Въ течение почти двухсотъ летъ широкие русские круги относились съ равнодушиемъ къ судьба иконнаго мастерства. Последнее стало глохнуть. До войны 1914 года въ тдельныхъ селахъ Владимирской губ. еще продолжали писать иконы «по старому», главнымъ образомъ для старовърцевъ. Но военные годы, революционная разруха привели почти къ полному исчезновение нконописцевъ.
Такие крупные центры иконописнаго производства, какъ села Палех, Холуй (Владимирской губ.), совершенно прекратили выделку иконъ.
До войны въ одномъ селе Холуй иконнымъ деломъ занималось свыше тысячи человекъ. Теперь, за отсутствиемъ спроса, кустари с. Палеха и Холуй перешли на производство мелкихъ вещицъ, главнымъ образомъ для заграничнаго потребителя.
Но выделывая всевозможныя кустарныя изделия, палеховские мастера продолжаютъ расписывать ихъ такъ же, какъ писали 300 и более летъ назадъ. «Творятъ» порошокъ краски на яичномъ желтке въ деревянныхъ ложкахъ, заливая контуры широкимъ цвътовымъ пятномъ съ высветлением затемъ выпуклостей формъ пробелками.
Отсюда общий интересъ и высокая оценка этихъ палеховскихъ работъ на заграничныхъ выставкахъ. Въ 1925 г. на международной выставке палеховцы получаютъ первую награду. Такимъ образомъ работа палеховцевъ, бывшихъ иконниковъ, прибрела мировую известность.
Все это говоритъ объ известной устойчивости художественной культуры палеховскихъ мастеровъ, сохраняюшихъ традиции древнерусскаго иконописания. Только въ творчестве Филонова, да въ графике и фарфоре Чехонина можно найти нечто подобное палеховскимъ миниатюрамъ. Художественныя достоинства искусства иконописания по прямой преемственности проявляются и въ свтетскихъ, современныхъ произведенияхъ с. Палехъ и Холуй. Иконы продолжаютъ писать лишь въ отдельныхъ семьяхъ села Мстера, той же Владимирской губернии, да въ глухихъ медвежьихъ уголкахъ северной Руси, где живут староверцы.
Такъ, въ с. Тушка, Малмыжскаго уезда, Вятской губ., еще до сихъ поръ продолжаетъ работать староверческий иконописецъ Лука Арефьевичъ Гребневъ, 60 летъ. Л. А. Гребневъ принадлежитъ къ старопоморскому, безпоповщинскому согласию.
До 1918 г. онъ имълъ небольшую типографию для печатания богослужебныхъ книгъ. Въ настоящее время выполняетъ заказы своихъ собратьевъ по вере и прислуживаетъ при молельне своей общины.
Въ Космозерскомъ погосте, Олонецкой губ. проживаетъ другой староверческий иконописецъ - Иванъ Михеевичъ Абрамовъ, сынъ известнаго въ Прионежье иконописца Михея Абрамова. Совместно съ сыномъ имъ были расписаны церкви въ Великой Ниве, въ Козелье. Въ 1919 году онъ скончался. Последняя его работа - роспись часовни въ Космозерскомъ погосте, для которой онъ же сработалъ деревянный иконостасъ.
Михей Абрамовъ отличался разносторонними способностями.
Наряду съ иконописнымъ деломъ, онъ исполнялъ малярныя работы, столярныя, обойныя. Зналъ сапожное мастерство, до всего дойдя самоучкой. Отбывая воинскую повинность въ Петрозаводске, онъ научился чинить часы, замки, паять. По праздникамъ его любимымъ занятиемъ была переписка старыхъ книгъ, которыя онъ украшалъ заставками и тщательно переплеталъ въ кожу.
Сынъ Михея Абрамова родился въ 1872 году. 12-летнимъ мальчикомъ онъ началъ помогать своему отцу, изучая иконное дело. Отъ отца же онъ наслъдовалъ разносторонния способности. И. М. Абрамовъ хорошо столярничаетъ, паяетъ, чинитъ часы, склеиваетъ посуду. Но главное его занятие, которому онъ предается съ большой любовью, это - иконописание. Изъ крупныхъ его работъ - роспись церкви въ Уницахъ. Много написано иконъ Иваномъ Михеевичемъ по частному заказу. Иванъ Михеевичъ имеетъ небольшую иконописную мастерскую, въ которой работаетъ со своими учениками.
З.
|