"Русские староверы, - по словам писателя H.C Лескова, - Стяжали себе добрую славу за многие свои хорошие свойства,... за свою характерность, стойкость и мастерское умение действовать сообща в общих интересах" (1).
Эти качества в полной мере были присущи основателям Выговского общежительства, бывшего в течение полутора веков центром старообрядчества на Руси. Им удалось в довольно короткий срок объединить приверженцев старой веры, ютившихся в землянках и лесных шалашах, разбросанных в олонецких лесах, и воздвигнуть на берегу Выга, а затем и Лексы многочисленные культовые, жилые и хозяйственные постройки, создать систему скитов. Образцовым по тому времени было хозяйство: с пашенными и скотными дворами, мастерскими, мельницами, лесопильными и кирпичными заводами, собственными морскими и озерными судами. Не только в селах, но и нескольких городах, выговцы имели торговые кельи и амбары для товаров. Интересы обители защищали свои стряпчие. Возможно, что столь успешному освоению глухих мест способствовал удачный их выбор. Даниил Вакулин, бывший первоначально дьячком Шунгской церкви, вспоминал впоследствии, что задолго до основания обители ему было видение Престольной иконы Богоявления, которая и указала на то, чтобы он «отошед с ней на Выг» и соорудил там часовню (2).
ПОСАД - ОСТРОГ - МОНАСТЫРЬ
Архитектурный облик Выговской и Лекеинской обители сложился уже в первой половине XVIII века. В основе композиционного построения было разделение на обнесенные оградами женское и мужское поселение с часовнями и колокольней в центре. Часовни, как и в Соловецком монастыре, соединились крытыми переходами со столовыми.
На некотором расстоянии от этих строений располагались по окружности (в один, а позднее и два ряда) жилые кельи, хозяйственные и специальные постройки. Между мужским и женским поселениями была воздвигнута бревенчатая стена в 560 сажен с кельей для свиданий родственников и устроено кладбище с часовней.
Поселения были приречными, располагались на возвышении. Вокруг них были возведены бревенчатые ограды: сначала «тыном», позже «в тарасы» с кельей для сторожей у центральных двухстворчатых ворот и был выкопан глубокий ров. Хороший вид окрестностей открывался с высокой, в десять сажен, колокольни (3).
Ограды «в столбы» окружали в обители также особо важные кельи и хозяйственные постройки («большую избу», избы большака, приказчика и др.).
В обители в конце XVIII в., как в монастырях и острогах того времени, были «боевые люди» и вооружение: порох, пищали, бердыши, три медных пушки длиной по три сажени, «привезенные от моря». В «великой келье» были устроены окна-бойницы, предназначенные для обороны «от пришлых людей» (4).
Внешний вид монументальных бревенчатых построек на высоких подклетах, окруженных стенами и рвом, суровая природа формировали и настрой поселенцев на служение Богу, постоянный труд и прославление пустынного жительства.
МАСТЕРА И ПОДРЯДЧИКИ
Основу выговских поселенцев составляли крестьяне, выходцы из различных губерний, которые принесли с собой в обитель трудовые навыки, способы обработки материала, основанные на древнерусской культуре. «Велми искусные» плотники были родом, в основном, из Заонежья (Толвуй, Кижи, Шуньга), известного своими мастерами, потомками новгородцев. Иван Филиппов называет старца Питирима, «своими руками построившего тридцать келий», Ивана Зиновьева, возводившего часовни, столовую и мельницы, Михаила Павлова, торгового человека Ивана Германова, «добре» построившего конюшню.
Для строительства мельницы в 1730 году был приглашен плотник с Повенецких заводов, а для возведения Лексинской часовни - толвуйские мастера (5) На строительстве мостов и дорог прославился мастер Аверкий. Основными инструментами плотников того времени были топоры. У выговских мастеров также были «напарьи, скобли». Нарядник был обязан вести учет за выдачей инструментов и обеспечить всех работой.
Выговские плотники строили «без хитрых украшений», но прочно. Некоторые здания в перестроенном виде дошли и до наших дней.
Меньше сведений о том, на чьи средства возводились постройки. У выговцев было много покровителей из купцов и дворян, которые, по всей видимости, вкладывали деньги и в обновление обители. Известно, что Лексинская больница в 80-х годах XVIII в. была возведена на деньги братьев Алексея и Федора Семеновых, петербургских купцов (6).
КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ: ЧАСОВНИ, КОЛОКОЛЬНИ, КРЕСТЫ
Часовни на Выге и в скитах, в отличие от деревенских, которые могли быть использованы и для мирских целей (сходов и др.), предназначались для своей основной цели - служению Богу. Часовни были клетские, древние по формам, покрытые тесом на два ската, как и избы. Поначалу они состояли из одной молельни, позже к ним стали пристраивать трапезную и паперть. Маленькие одночастные часовни ставили на кладбищах и при дорогах.
Над молельной, часто возвышающейся над трапезной (в таких случаях отмечалось, что часовня построена с перерубом), воздвигалась небольшая главка с крестом. На часовнях позднего времени главки покоились на декоративных бочках.
До выделения женщин в отдельное поселение, молельня и трапезная делились на две половины - мужскую и женскую. Позже воздвигались часовни с большими трапезными, молельными и папертями, соединенными крытыми переходами со столовыми. Так Лексинская часовня, построенная после пожара, имела два придела: один «для чтения псалтырей по усопшим», другой — «для пускания приезжих гостей». Приделы соединялись с трапезной дверями, а стены в верхней части были решетчатые, из «частых стоечек», для того, чтобы стоящие в приделах, могли слушать службу и пение (7).
Потолки и полы (чистый и черновой) набирались из теса. Часовни отапливались двумя печами, устроенными «на голландский манер», то есть выложенными цветными изразцами, обычно синего или голубого цвета (8).
В часовнях имелись специальные лавки вдоль стен для престарелых скитников и места для богатых покровителей (9). При больницах имелись свои небольшие часовенки для немощных.
В мужской и женской обители были выстроены высокие в десять сажен колокольни, представляющие собой высокий могучий восьмигранный сруб, стоящий на четверике, с шатровым верхом.
В верхней части сруба для предохранения от осадков, как и повсюду на севере, сооружались свесы кровли с полицами. Необычным зрелищем для всех приезжавших на Выг были часы с боем, установленные на колокольнях.
В обителях, за ее пределами и в скитах было много поклонных крестов. Часть из них имела простые навесы в виде двухскатной кровли. Другие представляли собой отдельные сооружения: с ограждением и шатровым покрытием, с резными распятиями.
Кладбища общежительства и скитов украшали резные надмогильные кресты, покрытые двухскатной кровлей, с медными образками или резными иконами. Интересным и древним типом некрокульта были «срубцы» - в виде небольших двускатных бревенчатых сооружений с оконными проемами, дверями, с полками для окон, с лавками для сидения и «общения» с покойниками (10).
ЖИЛЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ КЕЛЬИ
Самыми первыми жилищами на Выге были землянки и времянки - «огороды из жердей, покрытые хвоей», кельи и плах. Затем основным видом жилья стали односрубные четырехстенные клети без сеней. Позже в таких кельях продолжали обитать старцы-отшельники, пастухи, охотники. А в обители возводили двух и четырехэтажные дома-кельи - четырех и пятистенные, покрытые двухскатными кровлями с большим свесом. К ним пристраивали крыльца, сени, чуланы, погреба.
Большинство скитников проживало в двухэтажных домах, разделенными коридорами на зимние и летние помещения, и дощатыми перегородками на кельи. Полы и потолки были тесовыми, стены стесывались «в лас». В кельях, если судить по сохранившимся описаниям и картинкам, были изразцовые печи, лавки, полки, часы, много икон и медных складней (11). В некоторых кельях на Лексе, как вспоминал Г.Яковлев, было до 30 дверей и 50 окон, имелись «потаенные бани». В других встречались расписные двери, украшенные мифологическими и религиозными сюжетами (12).
Для наиболее уважаемых скитников - большаков, уставщиков, нарядников, иконников - сооружались отдельные кельи, в них были шкафы и столы, стулья о подножиями. Специальные кельи были «для братских советов», для работников, приезжавших гостей, для школ и переписки книг и тл. Причем, учитывалось назначение той или иной кельи. Строили, например, келарскую хлебную «ъ одной связи», торговую — в 2 этажа, с сенями и чуланами (13).
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ
Для ведения хозяйства был необходим целый ряд специальных построек: погреба, овины, риги, амбары, мельницы. Для каждого ремесла были построены особые кельи: кожевни, горновые, кузницы, медные к пр. На одном из планов обшежительства изображены 7 колодцев наиболее древнего типа — с водоподъемниками "журавлями". До сих пор в Данилове сохранились два глубоких бревенчатых колодца и остатки пруда, откуда местные жители берут воду.
В начале XVIII в. хлеб держали в «малых хороминах» на столбах (14). Такие амбары встречались в Толвуе и в 30-х гт в. и были зарисованы Р.М.Габе. Риги были с крытыми гумнами. Мосты возводились «пловучие», на столбах, на слега, и на срубах. Причем, до мосткам, проложенным по болотам, не только ходили, но и ездили верхом и в телегах (15),
Особое значение имели мельницы, присолни, скотные дворы. У И.Филиппова подробно описано, как их возводили. Так, для мельницы сначала расчищали место, затем копали землю, носилк камни, устанавливали в землю бревна, на них стелили мост с дерном, мхом, землей и т.д. (16).
Многие постройки неоднократно перестраивались и подновлялись, что было вызвано естественным старением и частыми пожарами, хотя в выговских уставах и предусматривалось довольно строгие меры предосторожности против возгораний.
В ходе перестроек менялись размеры, количество печей, вкосились новшества, порой неведомые для окрестных деревень. Так, больница на Лексе была возведена на каменном фундаменте (в честь такого события был даже установлен ежегодный праздник со всенощным бдением).
Хлева на Выге уже в первой половике XIX в. имели теплые телятники, были вымощены досками. Под полом были выкопаны глубокие ямы для стока нечистот. В зимнее время скот выгуливали в специальном сарае, а подогретый корм поступал по желобам прямо из кухни (17).
СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЕРМИНОЛОГИЯ
Строительство, как и любое дело, выговцы начинали с молитв и часто обращались к Богу в надежде на помощь. В XVIII-XIX вв. много сил и времени уходило на заготовку соснового леса, обрубку, притеску, разметку бреьен. На средний сруб шло 150-1.70 бревен, а на часовнзо — гораздо больше. Бревна использовали длиной 3-5 сажен, толщиной от 2,5 до 6 вершков (18). Для ограждения семей, придорожных крестов, крылец использовали каркасные конструкции, состоящие из стоек, зажатых между верхними и нижними обвязками. Пространство между стойками забиралось досками «впрями» или «в косяк». Случалось, что старые срубы переносили на новое место. Так, когда в 1784 г. на мужской половине Выговской обители поставили новую колокольню, сруб старой колокольни перенесли ка «женскую улицу» (19).
На большом строительстве были заняты практически все скитники и «наемники», которых приглашали по подряду. Женщины чистили снег, выносили щепу, заготовляли и сушили мох, варили пищу.
И.Филлипов довольно подробно описал все этапы строительства от заготовки бревен, возложения первых венцов, заделки пазов мхом и до освящения вновь возведенных часовен, келий и хлевов (20).
ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО
Декоративное убранство выговскнх построек было более лаконичным по сравнению с декором крестьянских изб Русского Севера. Московскому купцу Илье Ковылнну, посетившему Выгорецию в 1773 г., "ничего не понравилось из ее внешнего вида". Другие же, видевшие обитель в XIX в., в том числе н И..Э.Грабарь, отмечали, что убранство построек, было «совершенно исключительным по своему богатству и затейливости» (21).
Главные ворота были украшены образами Спаса, Богородицы и Иоанна Предотечи - «на поклон приходящим и исходящим». Свесы кровли часовен, придорожных крестов, ограждение звонов колоколен имели фигурные причелины со сквозной резьбой, иногда и полотенца с резным крестом. Паперти и площадки звонов окружали фигурные столбики с выпуклыми дыньками и поясками-перехватами. Бочки и главки отделывались фигурным осиновым лемехом.
В декоре некоторых сооружений, например, крестов, применялась и окраска.
АНСАМБЛЬ ОБИТЕЛИ КАК ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Строительство в скитах велось «по образцу и подобию» построек обшежительства. Большинство скитов располагалось также по берегам рек и небольших озер, имело отрады. Сохранившиеся описания и фотоматериалы свидетельствуют о том, что часовни, в основном, возводились хлетские, с перерубом, крылись тесом на две стороны, имели одну главу с крестом, стоящую на бочке. Колокольни были или над папертью или рубленые из бревен, отдельно стоящие - в виде восьмерика на четверике. Такие часовни были в Тагозерском, Волозерском, Пергубском, Чаженгском и др. скитах.
Встречались часовни и более: сложных форм, в которых молельни строились с прирубами, четырехскатными перекрытиями и венчались многоглавием, как в Масельге и Полиглово (22).
Некоторые скиты разрастались и представляли собой, как Шелтопорожский скит, целые посады - 57 дворов, 62 избы, 75 амбаров, 45 хлевов, с «избой мирской для раскладки подушных денег» (23).
Композиционное построение Выговского обше-жительства, некоторые планы его построек были использованы при разбивке и строительстве ансамбля Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (24).
В зодчестве, конструкциях, строительной терминологии мастеров Выговского и Лексинского традициями. Архитектурный облик обителей с разными по высоте и очертаниям постройками, с доминирующей над всем колокольней, бревенчатыми стенами — по первому впечатлению напоминал северные остроги, посады и монастыри. Однако, выговские плотники и мастера, имевшие богатых покровителей , во многом опережали своих собратьев — деревенских зодчих — в устройстве теплых часовен, соединенных переходом со столовой, жилш: и грамотных келий, мастерских и скотных дворов.
Искусство плотников ценилось в обители, и рассказы о лучших из них вошли в летописи выгов-ских большаков.
В Поморье, Заонежье, Пудожъе, где было сильно влияние старообрядчества, долгое время жила память об общежительстве и его постройках, в том числе и в фольклоре (25). Побывавшие во второй половине XIX в. на Выге художники И.Я.Билибин и В.А.Плотников увековечили сохранившиеся монастырские постройки на фотографиях и изданных по их рисункам открытках.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Лесков Н.С. За старообрядцев //Исторический вестник. 1882. N1. С.225.
2. Бакуревич И. Сведения о находящихся в Олонецкой губернии Повенецком уезде раскольнических скитах... //ЧОИДР. 1862. Кн.4. М., 1862. С.363.
3. Майонов В.Н. Поездка в Обонежье и КорелуСпб., 1877. С.199. Филиппов Иван. История Выговской старообрядческой пустыни. Спб., 1862.С. 151, 207, 275.
4. Демкова Н.С. О начале Выговской пустыни //Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С.237, 244.
5. Филиппов И. Указ. соч С. 128, 240, 246. 288, 289.293.
6. Материалы по истории и изучен изо русского сектанства и раскола. Под ред. Вл.Бонча-Бруевича. Вып.1. Спб., 1908. С.297; Есипов Г. Раскольнические дела XVIII столетия. Спб., 1861. С.436,477.
7. Филиппов И. Указ соч. С.205.
8. Центральный государственный архив республики Карелии (ЦГАРК). Ф.25. Оп.14. Д.29/37. Л.12.
9. Мегорский П. Лекса, ее настоящее положение и историческое прошлое //Олонецкие губернские ведомости. 1898. N24. С.З.
10. Научный архив Краеведческого музея г.Петрозаводска. Д.3672. С.214.
11. Мегорский П. Лекса, ее настоящее положение и историческое прошлое //ОГВ. 1898. N24. С.З.
12. Яковлев Г. Извещение праведное о расколе беспоповщины //Братское слово. 1884. N6. С.399,401.
13. Филиппов И. Указ соч. С 112, 150, 151, 159,205, 207.
14. Демкова Н.С. Ука.соч. С.239, 243.
15. Абрамов Я. Выговские пионеры //Отечественные записки. 1884. N4. С.364; ОГВ. 1898. N24 С.2.
16. Филиппов И. Указ. соч. С.245.
17. Майнов В.Н. Указ. соч. С.211; Озерецковский Н Л. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С. 175.
18. ЦГАРК. Ф.25. Оп.14. Д.29/37. Л.10-12.
19. Г.Есипов. Указ. соч. Спб., 1861. С.284.
20. Филиппов И. Указ. соч. С.101, 102, 105, 202.203.
21. Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве. 1. Феодосеевского Преображенского кладбища //ЧОИДР. 1869. Кн.2. С. 121; Грабарь И.Э. О древнерусском зодчестве. М., 1969.С.232.
22. Есипов Г.Указ.соч.С.368.
23. Абрамов Я. Указ. соч. С.368.
24. Русакомский И.К. Ансамбль за Преображенской заставой... //Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1985, С.160-161, 167.
25. Шайжин Н.С. Похоронные обычаи и приплачь в Нигажиме //ОГВ. 1902 N121. С.З
Т.А.Мошина
Старообрядчество: искусство, культура и современность. Вып.5 - М.: 1998
|