Историография раскола представляет собою проблему достаточно сложную. За трехсотлетнюю историю существования этого феномена отечественной истории накопилось громадное количество работ, представляющих разные историографические направления, школы, соответствующие различным отраслям знаний: истории, философии, филологии, искусствознанию.
Вместе с тем было бы неправомерно утверждать, что раскол русской церкви и история старообрядчества изучены и не требуют дополнительных исследований. Более того, некоторые проблемы еще не поставлены исследователями, некоторые получили не полное освещение.
Историография раскола имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо иметь в виду, приступая к се анализу. Во-первых, до середины XIX века исторических исследований как таковых не велось.
Изучением раскола в это время, главным образом, занимались богословы, которые, прежде всего, ставили перед собою задачи пропагандистские: показать несостоятельность старообрядческого учения, его вредность для общества. По объему богословское направление самое значительное, однако лишь некоторые работы могут быть отнесены к числу научно значимых. Во второй половине XIX в., когда большое распространение получили миссионерские общества по борьбе с расколом, данное направление еще более распространилось. Это вторая особенность историографии раскола.
Третья особенность состоит в том, что с середины XIX века изучением раскола занимались чиновники Министерства Внутренних Дел. Раскол, являясь одной из составляющих внутренней и внешней политики России, требовал исследований, которые могли проводить только чиновники по особым поручениям МВД. Находясь в составе властных структур, исследователи этого направления выполняли социальный заказ, однако благодаря им мы имеем достаточно широкое представление о состоянии старообрядчества в то время, а также об отношении к этому явлению со стороны власти.
С этим связана четвертая особенность - секретность дел по расколу. Именно секретность определила направление исследовательской работы в этой области, а, вернее сказать, ее практическое отсутствие до начала 60-х годов XIX в. Интерес и в обществе, и в научных кругах к самому явлению и положению староверов был настолько велик, что начиная с этого времени резко увеличивается количество литературы.
В данной главе мы предполагаем дать анализ литературы по истории староверия для того, чтобы определить какова была степень изученности этого явления, отношение к нему со стороны властных структур. Проблема, которая нас интересует прежде всего, состоит в том, каким образом шло формирование вероисповедной политики в отношении староверов, а также те проблемы, которые являются смежными и без которых невозможно изучение истории вероисповедной политики, например: причины появления раскола, старообрядчество и политика, старообрядчество и общественная жизнь.
При этом следует иметь в виду, что большое количество исторических исследований, не позволяет дать полный обзор историографии раскола. Поэтому в ходе работы были отобраны те произведения, которые, с нашей точки зрения, в большей степени отражают исследовательский процесс или являются более значимыми в ряду других исторических произведений.
Исследования истории раскола в работах до 1917 г.
Богословское направление.
Богословское направление в историографии раскола появилось раньше всех остальных. Это связано с тем фактом, что официальная Церковь оказалась самой заинтересованной в том, чтобы понять суть этого явления, без чего невозможно было вести с ним решительную борьбу. С момента возникновения раскола, официальная Церковь становится главным его противником и оппонентом, выступая зачастую инициатором репрессивных мер. Но идеологическая борьба требовала более тонкого подхода, знаний, и только тогда можно было рассчитывать на успех. Вот почему, даже если брать количественный показатель, богословская литература по расколу не имеет себе равных. Причем это касается всего дореволюционного периода.
Однако труды, принадлежащие авторам из среды официальной Православной Церкви, очень неоднозначны. Это могут быть серьезные, глубокие исследования, охватывающие значительный хронологический период в истории раскола; или работы, посвященные той или иной проблеме. В этой области работают известные ученые, писатели, священники.
Но, справедливости ради, необходимо сказать, что подавляющее большинство работ носит полемический или пропагандистский характер. Об этом очень хорошо сказал еще в 1866 году исследователь раскола Н.И. Попов, не принадлежащий, кстати, к числу богословских авторов: "В нашей литературе много было написано о старообрядцах, и казалось незачем было бы повторять написанного, между тем — все написанное о расколе не представляет ясных и точных данных, опираясь на которые читатель мог бы составить себе определенное понятие о верованиях, учении и обрядности каждого из многочисленных подразделений раскола. Много писано о расколе, повторяю я, но несравненно более потрачено труда и бумаги на богословские споры, на полемику о значении четырех и восьмиконечного креста, о двуперстном или трехперстном крестном знамении, о сугубом или трегубом аллилуйя, нежели на исторические изыскания о расколе, на полное и методическое изложение всех оттенков раскольничьего учения, на определение характеристических отличий в верованиях и обрядностях каждого толка и каждого из согласий, или отдельных общин нашего старообрядчества."1
Одним из церковных ученых, работы которого не потеряли своей актуальности идо сегодняшнего дня, является митрополит Московский Макарий (Булгаков). Его "История Русского раскола" была написана в 1854 г., затем она несколько раз переиздавалась в дополненном и исправленном виде. Последнее издание относится к 1889 г.
Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков) 1816-1882 - знаменитый русский богослов и церковный историк, учился в курской семинарии и киевской духовной академии, в последний год студенчества принял монашество и был назначен на кафедру русской церковной и гражданской истории. В 1842 г. он был переведен на кафедру богословских наук в санкт-петербургскую духовную академию. В 1850 г. Макарий назначен ректором академии и возведен в сан епископа. Это не мешало ему продолжать читать лекции и работать над очередными томами "Истории русской церкви" и "Догматического богословия".
В 1854 г. была издана "История русского раскола старообрядчества", как плод занятий его по должности наставника миссионерского противо-раскольнического класса, открытого в Академии. В связи с занятиями по составлению "Истории раскола", Макарий издал два древние Символа Веры по рукописи XIII в. и написал монографию о секте странников. Митрополитом Московским Макарий становится в 1879 г. Тринадцатитомную "Историю русской Церкви" сравнивают по значению в исторической науке с "Историей России" С.М. Соловьева.
В Предисловии к "Истории раскола" Макарий указывает, что его сочинение носит характер критический, т.к. он не просто излагает расколу ничьи мнения и рассказывает о событиях, но часто делает критические замечания против старообрядцев, обличает их высказывания, произносит суд над их верованиями и делами.
Одновременно автор ставил перед собою цель ученую - разъяснить и показать одно из замечательных и многосложных событий церковной истории, суть которого до сих пор остается не вполне понятной; и нравственную - представить историческую картину раскола так, чтобы раскольники убедились в своих заблуждениях и раскаялись в них, а православные получили правильные понятия о расколе.
Раскол, считает автор, по существу своему, уже есть противление власти церковной, а иногда и гражданской, действующей заодно с церковной. Первоначально раскольники считали, что они восстали не против власти церковной и гражданской, а лишь против патриарха Никона.
Против власти церковной и царской они открыто восстали после собора 1667 г., когда раскол был окончательно осужден как русскими, так и греческими патриархами. Открытое недовольство было проявлено вначале в ходе Соловецкого бунта, а затем — в Москве.
Новым в историографии явилась периодизация политики в отношении раскола.
Меры, которые власти духовные и гражданские принимают против раскола, автор делит на три периода: I -от начала раскола до конца XVII в. или до правления Петра Великого; II - от начала XVIII века до императрицы Екатерины II (1700-1762); III - последующее время до начала XIX в.'.
Со времени появления раскола и до конца XVII в. меры против него, главным образом гражданские, были немногочисленными, но, сравнительно с последующими, самыми строгими. Раскол был запрещен в России, никто не имел права открыто держаться его. Раскольники скрывались, убегали в пустыни и леса, но если их отыскивали, жилища разоряли, раскольников приводили к духовным властям для убеждений, а в случае неповиновения отдавали гражданскому суду, предавали казни. В своем начале раскол отличался фанатизмом и ненавистью к Православной Церкви. Меры убеждения, соответственно, практически не имели никакого воздействия и раскольников предавали смертной казни.
С другой стороны, в первые годы своего существования, раскол - бедствие не только для Церкви, у которой похищал чад, но и для государства, в котором производил ряд возмущений и бунтов и погубил бесчисленное количество людей, подталкивая их к самоубийству и самосожжениям'.
Характеризуя меры правительства в отношении раскола, автор останавливается на периоде Петра I, который, в его понимании, значительно смягчил действия против староверов, и на мероприятиях Екатерины II, которой удалось создать для раскольников вполне благоприятные условия жизни и даже вернуть их к общественной деятельности. В этом проявилась идеализация периода Екатерины П. Однако особенный интерес представляет характеристика деятельности Церкви Церковь, со своей стороны, стала действовать против раскольников с еше большей кротостью и любовью, В 1766 г. было издано увещание к раскольникам, написанное архимандритом Платоном от лица православно-кефолической Церкви. Прежние сочинения, изданные против раскола, написаны тоном строгим, обличения, обширные, с учеными изысканиями, были практически недоступны для раскольников. Теперь же многие из них нашли ответы на волновавшие их вопросы.
Сочинение Макария с точки зрения научного исследовании интересно еще и тем, что здесь просматривается совершенно новый подход в периодизации самого раскола. Он выделяет здесь два периода, резко различающихся между собой. Первый период 1419-1667 "представляет, как мало-помалу возникли и обнаружились, как постепенно усиливались и приобретали себе последователей, как наконец достигли высшей степени развития и могущества те странные мнения и заблуждения, которые послужили главными началами Русского раскола". Второй период начался в 1667 г. и "показывает, как, на основании этих укоренившихся заблуждений, действительно совершился Русский раскол, известный под именем старообрядства, как открыто восстал он против власти церковной и гражданской, как распространился и раздробился на мелкие толки и согласия, еще более удалившие его от православной Церкви, и как наконец достиг того положения, в каком находится ныне. Первый период можно назвать собственно историею раскольнических мнений до происхождения Русского раскола; второй - историею самого раскола и его мнений"4.
Таким образом, работа митрополита Макария не выходит за рамки богословского сочинения, главная цель которого состоит в обличении раскола как явления русской жизни. Однако здесь дается достаточно объективная оценка правительственных действий в отношении раскола.
В 1857г. Казанская Духовная Академия издает работу без авторства под названием "О причинах разделения главных раскольничьих сект (поповщины и беспоповщины) на многие мелкие толки".
Характеризуя раскол, автор утверждает, что он явился первоначально в виде "какой-то безобразной массы людей, которые сами себе не могли дать единогласного отчета, почему и за что они восстали на Церковь. Потом, мало-помалу, когда не стало священников старого (т.е. полученного при Патриархе Иосафе) посвящения, обозначились две главные раскольничьи секты: Беспоповщина и Поповщина, из которых первая не имеет и не терпит у себя священства, а все требы выполняет посредством людей посвященных, последняя же исправляет требы Церковные через священников, перебегающих к ней от Церкви Православной"'1.
История распространения раскола, считает автор, есть история распадения его на разные отрасли. Первый из беспоповских толков - Даниловский или Поморский - был основан уже в 1695 г. в Олонецкой губернии. Здесь учили тому, что Антихрист уже на земле, а за Государей молиться нельзя. В 1706 г. от Поморцев отделился Феодосий, образовав федосеевский толк, получивший распространение в разных районах России, в Сибири, Польше, Австрии, Пруссии и. т.д. В 1737 г. от Поморцев отделились Филипповцы, распространившись в Архангельской губернии и Финляндии. Филипповцы также учили за Государей не молиться, но у них уже содержалось требование предавать самих себя смерти через голод или огонь. Затем появились и менее важные толки: Пастухово или Адамантово, Нетовщина, Новожены, Странники, Самокрещенцы и т.д. Среди поповских толков выделялись: Ветковский, Дьяконовский, Епифаниев, а также Суслово согласие, т. д. "Разделение раскола на секты уже само собою говорит в обличение отступников от Святой Православной Церкви"7.
Автор ставил перед собою строго утилитарную цель: обличить раскол, исследуя его сущность, и вразумить раскольников вернуться в официальную Церковь.
Он владел колоритным языком, поэтому, несмотря на негативный настрой всего сочинения, представленные аргументы были весьма убедительны для человека, не связанного со староверием. Вот, например, как характеризуется раскол: "Раскол с момента существования составил свое особое темное царство, жил и развивался преимущественно сам из себя, стараясь быть как можно дальше от влияния Православной Церкви и Правительства".
Чтобы разобраться в причинах дробления раскола, считал автор, необходимо выяснить следующие вопросы: в чем состоит вера отступников? Может ли она успокаивать человека в его духовных нуждах? Каково по своему достоинству внутреннее управление у отступников и их умственное и нравственное состояние?»
Весьма жестко определяется суть раскола: "История раскола показывает, что отступники отпали от Православной Церкви, как мертвые члены от живого тела, вследствие слепой привязанности только к внешности, к букве Веры".
Далее эта мысль о том, что раскол есть только дань обрядности, просматривается через все произведение: "Мнимые старообрядцы ратуют за обрядность ради ея внешности, а не смысла...". Говоря о времени возникновения раскола, утверждает, что это был период перерождения Русского общества в умственном, нравственном, политическом отношениях и только раскол принял "сторону, враждебную свету истины и Веры, - сторону суеверия: исправление книг и обрядов он огласил изменением самой Веры, а вымыслы суеверия, предания человеческие - истинным учением Церкви».
Обращаясь к церковно-гражданской жизни, автор утверждал, что в этом вопросе раскольники уклонились от коренных начал Церковного единства и общественного благоустройства. "Вера - главное основание и опора Царского престола и любви народа к Престолу". Раскольники же сразу противились власти Церковной и Гражданской. "В расколе, если понимать его, как особенное общество, живущее по своим собственным началам, нет никакой законной власти, и, строго говоря, действует безначалие".
Обращаясь к предмету своего исследования - причинам дробления раскола натолки, автор утверждал, что они в неудовлетворительном внутреннем состоянии этого явления; в расколе приверженцы его не могут найти успокоения, истины, верного пристанища спасения; "в их обществе, управляемом собственными началами, нет законной власти, обязательной силы законов, подчинения, стройности, а господствует безначалие, своеволие и расстройство", "...оттого, одним словом, что во всех рассмотренных нами сторонах их внутренней жизни, в вере, в жизни умственной и Церковно-Гражданской существует направление ложное, противо-Церковное, противо-общественное, вводящее в пагубу".
Таким образом, с точки зрения автора, старообрядчество представляло собою явление антигосударственное и антиобщественное, которое не только опасно для остального общества, но и для своих приверженцев. Тем не менее, несмотря на откровенно отрицательное отношение к староверам, ему удалось увидеть одну из самых глобальных проблем в истории раскола - деление старообрядчества на толки и растущее противостояние этих толков, невозможность их представителям договориться друг с другом, что приведет к ослаблению всего движения.
|