СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ ОПУБЛИКОВАННЫЕ
1. Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, , представителя беспоповцев Поморского брачного согласия и Ф.Е. Мельникова и Д.Е. Варакина, представителей половцев... 1909 г. М. Б.г. 312 с.
2. Всероссийский миссионерский съезд, 3-й. Казань, 1897. Ill Всероссийский миссионерский съезд по старообрядческому вопросу, в 1897 г., в Казани. Браила, 1900.
3. Законопроект о старообрядческих общинах в Государственной Думе. Полный стенографический отчет о заседаниях 12, 13, IS и 21 мая 1909 г. М. 1909. 188 с.
4. Законы о раскольниках и сектантах с разъяснениями Святейшего Синода и Правительтвующего Сената, Циркулярами Министра Внутренних Дел, правилами о метрических книгах и об устройстве миссии и способе действий миссионеров и пастырей церкви, извлечениями из нового Уголовного Уложения Высоч. утвержд. 22 марта 1903 г. и предметным алфавитным указателем. Изд. 2-е. Издание А.Ф.Скорова. М. 1903. 226 с.
5. Зенин Н. К братьям нашим безпоповцам — об антихристе. М. 1912. 15 с.
6. Ивановский Н.И. Беседы с старообрядцами в трех селах Казанской епархии. Казань. 1877. 74 с.
7. Ивановский Н.И. Доброе семя и плевелы (Беседа к старообрядцам, сказанная 29 декабря в Петербурге, в обществе религиозно-православного просвещения). СПб. 1893. 16 с.
8. Кудринский Ф.А. О мерах предпринятых в 50-60-х годах настоящего столетия для ослабления раскола в Нижегородской епархии (по официальным, неизданным документам консисторского архива Нижегородской епархии). Нижний Новгород. 1896. 70 с.
9.Летопись раскола за 1876-1879 годы. М. 1880. 151с.
10.Материалы по законодательству о раскольниках: Общий журнал Особого Временного
Комитета по делам о раскольниках. СПб. 1864-1884. 201 с.
11.Материалы по вопросам земельному и крестьянскому. Всероссийский съезд крестьян
старообрядцев в Москве, 22 - 25 февраля 1906 года. М. 1096. 496 с.
12. Речь Императрицы Екатерины Великой на обшей конференции Синода и Сената сентября 1763 года. М. 1912.
13.Пичугин Л.Ф. Письма Льва Феоктистовича Пичугина. Саратов. 1914.
14.Сборник законов о расколе. Извлечение из свода законов статей, относящихся до раскола, разъясненных каноническими правилами. Указами Святейшего Синода, Уставом Духовных Консисторий, решениями Государственного Совета и Правительствующего Сената. Составил А.Богословский, член Московского Окружного Суда. М. 1881. 109 с.
15. Скворцов В.М. Современный раскол. Повременные выпуски. Т. 1. Спб. 1903. 198 с.
16. Статистические сведения о старообрядцах. СПб. 1912.
17. Третий отчет Союза старообрядческих начетчиков. Протоколы 3-его съезда начетчиков в Нижнем Новгороде. 7-11 августа 1908 г. М. 1908. 96 с.
18. Труды десятого Всероссийского съезда старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии в Нижнем Новгороде 18-19 августа 1909 года. М. 1910. Труды восьмого Всероссийского съезда старообрядцев, приемлющих священство Бело-
криницкой иерархии, в Нижнем Новгороде, 2-4 августа 1907 г. М. 1908. 103 с.
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аплерсон В Старообрядчество и сектантство Исторический Очерк русскою религиозного разномыслия. С.-П. Б.г. 460 с
2.Айвазон И.Г. К думскому законопроекту о старообрядческих общинах М 1910. 19с
3.Абрамов И.С. Старообрядцы на Ветке. СПб. 1907. 34 с.
4.Андреев В.В. Раскол и его значение в русской народной истории. Исторический очерк.
П. 1870. 412 с.
5 Аристов Н Я Устройство раскольничьих общин. Б.м. 1X63. 32 с.
6.Барсов ЕВ. Новейшие исследователи русского раскола. М. 1X73.
7.Белоликов В 3. Историко-критический обзор существующих мнений о происхождении, сущности и значении русского раскола старообрядчества. Киев. 1913. 52 с.
8.Бестужев-Рюмин К. Некролог. Журнал Министерства Народного просвещения. 1883. Февраль. С.46-48.
9.Бонч-Бруевич В.Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. СПб. 1908-1909.
10. Бонч-Бруевич В.Д. Старообрядчество и самодержавие// Избранные сочинения. М. 1959.Т. 1 С. 90-103.
11 Бонч-Бруевич В.Д. Раскол и сектантство в России (доклад В.Д. Бонч-Бруевича второму очередному съезду РСДРП) // Избранные сочинения. М. 1959. Т.I. С. 153-189.
12.Васильев И.П. Краткая история старообрядческой церкви Нижний Новгород 1907. 47 с.
13.Варадинов Н.В. История министерства внутренних дел. Восьмая, дополнительная книга. История распоряжений по расколу. СПб. 1863 656 с
14.Водягин ИГ. Вынужденное слово старообрядческого начетчика. СПб. 1908 S с.
15.Вопрос о расколе и мерах против него в начале царствования Императора Александра II // Церковный Вестник. 1X84. № 45 С. 14.
16.Гиляров-Платонов Н. Логика раскола Письма к Аксакову Б.м . б.г. 72 с.
17 Голубииский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. Изд. 2-е, испр И доп. М. 1905. 260с.
18.Громогласов И.М. Русский раскол и Вселенское Православие. Публичная лекция, и.д. доцента Московской Духовной Академии. Сергиев Посад. I89X. 44 с.
19.Громогласов И.М. Культурный разлад и религиозное разномыслие (К вопросу о причи
нах живучести русского оаскола) Реферат, прочитанный водном из заседании Московского общества любителей духовного просвещения. Рязань. 1903.
20.Действительное положение раскола в Нижегородской губернии М IX 15 с
21.Действия Нижегородской Губернской Ученой Архивной Комиссии Сборник T.IX. В память П.И.Мельникова (Андрея Печорского). Нижний Новгород. 1910. 320 с.
22.Дмитриевский В. Современный раскол в Ярославской епархии и борьба с ним. Статистический очерк. Составил по поручению Совета Братства Святителя Дмитрия Ростовского Чудотворца, преподаватель Ярославской Духовной Семинарии В.Дмитриевский Ярославль.1892. 137 с.
23.Дурново Н.Н. Почему старообрядцы не воссоединяются с Русскою Церковью? Браила.1899.45 с.
24.Животов Н.Н. Церковный раскол Петербурга. В Связи с общероссийским расколом.Очерки. С.-П. 1891. 160с.
25.Иловайский Д. Павел Иванович Мельников и его тридцатипятилетняя литературная деятельность. Читано в публичном заседании Общества Любителей Российской словесности. 10 ноября 1874 г, па 35-летнем литературном юбилее П.И.Мельникова Русский Архив.1X75. №1. С.77-85.
26.Ивановский НИ. Два чтения по старообрядческому расколу. СПб. 1892 73 с,
История священства старообрядцев, приемлющих священство от грекороссийской церкви, и о непрерывном другоприимстве, от 1666 г и до Манифеста 17 октября 7414 — 1905 г.М.1907. 46 с.
28 Каблиц И.И Русские дессиленты: староверы и духовные христиане. СПб. 1881 I 80 с
29.Ксльсиен В.И. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Лондон Вып 1. 1860.221 с; Вып.2 1861.298с ; Вып.4. 1X62 343с.
30.Ключевский ВО. Западное влияние и церковный раскол в России XVII н. // Ключевский В.О. Сборник статей. Сб. 2. М. 1913. С.386-470.
31.Лесков Н. Народники и расколоведы на службе (Nota Веnе к воспоминаниям П.С.Усова о П.И.Мельникове). Исторический Вестник. 1883 №5. С.415-423.
32.Лесков НИ. О раскольниках г. Риги преимущественно по отношению к школам
33.Липранди И.П. Краткое обозрение существующих и России расколов, ересей и сект как в религиозном так и в политическом их значении (1853). Лейпциг 18X3. 83 с.
34.Макарий, митрополит Московский. История русского раскола, известного под именем старообрядства. Изд. 3-е. СПб. 1889. 404 с.
35.Макаров В.Е. Очерк истории старообрядчества от Никона до наших дней. М. 1911. 75 с.
36.Мельгунов СП. Старообрядчество и освободительное движение. М. 1906. 32 с
37.Мельгунов СП. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в. Старообрядчество. Религиозные гонения. Сектантство. М.1919.236 с.
38.Мельников ПИ. Мнение П.И.Мельникова о старообрядцах, представленное Императору Александру II и Прошение Браиловских старообрядцев, посланное Императору Николаю II. Браила. 1900. 32 с.
39.Мельников ПИ. Раскольники и сектанты в России// Исторический Вестник. М. 1885.Кн. VII.
40.Мельников Ф.Е. Возможно ли объединение старообрядчества волну Церковь. М. 1913.109 с.
41.Мельников Ф.Е. Современные вопросы старообрядчеству. М.1915.98 с.
42.Невзоров Н. Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский). Его жизнь и литературное значение. (Читано в Казанском Обществе любителей сценического искусства 27 марта 1983 г., на вечере, посвященном памяти П.И.Мельникова). Казань. 1883. 20 с
43.Никифоровский Ив. Основная особенность старообрядческого раскола. Самара. 1892.15с.
44.Николаев К.Н. Очерк истории поповщины с 1846 г. М. 1865. 137 с.
45.О причинах разделения главных раскольничьих сект (поповщины и беспоповщины) на многие мелкие толки. Казань. 1857. 205с.
46.Осипов С. Статьи об именуемом старообрядчестве и по поводу именуемого старообрядчества. М. 1909.
47.О числе раскольников в России (Оттиск и t журнала "Истина" - Кн 79). Псков. 1882. 60 с.
48.Пругавин АС. Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола. М. 1904. 280 с.
49.Пругавин А.С. Программа для собирания сведений о русском расколе или сектантстве. Из журнала "Русская мысль". 1881 г. М. 1881.20 с.
50.Пругавин А.С. Раскол-сектантство. Материалы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа... Вып.1: Библиография старообрядчества и его разветвлений.М.1887.525с.
51.Пругавин А.С. Раскол или сектантство в русской народной жизни. С критическими замечаниями духовного цензора. М. 1905. 94 с.
52.Речь Архиепископа Варшавского Николая в 48 заседании Гос. Совета по старообрядческому вопросу. СПб. 1910. 8 с.
53.Русский раскол и законодательство: исторические очерки из новейшего времени // Вестник Европы. 1880. Май. С.74.
54.Синайский А. (священник). Отношение русской церковной власти к расколу старообрядчества в первые годы Синодального управления при Петре Великом (1721-1725 г.). СПб 1895. 352 с. Приложения.
55.Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. СПб 1895. 275 с.
56. Степбок. Краткий взгляд на причины бмеатрого распространения Раскола, с.с. графа Стенбока //Кельсиев В.В. Сборник правительственных сведений о раскольниках Лондон. 1862. Вып. 4. С.325-343.
57.Субботин Н.И. Раскол, как орудие враждебных России партий. М 1X67 199 с.
58.Субботин Н.И. О причинах и последствиях первоначального отделения старообрядцев
от православной церкви. M.I874.
59.Субботин Н.И. О сущности и значении раскола в России. 52с.СПб. 188 1
60.Субботин Н.И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. М.1875-87. T.I-VI.
61. Субботин Н.И. Аркадий, архиепископ Пермский и Петрозаводский и некоторые его сочинения против раскола. М. 1894.
62.Субботин Н.И. О предложении учредить в Москве Братство для содействия ослаблению раскола и воссоединению раскольников с Православною Церковью. М. 1869. 52 с.
63.Субботин Н.И. Мысли и заметки по вопросам о расколе. М. 1901. 63 с.
64.Субботин Н.И. Несколько слов о новейших событиях в расколе. М. 1867. 40 с.
65.Субботин Н.И. О представлении старообрядцев Австрийского согласия Высокопреосвященному митрополиту Сергию и О примечательной речи Императора Николая Павловича. М. 1893. 15 с.
66.Субботин Н.И. Собеседование между православными и старообрядцами происходящее 20-го апреля 1872 г. М. 1872. 40 с.
67.Суворов Н.С. О происхождении и развитии русского раскола. Две публичные лекции, читанные в зале Ярославской Городской Думы. Ярославль. 1886. 65 с.
68.Троицкий Н.Е. Лекции по истории русского раскола. СПб. 1884. 265 с.
69.Щапов А.П. Раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVI11 Опыт истоического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. азань. 1859. 547 с.
70.Юзов И. И. Русские диссиденты-ста роверы и духовные христиане. С.-П. 1881. 180 с.
71.Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии с прилржением статей закона и Высочайших указов. С.-Пб. 1912.656 с.
72.Яцкевич. В.И. Краткие сведения о старообрядческом расколе и сектах в русской церкви с изложением действующего о них законодательства. М. 1900.
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Банер М.И. Выгореция: исторические очерки Не гроза ноле к. 1906. 167 с
2.Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М. 1996. 252 с.
3.Духовно-культурные процессы в современной России. М. 1998. 141 с.
4.Зеленогорский М.Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.1991.334 с.
5.Иванов Ю.А. Шуйские раскольники. Шуя. 1997. 62 с.
6.Клибанов АИ. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М. 1977. Наука. 335 с.
7.Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М. 1979. 126 с.
8.Михайлов Г. Некоторые проблемы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Российской Федерации // Религия и государство в современной России. М. 1997.
С.47-67.
9. Молзинский В.В. Старообрядческое движение второй половины XVII века в русской на
учно-исторической литературе. С.-П. 1997. 240 с.
10.Никольский Н.М. История русской церкви. Рязань. 1930. 248 с.
11.Религия. Общество. Государство. Материалы "круглого стола". М. 1996. 128 с.
12.Сенатов В. Философия истории старообрядчества. Библиотека журнала "Церковь". М. 1995. 86 с.
13.Филатов С. Государственно-церковные отношения в России перед демократическим вызовом // Религия и государство в современной России. М. 1997. С.67 -84.
14.Чаплин В. Церковь и политика в современной России // Религия и государство в современной России. М. 1997. С. 13-37.
15.Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство. М. 1998. 103 с.
АВТОРЕФЕРАТЫ
1.АнкудиноваЛ.Е. Социально-политическая сущность религиозно-общественного движения в русском государстве третьей четверти XVII в.: Автореф. Канд. Ист. Наук. 1951. 13 с.
2.Боченкова И.Д. Государственная политика в отношении староверов в последней четверти XVIII - начале XIX века (на материалах Ярославского наместничества). Автореф.Канд.Дисс. М. 1999.26с.
3.Виноградова О.А. Общественно-политическая жизнь старообрядчества в нач. XX в. Автореф. Канд. Дисс. М. 1999. 18 с.
4.Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма: Автореф. Дисс. Канд.ист.наук. Новосибирск. 1985. 16 с.
5.Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII в. Автореф дисс.д.и.н. Новосибирск. 1997. 36 с.
6.Вишленкова Е.А. Проблема церковного раскола в трудах А.П.Щапова. Автореф. Дисс.На соискание уч.степ, к.и.н. Казань. 1992. 18 с.
7.Рабчевская. А.К. Трансформация духовного облика старообрядцев под воздействием советского образа жизни. (Опыт конкретно-социологического исследования среди казаков-некрасовцев). Автореф.дисс. На соиск.уч.степ.к.философ.наук. М. 1973.21 с.
8.Харламов В.И. Из истории либерального народничества в России в конце 70-х — начале 90-х годов XIX в. Общественно-политические воззрения Каблица (Юзова). Автореф.Канд.Ист. Наук. М.1980. 18 с.
9.Чумичева О.В. Соловецкое восстание (1667-1676 гг.): основные этапы, движущие силы, идеология: Автореф.дис. канд.ист.наук. — Новосибирск. 1992. Юс.
10. Шульгин B.C. Движения, оппозиционные официальной церкви в России в 30-60-х годах XVII века. Автореф. Дисс.канд.ист. паук. М., 1967
СПРАВОЧНЫЕ И ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
1.История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Аннотированный справочник-указатель. М. 1995. 397 с.
2.История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель. М. 1993. 681 с.
3.Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.) Статистические очерки. М. 1956.
4.Религиозные объединения Московской области: Справочник. М. 1998. 431 с.
5.Сахаров Ф.К. Литература по истории и обличению русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе, находящихся в духовных и светских периодических изданиях. Вып. 1 — 3. Тамбов. 1877 — 1900.
6.Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М. 1996.317 с.
|