Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Келейничество [2]
Старообрядческие монастыри [22]
Старообрядческие скиты [19]

Главная » Статьи » Иночество » Старообрядческие скиты

Михайлов С. Скит неокружников

В  Рахманове с давних пор су­ществовал женский старооб­рядческий скит. Время его возникновения неизвестно. Никто из нынешних старожилов ничего по этому поводу не смог сказать, все говорят, что скит здесь был всегда. Архивные изыскания также ничего не дали: рахмановцы тща­тельно держали втайне от властей наличие в их селении келий мату­шек.

Все  старообрядцы  Рахманова после 1864 года были неокружниками — последователями еписко­па Иова. Скит также был иовский. Отдельной моленной или часовни в нем не было, матушки духовно окормлялись в сельской Дмитри­евской моленной. По рассказам старожилов, в первой половине XX столетия в скиту было не менее пяти келий. Точное число мату­шек-скитниц неизвестно. Го­ворят, что бывали времена, когда один дом-келью занима­ла одна матушка, бывали — когда их было много, и они жили "все вместе". Наличие большого числа могил на местном старообрядческом кладбище говорит нам, что скит был многолюдным.

Матушки-"келейницы", помимо молитвы, занимались шитьем, стегали одеяла, помо­гали рахмановцам и жителям соседних селений обрабаты­вать огороды, учили детей. Рассказывают, что все они были грамотные. В местных деревнях до сих пор могут рас­сказать, что одна из келейниц, живших до революции, была прежде очень богатой. Уже бу­дучи инокиней она на свои де­ньги построила в Рахманове и вблизи него три моста через реку Вохонку, два из которых в советское время без видимых причин были разрушены и за­менены обычными кладями. Вообще, о матушках в селении и окрестностях вспоминают доб­рым словом.

Сейчас о матушках уже мало что помнят. В 1938 году была закрыта моленная, а вскоре после этого были высланы и инокини. Мои со­беседницы-старожилки смогли вспомнить только два имени. Это Мария или, как ее любя все звали, Марьяша. Она отличалась добрым характером, часто собирала в своей келье рахмановских прихо­жан на молитву. У нее в келье одно время хранилась часть икон из за­крытой моленной.

Другую матушку звали Антони­на. Она происходила из деревни Большой Двор, к северу от Павло-во-Посада. В детстве она осталась без родителей и была отдана в скит. После высылки вернулась назад, но поселилась в Орехово-Зуеве, где у нее был свой дом. Рах­мановцы постоянно бывали у нее. Умерла она уже в 1990-х годах.

После выселения матушек часть их домов-келий была отдана под детский сад, часть - в жилой сек­тор. Многие дома сохранились до­ныне, только в сильно перестроен­ном виде. На старообрядческом кладбище, общем для Рахманова и соседней деревни Дмитрово, со­хранилась большая группа могил насельниц скита. Кресты на них давно уже сгнили, но холмики на­ходятся в аккуратном состоянии. Недавно местные старообрядцы и о.Михаил Егоров из Павлово-Посада (д. Корнево), в приход которого входит Рахманово и окрестности, поставили крест на иноческих могилах. Рассказывают, что прежде иноческий участок занимал немалую часть кладбища.

Но не только женщины в Рахма¬нове принимали иночество. Недалеко от группы могил рахмановских матушек находится и еще одно интересное захоронение. Тщанием о. Михаила и местных старообрядцев на ней, у старинного черного мраморного надгробия также восстановлен деревянный осьмиконечный крест. На хорошо сохранившемся памятнике легко можно прочитать надпись:

"Под сим камнем погребено тело раба Божия инока-схимника Корнилия, в миру крестьянина деревни Рахмановой Кирилла Максимовича Заглодина, скончавшегося 8 марта 1904 года в 3 часа утра, жития его было 65 лет, 11 мес, 27 дней, в иночестве жил 2 дня, день ангела 18 марта, в супружестве жил 42 года, 8 мес. и 5 дней".

Как следует из вышеприведенного текста, Заглодин последовал древней тредиции принимать перед кончиной дней земных иноческий сан. Фамилия Заглодины - одна из коренных старообрядческих в Рахманове, из нее происходили и знаменитые владельцы местной шелковой фабрики. О Кирилле Максимовиче, в иночестве Корнилии, нам ничего узнать не удалось. Ныне никто о нем не помнит.

Сергей Михайлов

"Старообрядецъ", 2006, № 37

Категория: Старообрядческие скиты | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-03)
Просмотров: 2273

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz