В восточной части Подмосковья, рядом с старинным Павлово-Посадом, в древней местности Вохна, находится большое село Рахманово. Исстари большую часть его населения составляли старообрядцы. Много их всегда было и в соседних селениях: Дмитрово, Сонино, Игнатове, Казанское (в старину - деревня Меря) и др. Все эти селения составляли приход старообрядческого храма во имя Димитрия Солунского в Рахманове.
Посвящение храма не случайное. Со времен Дмитрия Донского известен Дмитриевский храм в одноименном погосте на Вохне, впоследствии ставшем селом Павлово, в затем и городом Павлово-Посадом. Рахманово исторически входило в приход этого храма. Поэтому местные старообрядцы вправе были считать свой храм-моленную преемником древнего дониконовского храма. В самом селении также существовал и женский скит. Староверы Рахманова и округи преимущественно были неокружнического согласия.
Рахмановская церковь-моленная действовала до конца 1930-х годов, пока власти не вынудили старосту сдать ключи. Здание было передано в жилой фонд. После войны рахмановцы пытались добиться возвращения своей моленной, но получили отказ. Кто знает, может быть, это был бы первый прецедент возрождения неокружнического храма в Подмосковье. Верующие старообрядцы со временем стали ездить на молитву в ближайшие храмы рогожского согласия в Павлово-Посаде (д. Корнево) и Андроново Павлово-Посадского района. В первой половине 1960-х гг. здание храма было разрушено.
Жительница села, директор выставочного зала в Павлово-Посаде Маргарита Ивановна Маркова, происходящая из коренного рахмановского старообрядческого рода Шаненковых, всегда была неравнодушна к прошлому своего родного села. Однажды на очередных краеведческих чтениях в соседнем Ногинске она услышала, что на месте уничтоженных храмов продолжают обитать их ангелы-покровители. Через какое-то время ей было видение - плачущий ангел на месте, где стояла моленная. Об этом, а также о своей идее поставить на месте уничтоженного храма часовню Маргарита Ивановна рассказала своему духовному отцу о. Сергию Дурасову из Андронова (ныне - священноинок Симеон). Он одобрил и благословил это начинание. Но большая часть старообрядцев Рахманова и близлежащих деревень является прихожанами храма в Корнево (ныне в черте Павлово-Посада). Местный батюшка, отец Михаил Егоров, также благословил создание часовни. Рахмановцы начали сбор средств и другую необходимую работу.
Дело создания часовни на месте Дмитриевского храма началось в 2000 году. Как и любое благое начинание, дело встретило немало препятствий. Для сооружения кирпичного столпа была нанята бригада, оказавшаяся непрофессиональной. Поставленный ими столп, возведенный с массой ошибок, два года как некий "зуб" стоял посреди села. В конце концов его пришлось разобрать, и в 2004 году, на средства выходца из старообрядческой семьи соседней деревни Дмитрове, предпринимателя Алексея Исаева, был возведен новый столп, и вскоре часовня была закончена. Как и храм, она посвящена Димитрию Солунскому. В свой "престольный" 2004 года праздник часовня была освящена.
Сейчас память о старинной старообрядческой святыне - храме-моленной и женском ските - радует глаз рахмановцев и гостей села. Поскольку сейчас в Рахманове проживает не менее 2000 жителей, немало народу живет и в расположенных поблизости деревнях, имеет смысл начать работу и по возрождению в селе самого Дмитриевского прихода. В Рахманове действует никонианская церковь, которая со временем может "перетянуть" на себя молодые поколения из старообрядческих семейств.
Сергей Михайлов
"Старообрядецъ", 2006, № 37
|