В нынешнее время, как и в начале XX в., старообрядческое храмоздание переживает серьезный подъём. По всей России строятся новые храмы, появляются новые монашеские общежительства.
В начале XX в. старообрядческие храмы явили собою уникальное явление. Старанием ли зодчих, тщанием ли заказчиков-старообрядцев (а, скорее всего, благодаря их совместным усилиям) были созданы уникальные храмы, сочетающие в себе верность древним, дораскольным традициям, и черты, присущие именно старообрядческому храмозданию.
В нынешнее время в строительстве храмов имеет место определённая оторванность от традиций, в результате чего архитектурный облик некоторых из вновь созданных старообрядческих храмов весьма одиозен. Поэтому хотелось бы рассмотреть старообрядческие храмы прошлого с точки зрения особенностей их архитектуры, то есть планировочной структуры храма, его внутреннего и внешнего облика; показать некоторые черты храмоздания, характерные именно для старообрядчества; выявить некоторые приёмы введения новаций в старообрядческом храмоздании; показать примеры отношения к традициям - образцам храмовой архитектуры дораскольного периода.
Сознавая различия, существующие между согласиями внутри старообрядчества, тем не менее, допускаю в данной работе возможным рассматривать старообрядческое храмоздание как единое целое, выделяя принадлежность памятника конкретному согласию только там, где это необходимо.
Возникновение собственно старообрядческих типов построек
Моленная и молитвенный дом
На протяжении всего времени, когда старообрядчество подвергалось гонениям со стороны властей, основной приходской единицей, вокруг которой формировалась старообрядческая община, были молитвенный дом и моленная.
Несмотря на то, что моленная зачастую создаётся просто как помещение в избе, её интерьер являет нам подобие интерьера центральной части церкви - корабля, где во время богослужения стоят миряне. На одной из стен в моленной или молитвенном доме располагается иконостас, в некоторых молитвенных домах копирующий иконостас церкви. Надо особо отметить, что в моленной, молитвенном доме отсутствует алтарь. Моленная не предназначена для совершения евхаристии. Этот признак позволяет типологически разделить такие типы построек, как моленная и домовая церковь. (Хотя в названиях конкретных церквей и моленных на местах существует некоторая путаница: домовые церкви часто называют моленными).
Основной задачей старообрядческой моленной, помимо богослужебной, стала учительная и вероисповедная. Поэтому в интерьере моленной очень большую роль начинают играть текст, знак, информация. Отсюда — обилие в старообрядческих моленных икон, их небольшой масштаб и расположение, также на стенах моленных присутствовал и учительный лубок, интерьер многих старообрядческих моленных добавились места для сидения.
В условиях уменьшения гонений на последователей старой веры появились большие молитвенные дома сложной планировки, для большого числа прихожан. Здесь вспомогательные объёмы формируются вокруг собственно моленной. Моленная отделяется от остальных помещений коридорами. Такое структурирование дополнительных объёмов особенно характерно именно для старообрядчества.
Церковь-часовня
Возникновение совершенно нового, собственно-старообрядческого типа культовых строений связано с отказом беспоповцев от элементов храмового пространства, связанных с литургией (и священством). Таким элементом оказался алтарь. Церковь, оставшись без алтаря, фактически стала часовней.
Старообрядческие церкви-часовни появляются после окончания активных гонений (на Выгу - в начале XVIII в., в Москве и некоторых других городах — в конце XVIII-начале XIX вв.).
Главное отличие пространства часовни от пространства храма заключается в отсутствии алтаря, обычно помещающегося в апсиде. Обычно часовни несли иные ритуальные функции, нежели храмы. Часовни либо отмечали (осеняли) какие-то памятные места, либо ставились на местах погребения (осеняя их).
На Русском Севере часовни клетского типа ставились в деревнях вместо церквей, по причине крайней удалённости последних от сёл и погостов (где находились церкви). Таким образом, в часовню как в церковь по надлежащим случаям люди собирались на общую молитву. Здесь происходит постепенное замещение литургической функции соборной. Главным действом становится не принесение Честных Даров, а общая молитва.
На Севере возникает тип собственно старообрядческой церкви без алтаря — часовни-церкви. Часовня-церковь, как известно, предназначена для соборного моления — общей молитвы. Эта тема становится особенно актуальной в условиях отказа от священства старообрядцами-беспоповцами.
Первым памятником этого типа (занимавшем в старообрядчестве особое, главенствующее место), стала знаменитая Богоявленская часовня Выговского общежительства. Это деревянная клетская часовня с самцовой кровлей, на которой в центре устроена была бочка, увенчанная главой. Двусоставная структура основного объёма с пристроеной трапезной частью более соответствовала церкви, нежели часовне.
На изображении главной часовни старообрядцев-беспоповцев подчёркивается отсутствие алтаря, а в восточной стене главного сруба пробито окно. Надо отметить, что такое окно соответствует окнам в алтаре церкви.
По сути, тип соборной часовни - это церковь, но алтарь ее как бы атрофировался. Такая часовня-церковь сохраняет именно соборную функцию. В отличие от моленных и молитвенных домов, которые скрывались и маскировались под ординарные постройки, соборные часовни (да и часовни вообще) не маскируются, а напротив, предъявляют окружающему миру (главой с крестом и проч.) освящённый характер.
В Богоявленской соборной часовне, по настоянию Даниила Викулина, основателя монастыря, была установлена продольная перегородка, разделяющая мужскую правую и женскую левую половины. Традиция раздельного стояния в церкви и раздельного приобщения к таинствам существовала на Руси задолго до раскола, однако перегородка, делящая основное пространство храма на 2 половины, характерна именно для старообрядцев.
О делении внутреннего пространства на 2 части известно и в других соборных часовнях — в Усть-Цилемских монастырях, в Москве на Преображенке.
Постепенно Выгорецкое общежительство стало обрастать скитами, в которых так же, как и в Даниловском монастыре, основным культовым зданием стала соборная часовня.
Крупным старообрядческим центром, наследовавшим традицию Выгорецких общежительств, стал Преображенский старообрядческий монастырь, или, иначе, Преображенский богадельный дом. Главными культовыми постройками обители стали также соборные часовни - церкви без алтарей. К новациям Преображенского монастыря можно отнести колокольни обеих соборных часовен, расположенные над притворами. Сама постановка вопроса о наличии колокольни при храме для старообрядцев-беспоповцев была острой.
С момента ослабления гонений во второй половине XVIII в. в городах и сёлах - крупных центрах старообрядчества (беспоповских согласий) стали строиться соборные моленные и соборные часовни. Главная черта пути отрицания - отсутствие алтаря - неизменно сохраняется во всех соборных часовнях. При этом происходит некоторое упрощение внутри типа соборной часовни. В конце XIX в. тип небольшой монообъёмной соборной часовни как приходской единицы распространился повсеместно в России и Прибалтике.
Следующий этап на «пути отрицания» начался в старообрядческом храмоздании после 1905 г. Появился и тип особой церкви старообрядцев-беспоповцев. Первым широко известным памятником этого типа стала церковь во имя Воскресения Христова и Покрова Богоматери 1-й общины старообрядцев поморского согласия в Токмаковом переулке в Москве. Автор - архитектор И.Е. Бондарен ко. Церковь построена в 1908 г. Главная особенность этой церкви — значительная по объёму трёхчастная алтарная апсида. Таким образом, в этой церкви имеется развитой алтарь.
Отличие Покровской церкви от храмов господствующей церкви и храмов старообрядцев поповских согласий состоит в том, что в капитальной стене, отделяющей основной объём церкви от алтаря нет проёма для царских врат, при этом устроены 2 двери: северные и южные врата. Правда, литургию старообрядцы новопоморского согласия не служили. По сохранившимся данным, в апсиде проводились церковные соборы. Для соборов нужно несколько большее место, чем для служения литургии, поэтому апсида увеличилась за счёт прямоугольного в плане отрезка стены между апсидой и объёмом церкви. Хотя алтарь (апсида) не служил собственно для литургии, но сохранил древнейшую функцию собрания верующих.
Итак, гонения со стороны властей привели к возникновению особенностей в архитектурном облике старообрядческих культовых строений:
1. Особое, главенствующее место занимает интерьер. В интерьере особое место занимает вероисповедное учительное начало, что выразилось в обилии икон на стенах, лавках для сидения.
2. У старообрядцев-беспоповцев возникают новые типы строений — церковь-часовня, церковь без возможности служить литургию.
Основные типы церковных зданий, принятых старообрядчеством,
адресованные к типам русских церквей конца XVII - начала XVIII вв.
В старообрядческом храмовом зодчестве можно выделить несколько устойчивых линий использования типов церквей. Нельзя утверждать, что традиционные типы церквей фигурировали у старообрядцев именно как типы во всей своей полноте, скорее, они проявлялись как архитектурные темы.
Тема надвратной церкви.
Собственно надвратных церквей пока разыскать не удалось, однако известно несколько строений, имеющих в своих истоках образ надвратной церкви - это надвратная часовня и надвратная моленная Преображенского богадельного дома. По своему значению они занимали положение надвратной церкви.
Особенностью этих надвратных построек можно считать то, что они не стояли отдельными строениями, а входили в состав надвратной палаты.Ещё один образ, связанный с надвратной церковью — на фото главных ворот Данилова монастыря на Выгу надвратная церковь предъявлена в виде «бочки» с крестом на главных воротах общежительства.
Тема домовой церкви
Тема домовой церкви в старообрядческом храмоздании получила наибольшее распространение в условиях гонений и сводится в основном к такому типу построек, как моленная. Ведь практически все моленные были в чьём-то личном владении и многие даже назывались по имени владельца. Как продолжение этой традиции, восходящей к типу домовой церкви, после отмены гонений возникли старообрядческие домовые церкви.
В Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Москве и многих других местах в домовых моленных устраиваются алтари — таким образом, моленные вновь становятся домовыми церквями (правда, название моленной продолжает сохраняться).
Тема трапезной церкви
Тема церкви с трапезной частью наиболее характерна для старообрядческого храмоздания после отмены гонений со стороны властей.
1. Большое количество как деревянных, так и каменных церквей, строились как церковь с трапезной частью и колокольней. При этом характерно то, что трапезная часть не пристраивалась после, как это происходит обычно, напротив, церковь сразу по лучала законченный облик.
2. Молитвенные дома (на примере Томска и Сергиева Посада) после перестройки получили облик трапезных церквей: в центре вытянутого здания молитвенного дома устраивается повышение - трибун, обыкновенно увенчанный несколькими главками. Восточная часть основного объёма выделяется иод алтарь (или становится видимой перед пристроенной алтарной апсидой). Западная часть молитвенного дома получает вид трапезной. К ней пристраивается колокольня.
3. Трапезная церковь сформировала тип соборной часовни, которая изначально была по сути деревянной церковью без алтаря. Затем произошёл переход форм из деревянного в каменное зодчество. При этом тип часовни-клети с трапезной частью использовался не только староверами-беспоповцами, но и старообрядцамии поповских согласий, например, в г. Новозыбкове, центре старообрядцев-беглопоповцев, есть 2 часовни этого типа: совсем небольшие пятиглавые кирпичные часовни-клети с трапезной частью. Отличием от традиционных часовен (на Русском Севере многие деревянные часовни имели трапезную) является характерное именно для церкви пятиглавие.
Тема соборной церкви
Тема соборной церкви активно использовалась старообрядцами в периоды смягчения гонений в крупных центрах. Первоосновой для развития храмов этого типа послужил Успенский собор Московского Кремля, а также другие шестистолпные и четырёхстолпные храмы XVI—XVII вв.
Первым памятником, восходящим к образу Успенского собора, можно считать интерьер Покровского собора Рогожского богадельного дома (архитектор М.Ф. Казаков).
Система росписи этого храма сходна с Успенским собором Московского Кремля.
В интерьере такие же мощные столпы, как и в храмах XVI в., при этом имеет место несоответствие экстерьера здания его интерьеру.
Восточный поперечный неф Покровского собора выделен под алтарь, таким образом, алтарь как бы скрыт в теле здания.
Успенский собор стал прототипом и для другой знаменитой старообрядческой церкви - Успенской церкви на Апухтинке в Москве (архитектор Н.Д. Поликарпов 1906-1908 гг.). Здесь Успенский собор стал прототипом как для решений фасадов, так и для интерьеров.
Важно проследить, в чём заключается различие при общем сходстве форм обоих храмов. На примере Успенской церкви на Апухтинке мы наблюдаем развитие храма (по отношению к образцу) по горизонтали за счёт дополнительных объёмов и увеличения шпаря; к храму была пристроена обширная паперть и крыльцо. Восточный поперечный неф выделен был под алтарь. Также храм вырос и вверх за счёт устройства нижнего яруса, со вспомогательными помещениями и зимней церковью.
К использованию старообрядцами темы соборной церкви следует отнести и то, что во время гонений структуру иконостаса Успенского собора копировала икона-иконостас.
Тема ярусной церкви, церкви-башни
Ярусные церкви активно строились крупных центрах старообрядчества. По большей части эnо масштабные деревянные ярусные сооружения, по своей структуре и в отдельных деталях соотносимые с каменными церквями. Такие церкви характерны для крупных храмов Западной Руси и других регионов. Многие учёные такие храмы считают особенно характерными именно для старообрядческого храмоздания.
Часто церкви этого типа строятся пятиглавыми. Четыре главы стоят ниже - на втором ярусе, при переходе четверика в восьмерик. Центральная глава венчает купол. Храмы этого типа имеют пристроенную трапезную часть, над притвором которой устраивается ярусная колокольня. Интерьеры церквей ярусного типа, которые обыкновенно деревянные, имеют сходство с интерьерами каменных церквей.
Итак, в качестве выводов можно выделить две важнейших темы, давших направление старообрядческому храмозданию в целом.
Первая тема — это тема сохранения традиций, храма в условиях гонений.
Как это ни покажется странным, именно в условиях гонений происходит становление новых, собственно старообрядческих черт построек. Сформировались такие типы строений, как старообрядческий молитвенный дом, старообрядческая моленная. Именно здесь складываются особенности интерьера старообрядческих церквей, его насыщенность информацией, обилие икон. В условиях гонений сформировались и собственно старообрядческие типы построек: часовня-церковь и церковь без возможности служения литургии старообрядцев-беспоповцев.
Тема предъявления освящённости храма, развития храма после окончания гонений, показывает, какое отношение к традиции выработали старообрядцы, как опирались на образцы храмового зодчества разных эпох.
Эти две темы, пересекаясь, дают то во многом неуловимое своеобразие именно старообрядческого храма, которое отличает его и которое так легко утратить при небрежном отношении.
Васильев Алексей Владимирович — архитектор Государственного института проектирования научно-исследовательских институтов РАН (ГИПРОНИИ РАН)
Опубликовано в сборнике Старообрядчество: история, культура, современность, т. I - М: 2005
|