Итак, завершая исследование, я задаю себе главный вопрос: поможет ли оно нам приблизиться к пониманию такого сложного явления как старообрядчество, без которого представить себе отечественную историю и современность просто невозможно? В чем сила старообрядцев, сумевших противостоять мощной административной машине Российской империи, а затем не менее жестокой государственно-партийной номенклатуре советского времени? Как удается староверам в нынешнее, столь непростое время сохранять веру, традиции, участвовать в жизни страны? Причем не только противостоять всем перипетиям судьбы на протяжении нескольких сот лет, но и жить достойно, являя собою пример во многом для членов общества, в котором не имели они прежде ни гражданским прав, ни религиозных.
В данной работе была предпринята попытка рассмотреть развитие взаимоотношений между старообрядчеством и государством на протяжении второй половины XIX — начале XX исков.
Главный вывод исследования состоит и том, что вероисповедная политика в России по отношению к старообрядцам, как впрочем, и к представителям других конфессий, не имела положительного опыта, не решила задач, поставленных перед нею всем ходом исторического развития страны.
Частные выводы, которые мы можем в результате проведенной работы, сводятся к следующим положениям:
- Знания современников о состоянии старообрядческого общества были весьма неудовлетворительны. Даже те структуры государственного аппарата, которые по долгу службы вынуждены, были заниматься изучением старообрядчества, не могли предоставить достоверную информацию о нем. Противоречия касались статистических сведений, которые доставлялись различными подразделениями как светской, так и духовной власти, данных о степени распространенности раскола, степени опасности, которую староверы могли представлять с точки зрения государственной стабильности. В результате, до настоящего момента мы не имеем точных сведений относительно количества староверов, прожимающих на территории Российской империи.
- Картина состояния старообрядческого общества, восстановленная на основе изучения архивных, делопроизводственных и иных источников, позволяет говорить об интенсивном развитии старообрядчества, занявшего спою нишу в общественной, политической, экономической, духовной жизни России второй половины XIX — начала XX вв.
- Как было показано в исследовании, изучая особенности развития староверия, мы встречаемся с рядом сложностей, одна из которых состоит в том, что, хотя в отношении старообрядчества мы используем термин "общество", говорить о нем как о едином организме неправомерно. Различия между старообрядческими толками были настолько велики, в плане догматическом, мировоззренческом, что все попытки в кризисные моменты объединиться хотя бы главным старообрядческим толкам, были обречены на провал.
- Тем не менее, государственные структуры, занимающиеся разработкой политической линии в отношении старообрядчества, не делали в отношении толков серьезных различий. Единственное разделение, которое было сделано уже в 60-е годы XIX в. касалось деления на "более вредные секты" и "менее вредные секты". Но это деление было сделано, во-первых, с точки зрения опасности, которую, по мнению чиновников, старообрядцы тех или
иных толков могли представлять для государства: а, во-вторых, никаких четких критериев для подобного деления определено не было.
- Если же мы обращаемся к истории старообрядчества и изучаем его как определенное явление, то объединение толков в единое общество правомерно, т.к. речь идет о социальных слоях, объединенных конфессиональными взглядами, выразившимися п отказе от нововведений в области обрядов и культуры, введенных в середине XVII в. и затем углубившихся в начале XVIII столетия.
- На протяжении всего периода существования раскола отношение к нему со стороны официальных властей носило ограничительно-запретительный характер. И это вполне объяснимо: любое отклонение от идеологических норм вызывает опасения со стороны властных структур. Тем более это касается России, где позиции Православной Церкви были традиционно сильны. Изменившееся соотношение духовной и светской властей, произошедшее в начале XVIII века в период правления Петра I, в пользу светской власти и породившее большое количество проблем во взаимоотношениях государства и официальной Церкви, не затронуло отношения к этой структуре как фактору идеологическому. Любое отклонение от православия каралось и преследовалось по закону. Поэтому даже в те периоды, о которых мы говорим как о благоприятных для староверов, например, период правления Екатерины II, ослабление преследований и наделение льготами старообрядцев могли носить лишь ограниченный характер как по времени, так и по содержанию,
- Те изменения, которые происходили в официальной государственной политике по отношению к старообрядцам во второй половине XIX века, были вызваны двумя основными причинами: во-первых, состоянием старообрядческого общества; во-вторых, в целом изменившейся ситуации исторического развития в России. Что касается старообрядческого общества, то, как мы видели, оно заявило о себе настолько серьезно, что не замечать его позитивной роли на исторической арене было уже просто невозможно. Далее скрывать старообрядчество под покровом секретности, недоступности информации для общества, не представлялось возможным. Появились исследователи, этнографы, общественные деятели; информация о староверах стала достоянием периодической печати. Внутреннее развитие России поставило на повестку дня вопрос о реформировании всех сторон российской действительности.
- Динамика развития действий официальных структур в отношении старообрядчества на протяжении второй половины XIX — начала XXвв. носила поступательный характер. Поиски решения проблемы раскола развивались от традиционных подходов ограничительно-запретительного характера в начале периода до провозглашения свободы вероисповедания на конечном этапе.
- Однако фактическая свобода вероисповедания может быть реализована лишь в том случае, если Церковь отделена от государства. В противном случае, какие бы законы не принимались, одна из конфессий всегда будет иметь привилегированное положение и занимать особое место в государственной структуре.
Церковь в России была отделена от государства только в 1918 г. Это событие было радостно воспринято как Православной Церковью, так и старообрядцами. Только теперь появилась возможность разрешить те проблемы в области вероисповедной политики, которые накапливались веками. Однако процессу этому не суждено было развиться. Молодое советское государство взяло курс на атеизм, формирование материалистической идеологии, религиозному мировоззрению была объявлена настоящая война. Священнослужители преследовались и подвергались физическому уничтожению. Храмы разрушались.
В своей атеистической пропаганде и разрушительной деятельности государственно-партийный аппарат не делал различий между конфессиями, подвергая репрессиям представителей всех вероучений.
В результате, в период дореволюционный вероисповедная политика не успела сложиться и развиться в должных цивилизованных рамках по двум причинам: во-первых, церковь так и не была отделена от государств и, во-вторых, слишком короткий исторический период был отведен на развитие демократических принципов, без которых невозможно формирование достойной политики в области религии.
Политика в области вероисповедания, которая сложилась в советский период, носила откровенно уродливые формы, не решая проблем взаимоотношений с конфессиями, а лишь контролируя и подавляя проявления религиозности в стране.
И только в настоящее время появилась возможность цивилизованным образом решить проблему взаимоотношений государства с представителями разных конфессий, представляющих многонациональное государство Российской Федерации. Современная история показывает, что процесс этот идет очень сложно, имя груз не разрешенных в прошлом проблем.
Только вдумчивое, творческое отношение к истории вопроса, сможет помочь нам достойно разрешить его на современном этапе.
|