Книжница Самарского староверия Пятница, 2020-Апр-03, 04:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
История старообрядческой иконописи [16]
Иконописные школы [13]
Староверы-иконописцы [11]
История отдельных икон [2]
Уход за иконой [2]

Главная » Статьи » Иконопись » Уход за иконой

Донской Г. Как ухаживать за иконой

Особое отношение к иконе всегда отличало старообрядца. Образы дониконовского письма, преданные после раскола про­клятию, дошли до нашего време­ни ценою подвига тысяч и тысяч безвестных людей. Сквозь жестокие гонения пронесли ста­роверы свои святыни. Сберегли от поругания и осквернения, сохранили от чужих глаз, но от разрушительного действия вре­мени защитить не смогли.

Потемнели лики... Осыпался местами красочный слой, обвет­шали доски... Теперь они тре­буют особого обращения. Как продлить жизнь иконе?

Сегодня мы хотим ответить на этот, вопрос, рассказать о не­которых домашних правилах ухода за иконами. Конечно, это вовсе не значит, что все отныне могут заняться реставрацией своих икон. Мы надеемся, что читатели нашими советами вос­пользуются благоразумно, памя­туя первейшую врачебную за­поведь: не навреди!

Старые иконы, как и старые \юди, требуют бережного вни­мания. Холод, жара, сквозняки, сырость, прямые солнечные лу­чи,-    от   всего,    чего    избегаем мы, надо защитить и икону. Ей вредят микроорганизмы и водо­росли, жуки-точильщики и пле­сень, угрожают пары органи­ческих растворителей и кислот, дым и копоть свечей, лампад. Всех опасностей не перечис­лить. Помнить надо основное: то, что вредно человеку, и ико­не не полезно. Поэтому мы рекомендуем температуру в помещении поддерживать 15 - 18 градусов тепла, а относитель­ную влажность 60 - 65 процен­тов. Однако в жилой комнате трудно избежать перепадов тем­пературы и влажности, поэтому имеет смысл дополнительно за­щитить икону - поместить ее в киоту.

Обыкновенно перед празд­никами киоту проветривают, протирают. Одновременно чис­тят и оклады на иконах. Мно­гие при этом используют совре­менные моющие средства. Че­рез края и трещины в ризе эти едкие вещества попадают на красочный слой и разъедают его. Чтобы этого не случилось, надо металлическую ризу ак­куратно снять, почистить, про­мыть чистой водой, протереть и просушить, и лишь потом вновь надеть на икону.

Некоторые любят смазывать ризы и иконы различными мас­лами - растительными и мине­ральными. Лучше этого не де­лать. Особенно опасно вазели­новое (лампадное) масло. Про­никая через трещины в красоч­ном слое и грунте, оно со вре­менем изменяет цвет и струк­туру живописи. Если уж поя­вилось желание покрыть икону защитным слоем, то пользуйтесь льняной олифой высшего каче­ства - для лицевой стороны, и воско-скипидармым составом для тыльной и боковых. Обычно, всех этих мер бывает достаточ­но, чтобы сохранять икону мно­гие-многие годы.

Однако, если ваша святыня начала разрушаться и ей нужна серьезная помощь, постарайтесь найти мастера-иконника из старообрядцев, а по великой нужде, с благословения отца духовного, и из новообрядцев. Если и такой возможности нет, воспользуйтесь некоторыми простыми советами из рестав­рационной практики автора.

Икона сильно потемнела от копоти и других загрязнении, но красочный слой в хорошем состоянии. Удалить копоть и другие поверхностные загрязне­ния вы сможете таким спосо­бом: приготовьте состав из од­ного куриного желтка, 5 частей кипяченой    охлажденной    воды, 2 частей скипидара, 2 частей спирта. Смесь тщательно взбол­тайте кистью до состояния эмульсии. Смочив мягкую кисть или ватный тампон, попробуй­те удалить копоть и грязь сна­чала с тыльной и боковых сто­рон, иконы, затем с полей, а когда обретете некоторый опыт, очень осторожно обработайте лицевую часть. После этого возьмите чистый тампон, смо­чите его в эмульсии состоящей из одного желтка, 5 частей коды и 2 частей водки и повторите операцию. Работайте аккуратно и разумно, помните: излишняя влага   может    повредить    иконе.

Икона разрушается, на кра­сочном слое образовались тре­щины, вздутия, чешуйки, ут­раты. Такую икону необходимо прежде всего укрепить. Сде­лать это можно все той же желтковой эмульсией: на 1 желток 5 частей воды (или 3 части воды и 2 части водки). Эмульсию тщательно переме­шать. Смочить разрушенные мес­та, просушит!, около часа, мож­но под электрической лампой. Повторить пропитку несколько раз, а затем плавно прижать отставшие чешуйки отжатым тампоном, внимательно следя, чтобы не сдвинуть и не отор­вать краску, Как и во всех ос­тальных случаях начинать рабо­ту следует на полях или на фо­не иконы.

Разрушается, отстает от дос­ки и осыпается в виде твердых, прочных пластинок левкас. Это уже авария, икону немедленно следует укрепить. Чем и как? Только не берите никакого ис­кусственного клея вроде БФ, казеинового, суперцемента, «Мо­мента»! В крайнем случае ис пользуйте ПВА пополам с вод­кой. Если под рукой не окажет­ся и этого клея, воспользуйтесь мучным или пшеничным клей­стером, камедью (вишневый, сливовый или абрикосовый клей). Ни в коем случае не при­меняйте для этой цели воск, оли­фу, и другие жировые веще­ства, как это делают некоторые, нанося непоправимый ущерб иконе. Но лучше всего достать высшего качества мездрового или рыбьего клея.

Вначале за несколько прие­мов сделайте пропитку склеи­ваемых поверхностей жидким (трех или пятипроцентным) составом. Затем 7—10-процент-ным составом чешуйки можно подклеить окончательно, при­давив место подклейки мешочком с теплым сухим песком.

Теперь о самой доске. Если она   сильно   покоробилась,   выг нулась, выравнивать нет нужды. Трещины заделайте мастикой из клея, опилок и мела. Можно залить их горячим воском, но только с тыла и с боков. Если доска сильно поедена жучком-точильщиком, и он еще про­должает ее точить, то помолясь св. вмч. Трифону, приготовьте на огне смесь из 3 частей скипи­дара и двух частей воска. Взяв кисть, пропитайте доску так, что­бы смесь заполнила поры, ходы и отверстия. Потом доску по­ложите в полиэтиленовый па­кет, плотно завяжите и держи­те так 2 — 3 недели. Этот же состав в дальнейшем защищает доску   от   перепадов   влажности.

Если вы хотите восполнить утраты грунта - левкаса на своей иконе, то приготовьте хороший состав следующим об­разом: распустите в воде 15 грам­мов качественного мездрового, рыбьего клея, прибавьте 10 — 15 граммов олифы. Нагрев, тща­тельно перемешайте, затем » смесь добавьте хорошо просеян­ный мел до получения мастики нужной консистенции.

Наносите левкас на очищен­ную и хороша проклеенную поверхность небольшим шехте-лем или мастихином (можно воспользоваться концом обычно­го столового ножа). После просушки уберите излишки левка­са тряпочкой или ваткой, смочен­ной в жидком клее или желтко­вой эмульсии. Подготовленную таким образом поверхность при-тонируйте акварелью, темперой, маслом. Хорошо просушенную икону протрите очень тонким слоем качественной льняной оли­фы или специальными покрыв­ными лаками для живописи: акрил-фисташковым,     например.

Г.Донской

Рекомендуемая литература:

1.            Реставрация    станковой    тем­перной    живописи.    В.В.Филатов    и др.     Из-во     «Изобразительное     ис­кусство». Москва, 1986,

2.            Основы    музейной    консерва­ции   и   исследования    произаедений станковой     живописи,     Составитель Ю.И.Гренберг.   Москва.   Из-»о   «Искусство», 1976.

3.         Филатов В.В. Русская стан­ковая   темперная   живопись,  техника и реставрация. Москва, «Искусство», 1961.

Категория: Уход за иконой | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-23)
Просмотров: 8119

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz