Пока старообрядцы размышляют, насколько они заинтересованы в необходимости возрождения апостольской проповеди и политики открытости, новообрядцы, почуствовав интерес сограждан к древлецерковному благочестию, начинают активно эксплуатировать символику и образы Старой Веры.
Выставка «Православная Русь» проходящая в Санкт-Петербурге стала своеобразным этапом в этом необычном процессе.
Первое, что бросается в глаза стороннему наблюдателю, это существенное уменьшение интереса к «всероссийскому батюшке» Серафиму Саровскому. Непрерывные чествования главного старца тысячелетия, видимо, утомили церковную публику. Количество икон и портретов Серафима стало меньше, а главный фетиш серафимомании - сухарики освященные в горшочке «преподобного» - уже теряются в череде сухариков, освященных в горошочках других старцев.
Однако в глаза бросается другое – все больше экспозиций стараются обзавестись той или иной символикой староверия.
То здесь, то там можно встретить девушек в сарафанах и заколотых платках, витрины украшаются изображениями голбцов, старцев в каптырях, полумантиях и с лестовками. (фото 1).
Все чаще лестовки появляются в руках популярных новообрядных старцев, которых при всем желании нельзя заподозрить в сочувствии Старой Вере (фото 2. Серафим Вырицкий с лестовкой в руках).
Изображения старообрядцев появились даже на книгах, посвященных самым последним, мягко говоря, весьма сомнительным, новообрядческим «святым».
Так, издательство «Русский Хронограф» предлагает читателю книгу, посвященную юродивым старицам последнего времени. (Фото 3) На обложке изображены инокини нижегородского староверческого монастыря начала 20 века. Сам снимок принадлежит известному фотографу того времени Дмитриеву. Ну а содержание издания посвящено, главным образом, блаженной Матроне и подобным ей новообрядческим «старицам».
На многих прилавках выставки продолжает продаваться книга архимандрита Амвросия (Юрасова) «Яко с нами Бог». Ее содержание, как уже давно доказано, честной архимандрит «сдул» с одной из брошюр Ф. Е. Мельникова.
Список подобных заимствований можно продолжать еще долго. Что же делать? Можно стенать, кусать локти и жаловаться на плагиаторов и самозванцев. Но нет ли в этом вины самих староверов? Все ли они делают, чтобы утолить духовный голод нашего народа? Не развязывает ли их пассивность руки новообрядческим шарлатанам, продающим согражданам пустышки, перекрашенные в древние краски Святой Руси?
|