В Семеновском историко-художественном музее ведется научная разработка темы "История старообрядчества в Семеновском районе". Об этом рассказывается как в экскурсиях по музею, так и в пешеходной экскурсии по городу, в лекциях и беседах в учебных заведениях и организациях. Эта тема освещается в газетных публикациях, обсуждается на различных семинарах, занятиях краеведческого кружка. В 1999 году снят видеофильм "Путешествие в историю родного края" о старообрядческом ските Улангер и единоверческом женском Осиновском Крестовоздвиженском монастыре, построенном на месте бывшего скита. Фильм участвовал в областной программе "День нижегородских поселений" и занял призовое место.
В марте 1999 года в Семеновском районе с участием музея прошли съемки телемарафона "Душа России", в который вошли сюжеты об истории старообрядчества и современных старообрядцах.
Проведены две автобусные экскурсии для гостей города и работников Семеновской СЭС в места бывших скитов: Комаровского и Улангерского. В 2001 году музеем совместно с телеканалом ННТВ снят видеорепортаж в деревнях Малое Зиновьево, Елфимово с воспоминаниями местных старообрядцев о последних годах существования скитов.
Кроме того, неоднократно в нашем районе работали представители Центрального Российского телевидения, столичной прессы, снимая материалы о старообрядчестве. В 2001 году Семеновский государственный историко-художественный музей представлял проект "Религиозно-нравственные основы менталитета старообрядцев Семеновского уезда конца XVII-начала XX века, их актуальность для россиян XXI века" для участия в областной программе патриотического и нравственного воспитания "Алтарь Отечества" в рамках 1-го областного конкурса социокультурных проектов "Содружество".
Первая часть проекта, которую мы вынесли на заседание "круглого стола", предусматривает благоустройство бывшего Комаровского и Шарпанского скитов. Идея проведения "круглого стола" по старообрядчеству в музее и в районной администрации витала давно, чему способствовали разные причины. Во-первых, увеличивающийся с каждым годом интерес самых разных слоев населения: школьников, студентов, местных жителей и гостей из других регионов, предпринимателей, озабоченных своей родословной, а также духовных лиц, научных работников. Во-вторых, необходимость отдать дань уважения памяти людей, которые и сегодня вызывают глубокий интерес у потомков, живущих уже в XXI веке. В-третьих, просьбы людей провести экскурсии в места бывших старообрядческих скитов.
Кроме того, в 2001 году исполнилось 345 лет с того времени, как первые старообрядцы, православные люди, пришли к нам в Семеновский уезд, в наши таежные леса и поселились в урочище Смольяны за современной д. Ларионово, основав первый лесной монастырь-скит, ставший впоследствии очень известным по всему Керженцу и за его пределами. Это были беглые монахи Смоленского Бюзюкова монастыря Сергей Салтыков и Ефрем Потемкин (выходцы из нижегородских бояр).
Причем Салтыков и Потемкин были не только первыми скитниками, но и, видимо, первыми поселенцами этих мест. Этот вывод можно сделать на основании архивных исследований историка С.В. Сироткина, который в своей работе "Керженская волость: от XV до XVIII века" приводит даты основания населенных пунктов Семеновского уезда.
При Петре I появились деревни Ларионово, Зиновьево, село Рождественское (начало правления Петра I - 1689 г.). После 1689 года основана деревня Ронжино. К 1712 году в Трехсвятительском приходе села Пафнутово Заузольской волости находились селения: Васильево, починок Елфимово, починок Васильев. Деревня Федосеево числится в Николаевском приходе села Городинок Керженской волости с 1721 года. Это все ближайшие к первому скиту деревни. Следующим был основан скит Старый Шарпан - 1676 год.
Именно первые монахи и принесли в наш уезд настоящее православие: если до них здесь не было людей, починков, значит, не было и носителей религии, веры. Ведь если посмотреть все даты образования поселений Семеновского уезда, упоминаемых в работе С.В. Сироткина (а их 85), то оказывается, что только одна деревня - Озеро - возникла раньше первого скита - в 1653 году, а деревня Покровское - одновременно со скитом в 1656 году, остальные датируются начиная с 1663 года.
К концу XVII - началу XVIII века в Семеновский уезд прибыло свыше 40 тысяч старообрядцев, в то время как коренное население составляло всего 13,2 тысячи человек.
Наш маленький Семенов и Семеновский уезд, известный как один из крупнейших центров Нижегородской губернии по производству деревянной посуды с хохломской росписью и резных изделий, к концу XVII века становятся также центром старообрядчества. Уезд покрывается густой сетью старообрядческих починков, сел и деревень, в которых поселялись бельцы (крестьяне), скитов и келий, которые основывали чернечествующие, или чернецы - т.е. православные монахи. В этот период насчитывалось 94 скита. Керженец стал для старообрядцев рекой священной. С самого начала своего появления раскол не в другом каком-либо месте, а здесь, на Керженце, водрузил свое знамя в надежде в преславных лесах керженских и дебрях чернораменских незыблемо сохранить "старую веру" отцов. Слово "Керженец" у старообрядцев обладало особым значением, даже более - каким-то магическим действием, и способно было воспитывать людей стойкими и непоколебимыми в деле веры. Популярность его возросла до того, что слово "Керженец" стало отождествляться со словом "раскол", и вместо слова "раскольничать" нередко стали употреблять слово "кержачить". Название целого уезда Балахонского (Семеновского в то время еще не было) стали заменять словом "Керженец": "поехал на Керженец", "приехал с Керженца", "побыл на Керженце". В чем же значение скитов, морально-бытового уклада жизни старообрядцев, в целом старообрядческой культуры? На протяжении двух с половиной веков их существование не давало покоя как светским, так и духовным властям, и, несомненно, оказывало влияние на жизнь окружающего населения Семеновского уезда, а также на умы многих людей в России. Ведь романами П.И. Мельникова (А. Печерского) "В лесах" и "На горах" зачитывалась вся грамотная Россия, начиная с царской семьи.
Скиты стали богатейшими сокровищницами древнерусского искусства. Старообрядцы везли с собой в керженские леса рукописные и печатные божественные книги, иконы. На новых землях, чтобы выжить, они были вынуждены заняться ремеслом. В скитах появляются мастерские. Старообрядцы вышивали бисером и стеклярусом оклады для икон, картины и другие бытовые предметы. Применяя сложную технику вышивки "белую строчку", обвязывали полотенца, постельные принадлежности (подзоры, наволочки, покрывала), женские рубашки. Занимались перепиской книг, писали иконы.
В скитах, монастырях и в самом г. Семенове изготавливали лестовки. Наш город был единственным в России, где существовал этот промысел. Одно из главных занятий старообрядцев - изготовление деревянных изделий, посуды. Выделывались разнообразные чаши, ковши, ложки с символическим черенком - двуперстным знамением и т.д. Со старообрядчеством связано возникновение хохломского искусства - оригинальной техники окраски деревянных изделий, особенностью которой является получение золотистого цвета без применения золота. Старообрядцы, занимаясь росписью икон, могли применять известные приемы окраски дерева в золотистый цвет на токарной посуде и других деревянных изделиях. Они же принесли в наш уезд технологию изготовления валяно-сапожных изделий.
Что же касается религиозного менталитета старообрядцев, их веры, то молва о Керженце в самом начале XVIII века распространялась дивная: "Несть бо во всей вселенной лучшей веры, яко же тамо, несть нигде добродетельных человек, яко тамо, и несть спасения душевного иного хотящим спастися, яко же тамо: тамо бо пустынная места пространная, и многие отцы от многих лет в тех пустынях неисходно пребывают".
В скитах старообрядцы находили для себя нравственную поддержку, ибо в них строго и точно хранили веру православную и обряды. В них старообрядцы видели блюстителей "древлего" благочестия, проводников веры в народные массы, где сосредотачивалась вся жизнь заволжского старообрядчества. Получая множество книг из типографий польских, галицких, острожских, скитские старцы делились ими с окрестными жителями (все старообрядцы относились с почтением к книгам, хранили их, как иконы). Возникал ли где какой-то вопрос, касающийся догматики или обрядов, в скитах собирались соборы из скитников и мирян и сообща решали его. Скиты снабжали различные общины уставщиками, певцами. Даже после разорения скитов и переселения скитниц в Семенов они продолжали заниматься обучением и воспитанием подрастающего женского поколения из местных горожан и окрестных крестьян. Как писал посетивший город в 1879 году Безобразов, "в Семенове в кельях дети обучаются грамоте и рукоделию и воспитываются в духе старообрядчества. В деревнях после ликвидации скитов келейницы, или чернички, селились позади крестьянских дворов. Обыкновенно занятие их - уход за больными, чтение над покойником Псалтыря, чтение Летописей и Сказаний в домах, обучение детей грамоте и т.п.". В их жилье всегда была замечательная чистота и опрятность, внутри всегда выметено, вымыто. Старообрядцы питали глубокое уважение к скитникам и считали скиты местами священными. Путешествие в скиты приравнивалось к путешествию в Иерусалим и по другим святым местам.
Светским сословиям: мещанам, купечеству и крестьянам, а именно они составляли основную массу старообрядцев, была присуща такая черта, как исключительное трудолюбие. Старообрядцы с особым почтением относились к учению Иоанна Златоуста (IV в. н.э.), который рассматривал труд и бережливость и как форму борьбы с бедностью, и как форму воздержания и спасения человека. Златоуст, а вслед за ним и староверы резко осуждали мирские зрелища, увеселения как порочное и праздное время-препровождение, чревоугодие, пьянство, курение табака, брадобрение, аборты, блуд и разврат мирян и священников. Такие черты, как честность, верность слову, небоязнь властей во все времена, нелюбовь к пустой болтовне, внешняя сдержанность, твердость характера, а также ответственность за свое дело позволили выдвинуться из крестьянской и купеческой среды целому ряду русских купцов-старообрядцев, которые показали самые многочисленные и лучшие образцы промышленной деятельности, организации производства, торговли и благотворительности. В середине XIX века каждый пятый нижегородский купец был старовером. Лиц купеческого сословия из старообрядцев было в 1853 году в Нижнем Новгороде 84 человека, в 10 уездных городах - 374, в промысловых и торговых селениях - 207. Среди крупнейших предпринимателей России, Нижегородской губернии и нашего Семеновского уезда мы встречаем имена купцов-старообрядцев: С.Т. Морозова, С.И. Мамонтова, П.П. Рябушинского, Н.А. Бугрова, Д.В. Сироткина, П.П. Шарыгина, А.П. Носова, П.Н. Булганина и других.
В настоящее время на территории Семеновского района сохранились в основном старообрядческие кладбища, обозначающие места бывших скитов и келий. Там можно увидеть и сегодня остатки деревянных гробниц наиболее почитаемых старцев, а также характерные столбики с крышами - "голбцы" на женских могилах. Скитники умели выбирать в глухих семеновских лесах места для своих келий и поселений. Они и сегодня поражают и привлекают своей красотой, например, бывший Оленевский, Комаровский, Шарпанский и другие скиты.
Совсем не случайно возникла необходимость привлечь внимание широкой общественности к проблемам сохранения памятных мест, связанных с историей старообрядчества, мест паломничества и поклонения старообрядческим святыням. И в первую очередь, к проблеме благоустройства бывших Комаровского и Шарпанского скитов - памятников истории и культуры Нижегородской области.
К.Г. Кудрявцева
Журнал "Нижегородский музей", № 9-10, ноябрь 2006 г.
Другие материалы по теме
|