Книжница Самарского староверия Четверг, 2020-Май-28, 04:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Законодательство о старообрядчестве [15]
Староверы и власть [75]
Участие в официальных мероприятиях [10]
Староверы и политика [34]
Староверы и цензура [1]

Главная » Статьи » Старообрядчество и власть » Староверы и власть

Фейган Д. Староверы продолжают бороться за свои исторические храмы

Россия: Староверы продолжают бороться за свои исторические храмы.

Джеральдина Фейган, московский корреспондент Службы новостей «Форум 18»

Староверы Самары не получили официального ответа на свои просьбы возвратить им храм, построенный их предками до 1917 г. Муниципальные власти неофициально предложили  прихожанам  сначала  встретиться с представителями местной епархии Русской Православной Церкви (Московская Патриархия), чтобы выяснить мнение архиепископа по этому вопросу. «Как юрист я понимаю, что это незаконно, - сказала прихожанка старообрядческой Церкви Ирина Будкина Службе новостей «Форума 18». Она подчеркивает, что архивные документы подтверждают: храм был построен в 1913-1915 гг. старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой иерархии, а позднее конфискован. «Нам нечего обсуждать с Московской Патриархией», - считает она.

В 2004 г. городская администрация Самары приобрела здание храма у прежнего владельца – Станкостроительного завода. Сергей Вургафт, пресс-секретарь митрополии РПСЦ, сказал «Форуму 18», что старообрядцам, которые просят  свои исторические здания, местные власти часто обещают вернуть их  «как только они получат подтверждение того, что местная епархия Московской Патриархии не возражает». «Зная, что это антиконституционно,  власти обычно делают это неофициально», - говорит он.

«Что может быть для старообрядца хуже, чем невозможность молиться в храме?» - с горечью задает вопрос старообрядческий сайт волжского города Самара в феврале 2005 г.     Самарская община Русской Православной Старообрядческой Церкви (Глава Церкви – Митрополит Андриан (Четвергов) насчитывает 150 активных прихожан. Община давно ждет официального ответа на свои просьбы возвратить  храм, построенный старообрядцами до 1917 г. «Муниципальные власти, которым на сегодня принадлежит здание храма, затягивают решение этого вопроса», - утверждает старообрядческий сайт. Даже офицеры спецподразделения ОМОН 11 февраля позволили прихожанам молиться в храме – впервые за 75 лет. Пожилые члены общины – а некоторые из них были крещены в этом храме – «мечтают дожить до того дня, когда он будет открыт вновь, молодые – надеются восстанавливать его».

 Прихожанка старообрядческой Церкви Ирина Будкина  пояснила, что «ничего не изменилось» с момента совещания 17 февраля 2005 г., на котором Валерий Троян, заместитель самарского мэра, предложил представителям прихода сначала  встретиться с представителями местной епархии Русской Православной Церкви (Московская Патриархия), чтобы выяснить мнение архиепископа по этому вопросу. «Как юрист я понимаю, что это незаконно, - сказала она Службе новостей «Форума 18» 22 марта. По ее словам, архивные документы подтверждают, что  храм был построен в 1913-1915 гг. старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой иерархии, а позднее конфискован у них. «Нам нечего обсуждать с Московской Патриархией», - считает Ирина Будкина. Она подчеркивает, что в документах Совета по делам религиозных культов имеются ходатайства о возврате храма, которые белокриницкие старообрядцы с 1945 года подавали ежегодно. Все эти ходатайства отклонялись по причине «нецелесообразности». Как утверждает Будкина, не было официальных  ответов на просьбы старообрядцев и в течение 1990-х гг.   

  В 2004 г. городская администрация Самары приобрела здание храма у прежнего владельца – Станкостроительного завода.  В июне 2004 г. старообрядческая община обратилась к мэру Самары Георгию Лиманскому с просьбой вернуть храм, но ответа не получила. В сентябре 2004 г. другой заместитель мэра, Владимир Пархоменко,  заверил  Митрополита Андриана, что вскоре «начнется процесс согласования условий использования помещений». В декабре Митрополит вновь обратился в городскую администрацию – ответа нет.

 Будкина считает, что Московской Патриархии не так уж нужен этот храм, поскольку ей и так уже возвращен ряд исторических зданий, и в каждом районе Самары построены новые церкви. Во время  празднования Дней славянской письменности и культуры  в мае 2004 г. городские власти  водрузили кресты на купола спорного здания, расположенного в живописном старом центре Самары рядом с Волгой – как сообщалось – по соглашению 1999 г. о восстановлении православных святынь Самары, заключенному между городской админстрацией и  Самарской и Сызранской епархией Московской Патриархии.

  «Это было просто  шоу – довольный мэр вместе с довольным архиепископом говорили о том, что храм едва не превратили в ночной клуб, но благодаря их стараниям теперь начнется возрождение духовности», - рассказывает Будкина. Сейчас, по ее мнению, властям не хочется «обижать» Московскую Патриархию, возвращая храм старообрядцам.

В репортаже о праздновании Дней славянской письменности и культуры официальный сайт главы города Самары отметил, что «тысячи горожан и гостей города стали свидетелями великого и святого события» и сообщил о вручении мэру Лиманскому высокой церковной награды от Патриарха Алексия II за вклад в духовное возрождение Самары.  

25 марта 2005 г. представитель городской администрации Самары заявил «Форуму 18» лишь о том, что вопрос о возвращении храма, поднятый старообрядцами, находится «в процессе решения», но ничего не сказал о том, что храм «сначала должен быть восстановлен». 28 июля 2004г. центральная газета «Русский курьер» процитировала мэра Лиманского, который заявил, что в храме «будут идти службы и разместится региональное отделение Международного фонда славянской письменности и культуры». Храм он назвал «единоверческим» (так называют  прихожан Московской Патриархии, которые сохранили старые богослужебные чины). 21 февраля 2005 г. местная газета «Самарское обозрение» процитировала Валерия Трояна, который заявил, что спорный храм «останется в муниципальной собственности – город намерен сохранить его как исторический и архитектурный памятник».

 Отвечая на вопросы «Форума 18»,  представитель областной администрации Самары по делам религий Дмитрий Грешнов подчеркнул, что с тех пор, как храм стал собственностью города Самары, областная администрация «не вмешивается в эти вопросы». Тем не менее, ему известно, что это бывший старообрядческий храм. Он говорит, что это храм  «австрийского согласия» (название, иногда используемое для обозначения белокриницких старообрядцев,  так как духовный центр  Церкви – Белая Криница (Западная Украина) – находился в XIX в. на территории  Австро-Венгерской империи).

  В беседе с корреспондентом «Форума 18» пресс-секретарь Московской митрополии РПСЦ Сергей Вургафт сказал, что за годы Советской власти уцелело очень немного исторически принадлежавших старообрядцам зданий, но  если «старообрядцы просят вернуть принадлежавшие им храмы, их обычно возвращают – рано или поздно». В тех случаях, когда исторические здания не сохранились – Вургафт приводит в качестве примера город Тольятти в Самарской области – власти идут навстречу старообрядцам и выделяют землю под строительство.

В 2004 г. бывший уполномоченный по делам религий в Екатеринбурге заявил «Форуму 18», что по подсчетам Совета по делам религий в 1985г. в Свердловской (Екатеринбургской) области было 33 старообрядческих храма и 31 храм Московской Патриархии. Сейчас там только 6 старообрядческих храмов и более 300 храмов, принадлежащих Московской Патриархии. Вургафт пояснил «Форуму 18», что такое положение дел вызвано тем, что власти часто передают старообрядческие храмы Московской Патриархии. Он сказал, что старообрядцы после 1990 г. были менее активны в организации приходов.

Вургафт также пояснил «Форуму 18», что  старообрядцам, которые просят  свои исторические здания, местные власти часто обещают вернуть их  «как только они получат подтверждение того, что местная епархия Московской Патриархии не возражает». "Зная, что это антиконституционно,  власти обычно делают это неофициально, как в Самаре, - говорит он,  – но в январе 2005 г. чиновники в Чебоксарах (Республика Чувашия) официально потребовали от  местного старообрядческого прихода получить согласие местной епархии Московской Патриархии, прежде чем обращаться к властям  с ходатайством о выделении земли под строительство".

Вургафт пояснил, что во многих случаях местные власти отказывают старообрядцам в возвращении храмов из-за интересов местного бизнеса. "В Москве, - сказал он, -  белокриницкие старообрядцы добились некоторых успехов, требуя возврата трех храмов, приватизированных и переоборудованных под ресторан, бойцовский клуб и отделение политической партии СПС."

Статья опубликована «Форумом 18» 30 марта 2005 г.

Категория: Староверы и власть | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-16)
Просмотров: 797

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz