Книжница Самарского староверия Четверг, 2020-Апр-02, 13:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Дораскольные храмы [1]
Архитектурные особенности [8]
История отдельных храмов [18]
Староверы - храмоздатели [4]
Домостроительство [2]

Главная » Статьи » Зодчество, храмоздательство » История отдельных храмов

История старообрядческого храма Знамения Пресвятой Богородицы в Калуге

Слава Богу, многие районы и улицы Калуги сохраняют свои старые названия, такие как «Кожевники» и «Козинка», до сегодняшнего дня. Из тех же времен дошли до нас и названия улицы Зеленый Крупец и район Зеленой. Здесь, на крутом берегу Оки, стоит церковь, именуемая Знаменской "что на Зеленой". Она расположена на окраине старинного центра города у берега реки Оки.

 

В описи 1626 года храм назван "церковью во имя великомученицы Варвары с Никольским приделом за старым острогом". В XVII веке это была богатая церковь Калуги, владевшая наибольшим количеством земли — 1600 квадратных сажень. В 1685 году церковь неожиданно меняет свое название, и в описях упоминается уже Знаменской "что на Зеленой" с приделом великомученицы Варвары. В тот период церковь была деревянной, с пятью колоколами. Остается загадкой, почему основной придел был освящен в честь Знамения от иконы Божией Матери. Хотя праздник и является общецерковным (совершается 10 декабря по новому стилю), но само знамение было в Великом Новгороде в XII веке и именно там почиталось в большой степени. Для размышления упомянем, что Знамению молятся от сохранения от междоусобной брани и гражданской войны.              

 

Нынешняя каменная церковь Знамения построена в 1720-х годах на средства прихожан и особенно "усердием купца Ланина". Д.И.Малинин отмечал, что Знаменская церковь хорошо сохранилась почти в том виде, как была построена. Это одна из двух церквей в Калуге с шатровой колокольней (вторая – церковь Георгия «за верхом»). Церковь является типичной для приходских городских церквей Калуги. Отметим, что шатровые колокольни характерны для XVII века и их появление в веке XVIII – признак устойчивости старых и благочестивых традиций в провинции. Наиболее выдающийся памятник шатрового стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (ныне в черте Москвы, станция метро Коломенская).

 

Вот как описывает Церковь Знамения Д.И.Малинин в своей книге «Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии» (Калуга, 1912). «Пять глав, венчающих церковь; трехабсидный алтарь, с портиком на средней абсиде, стоящим на двух, далеко одна от другой отстоящих, дорических колоннах; живописное изображение во фронтоне портика; пирамидальная невысокая, примитивно поставленная колокольня; несимметрично и неправильно пристроенный придел по правую сторону церкви; и вместе с тем некоторая грациозность и правильность отдельных частей здания – представляют переходную ступень в архитектуре от древних построек русского стиля к постройкам XVII и XVIII веков.

 

Архитектура колокольни, несмотря на одновременную постройку с церковью, древнее ее. Заметно, что колокольня скопирована целиком с какого-нибудь древнего оригинала, так как колокольня в это время, как видно из одновременной Георгиевской «за верхом» церкви, строилась выше, и пирамидальнообразные крыши делались острее.

 

Наружных украшений у Знаменской церкви мало; только по одному ярусу колокольни устроены небольшие ниши, в которых находятся небольшие головки лепных ангелов; но есть основание полагать, что в начале своего существования вся церковь была раскрашена разноцветными колерами; остатки этой раскраски довольно хорошо сохранились на церковных главах и на крыше колокольни. Конструкция сводов древняя; купол церкви внутри красиво разделан и расписан в русском стиле… Своды трапезы опираются на большой четырехугольный столб, образующий две арки и служащий, таким образом, к отделению трапезы от придела великомученицы Варвары. Столб украшен деревянными резными украшениями в русском вкусе и иконами довольно старинного иконописания».

 

         Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в 1988 году. Вид с юга

 

Естественно, внешние украшения и колеры не дошли до наших дней, тем более иконы и элементы внутреннего убранства. Храм действовал до 1937 года. Возможно даже, до сих пор живы люди, ходившие тогда сюда на службы. Скорее всего, пристройка к колокольне была сделана уже в XX веке и использовалась как жилье. Известно, что церковный сторож жил в этой пристройке до закрытия храма.

 

В декабре 1941 года церковь оказалась в центре боев за освобождение Калуги от оккупации, но, Слава Богу, уцелела. В советское время храм использовался как склад текстильной продукции. Старожилы вспоминают, что после передачи храма Церкви, с трудом вычищали слои застывшей олифы. В некоторых местах пол был осевший, осыпалась штукатурка и внутри и снаружи.

 

В 1960 году церковь Знамения была признана памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление Совета министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327). Тогда же были проведены некоторые работы по сохранению храма, в том числе перекрыты железом колокольня и купола. Однако верующим храм был передан много позже - после празднования тысячелетия крещения Руси.

 

В марте 1990 года Калужский облисполком удовлетворил настойчивые ходатайства православной старообрядческой общины о предоставлении ей более вместительного молитвенного здания.

 

С тридцатых годов, когда был закрыт храм во имя святителя Николы, местным старообрядцам приходилось приспосабливать для службы то один, то другой частный дом. После лютых гонений на веру Христову, после Великой Отечественной Войны, в 1946 году православная старообрядческая община в Калуге была официально зарегистрирована. Все эти годы до конца восьмидесятых общину окормлял протоиерей Маркелл (Кузнецов). Непосредственно перед передачей настоящего храма, старообрядческая церковь находилась на окраине города, на улице 2-я Киёвка. Она была освящена как полноценная церковь, однако с виду это был лишь небольшой домик. И лишь маленькая главка с крестом, поставленная на обычной двускатной крыше, отличала ее от соседних построек. Этот крест венчает дом и поныне. И все же в праздники Пасхи, Богоявления, святого Николы тот храм собирал множество христиан не только Калуги, но и окрестных сел и деревень. Многие молящиеся из-за тесноты вынуждены были стоять на улице. Церковь была бедна и внутри: много икон было похищено в 1983 году, а те, что сохранились поныне, нуждаются в основательной реставрации.

 

С момента передачи храма восстановительные работы привлекли благожелательное и сочувственное внимание многих жителей Калуги. Стали поступать пожертвования, нашлись и желающие помогать в работе. При этом всех труждающихся пронизывал один и тот же дух служения Богу. Как сказано в псалмах: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу!».

 

И вот, в четверг 2 марта 1995 года церковь была освящена преосвященнейшим Алимпием, митрополитом московским и всея Руси в сослужении протоиерея Леонида (Гусева), иерея Валерия (Осташенко), чтеца Владимира (Проткуна) при стечении народа. По желанию калужских старообрядцев придел был освящен во имя святителя Николы. И не случайно. Во-первых, хотелось восстановить изначальное имя престола, освященного еще до раскола Церкви в XVII веке, поделившем народ на старообрядцев и новообрядцев. Во-вторых, необходимо было сохранить преемственность старообрядческих церквей в Калуге, которые были освящены во имя этого великого святого. Основной же храм решено оставить Знаменским, в честь Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде. Позднее и городские власти вернули древнее название улицы «Знаменская» (в советское время - Свердлова).

 

Храм удалось возродить. Однако пока основной престол не освящен, еще предстоит проделать немало работ по восстановлению церкви. Труды по восстановлению и сохранению храма как памятника архитектуры лежат полностью на приходе.

 

Сегодня основная проблема – это повышенная влажность в храме. Предположительно, это вызвано водой под зданием церкви. Отсутствие подвала и надлежащих вытяжек не позволяет установить необходимый температурный и влажностный режим в помещении. Соответственно, невозможно приступать к серьезным работам.

 

Этим объясняется и промедление в работах по подготовке к освящению основного престола, и отсутствие в храме фресок. Но мы твердо уповаем на Христа Бога, веруем в угодность наших трудов по возрождению храма и утверждению православной християнской веры на родной Руси, и молимся Тому, Кто неложно сказал: «без Мене не можете творити ничесоже».

 

Мы призываем всех тех, кто имеет какую-либо информацию о наличии подвала в нашем храме, обращаться к нам. Мы будем благодарны всем «благотворящим ко святому храму сему», молиться о их здравии и спасении. Милостыня ко святым Божиим церквам имеет великую мзду. Так поет пророк Давыд: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место вселения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи крови живот мой (жизнь мою)». Спаси Вас Христос!!!

Категория: История отдельных храмов | Добавил: samstar-biblio (2007-Дек-01)
Просмотров: 3461

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz