Духовная, церковно-общественная и культурная деятельность старообрядцев в начале XX века в последние годы становится одной из основных тем научных работ по истории старообрядчества. В частности, этому вопросу посвящены последние публикации И.В. Поздеевой (сборник Старообрядческая Москва"), а также ряд статей в 4-м выпуске сборника "Старообрядчество", изданного трудами устроителей данной конференции.
Однако следует отметить довольно общий характер публикаций по названной теме. Так, ещё не стали предметом полномасштабного исторического и искусствоведческого изучения старообрядческие храмы, воздвигнутые после провозглашения веротерпимости в 1905 году, тогда как среди них есть оригинальные произведения архитектуры, хранившие в своих стенах (или хранящие доныне) немало интересных памятников искусства и старины. Это сообщение является попыткой внести скромный вклад в научное освещение затронутого вопроса.
Речь пойдет о старообрядческом храме белокриницкого согласия во имя святого Николы Чудотворца, который расположен в селе Устьяново Московской области. Географически это поселение является почти центром Гуслицы - знаменитого в прошлом района компактного проживания старообрядцев на юго-востоке Московской губернии. Деревянная моленная существовала здесь весьма давно, во всяком случае, она упоминается в одном из архивных дел 1826 года, в связи с произведённым без надлежащего разрешения ремонтом здания.(1) В 1906 году вместо моленной возводится деревянный храм. Ещё позднее, в 1908-1909 годах, к этой церкви с западной стороны пристраивается двухэтажная трапезная с колокольней по проекту архитектора Н.Г.Мартьянова. А в 1914 году деревянное здание разбирается совершенно, и вместо него возводится каменный храм по проекту того же зодчего.2) Все работы по строительству, внутренней отделке церкви и написанию икон осуществлялись на средства известной старообрядческой благотворительницы Феодосии Ермиловны Морозовой, а также местных старообрядцев. С 1914 года по настоящее время внешний вид устьяновской церкви не претерпел существенных изменений. Несмотря на своеобразную строительную историю, зданиe внешне выглядит весьма цельно. Как и все церковные постройки архитектора-старообрядца Мартьянова (а среди них, помимо устьяновской церкви, - соборный храм старообрядцев на Громовском кладбище в Санкт-Петербурге, 1911 года, и Никольская церковь в Лефортовском переулке Москве 1912 года), рассматриваемый храм решён в духе эклектичного сочетания древнерусских форм и объёмов с упрощённой ордерной декорацией и отдельными элементами стиля "модерн".
В частности, устьяновская колокольня украшена ордерными карнизами, её общая форма, особенно в верхнем ярусе, который имеет форму четверика со скошенными угловыми плоскостями, весьма характерна для эклектики второй половины прошлого века. Собственно же храм, возведённый, как уже говорилось, позднее, в большей степени соответствует древним формам. За основу здесь взят типичный псковско-новгородский храм XIV-XV веков - одноглавый, с восьмискатным покрытием "на четыре лица" и декорацией фасадов в виде лопаток, образующих три вертикально вытянутых углубления, которые венчаются по бокам полуарочными формами, а в центре - трёхлопастной фигурой. Ордерные украшения здесь крайне скромны: это лишь неширокие ступенчатые карнизы под свесами кровли, а также лепные обрамления оконных проёмов. Крупный по размеру трёхапсидный алтарь храма в элементах декора вновь обнаруживает черты эклектики. Так, киот в центре карниза главной апсиды почти повторяет аналогичное решение на западном фасаде колокольни, над входом в церковь.
Таким образом, данный храм является оригинальной, интересной постройкой, во-первых, благодаря своей строительной истории, а во-вторых, потому что представляет собой вариацию на древнерусские темы архитектора-старообрядца, прошедшего светскую профессиональную подготовку. Стиль здания можно определить как эклектичный: налицо смешение ордерных и древнерусских форм с преобладанием последних.
Переходя к описанию внутреннего убранства храма, сделаем небольшое отступление, затронув вынесенное в заглавие понятие "храм-музей". Как известно, это не новое словосочетание. Оно возникло в начале XX столетия в среде искусствоведов, таких, например, как П.П.Муратов и И.Э.Грабарь, и употреблялось по отношению к только что построенным тогда старообрядческим храмам, преимущественно московским, в архитектуре и внутренней отделке которых был достигнут высокий, фактически, научный уровень воссоздания обстановки и атмосферы древнерусского храма XV-XVII веков. Таким храмом-музеем был собор Успения Богородицы Белокриницкого согласия в Москве, на Апухтинке, близ Покровской (Абельмановской) заставы. В этом ряду также стоят церкви Воскресения Христова, что под колокольней на Рогожском кладбище, Покровско-Успенская в Гавриковом переулке, Покровская близ Остоженки (все - белокриницкого согласия) и ещё несколько храмов. Общей характерной чертой их внутреннего убранства была почти археологическая точность воспроизведения древнерусской формы иконостасов. Они устраивались, как правило, тябловыми, украшались металлической басмой. В них почти всегда помещали подлинные иконы дониконовского времени, которые дополнялись новыми образами в старинном стиле, так что зачастую лишь искушённый специалист мог отличить древнюю икону от новодела. Так из разрозненных древних образов создавался законченный, злостный иконостас в древнерусском стиле, сам по себе бывший зачастую выдающимся художественным произведением. В наиболее известных и обеспеченных "храмах-музеях" данный принцип соблюдался и в отношении заклиросных киотов, киотов у стен и столбов, а также других деталей внутреннего убранства.
Второй общей чертой многих старообрядческих храмов начала XX века было сочетание стилизованных под древность внешних архитектурных форм с новейшими для своего времени железобетонными конструкциями внутренних перекрытий. Использование этих достижений строительной техники позволяло создать внутри храма единое пространство, в котором иконостас эффектно занимал доминирующее положение, не будучи заслонён какими-либо столбами или опорами.
Только что обозначенные черты в значительной мере проявляются во внутреннем убранстве устьяновской церкви. Её основное кубическое внутреннее пространство перекрыто полусферой бетонного свода, в центре которого расположено отверстие светового барабана. Вся восточная стена закрыта свободным для обзора высоким четырёхярусным иконостасом тябловой конструкции, который украшен позолоченой басмой.3) Состав иконостаса можно назвать классическим древнерусским. Центральное положение в местном ряду занимают царские врата древней формы, с "городчатым верхом", под сенью с коруной, опирающейся на столбики. На царских вратах помещены традиционные евангелисты и Благовещение, на сени изображены Ветхозаветная Троица и Евхаристия, а образ "Тайной Вечери", появившийся в храмах над царскими дверями, как известно, лишь во второй. половине XVII века, отсутствует. Справа и слева от царских врат расположены образа Господа Вседержителя (поясной) и Богородицы Одигитрии. За иконой Спасителя помещён храмовый образ святителя Николы, а на северной и южной алтарных дверях, - иконы Архангелов Михаила и Гавриила.
На одиннадцати иконах второго, деисусного чина фигуры святых даны в рост. Иконографический состав деисуса строго традиционен. Его центральную часть занимают семь икон с изображениями Спаса Вседержителя "в Силах" и предстоящих, с правой же и левой сторон добавлены образа преп. Зосимы и Саватия Соловецких и свв. великомучеников Георгия и Димитрия. Пропорции изображений на деисусных иконах изящно вытянуты, колорит живописи мягкий, умеренный. Эти признаки позволяют назвать образцом, которому подражали создатели устьяновского иконостаса, московскую иконопись XV-XVI веков, времён знаменитого изографа Дионисия 4).
Праздничный ряд расположен над деисусным - эта особенность прослеживается в первых высоких иконостасах XIV-XV веков (в Благовещенском соборе Московского Кремля, в Троицком соборе Сергиеевой лавры и в Софии Новгородской). Этот факт свидетельствует о сознательной ориентации создателей рассматриваемого иконостаса на древнейшие образцы. Живопись праздничных икон выполнена в стиле рубежа XV-XVI веков и находится в гармоническом соответствии с образами деисусного ряда.
Завершается иконостас пророческим чином, с центральным образом Богоматери с младенцем на престоле, в рост, с предстоящими, по типу Свенской-Печерской. По сторонам располагаются ростовые иконы святых пророков. Доски этих икон увенчаны живописными "городчатыми" верхами, а письмо представляет собой подражание стилю середины XVII века. На первый взгляд, этот момент кажется нарушающим целостность стиля живописи иконостаса, ориентированного преимущественно на дионисиевскую эпоху. Однако, если вспомнить о том, что согласно историческим данным многие иконостасы Древней Руси, например, уже упоминавшийся иконостас кремлёвского Благовещенского собора, наращивались верхними ярусами (пророческим и праотеческим) порою спустя столетия после сло¬жения своих основных частей, то возникает следующее предположение: создателями иконостаса в Устьянове была, возможно, сознательно воспроизведена разность стилей целью достижения более достоверного "впечатления древности". Отметим, кстати, что данное стилистическое различие не выглядит резким, оно не нарушает целостной картины иконостаса".
В отличие от иконостасов многих старообрядческих храмов, в завершении устьяновского иконостаса отсутствует Восьмиконечный Крест, что также соответствует наиболее древней традиции, характерной, например, для вышеназванных кремлёвского, сергиевского и новгородского иконостасов.
И в завершение данного сообщения хотелось бы особо отметить тот факт, что храм в Устьянове, по-видимому, является единственным сохранившимся в такой степени «храмом-музеем" начала XX столетия. Известно, что большинство из упоминавшихся выше московских старообрядческих церквей дошло до наших дней со значительными искажениями во внешнем облике и с практически полной утратой внутреннего убранства. В силу этого обстоятельства устьяновская церковь во имя св. Николы, по нашему убеждению, заслуживает к себе особо бережного отношения со стороны старообрядцев, так и научной общественности.
1.ЦИАМ, ф. 16, оп. 109, д. 4, лл. 149-158. Автор приносит искреннюю благодарность москвоведу С.Т.Жукову за данное сообщение.
2. Проектные чертежи находятся в ЦИАМ, ф. 54, оп. 168, д.68.
3. Приводимое ниже описание иконостаса соответствует его состоянию в 1996 году
4. На основе сведений из хранящихся в старообрядческой общине села Устьяново описей церковного убранства 1975 и 1983 годов, составлявшимся при участии музейных специалистов, а также личных наблюдений, производившихся при участии сотрудника ВНИИРА, художника-реставратора высшей категории Н.Г.Брегмана, можно сделать вывод о создании большинства икон в начале XX века, при наличии незначительных фрагментов древней живописи на отдельных образах.
Доклад был прочитан на II научной конференции "Старообрядчество, история, культура, современность" в Российском Университете дружбы народов в 1997 году.
|