Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Дек-25, 19:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Келейничество [2]
Старообрядческие монастыри [22]
Старообрядческие скиты [19]

Главная » Статьи » Иночество » Старообрядческие монастыри

Безгодов А. Поморская монастырская обитель в Риддере

Утром, 11 сентября, на праздник Усекновения главы Иоанна Предотечи, поезд, на котором я ехал, пересек Казахстанскую границу, а к 15 часам я уже был в Риддере. Выйдя из поезда в шестом районе города и не имея адреса наших христиан, я спросил у местного жителя, в каком доме здесь молятся, и мне сразу же указали на дом, в котором нашли приют, посвятившие себя в наше время иноческому подвигу. Несмотря на то, что в обители я был совсем недолго, мне удалось довольно много поговорить с матушкой Марьей и братом Александром об истории обители и нелегком сегодняшнем дне.

 

Современная монастырская обитель основана остальцами некогда известного не только на Алтае, но и по всей России Покровского Убинского (Алтайского) монастыря.

 

Монастырь был основан в начале 1890-х гг. семьей сибирских казаков Егоровых, на притоке Убы реки Банной. Монастырь был с трех сторон окружен высокими горами, сама долина реки Банной заросла тайгой, а с четвертой стороны находилась полноводная Уба. Решение о строительстве женского монастыря было принято на местном соборе христиан-поморцев. Руководителем строительства стал Нифантий Иванович Егоров. Значительную сумму на строительство монастыря передали купцы Морозовы. Строительство вели всем миром, добровольно. Известия о строительстве женского монастыря на Убе быстро разошлись среди поморцев Урала, Поволжья и Сибири. Вскоре сюда приехало несколько монахинь с Урала. В 1920-х гг. в монастыре насчитывалось около 60 инокинь и белиц. Благодаря усилиям Егоровых, обитель и верхняя Уба превратились в мощный духовный центр Древлеправославной веры.

 

В 1928 г. монастырь подвергся разорению, и игуменья Ирина отдала всем насельницам по иконе и скитскому покаянию, чтобы они, разойдясь по домам, не оставляли молитвы. Старицы все горько плакали, не хотели покидать обители. В монастыре заранее были вырыты ямы, в которых схоронили имущество: зерно, воск, книги, иконы.

 

Договорившись вернуться, черницы разошлись во все стороны, некоторые с матушкой Афанасией ушли в район Минусинска, другие в Томскую тайгу, в Красноярский край, на Урал и др. Репрессии против матушек продолжались. Так, Афанасия была обвинена в совершении крещений и осуждена, в лагере она провела 7 лет, там ей сломали несколько ребер.

 

Почти все матушки вернулись на Убу спустя 30 лет, в конце 1950-х гг. и жили в окрестностях бывшего монастыря по заимкам. Старшей в то время была матушка Афанасия.

 

В конце 1970-х гг. из Ростова приехала Мелания, она приняла постриг и купила дом в Лениногорске, туда же со временем переехали и другие матушки. Дом, в котором размещается монастырская обитель, довольно просторный, в нем имеется отдельная моленная, келий, большой зал, трапезная, а также сени и веранда с крыльцом, во дворе имеются хозяйственные постройки. В последние годы руководительницами обители были матушки Афанасия и Павла (умерла в 1995 г.), в настоящее время старшая черница Марья.

 

Сейчас насельниками обители являются матушки Марья и Вера, а также живущий при обители чернец Александр.

 

В обители поддерживается строгий устав, совершается полный служебный круг, много молятся за творящих милостыню и за умерших. Сил становится уже немного, а еще недавно ежедневно молились сорокоуст.

 

Времени на хозяйство практически не остается, все уходит на молитву, в огороде садят только картошку и зелень, но жука не собирают, так что урожай получается как Бог даст.

 

Но Господь милостив. Зимой 2002—2003г. у них картошку из погреба утащили, сажать пришлось очень поздно, одно ведро картошки попросили у соседей, порезали ее и так садили. Сначала была засуха, а потом пошли проливные дожди, от картофельной ботвы остались одни палки, думали, картошки не будет, однако, урожай собрали небывалый, весь погреб полный, часть собранного отдали соседям и другим христианам.

 

Милостыню и продукты от неверных не принимают, только от своих христиан-поморцев. В городе покупают только хлеб, сразу много, и отдельно его отмаливают, потом сушат на сухари, свежий хлеб едят редко. Особый иноческий подвиг на себя наложили, воздерживаются от молочных продуктов.

 

Риддерские иночествующие паспортов не имеют и, конечно же, не имеют РНН (Регистрационный номер налогоплательщика — казахский аналог ИНН), а без них невозможно получить ни денежные переводы, ни пенсии, даже оплатить коммунальные услуги нельзя. В итоге отопление обрезали, теперь приходится покупать дрова и топить печку, от которой уже закоптился потолок. Сам дом, несмотря на то, что выглядит крепким, сильно прогнил, пол под моленной покрылся грибком. Угол дома (у моленной) весь трухлявый, крыша и потолок в нескольких местах протекают. Все водопроводные трубы проела ржавчина, часто приходится кое-как латать дыры, благо брат Александр в миру был сварщиком. Электропроводка рвется, все опасаются замыкания, в общем, в доме нужно все менять. Марья  говорит, что лучше этот дом с участком продать, а купить другой, поменьше, так как им с ремонтом не справиться. Зимой теперь в доме стало холодно, стали чаше болеть!

 

Несмотря на то, что живут очень бедственно, не забывают помогать и другим одиноким христианам в городе. Бывает, к ним приезжают гости, молитвенники или с милостынкой, с просьбами помолиться за родителей, покрестить детей и другими требами.

 

Посильную помощь обители оказывает городская Поморская община, средства в поддержку ежегодно высылает Российский Совет ДПЦ, а также собираются по частной инициативе.

 

На совещании PC ДПЦ обсуждался вопрос о возможности выезда иноков в Россию, где можно было бы взять их под особую опеку, однако паспортов у них нет, а без них через границу не переехать, да и возраст уже немалый.

 

Переночевав в обители (отдельных комнат для гостей нет, поэтому все приезжающие спят в зале на полу), я утром уехал в Усть-Каменногорск, а оттуда в Астану и далее в Курган.

 

В завершении хотелось бы несколько слов сказать о Курганской поморской общине. Дело в том, что когда я после службы встретился с наставником Курганской общины Иваном Иосифовичем Карболиным, то рассказал о своем пребывании в обители в Риддере. Оказалось, что сам Иван Иосифович какое-то время жил в обители, а уставщица Курганской общины прожила в этой же обители шесть лет и именно там была «обучена ведению службы. В кабинете наставника имеются фотографии, запечатлевшие монастырских матушек в 1960-х годах, и некоторые другие материалы по истории монастыря.

 

Алексей Безгодов

осень 2004 года

 

Опубликовано на сайте "Староверы в Рыбацком" 

Категория: Старообрядческие монастыри | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-10)
Просмотров: 4220

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz