Книжница Самарского староверия Пятница, 2021-Июн-18, 18:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
История старообрядческой иконописи [16]
Иконописные школы [13]
Староверы-иконописцы [11]
История отдельных икон [2]
Уход за иконой [2]

Главная » Статьи » Иконопись » Уход за иконой

Цыгикало А. Правильное хранение и уход за иконой

Как долго со старых досок, иногда украшенных металлическими окладами, смотрели на людей темные лики, покрытые сажей от свещей и потемневшей олифой! И сегодня особенно тяжело наблюдать, что иконы, с таким трудом сохраненные, страдают и погибают не от рук воинствующих безбожников, но что удивительно и грустно - от рук благонамеренных верующих. Для какой-то части икон по объективным историческим причинам не могли быть созданы хорошие условия хранения, но чаще лики святых в наших домах и храмах потемнели потому, что мы стали более равнодушными к святыням. А между тем напоминание о необходимости правильного и особенного ухода за иконами воспринимается за оскорбление, как надругательство над религиозными чувствами, будто такой уход за иконами, их чистка и реставрация - несовместимые вещи с иконопочитанием. Бытует мнение, что темный образ - это свято и канонично, это по - старообрядчески, поэтому икону нельзя реставрировать. Но это утверждение не имеет под собой никакой основы - ни исторической, ни канонической.

 

Во-первых, он противоречит догмату Восьмого Вселенского Собора об иконопочитании, гласящему, что поклонение перед образом восходит к тому, к кому оно обращено, а если лика не видно и не разобрать, чей он, то к кому молитвенно обращаться?

 

Во-вторых, изначально икона пишется яркими чистыми красками и каждый цвет имеет свое значение, что определяется иконописными канонами.

 

Живопись Андрея Рублева необыкновенна не только глубиной и одухотворенностью образа, но и гармоничной цветовой гаммой. А под темной олифой никто бы не увидел этих дивных ликов.

 

Хорошо зная Библию, Ветхий и Новый Завет, жития святых, мы можем "прочитать икону": но как же "читать", если вместо библейских сюжетов и святых на нас смотрят темные доски или начищенные до зеркального блеска, пустые оклады. Со временем люди перестают понимать сюжет иконы и начинают молиться на некий темный предмет, который когда-то назывался иконой.

 

И совсем крайний случай - когда не считают нужным совсем что-либо делать, говоря: "Да все равно все сгорит!"(имея ввиду Второе Пришествие).

 

Необъяснимо также мнение о том, что "неправославно" покрывать икону лаком - здесь уже проявляется некий вероучительный момент. Надо понимать, что назначение любого покровного слоя - защищать живопись, не мешая ее восприятию. Для этого на красочный слой иконы наносится олифа или олифа с добавками. А если в олифу добавить любой смолы, то это уже - лак. И как с этим увязать суждение о "неправославности" покрытия иконы лаком - совсем не ясно.

 

Существует другая крайность в отношении к иконам - непреодолимая тяга человека "что - ни будь" сделать с образом. Особенно часто это проявляется перед церковными праздниками или во время приборки. Но, не обладая элементарными знаниями, люди чаще всего наносят огромный, иногда непоправимый ущерб иконам. Если возникает необходимость в поновлении образа, прежде всего, нужно обратиться к специалисту. В обычных условиях при уходе за иконами необходимо соблюдать определенные правила.

 

Три главных «врага» иконы

 

-     вода (влажность]

 

-     сквозняк (перепад температуры)

 

-     огонь (пламя от свещей)

 

  

Вода

 

Во всех слоях, составляющих икону, имеются микропоры (они видны лишь при очень сильном увеличении), через которые икона "дышит", т.е. происходит воздухо- и влагообмен, и если этого не знать, то можно сильно повредить ее. Поэтому нужно помнить, что иконы нельзя протирать - ни сухой, ни мокрой тряпкой, или полотенцем. Вода, попадая через микропоры в верхние слои, ускоряет распад иконы. По тем же причинам нельзя ничем натирать или смазывать образ (маслом, чесноком и т.д.) -закрываются поры, и икона перестает дышать, в результате начинается шелушение красочного слоя.

 

К сожалению, типичное явление, которое мы наблюдаем в домах или в храме - когда кто-нибудь берет чистую тряпочку, смачивает ее святой водой или же мыльным раствором, а то и лампадным маслицем, и начинает старательно протирать по живописи иконы.

 

...И вот мы видим образа, у которых либо полностью стерт лик, либо нет глаз, либо иных фрагментов. В итоге мы теряем иконы. Подходят люди к иконостасу - и на них уже не смотрят молитвенные старинные лики. Виднеются лишь пустые места.

 

Надо понимать, что хотя вода и святая, это не отменяет ее физических свойств. Ни в каких богослужебных книгах не упомянуто применение масла для блеска и святой воды в качестве чистящего средства. Также опасно применение сухого полотенца: икона старше пятидесяти лет, имеет микротрещинки и волокна полотенца или другой ветоши цепляются за острые уголки и отшелушивают кусочки красочного слоя. Максимум, что можно делать - это стряхивать пыль с икон мягкой кисточкой.

 

Сквозняк

 

Икона, если она находится в постоянных условиях хранения, даже если там существуют сезонные перепады температуры и влажности, т.е. постепенно, без резких колебаний, способна сохраняться и сто, и двести, и более лет. Но при резкой смене температуры и влажности, что наблюдается при постоянных сквозняках, доска иконы не успевает "среагировать" на быстрые изменения, и начинает растрескиваться, часто разрывая швы, склейки досок.

 

Поэтому образа желательно хранить подальше от открываемых форточек и отопительных приборов. Иконы, как и люди, боятся сквозняков, которые приводят к таким разрушениям, что потом их приходится долго и сложно лечить.

 

Огонь

 

Нередко можно видеть, как подсвечники ставят очень близко к иконам. Пламя от свещи создает высокую температуру. Постоянно, как правило, на уровне ликов, икона подвергается быстрому и сильному нагреванию (попробуйте подставить свою ладонь между образом и пламенем, подержите минуту - комментарии излишни). От регулярного быстрого перепада температуры, красочный и защитный слои начинают вздуваться. Со временем вздутия начинают трескаться, и поверхность иконы распадается на куски. Часто на иконе остаются сильнейшие ожоги от падающих на нее свещей - восстановить такую икону очень сложно. Кроме того, близко расположенные горящие свещи, разбрызгивают на образ мельчайшие капельки воска, образующие со временем приличный налет. Удалять восковые потеки с иконы скребочком или ножиком нельзя. Необходимо консультироваться у специалиста в каждом конкретном случае. Как и все люди, иконы разные и нельзя здесь дать один универсальный совет.

 

Существует еще несколько, не менее важных правил при обращении с иконами. Хочется упомянуть о чрезмерном почитании у нас в домах не столько самого образа, сколько его яркости и блеска. Этого, добиваются настойчиво, постоянно и любыми средствами. Прежде всего, это относится к иконам в окладе. Их начищают, как правило, к каждому празднику. Используют чаще всего зубной порошок, пасту ГОИ или хозяйственный абразивный порошок - и начинают "тереть до дыр". Известны даже случаи применения кирпичной крошки, особенно в сельской местности. Но необходимо знать, что пасты, порошки или любимый всеми мел - это абразив, т.е. мелкие жесткие частицы, сдирающие все на своем пути: и грязь, и позолоту. Как правило, все чистящие средства попадают за открытые части оклада и наносят иконе сильнейшие разрушения. Часто приходится наблюдать такие иконы, принесенные для реставрации; после снятия оклада - впечатление удручающее.

 

Во-первых, и самое главное - окладу не свойственно (и не нужно) сиять и сверкать как зеркалу. Это всего лишь фон, обрамляющий главную часть иконы - лик.

 

Во вторых, оклады, конечно, необходимо содержать в чистоте, но чистить их нужно именно от грязи: не часто и не регулярно (примерно раз в год). Здесь абсолютно не уместна спешка, т. к тороп­ивость и неаккуратность приводят к повреждению икон.

 

Лучше всего, чтобы оклад легко снимался и чистился отдельно от иконы. Но ВПЕРВЫЕ снимать оклад с иконы МОЖНО ЛИШЬ РЕСТОВРАТОРУ! Иконы, находящиеся под окладом, часто представляют страшные руины даже при сохранной видимой части.

 

После чистки (или реставрации) закреплять оклад надо двумя небольшими латунными гвоздиками (на большой иконе - четыре, шесть). Никогда НЕЛЬЗЯ НАБИВАТЬ ОКЛАД НА "ЛИЦО ИКОНЫ". Если оклад плохо прилегает к образу, прежде всего, нужно восстановить загиб кромки.

 

Как правильно чистить оклады? Это делается накрученным на заостренную палочку ватным тампоном. К средствам, убирающим грязь и не разрушающим металл, относятся моющая жидкость "Прогресс", "Бычья желчь медицинская", раствор "Детского" мыла. Все эти вещества химически нейтральны и не абразивны. Тампон смачивается не сильно, чтобы не текло, затем, после чистки оклада, моющее средство два три раза стирают смоченным в кипяченой воде тампоном. После полного высыхания, оклад можно отполировать плотной шерстяной тряпочкой.

 

Кропотливость и кажущаяся сложность такой работы не будут восприниматься слишком трагически, если вспомнить, Кому мы работаем. Следить за чистотой самих икон тоже нужно, но ставя СОХРАННОСТЬ ИКОНЫ на первое место.

 

Нет ни средств, ни обстоятельств, оправдывающих чье-то желание побыстрее сделать, сэкономить или просто попробовать свои силы.

 

Теперь хочется вспомнить о проблеме весьма сложной, в худших случаях не зависящей даже от нашего пристального внимания. Речь идет о заражении древесины жуком "точильщиком". Результат его деятельности - иконы со множеством маленьких дырочек, иногда превратившиеся уже в нечто разваливающееся, мягкое, вроде губки. К сожалению, эти маленькие дырочки, или не замечаются, или на них предпочитают не обращать внимания. Между тем известны случаи, когда долго стоявшие на одном месте иконы, внезапно осыпались мелкой крошкой. Предотвратить подобные случаи возможно только при регулярном осмотре всего иконостаса. Прежде всего, насторожить должна мелкая деревянная пыль появляющаяся регулярно под иконами. Нередко, в ночное время можно услышать характерный скрип в зараженных иконах.

 

Проблема эта на самом деле крайне серьезна, трудоемкая и трудно разрешимая. Не надо стараться брызгать на икону дихлофосом, или поливать другими ядохимикатами. Все равно отравляющие вещества глубже, чем на 5 мм. проникнуть в дерево не смогут, зато нанесут красочному слою сильнейший вред.

 

При малейшем подозрении о заражении икон, обратитесь к специалисту реставратору, который сможет определить вид жука, степень заражения образа и какими мерами можно сохранить икону. Если у Вас нет такой возможности, то единственное что можно сделать самостоятельно - это выморозить популяцию, не повредив при этом иконе резким перепадом температуры. Поврежденная икона помещается в полиэтиленовый пакет, ПОСТЕПЕННО охлаждается: сначала на неделю кладется в холодильник (+4-5°)-После этого икона помещается в морозильную камеру (-4-5°), через неделю в морозильную камеру с температурой (-18-20°) на один, два месяца. Затем, еще более медленно, но две недели, "согревается'".

 

Эта статья рассчитана на людей, в простоте сердца любящих икону, благоговеющих пред нею, но не твердых в знаниях того, что лично они могут сделать полезного для почитаемых святынь. Самое поверхностное наблюдение за прихожанами в храме свидетельствует, что многие с любовью желают сделать что-то именно своими руками, хотя бы протереть или почистить образ, поправить свещи и лампады. Это совершенно нормально для человека - облекать в образы, жесты и действия свою веру и любовь. Но иконы нуждаются в правильном, обращении с ними. Известно, что не всякие действия и слова уместны в храме и перед иконой. Есть действия необходимые, есть нежелательные, есть не допустимые. Прежде всего, надо сказать, что ни при каких обстоятельствах нельзя оправдать непрофессиональное вмешательство в икону. Если честь, воздаваемая образу, возносится к Первообразу, то. прежде всего, надо бояться оскорбить святыню невнимательностью, безответственностью и даже потребительским отношением. Спасительный страх повредить ее материальному составу должен побудить сначала, обдумать наши намерения, прежде чем мы начали что-то делать с иконой. "Заболевшую" же икону, как и человека, должно "лечить".

 

Поэтому помимо осознания необходимости беречь иконы, требуются еще и определенные действия. Мы должны правильно обращаться с ними, а не только молиться и просить. Долг верующих людей - грамотное и бережное сохранение икон. Это необязательно что-то необыкновенное или таинственное, а только ПОСТОЯННЫЕ действия, необходимые для нормальной жизни икон.

 

 

Художник-реставратор Аркадий В. Цыгикало

 

 Древлеправославный календарь. Москва. 2003 год

Категория: Уход за иконой | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-29)
Просмотров: 5988

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2021Бесплатный хостинг uCoz