Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Ноя-22, 13:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Законодательство о старообрядчестве [15]
Староверы и власть [75]
Участие в официальных мероприятиях [10]
Староверы и политика [34]
Староверы и цензура [1]

Главная » Статьи » Старообрядчество и власть » Участие в официальных мероприятиях

Освобождение духа. Доклад митрополита Андриана на VII Международной конференции "Старообрядчество: история, культура, современность"

Благоревностные пастыри, достопочтенные ученые, уважаемые любители отечественной истории, все собравшиеся в этом зале дорогие братья и сестры!

Благословением Всевышнего Бога Русская Православная Ста­рообрядческая Церковь вступила в XXIвек, обретая широкие воз­можности, которые ей дает возобладавшая сегодня свобода совес­ти. Это происходит как будто в награду за перенесённые вековые скорби и великое терпение. Это — знак того, что Господь даёт нам великое утешение и призывает вновь взяться за возделывание оску­девшей в прошлом веке, поросшей плевелами духовной нивы.

Однако нетрудно заметить, что нынешние обстоятельства име­ют большое сходство с ситуацией, которая сложилась в России в начале прошлого века. Тогда границы религиозной свободы тоже оказались широко раздвинуты. Этот период в нашей церковной сре­де принято называть "золотым веком" старообрядчества. Он был чрезвычайно короток, уложился всего-то в 12 лет, с 1905 по 1917 гг. Зато какое это было бурное, плодотворное, многообещающее вре­мя. Спрятанные под вековым спудом духовно-созидательные силы выплеснулись наружу, влились в общественно-духовную жизнь России и проявили себя не в революционных митингах и терористических актах, а в храмоздательстве, меценатстве, развитии цер­ковных искусств, периодической печати, в достижениях богослов­ской мысли и создании системы образования. Социальная, эко­номическая и духовная инициатива была направлена в созидатель­ное русло. Религиозное освобождение, подобно отмене крепост­ного права, стало сильнейшим катализатором государственного раз­вития. Знаменитые цифры экономического подъёма 1913 г. не слу­чайно совпадают с расцветом старообрядческой активности начала XXв. и являют собой редкий пример состоявшейся исторической альтернативы.

Начало этому "русскому чуду" положил документ, столетие которого в этом году отмечает наша Церковь. Сто лет тому назад, 17(30) апреля 1905 г., был обнародован именной высочайший Указ Правительствующему Сенату "Об укреплении начал веро­терпимости". Этот беспрецедентный правовой акт после двух с половиной веков духовного и физического насилия был добыт кровью, терпением и истовой верой миллионов благочестивых православных христиан, перенёсших все тяготы гонений от го­сударственной и церковной власти.

Накануне этого дня телеграм­мой императора Николая IIот 16 апреля, повелевалось распеча­тать алтари старообрядческих храмов Рогожского кладбища, что­бы вновь в них могла совершаться Божественная Литургия. Этой возможности почти 50 лет были лишены старообрядцы, кото­рым, как и в апостольские времена, приходилось приносить Спа­сителю Бескровную Жертву тайно.

Современники тех событий в один голос говорят о глубочай­шей, искренней до слёз благодарности, которую старообрядцы, постарались донести до императора Николая II. Заслуга послед­него царя в даровании религиозных свобод народам России не­сомненна. Николай II, следуя путем Екатерины Великой, стал первым из российских самодержцев, который попытался вник­нуть в дела церковные, руководствуясь христианским духом и со­знанием исторической ответственности.

Отношения старообряд­чества и последнего царя складывались совсем не так, как это было принято во времена правления предыдущих государей. К сожалению, и по сей день они остаются по-прежнему глубоко не исследованными, и множество интереснейших фактов существу­ют как бы сами по себе, без огранки исторической науки. Сам Николай IIписал, что разрешение на возобновление богослуже­ний в храмах Рогожского кладбища стало "новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, иско­ни преданным своей непоколебимой преданностью престолу".

К несчастью, примирение государя с немалой частью россий­ского народа состоялось только в XXв. Сегодня в общественных и научных кругах уже почти не вызывает сомнений тот очевидный факт, что религиозная нетерпимость, преследование старой веры на протяжении трёх веков нанесли неисчислимый ущерб Россий­скому государству, его стабильности, экономике, культуре, на­циональным и религиозным традициям. Даже сами чиновники царского правительства говорили о невосполнимости этого ущерба. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что преследование старообрядчества — самого созидательного и кон­сервативного класса русского общества — стало одной из главных причин секуляризации общественного сознания в России, падения дотоле непререкаемого авторитета христианского предания, прене­брежения отечественным наследием и национальной культурой.

Запечатание алтарей Рогожского кладбища надолго отсрочило саму возможность развития общественного диалога, формирова­ния гражданского общества и правового государства и нанесло удар по престижу российской монархии. Ф.Е. Мельников полагал, что акт запечатания алтарей стал демонстративным позором казённого православия. Это дело запятнало репутацию самого императора, старавшегося дотоле казаться просвещенным монархом в глазах всего христианского мира. "То, что он совершил на Рогожском кладби­ще над старообрядческими церквями, именно то самое через шесть­десят лет совершили безбожники над всей Россией".

Нелишне отметить, что система мер по преследованию старо­веров, разработанная иерархами синодальной Церкви, явилась прототипом большевистской антирелигиозной политики. Огра­ничения в гражданских правах, запрет на профессии, массовые закрытия монастырей и храмов, конфискации имущества, жёст­кий полицейский надзор, агентурная работа, цензура, истори­ческие фальсификации и мистификации, уничтожение священ­ных облачений, икон и книг, сожжение и утопление в выгребных ямах святых мощей, публичное осквернение алтарей, публика­ция "покаянных" писем отступников - вот лишь некоторые из "охранительных" методов, применявшиеся против старообрядчес­тва в XIXв. и взятые на вооружение безбожниками в XXв.

Дарование свободы вероисповедания в 1905 г., то есть, по сути, отказ от всех вышеперечисленных инструментов духовного гнёта, стало событием исторического масштаба, важнейшей, пусть ещё не до конца изученной и оценённой, вехой в жизни нашей стра­ны. Именной императорский указ явился ясным шагом России к цивилизованному гражданскому обществу. Вместе с древлеправославными христианами вероисповедные права даровались го­сударем и сектантам, баптистам, иудеям, магометанам и даже язычникам. Свобода веры для всех российских религиозных меньшинств была добыта верноподданными и законопослушными стра­дальцами и молитвенниками, наследниками Древней Руси. Имен­но старообрядцы вымолили свободу веры в России. И встретили её как самый светлый праздник.

В память о снятии печатей с алтарей Совет попечителей Ро­гожского кладбища принял решение о строительстве колоколь­ни. Это был во многом символический шаг, ведь, с одной сто­роны, в 1905 г. впервые было дозволено старообрядцам совер­шать колокольные звоны, а с другой стороны, старообрядчество хотело громогласно заявить об обретённом праве молиться по оте­ческому преданию. Рогожская колокольня, величественный па­мятник церковной архитектуры XXв., одновременно является и памятником торжеству свободы вероисповедания.

Наряду с колокольней в сегодняшнее время присутствует и другой живой символ освобождения религиозного духа — это еже­годный крестный ход, совершаемый в Москве на праздник свя­тых Жён Мироносиц. Этот день стал одним из любимейших ду­ховных праздников всего старообрядчества. На празднование св. Жён Мироносиц в Москву традиционно съезжаются верующие из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Так было и в глухое советское время, так остается и сейчас. Многосотен­ная процессия с древними иконами и хоругвями под звон колоко­лов обходит Покровский храм по стародавнему православному обы­чаю посолонь (по солнцу), собирая вокруг себя толпы заинтере­сованных наблюдателей. Не будет преувеличением сказать, что в том числе и благодаря удивительной притягательной силе этого праздника за годы безбожной советской власти почти полностью генетически уничтоженному, обокраденному, оболганному, на­сильственно обмирщённому старообрядчеству, тем не менее, уда­лось выжить и сохранить единство Церкви.

Воспоминание о распечатании алтарей сегодня многими тра­диционными рогожскими прихожанами по-прежнему восприни­мается как московский праздник. Грядущий юбилей ныне открывает нам новый взгляд на события вековой давности. Становится очевидным, что привычное название праздника — "распечатайте алтарей Рогожских храмов" — не отражает глубины и смысла со­бытий апреля 1905 г. Нам кажется, уместнее было бы говорить о праздновании обретения всей Россией свободы вероисповедания.

В конкретном же применении к старообрядчеству привычный оборот речи — "распечатайте алтарей в храмах" — является скорее гражданским термином, связанным с конкретным актом снятия печатей. Церковный термин должен отражать духовное значение события. В этом смысле, нам представляется, предпочтительнее говорить о возобновлении таинства Евхаристии.

Впрочем, это только мои весьма скромные попытки раскрыть своё видение и понимание сути предстоящего 100-летнего юбилея. Я уверен, что участники настоящей конференции своими доклада­ми и сообщениями смогут дополнить и обогатить наше представле­ние об исторических причинах и последствиях издания указа о ве­ротерпимости. Как неравнодушный гость конференции, я хотел бы услышать о новых интересных находках ученых в области исто­рии русской Церкви. Мне также хотелось бы, чтобы как напоми­нание дню сегодняшнему прозвучал рассказ о могучих созидатель­ных силах, которые проявились в старообрядчестве "золотого века". Выражаю надежду, что эти силы не угасли еще совсем в нас, недостойных наследниках великих предков. Их терпением, вер­ностью и молитвою сохранилась на Руси старая, поистине право­славная, неповрежденная вера. Нам, слабым потомкам, выпала доля восстанавливать Церковь после тяжёлых утрат, понесённых в период засилья коммунистической идеологии.

Говоря сегодня о распечатании алтарей старообрядческих храмов, мы понимаем это не только как совершившееся событие, но и как продолжающее­ся действие. Новый век ставит перед нами новые задачи. В ду­ховном плане "распечатайте старообрядческих алтарей" еще толь­ко должно произойти — как открытие красоты и духовной цели­тельности древнего порядка богослужения и церковного устрой­ства.

Современное старообрядчество должно суметь все, что со­хранили, сберегли наши предки, сделать достоянием российско­го общества, отечественной культуры и духовной жизни страны. В заключение хочу поблагодарить организаторов и всех участ­ников конференции за неиссякающий глубокий интерес к духов­ному наследию Руси, представителем которого является старооб­рядчество. Призываю Божие благословение на ваши труды во имя торжества Света и Истины.

Категория: Участие в официальных мероприятиях | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-16)
Просмотров: 1213

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz