В 1892 г. профессор Духовной Академии И. И. Ивановский издал "Два чтения по старообрядческому расколу".
Первое публичное чтение "Старообрядчество и раскол" прозвучало во Владимирской читальне г. Казани. Сам факт публичных лекций по расколу, которые в конце столетия проводились достаточно часто, — свидетельство все возрастающего интереса к этому явлению со стороны самых широких слоев общества. При этом зачастую вопросы здесь поднимались достаточно сложные. Профессор Ивановский пытался, например, разъяснить разницу между понятиями "старообрядчество"и"раскол". "Старообрядчество" он определил как последование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни. Автор выделил несколько точек зрения на сущность старообрядчества:
1. Раскольническая. Старообрядчество есть староверие. Оно единственно истинно спасительно, все другое ложное и непримиримое. Этот взгляд автор, естественно, за правильный принять не мог
2. Национальная или народная точка зрения. Здесь на первый план выступал национальный консерватизм, т.е. охрана и строгое следование народным преданиям и обычаям. Однако эта точка зрения также вызывала критику со стороны профессора, т.к. национальность или поместность обряда не может служить основанием для выводов и практических требований. "Иногда смешиваются церковные обряды в строгом смысле с житейскими обычаями. От этого бывает, что хвалят старообрядчество вообще, не отмечая, что именно в нем достойно похвалы. Такое смешение дает возможность людям неблагонамеренным хвалить иногда и то, что далеко похвалы не заслуживает".
3. И, наконец, церковный взгляд, суть которого состояла к том, что обряд к существу веры отношения не имеет, сам по себе он не может вести ни к спасению, ни к погибели.
"Итак, понятие раскола ... заключается не в содержании, а в отношении; это есть нарушение мира и единения церковного из-за вопросов, не входящих в область веры".
Из всего вышеизложенного следовало, что ослабление раскола, а уж тем более его уничтожение было бы необходимо для того, чтобы восстановить понимание, единение церковное и духовное. Старообрядцы сами виноваты в том, что происходит, в том разладе, который захлестнул общество. Подобная точка зрения носила, скорее всего, пропагандистский характер, хотя и претендовала на научное обоснование.
В этом же 1892 г. вышла работа Ив. Никифоровского "Основная особенность старообрядческого раскола'42. Автор этой работы чрезвычайно иронично относился к тем спорам, которые велись вокруг старообрядчества. До 60-х годов, отмечал он, пресса хранила в отношении староверия "благородное" молчание, а теперь - это модная тема, появилось новое "научно-философское понимание раскола".
Для его представителей, мнение духовных авторов было вздором. Если «Духовные писатели и рассматривали старообрядчество как явление религиозное, возникшее и поддерживающееся исключительно религиозными мотивами, то для новых исследователей - это только гражданское явление, оппозиция земства против поглощения его прав центральной властью. Это политический протест против гражданского абсолютизма, с тендеицией демократизма. "Новое слово новых расколоведов" Никифоровский озвучивает следующим образом: "Догматы и обряды, которые заши-г раскольники, - это только личина, маска, под которой они откроют свои задушевные социально-политические стремления. Для ослабления раскола нужны не собеседования, а реформы социальные, улучшение гражданского быта".
Эта посылка для автора совершенно неприемлема, и он обращается к "мнениям раскольников, чтобы выяснить, в чем же у них проявляется демократизм. Однако позиция его остается неизменной: "Не сумев отделить существенное от несущественного в церковной жизни при своем возникновении, раскол и во всей дальнейшей своей истории, до наших дней включительно, остается без этого умения". Да, раскольники не довольны существующим порядком общественной и политической жизни, они выступают против него, и некоторые толки весьма активно, так что правительству приходится сдерживать их напор.
"И все-таки несомненно, что раскол вовсе не политический какой-то протест. Говорить это, утверждать, будто раскол живет демократическими принципами, а тем более рассчитывать в будущем на какую-либо политическую деятельность раскольников, значит возводить клевету и вообще на русский народ. Раскольники, по духу своих верований, не только не способны быть политическими деятелями, но даже и орудием таких деятелей ...".
Принципы раскола - только в религии. Слепая привязанность к обрядам заставила раскольников отойти от церковного единства, в результате он так и застыл в формах середины XVII века.
Данная точка зрения также является проявлением крайности. Будущее покажет, что староверы принимали участие и в политической жизни.
И.М. Громогласов в работе "Русский раскол и Вселенское Православие"11 пытался решить сходную проблему: выяснить, в чем вина старообрядцев перед Православной Церковью. Он выделил два различных принципа церковной жизни, сформировавшихся в религиозном сознании русских людей в XVII столетии: во-первых, идея Вселенской Церкви, нестесненной пределами данной страны и узами местной традиции, и, во-вторых, идея местной и национальной обособленности церковной жизни, с сохранением ее неподвижных и неизменных форм.
Представители первого направления - это патриарх и круги, на которые он опирался; представители второго - книжные начетчики, главная сила которых состояла в том, что они сохранили более непосредственные связи с жизнью и понятиями народных масс. Для таких людей, как считал автор, попытка выйти за пределы привычной рутины в области богослужебного обряда - это отступление от православных "догматов", а обращение к указаниям греческой церковной практики - явная измена православию. Отсюда проистекала и реакция на реформы Никона, которые противоречили их пониманию ревности о вере и национальному самомнению. "Преувеличенное благоговение перед святостью традиционного обряда, обостренное националистическою исключительностью, не могло вместить более широкого отношения к внешним формам церковной жизни и выродилось в старообрядческий раскол"14.
Вывод, таким образом, сходный: невежество и слепая привязанность к обрядам не позволяет староверам увидеть истинное значение реформ патриарха Никона.
Характер глубокого исследования носит работа священника А. Синайского "Отношение русской церковной власти к расколу старообрядчества в первые годы Синодального управления при Петре Великом (1721-1725 гг.), изданная в 1895 г.
Эта работа выделяется среди остальных произведений данного направления тем, что в нем отсутствует узкоконфессиональный подход, стремление во что бы то ни стало доказать неправомерность воззрений староверов. Напротив, автор пытался разобраться в сложившейся ситуации, рассматривая раскол как реалию первой четверти XVIII века. "Раскол принадлежит к вопросам не отжившим, а насущным, современным. С последователями раскола, их заблуждениями, увлечениями, упорством, со всем складом их ума и способа рассуждений, известными нам из первоначальной и последующей истории раскола, мы имеем возможность и неизбежность сталкиваться в своих отношениях и деятельности, в сфере церковной, служебной, учебно-воспитательной и т.п. По своему образу мыслей, стремлениям и идеалам последователи раскола принадлежат к Древней Руси, ко временам патриархальным, до-никоновским, до-петровским. Явление это в высшей степени замечательное во многих отношениях: в историческом, бытовом, психологическом, но особенно религиозно-церковном. ...".
Синайский не сомневался в том, что раскольники в своих религиозных воззрениях отошли от истины, однако в России их миллионы, и этот факт заставлял исследователя более досконально вглядываться во взаимоотношения Церкви и старообрядцев. Автор был убежден, что частные попытки выяснения существовавших отношений между церковной властью и раскольниками не могли дать полного ответа, нужны были более глубокие исследования. Но он также был уверен и в том, что такие работы в ближайшее время появиться не могут. Автор проанализировал краткий период во взаимоотношениях церковно-гражданской власти и раскола, но период этот был весьма насыщенным событиями и поисками решения проблемы раскола.
Лишив Православную Церковь патриаршества и создав Синод, Петр попытался поставить дела церковные под строгий государственный контроль. Столь же решительную попытку он предпринял и в отношении староверов.
Проанализировав систему мер против раскола, сложившуюся при Петре, Синайский пришел к мысли, что "вся совокупность мероприятий против раскола, предпринятых синодально-церковной властью совместно с гражданскою, сопровождалась не ослаблением раскола и привлечением последователей его к св. церкви, а усилением его, отчуждением от св. церкви заблуждавших и озлоблением. Это зависело от многих условий, но главное из них состояло в строгом характере мероприятий, дававшем раскольникам полное основание называть царствование Петра Великого временами гонительными. Нельзя оправдывать приверженцев раскола за их упорство и враждебность к св. церкви, но и нельзя, с другой стороны, безусловно обвинять их в продолжительном отчуждении и предубеждении против действий церковно-гражданской власти, принимая во внимание тяжесть мероприятий и крутой способ выполнения их".
К работам богословского направления можно отнести и учебник, написанный П. С. Смирновым17для изучения истории раскола в духовных семинариях. Определяя, что такое раскол, автор указал, что сточки зрения явления - это болезнь организма русской Церкви; сточки зрения доктрины - букво-обрядоверие. "Таким образом, раскол есть явление церковной жизни и идеал церковной жизни раскола, альфа и омега его религиозного упования заключается в этом учении о книгах и обрядах"11*.
Лишь косвенно, считал Смирнов, раскол затрагивает жизнь гражданскую. Именно религиозные принципы раскола не позволяют ему принять те новшества в гражданской жизни, без которых современный человек себя уже не мыслит. "Торжества своих общин последователи старообрядчества не ожидают: по духу своих верований они не только не способны быть политическими деятелями, но даже и оружием таких деятелей".
Одно из самых глубоких и неординарных исследований старообрядчества принадлежит академику Императорской Академии наук, бывшему заслуженному ординарному профессору Московской Духовной Академии Е.Н. Голубинскому.
Анализируя традиционный для всех богословских исследователей вопрос "Что было причиною возникновения у нас раскола старообрядчества?", автор пришел к мысли о том, что причиной раскола стало взаимодействие двух причин: "разрознения нашего с греками в некоторых обычаях церковных и отсутствия у нас просвещения, что было причиною образования ... своеобразных взглядов на церковные обычаи"20. Причем, как утверждал автор, взаимозависимость этих посылок чрезвычайно велика. Одна главная причина - это отсутствие просвещения, т.к. именно из-за этого фактора у нас сложились своеобразные взгляды на обычаи церковные, и стало поводом для раскола Церкви.
Старообрядцы не оспаривают, писал Голубинский, что мы должны быть в полном согласии с греками относительно обрядов и богослужения. "Следовательно, в нашей полемике со старообрядцами требует быть доказанным собственно одно положение, именно - что позднейшие греки не отступали от чистоты православия древних греков21
Но, вместе с тем, старообрядцы, по мысли автора, смотрят на дело неправильными глазами, придавая обрядам и обычаям церковным преувеличенное значение. Спор возможен, если стороны стоят на одной точке зрения на предмет, полемика со старообрядцами предполагает аналогичный подход.
Основная идея, выдвинутая Голубинским, состояла в том, что полемика со старообрядцами строится неправильно и некоторые основания ее должны быть изменены. Исследователь был убежден, что "с половины XV века у нас составилось убеждение о позднейших греках, будто они отступили от чистоты православия древних греков", и что "это совершенно несправедливое, недолговременное и твердое убеждение и было причиной возникновения у нас раскола старообрядчества"22.
Раскол старообрядчества возник из-за того, что патриарх Никон задумал привести в соответствие чины, обряды и книги с современными ему греческими чинами, обрядами и книгами. Но каким образом это могло дать повод к образованию раскола старообрядчества, т.е. почему некоторые люди восстали против подобного исправления, объявив его делом еретическим, и отделились из-за него от церкви.
Полемисты со старообрядчеством вслед за митрополитом Макарием, считали, что это была личная вражда некоторых людей к патриарху. С такими, например, деятелями как епископ Павел Коломенский или протопопы Иоанн Неронов, Аввакум, Даниил, Логгин. Голубинский находил, что эта причина могла иметь второстепенное значение, но никак не играла главную роль.
В полемике со старообрядцами, предполагал автор, необходимо доказать, что дониконовские русские убеждение о греках, как будто бы отступивших от чистоты православия, было совершенно неосновательно и несправедливо. Необходимо также доказывать, что "во-первых, дониконовские предки наши несправедливо утверждали о позднейших греках, как несправедливо вслед за ними утверждают старообрядцы, будто греки эти отступили от чистоты православия древних греков и допустили у себя еретические и погрешительные новшества; во-вторых, что дониконовскими предками нашими неосновательно приравнивались, как после них неосновательно приравниваются старообрядцами, обряды и обычаи церков--ные к догматам веры. А так как и разность между нашими дониконовскими и греческими богослужебными книгами предки наши объясняли, а старообрядцы теперь объясняют, тем же отступлением позднейших греков от чистоты православия древних греков, то, в-третьих, должно быть дано робъяснение относительно происхождения и действительного значений сей последней разности"23.
Выводы Голубинского состояли в следующем:
- никто никогда не повреждал чистоты православия у позднейших греков, и они постоянно сохраняли и до сих пор сохраняют в целости;
- если между греками и русскими произошло некоторое разрознение в обрядах церковных, обычаях и богослужебных книгах, то причина не в отступлении позднейших греков от чистоты православия древних греков, а в чем-то другом;
- исправление обрядов и обычаев церковных и богослужебных книг, предпринятое патриархом Никоном, было делом вполне благословенным2 1.
Итак, мы рассмотрели некоторые работы авторов, принадлежащих к богословскому направлению отечественной историографии, что позволяет сделать выводы о развитии этого направления в целом. Исторические исследования богословских авторов объединяет негативное отношение к старообрядчеству и стремление доказать его несостоятельность. Ученые, претендующие на объективное исследование, будут это делать корректно и опираясь на большую нсточниковую базу. Исследователи менее щепетильные в научном плане, не станут утруждать себя поиском истин. Почти все авторы указывают на следующие характерные, с их точки зрения, причины распространения раскола:
- Отсутствие грамотности, темнота, невежество раскольников, что способствовало быстрому распространению раскола, т.к. приверженцы его не могли понять и принять тех нововведений, которые пришли в Россию вместе с просвещением.
- Слепая привязанность к обрядам, неумение и нежелание разобраться в сущности вероучения христианского.
Если в конце XIX - начале XX веков появляются работы, в которых просматриваются попытки более или менее объективно посмотреть на раскол Русской Православной Церкви, то в середине столетия об этом не может быть и речи. Главная цель, которую преследуют авторы этих произведений, - "обличить" старообрядчество и, в лучшем случае, призвать вернуться в лоно официальной церкви.
Тем не менее, работы этих авторов требуют к себе пристального внимания. Если мы, объединив их в одну группу, определив наиболее характерные их составляющие, откажемся от их более детального анализа, мы значительно обедним историографию данной проблемы. Ведь наряду с исследователями, которые выполняли социальный заказ и не обладали достаточными знаниями, были и такие, работы которых, без сомнения, принадлежат к числу лучших исследований.
Работы данного направления характеризует негативное отношение к староверию, стремление показать неправильность и вредность его вероучения;, с точки зрения государственной - это явление опасное; сами староверы представляют собою малообразованную, темную массу, которая держите, только обычаями, традициями и обращена не в будущее, а в прошлое.
Предметом исследования богословских ученых были, прежде всего, вопросы догматические, на анализе которых и строилась вся концепция исторического исследования.
Авторы богословского направления никогда не ставили и, по определению, не могли ставить проблем вероисповедной политики государства, т.к. для них раскол - явление противозаконное, с которым надо бороться разными мерами, в том числе, путем духовного воздействия. Однако в понимании исследователей данного направления, цель политики официальных структур - подавлять раскол, а не устанавливать с ним соответствующие требованиям времени отношения. Для них раскол - явление религиозной жизни страны, и лишь некоторые авторы допускают косвенное отношение раскола к гражданской жизни.
|