Особое отношение к иконе всегда отличало старообрядца. Образы дониконовского письма, преданные после раскола проклятию, дошли до нашего времени ценою подвига тысяч и тысяч безвестных людей. Сквозь жестокие гонения пронесли староверы свои святыни. Сберегли от поругания и осквернения, сохранили от чужих глаз, но от разрушительного действия времени защитить не смогли.
Потемнели лики... Осыпался местами красочный слой, обветшали доски... Теперь они требуют особого обращения. Как продлить жизнь иконе?
Сегодня мы хотим ответить на этот, вопрос, рассказать о некоторых домашних правилах ухода за иконами. Конечно, это вовсе не значит, что все отныне могут заняться реставрацией своих икон. Мы надеемся, что читатели нашими советами воспользуются благоразумно, памятуя первейшую врачебную заповедь: не навреди!
Старые иконы, как и старые \юди, требуют бережного внимания. Холод, жара, сквозняки, сырость, прямые солнечные лучи,- от всего, чего избегаем мы, надо защитить и икону. Ей вредят микроорганизмы и водоросли, жуки-точильщики и плесень, угрожают пары органических растворителей и кислот, дым и копоть свечей, лампад. Всех опасностей не перечислить. Помнить надо основное: то, что вредно человеку, и иконе не полезно. Поэтому мы рекомендуем температуру в помещении поддерживать 15 - 18 градусов тепла, а относительную влажность 60 - 65 процентов. Однако в жилой комнате трудно избежать перепадов температуры и влажности, поэтому имеет смысл дополнительно защитить икону - поместить ее в киоту.
Обыкновенно перед праздниками киоту проветривают, протирают. Одновременно чистят и оклады на иконах. Многие при этом используют современные моющие средства. Через края и трещины в ризе эти едкие вещества попадают на красочный слой и разъедают его. Чтобы этого не случилось, надо металлическую ризу аккуратно снять, почистить, промыть чистой водой, протереть и просушить, и лишь потом вновь надеть на икону.
Некоторые любят смазывать ризы и иконы различными маслами - растительными и минеральными. Лучше этого не делать. Особенно опасно вазелиновое (лампадное) масло. Проникая через трещины в красочном слое и грунте, оно со временем изменяет цвет и структуру живописи. Если уж появилось желание покрыть икону защитным слоем, то пользуйтесь льняной олифой высшего качества - для лицевой стороны, и воско-скипидармым составом для тыльной и боковых. Обычно, всех этих мер бывает достаточно, чтобы сохранять икону многие-многие годы.
Однако, если ваша святыня начала разрушаться и ей нужна серьезная помощь, постарайтесь найти мастера-иконника из старообрядцев, а по великой нужде, с благословения отца духовного, и из новообрядцев. Если и такой возможности нет, воспользуйтесь некоторыми простыми советами из реставрационной практики автора.
Икона сильно потемнела от копоти и других загрязнении, но красочный слой в хорошем состоянии. Удалить копоть и другие поверхностные загрязнения вы сможете таким способом: приготовьте состав из одного куриного желтка, 5 частей кипяченой охлажденной воды, 2 частей скипидара, 2 частей спирта. Смесь тщательно взболтайте кистью до состояния эмульсии. Смочив мягкую кисть или ватный тампон, попробуйте удалить копоть и грязь сначала с тыльной и боковых сторон, иконы, затем с полей, а когда обретете некоторый опыт, очень осторожно обработайте лицевую часть. После этого возьмите чистый тампон, смочите его в эмульсии состоящей из одного желтка, 5 частей коды и 2 частей водки и повторите операцию. Работайте аккуратно и разумно, помните: излишняя влага может повредить иконе.
Икона разрушается, на красочном слое образовались трещины, вздутия, чешуйки, утраты. Такую икону необходимо прежде всего укрепить. Сделать это можно все той же желтковой эмульсией: на 1 желток 5 частей воды (или 3 части воды и 2 части водки). Эмульсию тщательно перемешать. Смочить разрушенные места, просушит!, около часа, можно под электрической лампой. Повторить пропитку несколько раз, а затем плавно прижать отставшие чешуйки отжатым тампоном, внимательно следя, чтобы не сдвинуть и не оторвать краску, Как и во всех остальных случаях начинать работу следует на полях или на фоне иконы.
Разрушается, отстает от доски и осыпается в виде твердых, прочных пластинок левкас. Это уже авария, икону немедленно следует укрепить. Чем и как? Только не берите никакого искусственного клея вроде БФ, казеинового, суперцемента, «Момента»! В крайнем случае ис пользуйте ПВА пополам с водкой. Если под рукой не окажется и этого клея, воспользуйтесь мучным или пшеничным клейстером, камедью (вишневый, сливовый или абрикосовый клей). Ни в коем случае не применяйте для этой цели воск, олифу, и другие жировые вещества, как это делают некоторые, нанося непоправимый ущерб иконе. Но лучше всего достать высшего качества мездрового или рыбьего клея.
Вначале за несколько приемов сделайте пропитку склеиваемых поверхностей жидким (трех или пятипроцентным) составом. Затем 7—10-процент-ным составом чешуйки можно подклеить окончательно, придавив место подклейки мешочком с теплым сухим песком.
Теперь о самой доске. Если она сильно покоробилась, выг нулась, выравнивать нет нужды. Трещины заделайте мастикой из клея, опилок и мела. Можно залить их горячим воском, но только с тыла и с боков. Если доска сильно поедена жучком-точильщиком, и он еще продолжает ее точить, то помолясь св. вмч. Трифону, приготовьте на огне смесь из 3 частей скипидара и двух частей воска. Взяв кисть, пропитайте доску так, чтобы смесь заполнила поры, ходы и отверстия. Потом доску положите в полиэтиленовый пакет, плотно завяжите и держите так 2 — 3 недели. Этот же состав в дальнейшем защищает доску от перепадов влажности.
Если вы хотите восполнить утраты грунта - левкаса на своей иконе, то приготовьте хороший состав следующим образом: распустите в воде 15 граммов качественного мездрового, рыбьего клея, прибавьте 10 — 15 граммов олифы. Нагрев, тщательно перемешайте, затем » смесь добавьте хорошо просеянный мел до получения мастики нужной консистенции.
Наносите левкас на очищенную и хороша проклеенную поверхность небольшим шехте-лем или мастихином (можно воспользоваться концом обычного столового ножа). После просушки уберите излишки левкаса тряпочкой или ваткой, смоченной в жидком клее или желтковой эмульсии. Подготовленную таким образом поверхность при-тонируйте акварелью, темперой, маслом. Хорошо просушенную икону протрите очень тонким слоем качественной льняной олифы или специальными покрывными лаками для живописи: акрил-фисташковым, например.
Г.Донской
Рекомендуемая литература:
1. Реставрация станковой темперной живописи. В.В.Филатов и др. Из-во «Изобразительное искусство». Москва, 1986,
2. Основы музейной консервации и исследования произаедений станковой живописи, Составитель Ю.И.Гренберг. Москва. Из-»о «Искусство», 1976.
3. Филатов В.В. Русская станковая темперная живопись, техника и реставрация. Москва, «Искусство», 1961.
|