Из доклада председателя Духовного Суда Старообрядческой Церкви в Литовской ССР, духовного наставника Кузнецова Федора Силовича, прочитанного на заседании Духовного Суда 5 мая 1948 года в гор. Вильнюс
Верховная власть, согласно учения Св. Церкви, имеет высшее не земное происхождение, она установлена и освящена Самим Богом.
Бог есть начало всякого начала (парал. 29, 11— 12.) от которого всякое отечество на небесах .и на земле именуется (Ефес. 3, 15.).
Истина о богоустановленности власти вообще Не истина открытая теперь, или в Новом Завете, но истина эта засвидетельствована также и в Ветхом Завете и подтверждена многочисленными библейскими фактами. «От Господа» говорит премудрый «дается держава и сила от вышнего» (Прем. Сол. 6, 3.) «Мною», говорит Сам Бог, «цари царствуют и сильные пишут правду, мною вельможи величаются и властители мною держат землю» (Притч. 8. 15—16.) «владеет вышний царством человеческим, пишет пророк, и емуже восхощет дает ее, он поставляет цари и преставляет» (Дан. 2, 21. 4, 14) «он коемуждо языку устрояет вождя» (Сир. 17, 15.).
В Новом Завете Сам Господь в ответе своем Пилату, указывает на высшее происхождение власти правительственной: «не имаши власти ни единыя на мне, аще не бы ти дано свыше» (19, 11).
Христос благословляя при вознесении Своем Святых Апостолов сказал: «дана мне веяная власть, на небе и на земле» — в этих словах возвещал, что Он получил эту власть соответственно новому отношению Его к человечеству, как богочеловек-и искупитель, полулш для того, чтобы силою этой власти приводить его ко спасению, к возведению его в Царство не от мира сего, то есть в Церковь святых возглавляемую Им.
Из вышеприведенных свидетельств Св. Писания-видно, что всякая власть исходит от Бога — следовательно, верующих христиан старообрядцев обязывает признавать советскую власть богоустановленной и законной.
Таким образом, даже мысль о том, что не всякая власть исходит от Бога, извращает наше верование в Бога Вседержителя, абсолютную истину засвидетельствованную Богом в своем откровении и Церковью в символе веры.
Боогустановленность Верховной власти налагает на христиан обязанности, которые верующие должны исполнять в отношении к Верховной власти, а именно:
1. Верующие христиане должны иметь глубокое уважение и благоговение к Верховной власти, как власти божественной. «Несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» (Римл. 13, 2.).
2. Верующие христиане должны-приносить усердные молитвы за предержащую власть Богу, «Молю прежде всех, пишет апостол, творите молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и за всех иже во власти суть: да тихое, безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» (I Тим. 2, 1-2.).
3. Верующие христиане должны охотно повиноваться и оказывать уважение и покорность властям. «Всякая душа да будет покорна высшим властям..., пишет апостол, посему противляющийся власти, противится Божию установлению, ибо начальник есть Божий слуга тебе на добро... и потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Римл. 13, 1—5).
Св. Иоанн Златоуст в объяснении слов Апостола «Всякая душа властем предержащим ра повинуется» пишет: «Хотя бы ты был апостол, хотя бы евангелист, хотя бы пророк, хотя бы другой кто — повинуйся. Подчинение власти не подрывает благочестия. Первое основание такого установления, удовлетворяющее разуму верных, состоит в том, что власти учреждены от Бога «несть бо власть аще не от Бога, говорит Апостол», «кто не повинуется начальнику, тот противится Богу, узаконившему начальство, и так не стыдись подчиненности — говорит Апостол. Этот закон дал Бог». Златоуст на послание к Римл. беседа 33 в русском переводе, изд. II1844 г. стр. 553—559/1 Петр. 2, 13—14.) Тим. 3 1—2).
4. Верующие христиане должны усердно и честно исполнять Государственные повинности, платить налоги и, обложения, как вещи необходимые для устроения общего благосостояния и обеспечения участи каждого гражданина.
Когда мытари, занимавшиеся сбором налогов и государственных доходов, спрашивали у Иоанна Крестителя: «Что нам делать», он не сказал им «Оставьте ваше служение», но сказал: «Не берите более надлежащего». (Луки 3, 13.)
Когда фарисеи спрашивали Исуса Христа. «Должно ли платить подать Кесарю?». Ответил: «Воздадите кесареви кесарево и Божие Богови». (Матф. 22, 21.) «Для сего вы и подати платите, ибо они Божий служители, сим самым постоянно занятые. И так отдавайте всякому должное: кому подать, подать, кому оброк, оброк, кому страх, страх, кому честь, честь». (Римл. 13, 6—7.)
5. Также следует отметить, что согласно Св. Писания, верующие христиане не должны позволять себе легкомысленных и противных рассуждений о распоряжениях и действиях Верховной власти, ослабляя чрез то и в других должное к ней уважение и доверенность, теи более, что нам обыкновенно неизвестны бывают истинные причины и намерения тех или других ея распоряжений. Слово Божие угрожает судом Божиим тем мечтателям, которые презирают начальство и не страшатся злословить Верховные власти. «Князю людей твоих да не речеши зла». (Исход 22, 28.)
«Знает Господь как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконных соблюдать ко дню суда для наказания, пишет апостол, а наипаче тех, которые презирают начальство, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». (11 Петр. поел. 2, 9—10.)
Председатель Духовного Суда Старообрядческой Церкви дух. наставник Кузнецов Ф. С.
Из постановлений Духовного Суда старообрядческой церкви в Литовской ССР,
Состоявшегося 5-го мая 1948 г. при ВССовете в г. Вильно
«Заслушав доклад председателя Духовного Суда Старообрядческой Церкви в Лит. ССР, духовного на¬ставника Кузнецова Федора Силовича об отношении Старообрядческой Церкви к Советской власти, Ду¬ховный Суд Старообрядческой Церкви в Лит. ССР постановляет: На основании Священного Писания Старообрядческая Церковь, не имеющая трехчинпой духовной иедархий, советскую власть, признавала и признает как богоустановленной властью.
Доклад председателя Духовного Суда наставника Кузнецова Ф. С. лризнать важным и напечатать в старообрядческом церковном настольном календаре на 1949 г.»
«Заслушав доклад председателя Духовного Суда Старообрядческой Церкви в Лит. ССР, духовного наставника Кузнецова Федора Силовича о совершении молебствий в старообрядческих молитвенных храмах в дни Государственных праздников и, рассмотрев его согласно Св. Писания, Духовный Суд Старообрядческой Церкви в Лит. ССР постановил:
В дни государственных праздников, в старообрядческих молитвенных храмах, совершать молебствия за советскую власть. Молиться каноны Спасу или кресту.
Тропари: кресту «Спаси Господи» и спасу «Всея твари содетелю» читать в следующем изложении:
Тропарь Кресту: Спаси Господи люди своя и благослови достояние свое, победы державе Российстей и воинству ея на сопротивныя даруй и своя сохраняя крестом люди.
Тропарь Спасу: Всея твари содетелю, иже всякую земную власть положивыи во твоей области и благоволений. Благослови ныне русскую державу, сохраняя в мире и благоденствии правителей ея, воинство, грады, и вся люди твоя, по велицей своей милости.
Старообрядческий церковный календарь на 1949 год