Книжница Самарского староверия Понедельник, 2024-Дек-23, 04:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
История старообрядческой иконописи [16]
Иконописные школы [13]
Староверы-иконописцы [11]
История отдельных икон [2]
Уход за иконой [2]

Главная » Статьи » Иконопись » Староверы-иконописцы

Андрей Рублев ХХ столетия (иконописец Г.Е.Фролов)

Как известно, на западном побережье Чудского озера (Эстония) расположены исконно русские деревни, которые основали староверы, бежавшие из России от религиозных гонений. В одной из таких деревень - Рая (Раюши) - в  конце XIX века ) была создана местная школа иконописи, возлавил которую  Гавриил Евфимович Фролов (1854-1930).

Г.Е.Фролов и его ученики создали немало выдающихся работ, получили известность далеко за пределами Эстонии. Их иконы украшают иконостасы многих храмов Эстонии, Латвии, России.

 

"Гавриил Фролов - это Андрей Рублев XX столетия", - так оценил мастерство иконописца крупнейший  знаток иконописи в Эстонии Николай Кормашов.

 

Удивительно, но имя Г.Е.Фролова связано и с Самарой. В конце XIX в. Гавриил Евфимович некоторое время жил в Самаре, расписывал иконостас федосеевской моленной. Некоторые из его икон сохранились здесь до сих пор.

 

Г.Е.Фролов был не только выдающимся иконописцем, но и знатоком знаменного пения, автором  интересных сочинений по догматическим и духовно-нравственным вопросам, духовных стихов. Строгая подвижническая жизнь Гавриила Евфимовича, огромный талант, а также желание и умение передать свои знания и умения  ученикам, привлекали в дер. Раюши и одаренную молодежь,   и  известных деятелей Староверия.

 

Мы предлагаем вам статью С.Г.Исакова (Эстония) о жизни талантливого иконописца.

 

 

Гавриил Евфимович Фролов

 

 

Причудские старообрядцы составляют самую древнюю   ветвь   «старожильческого»   русского населения Эстонии. Они стали селиться здесь, на берегах Чудского озера, еще в начале XVIII века, может быть, даже уже в конце XVII столетия. Старообрядчество развивало  в Причудье свою самобытную культуру, еще почти не изученную,     мало известную    широкой    публике.     В этой культуре особую ценность представляет иконопись, древние   традиции которой свято сохранялись в старообрядческой среде. Из причудских старообрядцев вышло несколько крупных художников-иконописцев. Из них мировую известность получил Пимин Максимович Софронов.

 

Но в среде самих старообрядцев и знатоков древнего искусства как раз более ценятся работы его учителя — выдающегося мастера Гавриила Евфимовича Фролова.

 

Г.Фролов родился в 1854 г. в посаде Митьковка Черниговской губернии в очень религиозной семье старообрядцев. Отец его тоже был иконописцем, и Гавриил вместе с братьями с раннего детства стал помогать отцу в его иконописных занятиях. Когда мальчику исполнилось 14 лет, семья Фроловых перебралась в Прибалтику, в Режицу, где отец открыл иконописную мастерскую. Там под руководством отца завершилось обучение Гавриила Евфимовича трудному искусству иконописи со старинными секретами приготовления «вечной» краски на яичном желтке, искусству, которое он позже передал своим ученикам.

 

В 1875 г. после смерти отца братья Гавриил и Тит Фроловы были приглашены в Москву на Преображенское кладбище, где устроили свою иконописную мастерскую. За этим последовали скитания по Руси (Казань, Самара) и в 1879 г. - возвращение в Режицу.

 

В 1887 г. (по другим   сведениям — в 1890-е гг.) житель  деревни Тихотка в эстонском Причудье Я.П.Софронов пригласил братьев Фроловых     перебраться в здешние края, где местные старообрядцы   испытывали нужду в опытных     иконописцах.

 

С этого времени Г.Фролов  и  поселился в Причудье, ставшим ему родным. Здесь, в деревне Рая (Раюши), прошли все последующие годы его жизни, здесь он неустанно из года в год, изо дня в день занимался писанием икон, литературным трудом, создал свою школу иконописи, откуда вышло много мастеров этого древнего искусства. Имена некоторых из них нам известны:  кроме уже упоминавшегося П.Софронова можно назвать Ф.Мызникова, Д.Полякова, Н, Глухова, расписавших  Кикитовский старообрядческий храм, и ряд других.

 

Гавриил Евфимович вел строгий подвижнический образ жизни, что связано с его искренней, глубокой, от души идущей религиозностью, с приверженностью старопоморскому согласию в старообрядчестве.

 

Прекрасный знаток старообрядчества И.Н.Заволоко писал еще о молодом  Г.Фролове: «Держался он скромнее всех. Праздных разговоров избегал. В свободную минуту собирал около себя молодежь и читал назидательные поучения. Желающие обучались церковному пению, к чему Г.Е.Фролов проявлял уже тогда большую склонность. Ходил Гавриил Евфимович в азяме. Службы не пропускал. Работа и молитва, занятия с детьми — так проводил свои дни юный Фролов. Пищу вкушал по уставу, дважды в день». Таким Г.Фролов остался и в зрелые годы, и в старости. Он не имел семьи, вся его личная жизнь была посвящена ближним и Богу,  и не случайно его называли «истинным ревнителем благочестия».

 

Для Г.Фролова и иконописание было, прежде всего, «святым делом». Писать икону он начинал, отслужив молебен, по окончании сам освящал свое творение. «Почитание святых икон тесно связано с самою сущностью христианства, - писал Г.Фролов в статье "Святые отцы об иконописании»". - В святых иконах наглядно воплощены возвышенные истины христианского вероучения. На святых иконах, как на евангельском учении, воспитывался и возрастал дух христианства».

 

Г.Фролову принадлежит много икон, некоторые из которых и поныне хранятся в домах причудских старообрядцев. Но Г.Фролов работал не только на Причудье. Его известность далеко выходила за пределы родного края. Еще до революции он получал заказы и из Петербурга, и из Москвы, и из тогдашней Польши, и с юга России. «Как иконописца, писавшего старинным способом и по древним образцам, искусного и даровитого, его знала вся старообрядческая Россия», — писал о своем учителе П.Софронов.

 

После революции связи с Россией, где преследовалась религия и где почти прервались традиции иконописания, естественно, были разорваны. Теперь Г.Фролов выполнял заказы, приходившие в Причудье из Франции и Америки.

 

И все же вершиной его творчества стал старообрядческий храм в деревне Рая, над росписью которого Г.Фролов трудился несколько десятков лет и который был завершен в 1920-е гг. (кстати, в значительной мере на средства самого Гавриила Евфимовича - он почти все деньги за свои работы отдавал общине или тратил их на приобретение книг).

 

Молельня стояла на берегу Чудского озера и своими пятью главами была видна издалека. Многоярусный иконостас молельни насчитывал около двухсот изображений святых и сцен из Ветхого и Нового Завета, принадлежавших, в основном, кисти Гавриила Евфимовича, как и большинство других икон в храме. В раяском храме были и подлинные старинные иконы. К сожалению, этот великолепный памятник русского искусства в Эстонии  погиб в годы Великой Отечественной войны.

 

Богато одаренный, хорошо начитанный, владевший отлично пером, Г.Фролов пользовался большим уважением у причудцев, да и не только у них. Он переписывался со многими выдающимися деятелями старообрядчества, его приглашали на духовные съезды в качестве бесспорного авторитета в вопросах веры. Этому способствовала и литературная деятельность Г.Фролова.

 

Г.Фролов выпустил объемистый богословский труд «Путь к прощению грехов» и несколько брошюр («О Каиновой жертве», «Какая жизнь, такие и догматы»), активно сотрудничал в выходившем в Риге журнале «Родная старина». В них Г.Фролов касался не только богословских догматических проблем, но и обращался к животрепещущим вопросам повседневной жизни верующих, к вопросам христианской нравственности и морали. «Мы живем в жестокие дни. Вопросы духа отстранены. Культ тела, грубая чувственность повсюду господствуют, - писал Г.Фролов в одной из работ. - Христианство считается ненужным пережитком. Религия - одуряющим опиумом. Мы все прилепились к земному, погрузились в духовную спячку».

 

Многие мысли иконописца и сегодня звучат актуально, и то, о чем он пишет, напоминает наши дни...

 

Г.Фролов горячо любил родной русский народ, искренне скорбел о происходящем в Советской России, принимал очень близко к сердцу и преследования верующих, и распространение безбожия. И все же он неизменно выражал уверенность в том, что сатанинская власть безбожников не вечна, верил в светлое будущее русского народа, мечтал дожить до этого времени.

 

Г.Фролов был большим знатоком крюкового пения. Он обучил крюковому пению несколько поколений причудцев, сам обладал красивым голосом, пел в руководимом им церковном хоре. При активном участии Г.Фролова была открыта школа для детей старообрядцев, в которой учили церковнославянской грамоте и старинному пению.

 

Гавриил Евфимович скончался 76 лет от роду после продолжительной болезни 28 сентября 1930 г. в деревне Рая. Уже будучи тяжело больным, он, с трудом преодолевая боль, продолжал доканчивать иконы. От него остался большой архив с многочисленными рукописями неопубликованных трудов и множество книг: у Г.Фролова была богатейшая библиотека, в которой особенно хорошо была представлена литература о старообрядчестве, зачастую библиографические редкости. При раяском храме до его гибели находилась комнатка, где хранились вещи покойного и его книги...

 

С.Г Исаков (г. Тарту, Эстония)

 

Опубликовано в Церковном календаре христиан древлеправославно-кафолического исповедания и благочестия старопоморского согласия на 1999 год

Категория: Староверы-иконописцы | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-07)
Просмотров: 3220

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz