Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 15:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Дораскольные храмы [1]
Архитектурные особенности [8]
История отдельных храмов [18]
Староверы - храмоздатели [4]
Домостроительство [2]

Главная » Статьи » Зодчество, храмоздательство » История отдельных храмов

Старообрядческий храм в г.Вильне поморского законобрачного согласия: статья в журнале "Церковь"за 1908 год
В 1825 году в Вильне проживало всего восемь семейств старообрядцев. В числе этих восьми семейств находились богатые купцы Новиков и Андобургский, основатели молитвенного дома старообрядцев в городе Вильне. Они сообща приобрели на собственные средства от помещика Коссобуцкого земельный плац в 4 десятины, около никонианского кладбища, на «Островоротном форштадте», между улицами Астраханской и Новосветной.
 
Здесь старообрядцы предположили устроить свое кладбище и молитвенный дом, хотя деревянный. Но разрешения на возведение здания они не могли добиться и поэтому ограничились устройством одного кладбища, на котором впоследствии Новиков и был погребен.
 
Над могилою Новикова в 1828 году был установлен памятник, (точнее, надгробие - прим. Самарского староверия) поддерживаемый в порядке до настоящего времени. 

 

До основания молитвенного дома и кладбища виленские старообрядцы были причислены к данилишскому приходу, Трокского уезда, где им и приходилось исполнять духовные требы: крещение, погребение, исповедание и прочее. Погребались умершие также и на находящемся рядом никонианском кладбище, или же на католическом (на Лукишках), ныне не существующем, против завода Шопена.

 

Только в 1830 году старообрядцам разрешено  было построить на приобретенной ими земле дом, длиною в 6 сажень и шириною в 3 сажени. Половина здания была обращена под молитвенный дом, специально для отпевания умерших, а другую половину занял старообрядческий наставник Осип Авдеевич Андреев.

 

Разрешение совершать по праздникам богослужения («начала») они получили в 1835 году, когда последователей старообрядчества считалось в Вильне уже свыше 30 семейств. В этом же году молитвенный дом был перестроен и увеличен на 4 сажени в длину и ширину.

 

В 1869 году часть плаца виленских старообрядцев, количеством в 2000 кв. сажень, была отчуждена на надобности города, но постройки их остались на своих местах. В 1870 г. здание молитвенного дома вновь увеличено на средства купца Егорова, причем жилое помещение наставника отделено и для него построен отдельный дом.

 

В 1880 году купец-старообрядец Ломоносов исходатайствовал разрешение построить каменное здание молитвенного дома и начал возводить постройку. Сооружение было уже доведено до крыши, но Ломоносов скончался, и по отсутствию средств, дальнейшая постройка дома приостановилась. Только в 1900 году с разрешения правительства, здание было закончено на средства нового жертвователя, купца Пимонова, и в 1901 году в храмовый праздник молитвенный дом перемещен в новое каменное здание, существующее и поныне. 

 

Здание каменное, одноэтажное, с большими окнами. Снаружи оно отштукатурено и ничем не отличалось в то время от обыкновенных жилых домов, только два восьмиконечных креста на крыше указывали на назначение здания. Эти-то кресты, да еще позолоченные, однажды привлекли взор проезжавшего никонианского архиерея. И вот гнев его выразился в том, что вскоре участковый пристав обязал срочной подпиской представителей наших старообрядцев снять эти кресты с храма. Не захотели противиться этому старообрядцы и поднимать дела, и сами сняли кресты.
 
В то время уже было два наставника.
 
Внутри молитвенного дома устроен иконостас в несколько ярусов, в котором размещены иконы старинного письма и древние.
 
Некоторые из них прекрасно написаны, как, например, Спасителя, св. Николы Чудотворца, Покрова Пресвятыя Богородицы. 

 

У средины иконостаса стоит аналой, на нем св. Евангелие, перед которым во время чтения становится наставник. За аналоем, заменяющим престол, поставлен крест.

 

Стены и потолок красиво разрисованы в несколько красок, а посреди потолка, перед солеей, подвешено паникадило с восковыми свещами. Такие же свещи и лампады имеются почти перед каждой иконой. 

 

В 1905 году, после провозглашения  свободы вероисповедания и сооружения храмов, усердием и средствами того же лица, потомственного почетного гражданина Аристарха Моисеевича Пимонова, пристроена к молитвенному дому у входа каменная колокольня с главою, а также поставлен купол над домом, принявшим уже вид храма.  

 

В 1906 году были выписаны и повешены колокола. Ныне прихожан числится до четырех тысяч душ. С 1907 года образована старообрядческая община, а в настоящем году (1908 г. – прим. Самарского староверия) деревянный дом для училища и для квартир наставникам храма.

 

Здесь же, в особом старом доме, помещена богадельня для призреваемых бедных и сирот. Основана богадельня в 1880 году и содержится на общие средства старообрядцев.

 

Церковь, 1908, № 37

 

Фото П.П.Корнишова

Категория: История отдельных храмов | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-07)
Просмотров: 1700

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz