Раскол - одно из самых загадочных явлений отечественной истории. О расколе знают все. И о расколе не знают ничего. Внешняя канва событий: реформы, конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, собор, положивший проклятия на сторонников старых обрядов, двуперстное крестное сложение, старопечатные книги... А за этим -"гари", покрывшие всю Русь, в которых по собственной воле, в страшных мучениях погибали сотни людей. Другие, целыми селениями поднимались с обжитых веками мести уходили на окраины страны, в непроходимые леса, туда где не настигнут их царские приспешники и смогут они молиться по тем обрядам, которым деды и прадеды были верны. За всем этим - старообрядчество, насчитывающее уже триста лет своей истории, но так и не понятое, неразгаданное ...
Даже те из наших современников, кто никогда не интересовался историей староверия, так или иначе, когда-нибудь, сталкивались с этим явлением. Для кого-то - это безумный взгляд боярыни с полотна великого Сурикова. Для кого-то - находки, привезенные друзьями из экспедиций, у кого-то вдруг обнаруживаются родственники со старообрядческими корнями.
Если же попытаться представить себе "образ" старообрядчества, то очень быстро начинаешь понимать, что те "мазки", из которых складывается цельное полотно, настолько разные по колориту, что ни одному мастеру не удастся соединить их воедино.
Как, например, сопоставить, с одной стороны, древние иконы, потемневшие от времени, намоленные, те, что передавались из поколения в поколение, и мысли не допускалось о возможности появления икон нового письма, никонианского; а с другой стороны, коллекции западноевропейской живописи, импрессионистов, не понятых в конце XIX в. у себя на родине, но по достоинству оцененных коллекционерами в России. Коллекционерами-старообрядцами. И ценить умели и цену им знали. А как сопоставить строгий старообрядческий быт, не допускающий не то, что отклонения от канона, но даже мысли об этом, что многие воспринимают как косность, неприятие чего-либо нового, и такие факты, как создание футбольной команды; старообрядческий хор, выступающий в зале Московской консерватории и других светских помещениях1.
Вопрос о расколе - это и постоянные размышления, столь свойственные нашим соотечественникам как в прошлом, так и в настоящем: каким путем идет развитие России2. Есть ли у нас будущее в цивилизованном мире, среди развитых стран? Мы оглядываемся или на Западную цивилизацию, или говорим об "особом пути России". Думается, неправомерно ни то, ни другое.
Раскол, произошедший в середине XVII века, имел гораздо более глубокие и серьезные последствия, чем мы представляем себе сейчас. Он разделил не только русскую церковь, но и общество, государство, культуру. Закрывать на это глаза, не учитывать фактора - большая ошибка. На протяжении нескольких веков и политические деятели, и исследователи, и просто обыватели пытались ответить на вопрос - в чем суть раскола - и найти виноватых в том, что произошло. Затем были попытки примирить староверов и общество. Ни один вопрос не получил ответа. Такое впечатление, что проблема раскола не имеет разгадки. Каждая сторона отстаивает свою правоту, аргументируя вескими фактами. Идеализация раскола настолько же неправомерна, насколько неправомерно и обвинение его во всех нестроениях государства Российского.
Избежать раскола можно было только в момент его появления, но для этого необходима мудрость, аналитический ум как со стороны царя, патриарха, так и со стороны лидеров старообрядчества. Однако история не терпит сослагательного наклонения и рассуждения относительно возможности предотвращения раскола носят чисто идеалистический характер. Нельзя не согласиться с мнением А.П. Щапова о том, что нравственное состояние общества, недостаточное развитие просвещения в середине XVII в. не могли не послужить благодатной базой для быстрого распространения раскола. Но и это лишь одна из версий живучести раскола, который быстро стал тем фактором в жизни России, который во многом определял всю ее жизнь, хотим мы этого или нет.
Думается, что весь широкий круг проблем, связанный как с историей, так и с современным положением старообрядчества, уместно разделить на три большие группы, которые, конечно, пересекаются и влияют друг на друга, но, тем не менее, составляют самостоятельную сферу исследования. Первая группа связана с духовной и материальной культурой староверия, с теми основами традиционализма, которые и составляют особенность данного явления. Главное здесь-старообрядческая книжность. Сюда же следует отнести проблемы мировоззренческие, идеологические.
Вторая группа проблем объединяет те, которые имеют отношение к положению старообрядцев в обществе и государстве, их отношения с правительственными структурами, правовая, законодательная база. Борьба староверов за свои права. Третья группа — проблемы экономической и хозяйственной жизни, история старообрядческого предпринимательства.
Конечно, деление это достаточно условно, т.к. развитие, к примеру, старообрядческой промышленности, невозможно без законодательной основы, а также идеологических посылок, которые определили направление предпринимательской деятельности. А мировоззренческие проблемы влияют и определяют всю жизнь данной конфессиональной группы.
Занимаясь достаточно давно историей старообрядчества, я пришла к выводу о том, что, как бы ни заманчиво было заняться изучением этого явления в целом, определить его роль в отечественной истории и культуре - задача эта останется не выполнимой, по крайней мере на нынешнем уровне развития научных знаний по истории староверия. Она требует взаимосвязанного изучения всех обозначенных проблем, выявления новых аспектов в истории раскола и современном положении старообрядчества.
Цель данной работы состоит в том, чтобы попытаться приблизиться к пониманию того значения, которое в истории сыграл раскол Русской Православной Церкви и старообрядчество, как значительная часть русского населения, занимающая свою нишу во всех сферах жизни России. Аспект, который выбран для исследования, - это история взаимоотношений старообрядчества с государством. Несмотря на то, что староверы, в силу своих религиозных воззрений, составили особое общество в стране, они оставались подданными в государстве, обязаны были выполнять существующее законодательство, подчиняться выходящим Указам и распоряжениям. Со своей стороны государство, обеспокоенное тем, что часть населения "выпала" из общей идеологической обоймы, предпринимает всевозможные шаги к тому, чтобы ситуацию исправить. Таким образом, выстраивалась определенная система взаимоотношений. В этой системе существовал еще один компонент - Русская Православная Церковь, заинтересованная не менее остальных в решении проблемы. Со времени правления Петра I Церковь в России перестала играть самостоятельную роль, она стала частью государственного аппарата. Поэтому, когда мы говорим о государственной политике, мы имеем в виду и деятельность духовного ведомства.
В то же время, исторически сложилось на Руси так, что Церковь длительное время выполняла функцию духовного пастыря, и было бы неправомерно отрицать ее положительную роль во многих перипетиях отечественной истории. Заняв же место в государственном аппарате, она утратила свое значение духовного судьи, что не могло не вызвать падения ее авторитета. Проблема особенно обострилась к концу XIX века, когда о необходимости отделения Церкви от государства заговорили открыто со страниц печатных изданий.
Вот почему процесс формирования вероисповедной политики в России имел такой сложный и противоречивый характер. Светская власть не была полностью свободна в принятии решении, касающихся веры, а Церковь, со своей стороны, всеми имеющимися в ее распоряжении средствами препятствовала наделению приверженцев других конфессий какими-либо свободами и правами.
Актуальность тем, связанных с историей старообрядчества, основывается еще и на том, что до настоящего момента эта конфессия остается одном из крупнейших и России,
Справочник "Религиозные объединения Московской области"1 определяет наиболее влиятельное и хорошо организованное старообрядческое направление в России — Церковь Белокриницкой иерархии или Русская Православная Старообрядческая Церковь (называется так с 1988 г.), основанная п 1846 г. В 1853 г. на Рогожском кладбище без согласия правительства была учреждена архиепископия Московская и Всея Руси. В 1881 г. между Белокриницкой митрополией и Московской архиепископией было подписано соглашение, по которому приходы и епархии, находящиеся на территории Российской Империи, подчинялись Московскому архиепископу, все остальные - Белокриницкому митрополиту.
До настоящего момента в этом согласии существуют две самостоятельные старообрядческие церкви. Московская митрополия имеет семь епархий: Московскую, Киевскую и Украинскую, Клинцовскую и Новозыбков-скую. Донскую и Кавказскую, Кишиневскую и Молдавскую, Костромскую и Ярославскую, Енисейскую и Сибирскую. В церкви 4 монастыря2. Те поповцы, которые не признали каноничность Белокриницкой иерархии, продолжали принимать беглых священников из Русской Православной Церкви и составили Церковь Древленранославных Христиан-Старообрядцев. Сейчас - это около 80 приходов, объединяющих более 100.000 человек. Территориально беглопоповиы располагаются в Волжско-Уральском регионе, в Москве и Московской области, в бывшей Ветковщине (Брянск-Гомель), в Забайкалье имеется два монастыря.
Беспоповцы являются наиболее радикальным крылом в старообрядчестве, отвергая всякое священство. Среди них выделяется несколько толков.
Поморцы - более умеренные, признают брак (без обряда бракосочетания), возносят молитву за государство, служат в армии. Центр - в Москве, на Преображенском кладбище. Сейчас - более 100 объединений. Наи более компактно и активно действуют в Прибалтике (128 общин). Федосеевекое согласие - основатель Преображенского кладбища в Москве. В настоящее время идет процесс возрождения и восстановления согласия.
Филипповское (далее предложение неразборчиво – прим. «Самарского староверия»).
Федосеевцы и филипповцы крайне консервативны и нетерпимы (неразборчиво – прим. «Самарского староверия»), не признают браки, не молятся за государство.
Таким образом, не вызывает сомнений, что староверие и сейчас играет весьма существенную роль в сложившейся конфессиональной ситуации и современном обществе.
Обращаясь к истории и современному положению старообрядчества, определяя актуальность темы, мы не можем не остановиться в целом на характеристике религиозной ситуации в России, которая существенно изменилась в постперестроечное время. Конфессиональные проблемы, объединяя политические и идеологические аспекты, волнуют широкий круг ученых - историков, политологов, социологов, ведь старообрядчество, являясь одной из крупнейших конфессий, стоит в ряду других не менее значимых. Россия и на современном этапе продолжает оставаться многоконфессиональным государством: православие, старообрядчество, католицизм, протестантизм, буддизм, магометантство, ислам, язычество и другие. Исторически в России сложилось так, что определенные конфессии соотносятся с определенными народами или народностями. Следовательно, межконфессиональные отношения находятся в непосредственной связи с межнациональными, столь обострившимися в последнее десятилетие.
Исследователи в настоящий момент выделяют несколько причин существенного изменения религиозной ситуации и отношения общественного мнения к религии и церкви в российском обществе.
1. Наличие общественной потребности в понимании и осознании роли религии и церкви в современной жизни, после того, как они в течение длительного времени строительства атеистического государства игнорировались и подавлялись как средствами пропаганды, так и жесткими административными мерами. Экономические сложности, затрагивающие значительную часть населения России, особенно средние ее слои, привели к резкому снижению уровня жизни подавляющего большинства населения, неуверенности в будущем, резкому усилению этой потребности.
2. Глубокий духовный кризис общества, связанный, прежде всего, с крушением коммунистической идеологии, долгое время бывшей практически единственной духовной основой общества и делавшей сильный акцент на борьбу с религией и утверждение атеизма в массовом сознании, отход от социалистической системы ценностей способствовали образованию духовного вакуума, стимулировали обращение к иным типам ми-зрения и системам нравственных ценностей. Вместе с тем, на уровне государственной идеологии не были определены новые ориентиры. Многие обратили взоры к религии и церкви, видя в них устойчивую, традиционную, исторически связанную с национальным менталитетом духовную опору.
3. Нормализация государственно-церковных отношений, легитимация религии и церкви в качестве правомерных компонентов структуры.
В последнее время, отмечает автор, все более дискриминационными, а иногда и репрессивными становятся действия властей в отношении других религий в России, в том числе и в отношении старообрядчества. При этом чиновники используют два основных аргумента - ограждение России от иностранного влияния и поддержку традиционных конфессий. Однако эти положения никоим образом не вписаны ни в Конституцию, ни в международное право. Кроме того, католицизм и протестантизм — традиционные для России религии, не говоря уже о старообрядчестве. "В отношении старообрядцев власть до сих пор не предприняла существенных позитивных или дискриминационных действий. Их вроде бы не замечают, по-видимому, считая, что они продолжают тихо умирать, и проблемы, следовательно, нет. В действительности старообрядцы, не имеющие поддержки ни на родине, ни из-за границы, возрождаются медленнее и сложнее, чем другие конфессии"13.
Таким образом, до настоящего момента проблема строительства государственно-церковных отношений не только не теряет свою актуальность, но и требует постоянной разработки. Законы, принимаемые в настоящее время не работают, или эффективность их не соответствует задаваемым параметрам. Во многом эти проблемы имеют корни в развитии процессов конца XIX — начала XX веков. Нерешенность их в то время отголоском переходит в сегодняшние дни.
Поэтому цель данной работы состоит в том, чтобы не только восстановить исторический процесс формирования вероисповедной политики в России на примере взаимоотношений со старообрядчеством, определить характер этой политики, ее направленность и значение, но и попытаться выяснить причины нерешенности вопросов строительства государственно-церковных отношений на том этапе.
Данная цель подразумевает решение в ходе исследования некоторых задач:
1. Определить основные тенденции развития старообрядческого общества во второй половине XIX - начале XX веков;
2. Дать характеристику статистической ситуации старообрядчества в указанный период, без чего невозможно выяснить значение данной конфессии в истории страны.
3. Дать историографический анализ истории старообрядчества и, прежде всего тех ее аспектов, которые непосредственно связаны с проблемой формирования вероисповедной политики.
4. Изучить степень развитости государственно-церковных отношении взаимоотношений Церкви и старообрядчества.
5. Проследить влияние личностного фактора на процесс развития взаимоотношений государственных структур и старообрядчества.
Хронологические рамки исследования охватывают период второй по. вины XIX в. - начала XX в. Во второй половине XIX в. происходят изменения в Российской империи, которые позволяют говорить о возможности зарождения процесса вероисповедной политики. Связано это с теми изменениями, которые происходили во внутренней жизни государства и которые привели к реформам 60-х годов. Характер этих реформ не позволяет говорить о свободе вероисповедания как о свершившемся факте. Однако именно в это время закладываются основы вероисповедной политики. В предшествующий период государственная политика, законодательство, деятельность Министерства Внутренних Дел в отношении старообрядчества носили исключительно запретительный и ограничительный характер, направленный на искоренение этого явления из жизни общества. Только на протяжении второй половины XIX века и в государственных структурах, и в общественном сознании идет процесс формирования необходимости вначале наделения старообрядцев правами в гражданской и религиозной жизни, а затем и принятия закона о свободе вероисповедания.
В начале XX века процесс формирования вероисповедной политики достигает наивысшей точки своего развития и одновременно вступает в завершающую стадию. Наивысшей точкой мы можем считать принятие в 1905 г. Манифеста о свободе вероисповедания. Однако приведение законодательной базы в соответствие с положениями Манифеста потребовали нескольких лет, но цель в конечном счете так и не была достигнута. Уже IV Государственная Дума оказалась не в состоянии обсуждать вопросы вероисповедной политики. Таким образом, 1912 г. был завершающим в активном обсуждении вопросов, связанных с формированием вероисповедной политики в отношении староверов. Дальнейшие события - Первая мировая война, революционные события 1917 г. - полностью заслонили значимость вопросов религиозной жизни. Создание советского государства Знаменует собою новый этап в развитии государственно-церковных и межконфессиональных отношений.
Источниковая база исследования представляется достаточно широкой. Прежде всего, это архивные материалы. Следует отметить, что так как раскол представлял собою явление, охватывающее очень многие стороны жизни России, начиная с середины XVII века, то документы, касающиеся истории старообрядчества находятся в самых различных архивах России, также в разных фондах.
В работе использованы архивные материалы из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Это фонд 109 - Третьего отдела собственной его императорского величества канцелярии. Данный фонд содержит 47.702 ед. хранения и охватывает материалы, относящиеся к периоду 1802-1890 гг.
В этом же архиве хранится личный фонд Павла Павловича Рябушинского (Ф.4047), содержащий 66 ед. хранения. П.П. Рябушинский - видный представитель рода купцов и предпринимателей Рябушинских, принадлежащих белокриницкому согласию, владелец автомобильного завода и текстильных фабрик, издатель газеты "Утро России", председатель Московского военно-промышленного комитета.
Наибольший интерес для нас представляет дело №19, содержащее переписку П.П. Рябушинского с Советом Всероссийского съезда старообрядцев, старообрядческими обшинами, молитвенными домами и отдельными лицами. Здесь же содержится сообщение об избрании П.П.Рябушинского членом Совета Всероссийского съезда старообрядцев с приглашением его на заседания. В этом же фонде находятся сообщения об организации старообрядческих обшин, постройке храмов, ассигновании денежных сумм; Уставы старообрядческих обществ и докладная записка братства Святого Креста в Совет Всероссийского съезда старообрядцев о взаимоотношении старообрядческих обшин.
Интерес представляют также письма П.П.Рябушинского к разным лицам и письма, адресованные к Рябушинскому.
Фонд Павла Николаевича Милюкова (Ф. 579) содержит 7156 ед. хранения и включает в себя документы, датируемые периодом 1858-1918 гг. П. Н. Милюков - историк, политический деятель, один из лидеров Конституционно-демократической партии. Милюков активно выступал на заседаниях Государственной Думы по религиозному вопросу, его отношения к старообрядчеству строились на позитивной основе, выразившейся в стремлении способствовать наделению староверов равными правами со всеми остальными гражданами России.
В этом фонде содержатся документы, имеющие непосредственное отношение к работе над темой, например: Адрес Милюкову П.Н. от Петербургской общины евангелических христиан по поводу его выступления в Думе в защиту старообрядческих общим; жалобы разных лиц на неправильные действия духовенства; Резолюция XIII Всероссийского съезда старообрядцев по вероисповедному законопроекту и благодарственное письмо Совета съездов старообрядцев П.Н. Милюкову за его выступление в Думе по религиозному вопросу; копия секретного циркуляра Министерства Внутренних Дел о внимательном наблюдении за деятельностью религиозных сект и взятии на учет всех сектантов (1915 г.); письмо журналиста С.Н. Князева об организации старообрядцев силами кадетской партии; Резолюция по поводу вопроса об отношении съезда земских и городских деятелей к политическому положению, созданному Манифестом 17 октября 1905 г.; Записка департамента Духовных дел Министерства Внутренних Дел в Государственную Думу об изменении законоположений о переходе из одного исповедания в другое; Заявление членов Государственной Думы Ковалевского и В.Н. Львова о необходимости скорейшего проведения церковных реформ для освобождения церкви от гражданских функций; сравнительное изложение закона о переходе из одного вероисповедания в другое в редакции Государственной Думы и Государственного Совета; Законопроект, внесенный группой членов Государствен ной Думы, о свободе совести; тезисы речи Милюкова по религиозному вопросу и др.
Не меньший интерес представляет фонд Анатолия Федоровича Кони (Ф.564), содержащий 4335 ед. хранения за период с 1808 по 1927 гг. А.Ф. Кони — виднейший адвокат своего времени, общественный деятель, проявлял большой интерес к положению староверов, всеми силами способствовал облегчению их участи. В его фонде находятся такие документы, как Особый журнал заседаний Совета министров по рассмотрению проектов законов о старообрядцах и сектантах и правил ведения для них книг гражданского состояния с приложением препроводительного отношения Н. Плеве к А.Ф. Кони; Особое мнение А.Ф. Кони и А. Васильева по делу о старообрядческих общинах; Прошение о помиловании осужденного за переход в старообрядчество на имя Александра II с пометой А.Ф. Кони; Доклад директора Департамента Общих Дел Штюрмера министру Внутренних Дел по делам о расколе; Циркулярные письма министра юстиции и внутренних дел председателям судебных учреждений о борьбе с сектантами; Обвинительные акты, приговоры и другие документы из уголовных дел по обвинениям разных лиц в принадлежности к религиозным сектам; Справки о фактах преследования старообрядцев, имевших место в различных губерниях в 1894-1899 гг. и т. д.
Большой интерес представляют материалы, находящиеся в хранении Центрального Государственного Исторического Архива Москвы. Фонд 203 - Московской духовной консистории - охватывает период с 1725 до 1929 гг. и содержит 104530 ед. хранения. Среди них есть и дела, касающиеся старообрядчества: Указы Синода, Указы Московской духовной консистории, статистические сведения, справки о состоянии раскола в тот или иной период; о переходе из православия в раскол, о возвращении в православие и т.д.
Фонд 1381 - Московского епархиального миссионерского совета включает 15 единиц хранения и охватывает период с 1897 до 1918 гг. Это время активного действия миссионеров в России, призванных бороться с расколом. В фонде находятся материалы, включающие переписку миссионерских советов о проведении бесед и проповедей. Статьи, речи миссионеров и т.д.
Значительный и еще в недостаточной степени исследованный материал находится в Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки. Это личные фонды известных старообрядческих деятелей и некоторых руководителей общин, фонд Рогожского кладбища и многое другое. Нами был исследован 246-й фонд, содержащий переписку Архиепископа московского с различными деятелями, материалы по деятельности Московского Духовного Совета, Рогожского Богаделенного Дома; всевозможные прошения и ходатайства Общества старообрядцев Рогожского кладбища; Докладные записки московских старообрядцев на имя Московского Генерал-Губернатора, Послания на имя Государя Императора; Докладные записки в Гос. Совет; Постановления прихожан Рогожского Богаделенного дома и т.д.
К опубликованным источникам мы относим, прежде всего, законодательные акты. Это - Полное собрание законов Российской империи, изданное в Санкт-Петербурге в 1876 г., Сборник законов о расколе (М. 1881); Законы о раскольниках и сектантах (М. 1903).
К делопроизводственным документам относятся такие материалы, как Труды Всероссийских съездов старообрядцев, миссионерских съездов, съезда крестьян старообрядцев. Съездов начетчиков. Сюда же мы отнесем полные стенографические отчеты о заседаниях в Государственной Думе по Законопроекту о старообрядческих общинах.
Значительную группу составляют источники нарративные. К ним мы относим такие произведения как Беседы миссионеров со старообрядцами, летописи раскола, "Повременные летописи современного раскола", обращения старообрядцев одного согласия к другому14 и т. д.
Весьма ценную информацию о состоянии старообрядческого общества и развитии вероисповедной политики несут периодические издания. Это могут быть старообрядческие издания, например "Щит веры", "Старообрядец", "Церковь", "Сибирский старообрядец"; Миссионерские: "Братское слово"; издания официальной церкви; Церковный Вестник, Епархиальные Ведомости; светские: "Вестник Европы", Петербургская газета, Биржевые Ведомости, "Саратовский дневник", "Гражданин" и др.
Таким образом, источники по теме представлены достаточно широко для того, чтобы стать предметом исследования.
Приложение 1
1. Религиозные объединения Московской области. Справочник. М.1998.430 с. 2. Там же. С. 114-II5.
3. Там же. С. 116.
4. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М. 1996. С.222-223.
5. Уварова В.И., Перелыгин АИ. Современная религиозная ситуация в России (по данным социологического опроса) // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 9-10. М. 1997. С. 101-107.
6. Там же. С. 106-107.
7. В данном разделе использованы материалы коллективной монографии Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние)". М. 1996. С. 39-47.
8. Там же. С.4.
9. Там же. С.6-7.
10. Там же. С.8.
11. Михайлов Г.А. Некоторые проблемы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Российской Федерации //Религия и государство в современной России. М. 1997. С.50.
12. Филатов С.Б.Государственно-церковные отношения в России перед демократическим вызовом.// Религия и государство в современной России. М. 1997, С.67-84
13. Там же. С.72.
14. Ивановский Н.И. Беседы с старообрядцами в трех селах Казанской епархии. Казань. 1877. 74 с; Летопись раскола за 1876-1879 годы. М. 1880. 151 с; Беседы старообрядцев Л. Ф.Пичу-гина, представителя беспоповцев Поморского брачного согласия и Ф.Е. Мельникова и Д.Е.Варакина, представителей поповцев ... 1909 г. М. Б.г. 312 с; Зенин Н. К братьям нашим беспоповцам - об антихристе. М. 1912. 15с; Современный раскол (Повременные выпуски). Т.1. Издание "Миссионерского обозрения" под ред. В.М.Скворцова. СПб. 1903.
|