Братие!
Ныне время деятельно, при дверех суд. И не только суд Божий, но и суд народа. Пали оковы с нашего многострадального старообрядчества, и нам, братие, нужно всячески, как можно скорее, не теряя ни минуты, использовать это время, потому что каждый прожитый нами день без пользы - считается уже потерянным. Как можно быстрее нужно сплотиться нам всем воедино: нужно объединиться, как один человек. Как нашим пастырям, так и нам, мирянам, нужно слиться в одну могучую семью. Осмотреть и обсудить наши нужды и недостатки. Проснемся же, братие, от нашей спячки. Если не так, то мы получимъ строгое осуждение от Бога за нашу леность и нерадение, а от нашего молодого поколения - строгий и справедливый укор за нашу бездеятельность.
У нас так много настоятельных и неотложных задач, накопившихся за время нашего безправия, что трудно себе и представить. Нам нужны школы, библиотеки, читальни; нужны союзы и собрания, на которых мы должны осуществлять наши религиозные задачи. Я - сельский обыватель, и мне хорошо известно, на какой точке стоит наше просвещение: в наших храмах упало до неузнаваемости церковное чтение и пение. Простите, братие, я пишу не с тою целью, чтобы оскорбить или унизить моих собратьев - чтецов и певцов, я хочу сказать, что до этого довело нас былое безправие. Теперь это время, по милости Царя небеснаго, прошло, и нам, братие, нужно идти с Богом вперед, всячески содействовать просвещению нашего молодого юношества, которое есть гордость страны и расцвета религиозности. Но, к сожалению, насколько мне известно, в наших сельских приходах не наблюдается еще ннкакого оживления; по-прежнему предаются своей спячке, и только тем себя убаюкивают, что пусть там делает Москва, а мы тогда за ними.
Нет, братие! Плохой извет - только надеяться на других. Нужно сплотиться всем в одну могучую семью, и не нужно ждать только дела от Москвы. В Москве и так все гораздо лучше сорганизовано. Там и сейчас стоит все на должной высоте: и пение, и чтение, и просвещение. Но у нас-то, в провинции, все очень плохо. И тем более, что Москва не знает всех наших нужд.
Наши враги не дремлют, но организуются, и хотят выступить npoтив нас, во всеоружии своего знания, и будут поносить и укорять нас: вот вы говорили, что нам не позволяют, а то мы сделали бы вот то-то и то-то. Теперь для всех свобода, а у вас ничто не улучшилось; наверное, вам и улучшить-то некому. И этим будут отвлекать малодушных, которые вместо любви, к старообрядчеству будут питать ненависть и отвращение.
Братие! Не все ведь тверды, но есть и малодушные. Христос Спаситель сказал: «блюдите, да не погибнет един отъ малых сих». А мы своим неразумием можем погубить не одного, а многих. Наши пастыри всегда были чутки к нуждам своих пасомых, теперь еще более должны проявить свою чуткость и энергию, исполняя свой долг честно и свято, дабы быть достойными своего высокого сана и чести и чтобы предстать пред судилище Христово верным над малым рабом, и быть над многими поставленными. Итак, наши архипастыри должны своими обращениями к нам будить нас до тех пор, пока мы не проснемся.
Слово Церкви, 1917, № 18
|