История старообрядчества - это и история русской народной утопии, движений социального протеста под религиозной оболочкой. Тема слабости третьего сословия в России, начавшегося бурного его взлета после Великой реформы 1861 г. - тоже связана с проблематикой истории старообрядчества.
Наследие старообрядчества в России изучают литературоведы, археографы, искусствоведы, источниковеды, музыковеды и т.д.
"Сейчас русских исследователей все больше начинает интересовать та наиболее специфическая и яркая черта творчества старообрядческих авторов, которая окрашивает все их писания о Боге и человеке, обществе и природе. Это старообрядческая апокалиптика, эсхатологические представления о конечных судьбах мира, столь же упорно накладываемые авторами на реалии как XVII в., так и нашего столетия".
К XVII в. церковные споры об Антихристе приобретают острый политический характер. Противные стороны исходят из единого идеала "симфонии" между церковью и государством, союза между ними. "Конкретные выводы спорящих сторон из традиционных идей будут, ясное дело, прямо противоположными. Уже Игнатий Римский-Корсаков убедительно доказывает, что церковные противники не могут не быть и государственными преступниками. Подобная точка зрения на века будет усвоена и законодателями. Позднее под пером Феофана Прокоповича она выльется в чеканную дефиницию: старообрядцы - "лютые неприятели и государству, и государю непрестанно зло мыслящие". Параллельно в старообрядчестве развивалась идея об антихристовой сущности политической власти, поддерживавшей реформу Никона. При всех колебаниях и внутренних спорах, при долго угасавшем добром отношении Аввакума к Алексею Михайловичу старообрядчество уже в XVII в. сумело выработать формулы, сочетавшие традиционное признание божественной сущности всякой власти с провозглашением власти царей-отступников "антихристовой".
При этом обе стороны исходили из единого представления об определенной политико-религиозной слитности, нераздельности. И те, и другие равно считали, что политическая власть должна сурово карать за преступления религиозные, еретичество. Весь спор было том, кого считать еретиками. Аввакум вздыхал о добрых старых временах "миленького государя Ивана Васильевича" Грозного, который быстро бы переказнил всех противников веры. Но сам он погиб от руки другого царя — как противник власти государственной. Представление о том, что не должно бороться мечом светским, государственным насилием с религиозно-политическими противниками, лишь иногда будет проскальзывать у того же Аввакума. Под влиянием репрессий оно постепенно установится у старообрядческих историографов (вспомним братьев Денисовых!). Лишь позднее общественное сознание нового времени утвердит этот постулат, а церковная историография XVIII - XX вв. все громче будет заявлять, что старообрядцев казнили не за веру, а за сопротивление поле церковной организации". Еще одна проблема: несоответствие общественному сознанию XVII века тезиса, ставшего модным в историографии XIX в. В это время официальные синодальные историки обвиняли старообрядцев в обрядоверии, в неразличении внешних и внутренних сторон православия, обряда и догмы. Историки противоположного, демократического лагеря (А.П. Щапов, его последователи) говорили об обрядоверии как общей беде русского общества XVII в., а не одних только старообрядцев. Однако обряд и вероучение неразрывно связаны в любой религиозной системе и переносить саму мысль о возможности противопоставления одного другому с общественного сознания нового времени на XVII в. было бы, как считает автор, неисторично. В XVIII в. продолжали развиваться оба противоположных направления историографии раскола и старообрядчества. Сочинения официальных церковных авторов служили миссионерским нуждам, а затем государственной синодальной политике. Сочинения авторов старообрядческих тайно печатались в подпольных или заграничных типографиях.
В конце XVII в. достаточно сильно заявила себя новая тема: внутренняя история старообрядчества, история происходящих в нем споров и разделений.
В 1709 г. была написана и в рукописи распространена по епархиям первая книга официальной церковной историографии, посвященная проблемам старообрядчества. Автор - Дмитрий митрополит Ростовский (Д.С. Туптало). "Розыск о раскольнической брынской вере" (М., 1745) до середины XIX века - главное пособие для синодальных миссионеров.
Дмитрий Ростовский значительно расширяет объем фактического материала, но "остается в рамках общих историографических концепций древней, а не новой России". Раскол - есть непосредственное действие козней сатаны, каких-либо прагматичных, рационалистических причин Дмитрий Ростовский не видит.
Н.Н. Покровский отмечает, что церковные историки того времени были практически не знакомы с внутренней жизнью старообрядчества, они плохо знали усложняющуюся жизнь новых направлений староверия.
Выходец из старообрядцев, обличитель раскола XVIII века Андрей Иоаннов (А.И. Журавлев), в 1794 г. выпустил в свет книгу "Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках...", которая стала одной из основных синодальных полемических книг. Так же как и для исследования Дмитрия Ростовского, для нее характерен резкий тон и главная концепция о сатанинских кознях как основной причине раскола. Но здесь есть и новые подходы: попытка выяснить исторические корни событий сер. XVII и. Правда решение этой проблемы сводится к вполне парадоксальному тезису о преемственности старообрядчества со стригольниками XIV - XV веков. Здесь же первая попытка подробного систематического изложения истории различных центров старообрядчества.
Особенно важно то, что автор дает представление о развитии археографических полевых исследований, о создании центров по изучению традиционной культуры староверов.
Один из них был создан в Новосибирске, и он работает в регионах, где сохранность живой старообрядческой традиции намного выше, чем в Европейской России"90. Позднее были созданы новые центры в Нижнем Новгороде, Перми, Ярославле. Координирующую роль с 1972 г. взяла на себя Археографическая комиссия АН СССР.
Интересы быстро стали выходить за рамки одного лишь книжного собирательства и книговедения. Во второй половине 60-х годов в Новосибирске и Москве была выдвинута концепция комплексного изучения разных сторон истории и культуры старообрядчества. Встали проблемы изучения истории старообрядческих согласий и общин, а также эволюции исторических, политических и религиозных взглядов староверов. Появились исследования общерусского и регионального охватов.
Статья Н.Н. Покровского носит одновременно обобщающий, подытоживающий характер и определяет направления дальнейших исследований. Автору удалось показать всю многогранность и многосложность исторических исследований, определить проблемы, которые интересовали историков, занимающихся изучением раскола.
Историографический характер носит и статья А.В. Антощенко "Ключевский о церковном расколе в России XVII в. "" . Эта статья имеет подзаголовок: Построение исторического нарратива. Собственно он и определяет характер статьи, которая посвящена не столько исследованию истории раскола в понимании Ключевского, сколько анализу творческого метода ученого на примере его отношения к проблемам раскола.
Среди работ последнего времени обращает на себя внимание кандидатская диссертация О.А. Виноградовой", в которой впервые исследуется общественно-политическая роль старообрядцев в начале XX в., в том числе рассматривается роль Всероссийских съездов, отношение староверов к государству и власти, революционным событиям, участие в политической : борьбе начала века.
Для 90-х годов характерен всплеск интереса к истории и современным проблемам старообрядчества как со стороны ученых, так и общественности, а также самих староверов. Результатом подобного развития событий устала организация научных конференций, позволивших определить нашравленность современных исследований. Большой резонанс как среди научных, гак и общественных кругов, а также в старообрядческой среде получила конференция "Живые традиции", которая проходила в Москве в 1995 году.
На этой конференции были обсуждены такие вопросы как: методы и источники исследования истории старообрядчества; язык и литература русского старообрядчества; история и культура старообрядческих общин Москвы, Пермско-Уральских земель, Сибири, Дальнего Востока, других регионов России и зарубежья. Большое внимание было уделено проблемам старообрядческого искусства и сохранению традиций.
С 1996 по 1998 гг. в Москве проходят конференции "Старообрядчество: история, культура, современность. Представленные доклады наглядно показали, что проблемами старообрядчества занимаются представители различных научных направлений: филологи, лингвисты, историки, искусствоведы, этнографы.
Примечательной чертой стало активное участие в работе конференций и выступление представителей старообрядческих общин, которые поднимали вопросы, имеющие большое значение для современного положения представителей данной конфессии. Это, прежде всего, проблемы внутренней жизни общин, взаимоотношения с обществом, образование в староверческой среде. По существу, те проблемы, которые обсуждались в начале XX в., сохранили свою актуальность и в конце столетия, имея, конечно, поправку на объективные исторические трансформации.
Анализ тематики докладов позволяет сделать вывод о том, что приоритетными направлениями в исследованиях остаются изучение книжности, традиционной культуры, лингвистические аспекты, а также история старообрядческих центров; все большее внимание привлекает философия староверов. Вместе с тем, на второй план отошли проблемы истории антифеодальных протестов, народных выступлений.
Не меньший интерес представляют конференции региональные, например, "Аввакумовские чтения'"'5, которые проходили в г. Пустозерске. На этих конференциях обсуждению подвергались вопросы как истории местного старообрядчества, так и проблемы общего характера.
Оптимизм внушает все более активизирующаяся деятельность русских-липован в Румынии. В 1996 г. вышли материалы Первого международного семинара в г. Тулча1'6. В 1998 г. свет увидел второй выпуск. Здесь поднимаются как вопросы церковной истории старообрядчества, связанные с основанием и развитием Белокриницкой иерархии, так и современные проблемы жизни старообрядческих общин в Румынии, сохранение традиций, проблемы русского языка и т.д.
Анализ современной историографии раскола позволяет сделать вывод о том, что, преодолев идеологические рамки исследований прежнего времени, ученые вышли на новый этап изучения такого сложного явления отечественной истории, как старообрядчество. Поставлены проблемы и исследуются аспекты, которые долгое время оставались вне поля зрения ученых. В то же время сохраняется тенденция приоритетного изучения проблем раскола филологами и искусствоведами.
Итак, из большого комплекса научной литературы по истории старообрядчества нами были отобраны те работы, которые, на наш взгляд, способны отразить направления и тенденции в исследованиях поданной проблеме.
Подводя общий итог анализа историографии раскола, необходимо отметить, что обширная литература по старообрядчеству не дает ответа на вопрос, что же это было за явление в отечественной истории и что оно представляет в настоящее время.
Причина подобной ситуации видимо в том, что настало время отказаться от упрощенного отношения к старообрядчеству. Имеется в виду, что разница между толками была настолько велика, что следует рассматривать каждый из них как самостоятельный объект исследования, со своей историей.
В то же время не снимается с повестки дня и вопрос осмысления явления раскола русской церкви и старообрядчества в целом как фактора социальной, политической и культурной жизни России.
Анализ исторической литературы со всей очевидностью показал, что более всего нуждается в дополнительных исследования период начала XX века, когда старообрядчество, опираясь на многовековой опыт в политической, экономической и жизни, заняло свое место как в конфессиональной, так и в социальной сферах. В дореволюционной литературе он не мог быть исследован в достаточной степени в сил у ограниченности временного пространства. В настоящее время появляются лишь отдельные статьи, однако комплексного изучения пока еще не проводилось
Изучение проблематики исследований привело нас к пониманию того, что меньше всего внимания было уделено политическим аспектам истории старообрядчества, их взаимоотношениям с властными структурами. Хотя, думается, что именно этот вопрос является одним из главных в истории староверия, т.к. именно он определял судьбу старообрядческих толков, "вписывал" данную конфессию в жизнь общества на том или ином этапе развития.
Таким образом, анализ историографии позволяет сделать вывод о том, что проблема старообрядчества и государственной политики в области вероисповедания во второй половине XIX - начале XX вв. исследованию не подвергалась и может стать предметом научного изучения.
Приложение 2
1 Попов Н.И. Что такое современное старообрядчество в России? М, 1866. С.2
2 Макарий (Булгаков). История русского раскола старообрядчества. СПб. 1889. С 336.
3Там же. С.368.
4 Там же. С.20.
5. О причинах разделения многих раскольничьих сект на многие мелкие толки. Казань. 1857.
6 Там же. С.5
7 Там же. С. 13.
8. Там же. С. 17.
9. Там же. С. 120.
10. Ивановский Н.И. Два чтения по старообрядческому расколу. С.-П. 1892. 73 с.
11. Там же. С.9.
12 Никифоровский Ив. Основная особенность старообрядческого раскола. Самара. 1892. 15 с.
13. Громогласов И.М. Русский раскол и Вселенское Православие (Публичная лекция и.д. доцента Московской Духовной Академии. Сергиев Посад. 1898. 44 с.
14 Там же. С.43.
15. Синайский А. Отношение русской церковной власти к расколу старообрядства в первые годы Синодального управления при Петре Великом (1721-1725). СПб. 1895.
16. Там же. С.VI.
17 Смирнов П.С. История раскола русского старообрядства. СПб. 1X95. 275 с
18. Там же. С.З.
19. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. Изд. 2-е, испр. И доп. М. 1905.260 с.
20. Тамже.С27
21 Там же. С.75.
22. Там же. С.80.
23. Там же. С.110.
24 Там же. С. 152.
25. Иарадинов Н В История Министерства внутренних дел. Кн. 8, ЛОР СПб. 1X63. 656 с.
26. Аристов Н.Я. "Устройство раскольничьих общин" (Библиотека для чтения 1863 .№7)
27 Формаковский В. "О противогосударственном элементе в расколе" ("Отечественные Записки", 1866).
28. Андреев В.В. "Раскол и его течение в русской жизни" М. 1870. 2
29. Энциклопедический словарь. Том XL. Издатели Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон С.-П. 1904. С.45-47.
30. Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века. Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. Казань. 1859. ... С.9-10.
31. Там же. С.53-55.
32.Там же. С. 130-132.
33. Там же. С. 137.
34 Там же. С.217.
35. Там же. С.469.
36. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. П.1870.
37. Там же. С.156-157.
38. Аристов Н.Я. Устройство раскольничьих общин. Б.м. 1863. С.2.
39. Там же. С.2.
40. Кельсиев В. И. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Лондон. I860. Вып.1 C.11I.
41. Тамже. C.IV.
42.Там же.
43. Энциклопедическийсловарь. T.XXVA". Издатели Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. СПб. 1898. Статья Пругавин А.С. С.591. Советская историческая энциклопедия. М. 1968. Т. 11. с.673.
44 Там же. С.89.
45 "Вестник Европы". 1871. №4.
46 Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни.". М. 1905.94 с. 41
47. Там же. С. 10.
48.Там же. С.55.
49. Там же. С.93-95.
50. Ясевич-Бородаевская. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии с приложением статей закона и высочайших указов. СПб. 1912.656 с.
51 Там же. С.4.
52. Там же. СП.
53. МельгуновС.П. "Из истории религиозно-обшественныхдвижений в России XIX в.". СПб. 1919. С. 18-19.
54. Там же.
55. Там же. С.25.
56.Там же.
57. Там же.
58. Там же. 27
59. Там же. C.3I.
60. Там же. С.35.
61. Там же.
62.Там же. С.45.
63. Бонч-Бруевич В.Д. Старообрядчество и самодержавие // Избранные произведения в 3-х томах. М. 1959. Т. 1. С.90-102.
64. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли // О религии и церкви, М. 1957, С. 446.
65 Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. М. 1974.; Елеонская А.С Русская публицистика второй половины XVIII в. М. 1978. Дсмкова Н.С. О начале Пыговском пустыни. Малоизвестный документ из собрания ЕВ. Барсова ... Новосибирск. 1985. "Клибанои А. И. Народная социальная утопия в России. XIX в. М. 1978.; Чашина Л, Ф. Дореволюционная русская историография старообрядческою движения в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 40-60-е годы XIX н. // Исследования по историографии славяноведения и балканистики. M.I98I. С.215-237.; Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск. 1981 г.; Куандыков Л. К. Развитие общежитильного устава в Выговской старообрядческой общине в первой трети XVIII века // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск. 1984. И т.д.
67 Копанев А.И. Социальная и классовая борьба в Поморье в XVII в. // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л. 1985; Бацер М.И. Выгореция.: Исторические очерки. Петрозаводск. 1986; Мотицкий В.П. Старообрядчество Забайкалья: прошлоеи настоящее. Улан-Удэ. 1976.
68. Никольский Н.М. История русской церкви. Рязань. 1930 248 с.
69. Там же.
70. Кадсон И.З. Восстание Пугачева и раскол // Ежегодник музея истории религии и атеизма. Л. I960. Кн.4. С.232.
71. ЮшбановА. И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М. 1977. С. III.
72. Там же
73. Рабчевская А.К Трансформация духовного облика старообрядцкв под воздействием советского образа жизни (Опыт конкретно-социологического исследования среди казаков-нскрасовцев). Автореферат. М 197.1
74 Н.Н.Покровский Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев
в XVIII веке. Новосибирск. 1974 390с.
75 Там же.
76. Харламов И.И. Из истории либеральною народничества в России в конце 70-х - начале 90-х годов XIX в. Общественно-политические воззрения Каблииа (Юзова). Автореф. Канд. Ист. Наук. M.I980. 18с 77
77. Там же. С.8-9.
78. Вишленкова Е.А. Проблема церковного раскола в трудах А.П.Щапова. Автореф. Дисс. На соискание уч. Степени канд. Ист. Н. Казань. 1992. IX с.
79. В. Сенатов. Философия истории старообрядчества. M.I995. 86 с
80. Горизонтов Л. Е. Раскольничий клин. Польский вопрос и старообрядцы в имперской стратегии. Славянский альманах 1497 М. 1998. С. 140-168. "Там же. С. 163.
81. Зырянов П.Н. Положение о старообрядческих общинах в Государственной Думе и Государственном Совете и вопрос о свободе вероисповеданий // Религия, общество и государство в XX веке. М. 199!. С 40-43 "Там же. С.76. "Там же. С.77
82. Суслова Л. Н. Старообрядцы Тобольской губернии (конец XVII - начало XX ив.)//Религия и церковь в Сибири Сборник научных статей и документальных материалов. Вып.7. С.25-30.
83. Иванов Ю.А. Шуйские раскольники. Шуя. 1997. 59 с.
84. Н.Н.Покровский. Пути изучения истории старообрядчества российскими исследователями \\Археографический ежегодник за 199S юл. М. 1999. С.3-20.
85. Там же. С. 18.
86. Антошенко А.В. Ключевский о церковном расколе в России XVII века (Постороение исторического нарратива) //Отечественная история. 1999. №3. С. 100-121 41 Виноградова О.А. Общественно-политическая жизнь старообрядчества в России вначале XX века. Автореф Канд. Дисс М. 1999. 22 с.
87. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. Мир старообрядчества. Вып. 4. М. 1998. 463 с
88. Старообрядчество: история, культура, современность" М. 1996 175 с.
89. То же. М. 1997. 263 с.
90. Вторые Аввакумовские чтения: тезисы докладов научно-практической конференции. Нарьян-Мар. 1996. 74 с
91. Культура русских-липован (русских старообрядцев) в национальном и международном контексте. Сборник научных сообщений. Бухарест. 1996. 205 с
92. Культура русских-липован (старообрядцев Румынии) в национальном и международном контексте. Бухарест. 1998. 284 с.
|