В то время, как в Москве «преизлиха ревнители» старообрядчества спорят о том, можно ли заниматься политическими вопросами без благословения старообрядческаго архиепископа, в юго-западном крае соорганизовался уже всероссийский союз старообрядцев не только без благословения старообрядческого духовенства, но даже без ведома Москвы. Теперь, кто раньше и энергичнее принялся за дело, тот и будет иметь успех, а кто будет только топтаться на месте, да спорить о благословениях, тот рискует остаться за бортом современной жизни.
О деятельности юго-западных старообрядцев и образовавшемся среди них всероссийском союзе напечатано в социал-демократической газете «Новая жизнь».
16 апреля, - говорится в этой газете, - в г. Юрьеве, Лифл. губ., в молитвенном доме состоялось собрание старообрядцев-безпоповцев поморского согласия. Присутствовало около 40 человек, в том числе, две женщины. Средний возраст собравшихся - не ниже 50 лет. Председателем единогласно избран студент О.Антоновъ, сын теперь уже умершего многолетнего предстоятеля местной .старообрядческой общины. Принят следующий порядок дня:
1) о желательной форме правления;
2) об отношении к Временному Правительству;
3) об отношении к петроградскому совту Солдатских и Рабочих Депутатов.
По первому вопросу горячую речь произнес народный учитель Макаров, воскресивший в памяти слушателей те гонения, которым подвергалось старообрядчество при монархии. Картину дополняют другие ораторы. В результате устанавливается отрицательное отношение к монархии. Собрание единогласно, открытым голосованием, высказывается за демократическую республику, причем старцы радостно приветствовали толкование слов «демократическая республика»: народоправство, народное правление.
По второму вопросу собрание также единогласно постановляет поддерживать Временное Правительство духовно- молитвами и материально - участвуя в подписке на заем свободы.
Плакат из журнала "Нива", 1917, июнь, № 24.
По третьему вопросу принимается уже не единогласно, а абсолютным большинством следующая резолюция: «Собрание старообрядцев г. Юрьева от 16 апреля 1917 г. постановило приветствовать Совет Солдатских и Рабочих Депутатов и поддерживать его, как орган контроля за работой Временного Правительства».
К концу беседы является директор местной гпмназии Г.Б.Бархов, который и был одним из инициаторов собрания. Бархов выступил с докладом о необходимости политического объединения всех старообрядцев в России. В этот момент уже сорганизовался всероссийский союз старообрядцев под председательством члена Гос.Думы Кириллова, который, по телеграфу обратившись к докладчику, просил отстаивать интересы старообрядцев в предполагаемой автономной Латвии.
Докладчик заявил, что Всероссийский союз старообрядцев – организация, звестная всем по своей легальности. Чтобы дать г. Кириллову тот или иной обоснованный ответ, докладчик просил собрание решить, желательно ли юрьевским примкнуть к всероссийскому союзу. Председатель высказался в том смысле, что теперь, при полноценной свободе, объединяться исключительно на религиозной почве излишне; от присоединения же к союзу пока воздержаться, так как совершенно неизвестна личность Кириллова и политическая программа.
В дальнейшем отдельными лицами было указано, Кириллов - из г. Двинска - правый октябрист, что были раньше слухи о его близости к союзу русскаго народа. Было бы в высокой мере желательно, чтобы в печати была дана обстоятельная биография г. Кириллова, так как им делается попытка объединения миллионов русских, привыкших к организации, но весьма еще слабо разбирающихся в политических вопросах. Может быть, здесь пред нами слегка приподнимается завеса таинственности, которою окутана подозрительная деятельность некоторых членоъ Гос. Думы, так усердно на местах поддерживающих Временное Правительство. Характерно, что в анкетном листке, разсылаемом г. Кирилловым (такой листок получен старообрядцами посада Черного на Чудском озере), ставится такой вопрос: если будет признана желательной монархия, то из какого дома нужно пригласить монарха?
Юрьевские старообрядцы пока отказались от присоединения к союзу, но уже после закрытия собрания Барховым получено согласие сообщить Кириллову, что юрьевские старообрадцы имеют желание примкнуть к союзу. Затребованы для ознакомления программа и устав союза.
30 апреля состоится собрание всех членов поморской общины мужского и женского пола. На этом собрании будет поставлен вопрос об отношении церкви к государству. В частной беседе уже высказывались в том смысле, что старообрядцы и при новом строе должны жить свободными общинами исключительно на собственный счет и вне всякой зависимости от государства. Указывалось, что также должна быть организована и никонианская церковь, т.е. господствовавшее при старом строе православие. И, действительно, православная церковь при своем новом строительстве многому может поучиться у старообрядцев, которые, за два с половиной столетия независимой от государства церковной общественности, выработали многие демократические навыкив форме организации.
Слово Церкви, 1917, № 21
|