Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Апр-16, 13:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
История старообрядческой иконописи [16]
Иконописные школы [13]
Староверы-иконописцы [11]
История отдельных икон [2]
Уход за иконой [2]

Главная » Статьи » Иконопись » История старообрядческой иконописи

Крамарева И.В. К атрибуции иконы «Шестоднев» и выносных запрестольных икон из собрания СОИКМ им.П.В.Алабина

Один из залов экспозиции отдела истории прошлого Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина (СОИКМ) посвящен религиозной культуре Самарского края. Здесь представлены культовые предметы основных конфессий, бытовавших в Самаре, в том числе и иконы. Наибольший интерес посетителей вызывают три иконы.

 

 

Икона «Шестоднев», Россия, г.Самара (?) Датируется концом XIX - началом XX вв. Написана палехскими мастерами, возможно, в известной самарской иконописной мастерской палешан братьев Белоусовых. Поступила в СОИКМ в 1945 г. из фондов Антирелигиозного музея. Размер: 36х30 см. КП-15363

 

 

 

 

 

Выносная запрестольная икона «Иоанн Богослов, сотник Лонгин» в окладе. Изготовление датируется концом XIX - началом XX века, но фигуры выполнены по иконографии XVII-XVIII веков. Размер: 55,5x25 см, длина рукояти - 66 см, диаметр - 3 см. КП-22131/2

 

 
 

 

Выносная запрестольная икона «Богоматерь, Мария Клеопова, Мария Магдалина» в окладе. Россия/ Изготовление датируется концом XIX - началом XX века, но фигуры выполнены по иконографии XVII-XVIII веков. Размер: 55,5x25 см, длина рукояти - 66 см, диаметр - 3 см. КП-22131/1

 

Первая икона представляет собой сложную многофигурную композицию и относится к виду богословско-дидактических икон. Это направление в русской иконописи развивается со второй половины XVI в. и характеризуется стремлением к сложным темам, символизации изображений, к своеобразному богословскому раздумью. Например, "Символ веры", "Почи Господь в день седьмый", "Премудрость София созда себе дом", "Всякое дыхание да хвалит Бога" и другие (1).
 
В книге поступлений № 2 Куйбышевского музея краеведения под № 14564 (15363) (проставлен на обороте иконы), согласно акту № 19 от 22 октября 1945 г., значится запись: "Название иконы "Лик всех святых", фон желтый, размер 36x30 см, источник поступления - из фондов антирелигиозного музея". Размер иконы совпадает, под желтым фоном, видимо, имелась в виду позолота, а вот название было поставлено под сомнение, поскольку не вполне соответствует изображению.
 
В результате поисков и консультаций с искусствоведами представляется возможным сделать следующий вывод. Данная икона называется "Шестоднев". Датируется концом XIX - началом XX вв. Написана палехскими мастерами. Возможно, в известной самарской иконописной мастерской палешан братьев Белоусовых.
 
По литературе удалось выявить три извода иконы "Шестоднев".
 
1. Икона "Шестоднев" школы Дионисия начала XVI века (в ее изображении отсутствует шестидневное сотворение мира) (2).
 
2. Икона "Шестоднев" - как "образ шестодневного всемирного творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща" (3). В числе других икон с изображением Бога Саваофа она была запрещена на Большом Московском соборе 1666-1667 годов.
 
3. Палехская икона "Шестоднев" XIX века. Ее описание в целом соответствует нашей иконе (4).
 

Обратимся к иконографии иконы "Шестоднев" из собрания СОИКМ им. П.В. Алабина. Центром композиции средника иконы являются шесть клейм с изображением шести дней сотворения мира. И что интересно, изображение пятого дня не соответствует тексту Библии. "И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее..." - сказано в книге Бытия. И только на шестой день - животных и человека. В данном случае на пятый день наряду с птицами представлены и звери, известные в христианской символике: лев - символ царской власти, белый осел - священное животное судей, царей и пророков, заяц - символ скоротечности земного бытия, пантера - олицетворение голоса Иисуса, слон - как образ Христа, воздвигающего хоботом падшего Адама.

Изображение животных на пятый день сотворения имеется и на иконе "Сотворение света". Так что подобная "ошибка" - случай не единичный. Чем такое объяснить, сказать сложно. Трудно связать это с забывчивостью иконописцев или со сложностью изображения рыбы.
 
По вертикальной оси над шестодневом - в чаше лежащий Богомладенец, или Предвечный Младенец, Исус Христос, охраняемый Небесным Воинством. Под шестодневом в иерархическом порядке представлена небесная и земная Церковь: Бог Саваоф, Еммануил (образ Исуса Христа в отроческом возрасте), с двух сторон от них в четыре ряда ангелы, из земных людей представлены предстоящие Исусу Христу Богородица и Иоанн Предотеча; далее сцена изгнания из рая и в самом низу фигура Иоанна Предотечи с двумя крылами ангельскими. В левой руке он держит свиток со словами из проповеди в пустыне иудейской: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" (Мф. 3, 2). Вокруг него группируются земные святые. "Небо" средника иконы дополняют шесть праздничных клейм: "Собор св. Архистратига Михаила", "Благовещение Пресвятой Богородицы", "Распятие", "Воскресение Христово", "Усекновение главы Иоанна Предотечи", "Тайная вечеря". По углам иконы - евангелисты. На полях многоцветный растительный орнамент, выполненный в технике цировки (процарапывание затупленной иглой красочного слоя до поверхности листового золочения в целях воспроизведения тонкими линиями орнамента по золоту) (5). Вероятнее всего, икона "Шестоднев" выполнена по заказу. Причем заказчик был достаточно состоятельным человеком. Об этом свидетельствуют и техника, и качество ее исполнения. Икона покрыта сусальным листовым золотом, поражает мастерством мелочного письма (тонкой прорисовкой ликов, одежд), яркостью красок, особенно звонко горящих на золотом фоне. Следует отметить, что заказные иконы с обильным применением золота, цировки, ярких красок получили распространение во второй половине XIX в. (6).
 
Заказной характер иконы отражается и в ее иконографии. Большинство заказчиков являлись "соучастниками" создания иконы благодаря своим пожеланиям: "...написать со старого рисунка лицо, а колера сделать как на иконе Ушакова", "...написать по прилагаемому плану и шаблонам сообразно данному плану" и т.п. (7). Чем выше социальный статус заказчика, тем больше его "вмешательство" и роль.
 
Для нашей иконы характерны многочисленные изображения Бога Саваофа, в частности две небольшие вставки между праздничными клеймами, выполняющие в первую очередь декоративную функцию; изображения Иоанна Предотечи - клеймо "Усекновение главы", предстоящий Исусу Христу справа в сюжете Небесной Церкви и Иоанн Креститель с крылами ангельскими как центр композиции "земная Церковь". Можно предположить, что для заказчика он являлся особо чтимым святым.
 
И, видимо, заказным было клеймо "Тайная вечеря", поскольку в других иконах "Шестоднев" и в иконах, близких по композиции ("Суббота всех святых, с избранными святыми на полях", "Седмица"), писалось клеймо "Омовение ног".
 
Существовала версия о принадлежности данной иконы к кругу старообрядчества. Одним из признаков определения старообрядческой иконографии является соотношение имен евангелистов с их символическими изображениями: Матфей - ангел, Марк - орел, Лука - телец, Иоанн - лев. В центре композиции иконы Бог Саваоф изображен в зеленой сфере, вписанной в красный квадрат с вытянутыми углами. Каждый угол с символическим изображением ориентирован на изображения евангелистов по углам иконы. Таким образом, получается: Матфей - орел, Марк - телец, Лука - лев, Иоанн - ангел. Такое соотношение соответствует никонианской традиции. Следовательно, и сама икона не может относиться к кругу старообрядчества. Зато совершенно точно удалось определить как старообрядческие две парные выносные запрестольные иконы. Обе иконы в чеканных окладах килевидной формы, с рукоятями. Размер икон: 55,5x25 см, длина рукояти - 66 см, d - 3 см, общая длина иконы - 121,5 см.
 
Запрестольные иконы ставились с двух сторон от запрестольного креста. Свое название он получил по месту нахождения в храме - в алтаре за престолом. Крест и иконы устанавливались при освящении церкви. Поскольку крест и иконы выносились из алтаря во время торжественных церковных шествий, их стали называть выносными. А само шествие получило название крестного хода (8). Выносные иконы и крест можно видеть на иконе "Битва новгородцев с суздальцами" XVI века. В XVII-XIX веках моленные образы с изображением крестных ходов стали весьма распространенными. Такова, например, икона "Сретение иконы Владимирской Богоматери" XIX века с крестным ходом из музея Коломенское. Использовался этот сюжет и в живописи (И. Репин "Крестный ход в Курской губернии") (9).
 
Выносные иконы бывают двусторонними и односторонними (10). Иконы из музейного собрания односторонние. Их изготовление датируется концом XIX - началом XX века, но фигуры выполнены по иконографии XVII-XVIII веков.
 
Как правило, слева от запрестольного креста (относительно зрителя) располагалась икона с изображением стоящих на фоне Иерусалимской стены Богоматери, Марии Клеоповой (11) и Марии Магдалины; справа - Иоанн Богослов и сотник Лонгин.
 
На принадлежность данных икон к старообрядческой традиции указывает несколько признаков. Это обязательный для старообрядческой иконы ковчег - углубление в средней части иконы. Это двуперстие. Рука сотника Лонгина поднята к Христу и выражает прозрение. Будучи на месте казни и увидев его смерть, сотник сказал: "Истинно Человек сей был Сын Божий" (Мк. 15, 39). По преданию, он стал в последствии епископом Каппадокии и закончил жизнь мученическим подвигом (12).
 
Но самый главный аргумент появился после того, как мы сняли оклады. На обратной стороне обеих икон были наклеены этикетки (4x5 см) с надписями. На иконе с изображением апостола Иоанна Богослова и сотника Лонгина значилось: "№ 290 название Мироносицы справа старообрядческого Волковского молитвенного дома С.П.Б. в декабре 1912 года". На второй иконе - "№ 291 Мироносицы слева".
 
Волковская богадельня возникла в 1777 году по почину старообрядцев федосеевского согласия. Их уполномоченные, петербургские купцы Дмитрий Воробьев и Петр Волков, основали в этом году кладбище и построили деревянный молитвенный дом. В 1784 году на средства, собранные путем пожертвований, был возведен каменный молитвенный дом и при нем каменное здание богадельни для призрения престарелых и увечных старообрядцев. В 1807 году с разрешения правительства кладбище расширили и соорудили каменное здание для призрения лиц женского пола. В 1847 году права старообрядцев по управлению богадельней были ограничены. Указом 26 октября 1852 года она превратилась в обычную городскую богадельню. Несмотря на это, старообрядцы продолжали ее содержать и обновлять. В 1866 году купцы Владимир Долгов, Ефим и Федор Егорьевы, Василий Глотов возвели за свой счет в одном из зданий третий этаж с куполом. Эта постройка значительно увеличила количество кроватей для призреваемых и получила название Александровского отделения. Весь этот период сохранялась и моленная при богадельне. 8 февраля 1907 года петербургские старообрядцы федосевского согласия организовались в общину (13).
 
В 1917-1934 годах в доме №3 по набережной Волковки действовали мужская Успенская и женская Спасо-Преображенская (после 1929 года осталась одна общая) моленные петроградских федосеевцев (14). Удалось найти фотографии здания Волковского молитвенного дома (современный вид) и фото алтарной части (начало XX века ?). Она дает возможность увидеть запрестольный крест и иконы с двух сторон от него. Форма их окладов идентична окладам музейных икон.
 
Каким же образом запрестольные иконы из Волковского молитвенного дома г. С.-Петербурга попали в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина? Судя по книгам поступлений Куйбышевского областного музея краеведения за 1930-1950-е годы большая часть культовых предметов поступила в музей из фондов Антирелигиозного музея. Самарский антирелигиозный музей был образован в 1925 году отделением Союза воинствующих безбожников. В 1927 году его передали в ведение отдела народного образования исполкома Самарского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В 1936 году он вошел в состав областного музея краеведения, а 13 февраля 1938 года был вновь образован как самостоятельный музей и размещен в бывшем костеле (ул. Фрунзе, 157). В это же здание в 1941 году был переведен и музей краеведения. Таким образом, Антирелигиозный музей снова слился с краеведческим.
 
К сожалению, в архиве СОИКМ им. П.В. Алабина и в ГАСО сохранилось очень мало документов по Антирелигиозному музею. Среди них большой интерес представляет "Книга поступлений экспонатов Куйбышевского областного антирелигиозного музея 1940-1941 годов". Согласно этому документу, основными источниками поступлений в музей (кроме местных) являлись Центральный антирелигиозный музей Москвы и Ленинградский музей истории религии. В списке предметов музея, например, числился набедренник со штампом Александро-Невской лавры. Следовательно, можно предположить, что после закрытия Волковской общины в 1934 году, иконы были переданы в Ленинградский музей истории религии, а оттуда - в Самарский антирелигиозный музей.
 

В истории бытования этих икон удалось обнаружить еще один интересный факт. В 1950-1952 годах выносная икона с изображением Богоматери и мироносиц использовалась в качестве реквизита на спектаклях театра оперы и балета. Об этом свидетельствует акт приемки-сдачи № 4 от 20 июля 1950 года, составленный зав. фондами музея Муромцевой К.М. и зав. мебельно-реквизитным отделом оперного театра Синекоповым, о передаче во временное пользование 19 культовых предметов музейного значения. Под № 13 записана "икона с ручкой № 164". 2 февраля 1952 года икона вернулась в фонды музея.

С 1989 года выносные запрестольные иконы и икона "Шестоднев" экспонируются в зале "Религиозная культура Самарского края" экспозиции отдела истории прошлого, расположенной в Доме Курлиной (ул. Красноармейская, 15).

 

Примечания.

 

1. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. 1995. С. 392, 394.

2. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. М., 1993. Илл. 1.

3. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. С. 82.

4. Там же. С. 400.

5. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. 1996.

6. Косцова А.С., Побединскан А.Г. Русские иконы XVI - начала XX вв. с надписями, подписями и датами. П., 1990. С. 11. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. С. 195.

7. Павлова И.А. Типологический словарь предметов культовой утвари // Проблемы формирования и изучения музейных коллекций государственного музея истории религии. Л., 1990. С. 120.

8. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. С. 41, 42.

9. "Пречистому образу Твоему поклоняемся". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1994. С. 99.

10. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. С. 144.

11. "Пречистому образу Твоему поклоняемся". С. 37.

12. Календарь Древлеправославной Поморской церкви на 1998 год. С. 56.

13. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. М., 1996. С. 66.

 

Крамарева И.В.
 

К атрибуции иконы «Шестоднев» и выносных запрестольных икон из собрания СОИКМ им.П.В.Алабина // Христианство и мир. Материалы Всероссийской научно–практической конференции «Христианство–2000». Самара. С.236–244.

 

Категория: История старообрядческой иконописи | Добавил: samstar2 (2009-Фев-03)
Просмотров: 6809

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz