Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
История старообрядческой иконописи [16]
Иконописные школы [13]
Староверы-иконописцы [11]
История отдельных икон [2]
Уход за иконой [2]

Главная » Статьи » Иконопись » Староверы-иконописцы

Романов С.Ф. Иконописцы Романовы
Одна из страниц гуслицкого иконописания связана с деревней Костино*. Мои предки Романовы по отцовской линии были иконописцами, о чем я узнал от своей мамы Наталии Федуловны Шуниной (1914 — 1995), уроженки села Слободищи. Она вышла замуж за Феодора Александровича Романова (1908 - 1970) из деревни Костино. Здесь, в Костино, всегда и проживала наша старообрядческая семья.
 
В доме всегда висели иконы; вся передняя стена была в иконах: "Спас Вседержитель", "Святитель Никола Чудотворец", "Успение Богородицы", всех уже и не помню. В начале 1990-х годов, когда мама была у меня в Москве, иконы были похищены. Эта беда - хищение икон - не обошла почти ни одну избу деревни Костино. Где-то они сейчас наши Иконы-Спасители? Дай-то Бог, что в хороших руках. Ну а те, кто способствовал хищениям, те уж точно не разбогатели. Среди икон, когда-то хранившихся в нашем доме, вероятно, были и образа, написанные моим прадедом Исаком Ефимовым Романовым...
 
Где-то в середине 1970-х гг. на чердаке дома в Костино случайно я нашел большую пачку листов с рисунками, которые (как я уже позже понял) именуются прори-сями, образцами для написания икон. Листы были разбросаны среди разнообразного старого мусора и прочих вещей. На рисунках были изображены религиозные сюжеты, значение которых я не мог даже сразу разобрать и понять, но все целые листы и их фрагменты собрал и сложил в газету до лучших времен. Так и хранил я их, помышляя когда-нибудь рассмотреть этот материал повнимательнее. О возможности самому осилить иконописное ремесло, в те годы я даже и не дерзал1. Времена изменились, открылись храмы, религия перестала быть гонимой с выходом 26 сентября 1997 г. Федерального Закона "О свободе совести и религиозных объединениях".
 
В 2004 - 2005-х гг. я смог вернуться к найденные, иконным образцам, когда принимал участие в подготовке и открытии школьного музея в Ильинском Погосте. экспозиции музея было выполнено несколько копий прорисей из сохранившегося архива моего прадеда иконопии Исака Ефимова Романова. Мною было разобрано около 20С прорисей и сколков икон, на отдельных листах которой сохранились имена или инициалы мастеров. Так, имя Исав Ефимова Романова выявлено на листе с образом "Святитель Никола Чудотворец (Можайский)". Среди рисунков есть и прориси, принадлежавшие другим иконописцам: "Рождество Христово" и "Усекновение главы Иоанна Предотечи" работы Ивана Макарова, "Спас Нерукотворный" Ивана Семенова Чернышева. Только именами и инициалами отмечены композиции "Богоматерь Печерская" Ивана Ф., "Святитель Никола Чудотворец" с пометой "Н.Ф". Не листе с образом "Богоматерь Тихвинская" написано лишь одно имя "Тимофей".
Кроме этих материалов, в архиве были обнаружен! два списка заказов на иконы. В одном из них значите* образ "Богоматерь Всех скорбящих Радость" с Ангелом-хранителем и святой Пелагеей на полях: "Деревни Пехорки икону написать 8 вершковъ скорбящу верху Господь Саваовъ поправу сторону немымъ (...) жаждущимт Напой вь нагимъ одеяние болящимъ исъцеление полев} сторону — глухимъ слышание Алъчущимъ питательнга кромъ хождение ангела хр(а)нителя Святая Мученица Пилагея". Другая пятивершковая икона "Богоматерь Казанская" с избранными святыми на полях была написана, как следует из текста заказа, в "д. Мисцево Федору Ку-ляпину 5 вер. Казанская приписи при ней 1. Хранитель 2. Мина 3. Логинъ Сотникъ 4. Лаврентий Архипия 5. Тати-яна Муч. 6. Пелагея 7. Никита Великомученик. Эта икона употреблена на другое место ради (до)цки". На правом поле указана дата: "1913 го июня 18 д(ня)".
 
В комплексе сохранившихся материалов мое внимание привлек конверт, присланный из Екатеринбурга 1 октября 1892 г., "со вложением денег шесть рублей (6)" через почту Ильинского Погоста в деревню Костино на имя моего прадеда "господина Исака Ефимовича Романова от Анфисы Чекаловой".
 
Благодаря исследовательской работе, проведенной специалистами из Екатеринбурга, известно, что династия потомственных иконописцев Романовых, крестьян Богородского уезда Московской губернии, работала на Урале. По архивным данным установлено, что Романовы переселились на Урал в первой половине XIX в.2 "Будучи привержены старой вере, ее часовенному толку", они первоначально обосновались на Невьянском заводе, а затем перебрались в Екатеринбург. Установлено, что первыми иконописцами в роду был Ефим Ефимов Романов, который жил во времена Николая I и Александра II и свое ремесло передал сыновьям Филату и Семену". Дочь Ефима Романова Мария была искусной мастерицей по изготовлению бисерных окладов. В архивных делах вместе с Филатом Ефимовым Романовым упоминаются и имена его земляков - Ф.И. и А.И. Курковых, иконописцев из деревни Ляхово Богородского уезда Московской губернии3.
 
Этот материал, посвященный уральской ветви иконописцев, стал для меня тем необходимым связующим звеном в восстановлении истории рода Романовых, оставивших после себя большое художественное наследие. Так, среди дошедших до наших дней памятников сохранился сколок иконы "Богоматерь Всех скорбящих Радость" работы Семена Ефимова Романова4 и несколько произведений, выполненных его сыновьями, братьями Гавриилом и Андреем Романовыми.
 
В 1904 г., в мастерской, принадлежавшей братьям Гавриилу и Андрею Романовым, был выполнен запрестольный выносной двусторонний Крест-Распятие5. По переписи 1887 г. известно, что иконописцы А.С. и Г.С. Романовы проживали в городе Екатеринбурге по улице Никольской, 102 и имели мастерскую при доме. Среди старообрядцев и единоверцев Пермской и Тобольской губерний высоко ценились выносные Кресты-Распятия работы братьев Романовых. Один из таких крестов был изготовлен ими в 1904 г. для подношения царю Николаю II пермскими единоверцами. Оба брата хорошо знали историю старообрядчества, были тесно связаны с известным городским антикваром Д.Е. Плешковым (по материнской линии он приходился им родным племянником)6. В настоящее время подписные произведения Романовых находятся в действующих храмах на Урале, в музейных и в частных собраниях7.
 
Имена гуслицких иконописцев Романовых, работавших в деревне Костино, также известны по архивным материалам второй половины XIX в. Так, в ведомости "Подворной переписи селений Богородского уезда Запонорс-кой волости за 1869 - 1871 гг." в селении Костино под номерами 118 - 120 значатся: "Исака Ефимов 31 год, иконописец (...), Семен Ефимов 26 лет, иконописец (...), Кондратий Ефимов 55 лет, иконописец, проживал по паспорту в Сибири 1 год (. .)"8.
 
Следующее упоминание имени Исаака Ефимова Романова относится к 1883 г. При составлении "Подворной переписи селений Запонорской волости Богородского уезда" в статистической ведомости села Костино под № 60 значится "Исак Ефимов". Далее указано, что "Исак Ефимов имеет одну избу, в семье двое мужчин, пять женщин, мужчины грамотны, женщины неграмотны, надел выделен на две души, землю обрабатывают сами, лошадей нет, одна корова"8.
 
В "Сведениях о количестве и смертности скота по Запонорской волости Богородского уезда за 1911 год" среди данных, приведенных по селу Костино, под № 53 отмечен "Александр Исаков Романов, имеющий 1 мерина, 1 корову"10.
При сопоставлении сведений, касающихся членов большой семьи Романовых, следует, что Ефим Ефимов передал свое ремесло всем своим сыновьям - не только Филату и Семену, которые переселились на Урал, но также Исаку и Кондратию Ефимовым, которые остались здесь, в селении Костино. Именно эти братья Исаак и Кондратий Ефимовы представляют собой гуслицкую ветвь иконописцев Романовых.
 
Как следует из сохранившихся материалов, еще в конце XIX в. Исак Ефимов Романов писал иконы на заказ старообрядцам в окрестные села Гуслиц. Подписные произведения местных иконописцев Романовых пока нам неизвестны, но работа по исследованию художественных ремесел в нашем регионе только начинается, и будем надеяться на помощь Божию в этом богоугодном начинании.

Примечания:

1 В мае 1999 г. я окончил 4-месячный курс обучения в иконописной учебно-творческой мастерской "Вера - София" при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Руководитель курса - В.П. Полетаев.

2 Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII - начала XX вв. / Авторы-составители Ю.А.Гончаров, Н.А.Гончарова, О.П.Губкин и др. Екатеринбург, 1998. С. 319 - 320.

3 Там же. С. 295, 319 - 320. Ил. 95. Известна прорись "Богоматерь Всех скорбящих Радость" с надписью "Сей рисунок деревни Ляховой крестьянина Федора Иоаннова господина Куркова".

4 Там же. С. 319. Ил. 147.

5 Там же. С. 128 - 129, 236. Ил. 583 - 583а. Размеры: 114,5x47,5 см.

6 Там же. С. 320.

7 Произведения работы А.С. и Г.С. Романовых хранятся в Гос. Русском музее (СПб.), в музеях и частных коллекциях г. Екатеринбурга. См.: Там же. С. 320.

8 ЦИАМ. Ф. 184. Оп. 10. Д. 1720. Лл. 242 об. - 243.

9 ЦИАМ. Ф.184. Оп. 10, Д. 1743. Л. 128.

10 ЦИАМ. Ф. 184. Оп. 10. Д. 870. Л. 67



* Романов С.Ф. Костино. //Гуслицы: историко-краеведческий альманах. Выпуск 3. - Ильинский Погост, 2006. - Стр. 52-55
 
 
С.Ф.Романов
 
Опубликовано: Гуслицкие чтения - Куровское, Москва: Археодоксiя, Карпов В.Е., 2007



Категория: Староверы-иконописцы | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-25)
Просмотров: 3374

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz