ещё одну особенность, характерную именно для этого комплекса: и Успенский храм мужской половины и Крестовоздвиженская часовня женской половины построены как трапезные церкви. При этом церкви строились  сразу с трапезной частью.

 

Архитектурная стилистика.

 

Изначальным архитектурным стипем для старообрядческого богадельного дома стала модная в конце XVIII  в. неоготика.

 

В Крестовоздвиженской соборной часовне сохранился тябловый иконостас в 5 рядов, а также тябла идут по стенам храма. Такие же тябла сохранились в западной части Успенского храма. Возможно, здесь прослеживается древняя традиция, восходящая к деревянной архитектуре.

 

Стилистика жилых каменных строений.

 

По фасадам общим стилевым решением, объединяющим   строения   Преображенского комплекса, стало окно, разделённое на 3 части по вертикали и имеюшее над центральной частью полукруглое завершение. Такое окно встречается на строениях  как мужской, так и женской половины. По сути, это окно не было единым, а состояло из трёх отдельных окон, разделённых декоративными колонками. Верхнее полукружие центральной части было оформлено в виде восходящего солнца, при этом  солярный знак имел чисто декоративную роль.

 

В Успенской палате над окном, выполненным по такой же схеме, в деревянном фронтоне располагается ещё одно похожее окно. Правда, весь декор в верхнем окне отметён и сохраняется только голая схема: широкая центральная часть, узкие боковые и декоративный верхний полукруг над центром.

 

Такая двойная схема предъявления одного (в данном случае солярного) сюжета не случайна. Она с одной стороны дана в помещении моленной, потому что Христос есть Солнце Правды и «Там где двое или трос собраны во Имя Мое, там Я посреди них», а во фронтоне как в сакральной зоне, соотносимой с небом, помещён второй знак, обозначающий солнце.

 

Не исключён вариант, при котором двоичная структура говорит о сходстве планировки первого и второго этажей. Также многосложна по смыслу и трёхчастная форма с выделенным центром. Композиционно близки иконографические сюжеты «Распятие», "София с предстоящими (Новгородская)" и другие.

 

Но, скорее всего,  такая трёхчастная форма окна говорит, с одной стороны, о наличии  в центре моленной, а с другой — о схеме построения внутреннего  пространства: посреди коридор, с двух сторон   келии. Такое разночтение возникло потому, что тройные окна встречаются и по главному фасаду, и в торцах зданий.   

  

Потом тройные окна перешли на другие палаты женской половины,  при этом сохраняя двоичность по вертикали. В Покровской женской палате «ближнего круга» разделённое колонками и имеющее такое же  «восходящее солнце» сверху окно находится на деревянном фронтоне. В этом случае парой к богато декорированному окну стало декоративное окно на втором этаже.

 

В нижнем окне только в центральной части имеется световой проём, а две боковые части глухие. Но над крайними частями появились навершия в виде готических арок.  При этом все 3 завершения имеют как бы рустованную структуру,  что перекликается с лучами «восходящего солнца».

 

Здесь раскрывается соотнесение старообрядцами своей архитектуры с образом  древних церквей. Положив в план такое окно, мы получаем схему трехапсидного храма, если эту же схему прочесть как схему разреза, то получается схема разреза русского храма.

 

Возможно, изображения схем храмов с алтарями до определённой степени объясняют изменения, произошедшие в литургической жизни части   церкви, сохранившей верность старому обряду.

 

Старообрядческие церкви на Преображенке не имели алтарей. В Богослужении староверов-беспоповцев отсутствует Евхаристия. Она заменена «духовным причащением» всех членов общины, участвующих в службе: Церковь Христова есть сообщество прихожан Преображенки. Отсюда на палатах предъявлен образ церкви. По слову самих старообрядцев, «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах». Церковью являлись сами старообрядцы, собравшиеся на мольбу.

 

Эта трёхчастная схема построения окон существовала в той или иной степени  во всех каменных жилых корпусах, за исключением надвратного в мужской половине. Во всех палатах была либо одна схема построения окон, когда во фронтоне простое окно, а на втором этаже сложное, либо другая схема, в которой верхнее окно (фронтона, второго этажа) сложное, а нижнее, с готическими арками, -  простое. Иными словами, в такой логике окон были рсшены все строения, не имевшие куполов.

 

Стилистика культовых строений.

 

По стилистике постройки различаются следующим образом. Кладбищенская часовня и Успенский храм относятся к неоготике екатерининской эпохи. В над-вратной часовне стилистика ближе к русскому зодчеству XVII в. Крестовоздвиженская соборная часовня в своей стилистике являет нам типичный образец московского барокко XIX в.

 

В декоре построек мужской половины и часовни прослеживается общие черты. Например, стилизованная форма шатра прослеживается  в часовне  как декор на барабане.

 

В Успенской церкви похожие шатры располагаются на башне, заменяющей колокольню- Такие же шатры располагаются между стилизованными пряслами в трапезной части Успенской церкви.

 

Другим элементом, который присутствует в декоративном убранстве всех сакральных построек под крестами, стала форма кокошника. В разных значениях она обнаруживается и в часовне (как декоративное продолжение карниза), и в Успенском храме (в качестве обрамления окон), и в надвратной часовне (декоративным псевдофронтоном и декором же в верхней части объёма часовни) и в Крестовоздвиженской часовне (в обрамлении окна).

 

В часовне и на колокольне изображение шатра (с завершением в виде шишки) напоминает о шатровых завершениях древнерусских храмов. Расположение окон и их количество (три окна по одной стене в трапезной и шесть окон в основном объёме: три круглых окна сверху и под ними располагаются три с обрамлением в виде кокошника) сходно со схемой древнерусского храма в три прясла. Круглые окна в основном объёме соотносятся с закомарами. А в трапезной части вертикальным членением проявлены лопатки.

 

Нельзя не отметить и два входа в храм: вероятно, правый мужской, левый женский. Это соотносится с древнерусской традицией стоять в храме мужчинам с правой стороны, а женщинам — с левой.

 

В главном объеме храма нижняя часть карниза представляет собою ряд капель, который соотносится по смыслу с аркатурным поясом древнерусского храма.

 

Ещё более явную направленность имеет декор Крестовоздвиженской соборной часовни. Здесь совершенно отчётливо просматривается схема декора древнерусского храма. Твёрдо читаюся три прясла стены, аркатурный пояс, закомары совершенно отчстливо выражены, но в отличие от древнерусской архитектуры прясла и закомары выступают как декор фасада и не с носятся с внутренней бесстолпной структурой.

 

Выявлена метаморфоза, происшедшая с сакральными объектами: превращение храма в часовню с исчезновением алтарей,  параллельное уплощение потолка; возрастание красного угла  моленной как самостоятельного сакрального объекта.

 

Архитектурная стилистика Преображенского богадельного дома также является весьма самобытным явлением. Выявлена разница  в  подходе к стилистике бытовых объектов и сакральных. В бытовых строениях характерно подчёкивание существования во всех каменных палатах моленных, не только декором, но и планировочно Для сакральных — подчёркнутая преемственность с древнерусской архитектурой, выраженная зачастую декоративными средствами без соотнесения со структурой здания.

 

Таким образом, Преображенский богадельный дом является уникальным памятником архитектуры и культуры, созданным в рамках самобытного явления, называемого старообрядчеством.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.         Монастырь в Москве, что в Преображенском: виды, древние иконы монастыря и его окрестности. М.,1998. С.6—10, 22, 26, 30.

2.         Паламарчук П.Г. Сорок Сороков. Т.4. М.,1995. С.366—403. 

3.         Лавров В. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М.,1971. С.42,  132—133.

4.         Синицын П.В. Никольский единоверческий монастырь в Москве, что на Преображенке. М.,1896. С.8—12, 43.

5.         Муром.  М.,1990. С.76, 90,  114.

6.         Монгайн А. Муром. М.,1947. С.7—9, ил.1, 7, 14.

7.         Культура староверов Выга (к 300-летию основания Выговского старообрядческого общежительства). Петрозаводск, 1994. С.34, 50, 114.

8.         Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М.,1995. С.455-466.

 

 

Васильев Алексей Владимирович — студент, Московский архитектурный Институт.

 

Опубликовано в сборнике Старообрядчество: история, культура, современность - М: 2002

Категория: История отдельных храмов | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-14)
Просмотров: 4844

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz