1997-й год, канун десятой годовщины празднования 1000-летия Крещения Руси, с которого ведет реальный отсчет время свободы вероисповедания в нашей стране, был отмечен принятием нового Закона, призванного регулировать взаимоотношения власти и религиозных обществ в современных условиях. Это событие и связанные с ним проявления общественной активности религиозных деятелей стали основным политическим итогом десятилетнего периода жизни верующих без жесткого давления со стороны государства, отразили реальное положение в современной России различных конфессий, в том числе старообрядческих. С сожалением приходится констатировать, что эта политическая реальность по отношению к старообрядцам оказалась в значительной степени несправедливой. Представители древнейшей ветви Православия не привлекались к разработке Закона, да и в ходе обсуждения его текста наши поправки и замечания почти не были приняты во внимание. Достоянием основных средств массовой информации стал лишь факт некоей особой позиции неприятия, занятой старообрядцами, главным образом, поповцами, приемлющими белокриницкую иерархию.
И здесь необходимо признать: Патриархия, во многом в результате собственных активных политических действий, к настоящему моменту фактически приобрела положение государственной структуры, отчасти (всё же лишь отчасти) подобное положению Синода в дореволюционной России. Старообрядцев в связи с этим очевидным процессом обеспокоил вопрос: а не возродится ли в нашей стране вслед за государственной религией и практика преследования несогласных с этой религией, в том числе и старообрядцев, которая существовала в прошлом? Возможно, такая постановка проблемы покажется кому-то наивностью, следствием самоизоляции и малой светской образованности руководителей старообрядческих конфессий. И действительно, в современной России, декларирующей приверженность принципу свободы совести, вроде бы невозможен возврат, скажем, к петровским временам, когда у нас совершенно официально по указу Синода от 1 марта 1721 г, существовали "епархиальные инквизиторы и протоинквизиторы", действовавшие, как известно, в основном против старообрядчества, причём во многом методами своих западноевропейских коллег. Однако, как показали совсем недавние события, развернувшиеся вокруг нового Закона, меры по, так сказать, нейтрализации старообрядцев, совсем иные по форме, но столь же неприязненные по содержанию, вполне возможны и в наши дни. Для подтверждения данной мысли обратимся к конкретным фактам.
Как говорилось, Закон явился, подобно грому среди ясного неба. О нём стало известно только тогда, когда он был принят Государственной Думой. Только после этого софудники Старообрядческой Митрополии смогли по своим каналам получить текст Закона, ознакомиться с его содержанием. А Древлеправославная Архиепископия в Новозыбкове Брянской области не получила текста нового Закона вовсе и потому не смогла принять никакого участия в его суждении. Видимо, в московских коридорах власти об этом центре попросту забыли.
После ознакомления с текстом нового Закона, 5 июля 1997 года, Преосвященнейший Митрополит Алимпий надавил письмо Президенту Ельцину, где были изложены замечания старообрядцев к принятому Закону, и содержалась просьба не подписывать его в том виде, в котором он был принят Думой.
Известно, что подобная просьба была высказана также несколькими крупными лидерами Запада, такими, как Папа Римский и американский президент. Надеюсь, читателю Понятно, что их претензии к новому российскому Закону и возражения старообрядцев суть вещи совершенно разные. В отличие от западных деятелей мы выступали и выступаем за ограничение агрессивной инославной проповеди, развернутой в последние годы в России. Доказательством именно такой позиции Русской Православной Старообрядческой Церкви стало следующее обращение митрополита Алимпия к Б.Н.Ельцину, от 15 августа 1997 г., направленное по решению Совета Старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси уже после того, как Президент не подписал первоначальный вариант Закона. Здесь содержалась благодарность за это неподписание, а также следующее предложение: сохранить для традиционных российских религий действие Закона о свободе вероисповедания 1990г., одновременно разработав специальный Закон, который бы регулировал деятельность новых нетрадиционных конфессий и иностранных проповедников.
После отправки этого письма один из сотрудников Митрополии, А.Ю.Рябцев, причастный к написанию послания, был вызван в отдел внутренней политики Администрации резидента, где в течение двух часов с ним беседовал руководитель названного отдела Андрей Логинов. Суть разговора заключалась в выяснении причин несогласия Старообрядческой Церкви с новым Законом. Как оказалось, это несогласие для президентской Администрации было неожиданным и нежелательным. В Митрополии сделали вывод о том, что неподписание Закона Президентом есть всего лишь уступка давлению лидеров Запада, а на деле расхождений с Думой по Закону о свободе совести у Президента нет. Дальнейшие события подтвердили правильность этого предположения. Так называемые "президентские поправки", которыми Закон был всё-таки "со второго захода" принят, не затронули серьёзно его сути, о чём после не раз было сказано и в печати, и с телеэкранов. Итак, оставались ещё два способа повлиять на развитие ситуации:
1. Попробовать провести переговоры с лидерами фракций Госдумы.
2. Пробиваться со своими мнениями в средства массовой информации.
Для реализации первого из пунктов этого плана 21 августа Митрополитом были направлены письма вице-спикеру Госдумы Сергею Бабурину и руководителю фракции КПРФ Р.А.Зюганову с приглашением посетить Митрополию для обсуждения положений нового Закона.
Встреча владыки Алимпия с Сергеем Николаевичем Бабуриным состоялась 25 августа и была довольно-таки обнадёживающей. Наши претензии, изложенные в письменном виде, после их обсуждения были приняты, обещана помощь в доставке письма Митрополита Алимпия председателю Думы Геннадию Селезнёву и доработка Закона с учётом старообрядческих замечаний. Затем господин Бабурин вручил Митрополиту сборник своих сочинений с дарственной надписью и впервые в жизни осмотрел Покровский кафедральный храм, после чего отбыл.
Товарищ Зюганов на приглашение посетить Митрополию не откликнулся, хотя, по некоторым сведениям, первоначально проявил интерес к этому делу. Впоследствии отказался встретиться с представителем старообрядцев и председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций член КПРФ Зоркальцев.
По благословению Митрополита Алимпия была также организована встреча сотрудников Митрополии с лидером ЛДПР Жириновским. В разговоре с этим весьма одиозным, но в то же время влиятельным депутатом приняли участие также и представители безпоповцев. Беседа была, конечно, своеобразной. Достаточно сказать, что, принимая в своей думской резиденции верующих людей, Владимир Вольфович ничуть не стеснялся курить и нецензурно выражаться. Но при этом он всё же обещал содействовать исправлению Закона о свободе совести, правда, при условии вовлечения старообрядцев в политическую деятельность Либерально-демократической партии. Конечно, таких гарантий старообрядцы - участники встречи дать не могли, и беседа завершилась взаимными благопожеланиями, то есть, по сути, ничем. А через некоторое время все каналы телевидения показали Владимира Вольфовича, громогласно заявляющего на заседании Думы: "Мы будем голосовать так, как скажет Московская Патриархия! Если она настаивает, то новый Закон надо принимать!" 3а проявление такой горячей лояльности господин Жириновский удостоился благодарственного письма патриарха от Алексия II, оно было опубликовано в информационном вестнике ОВЦС и в газете "Радонеж". Однако визит к лидеру ЛДПР имел и ещё один результат.
Вероятно, он заставил Жириновского несколько задуматься над феноменом старообрядчества, и совсем недавно, уже в 1998 году, появилась его брошюра по истории раскола, под названием "Старообрядчество". События XVII века изложены здесь в целом со староверческих позиций, а завершается всё, естественно, призывом к современным староверам встать под знамёна ЛДПР. Так библиография старообрядческой истории пополнилась ещё одним оригинальным трудом.
Донести до широких масс голос старообрядцев через газеты также оказалось делом непростым. Так, в редакции "Независимой газеты" нашему представителю отказали в публикации обращения Владыки Алимпия к Президенту, прямо сказав, что старообрядческий Митрополит - не Папа Римский и не Билл Клинтон. Весьма сходной оказалась и позиция ряда иных "демократических" редакций. В итоге статья нашего сотрудника Алексея Рябцева "Спросили бы и нас!... Позиция старообрядцев по новому закону о свободе совести", появилась в №37 за 1997 год газеты "Завтра". Впрочем, небольшую заметку прихожанина Покровского храма на Рогожском Михаила Дзюбенко под названием «Осложняет отношения» поместили и «Московские новости", в выпуске за 14-21 сентября названного года. К сожалению, добиться от "свободной прессы" большего не удалось.
В этих условиях ничего не смогло изменить и выступление Митрополита Алимпия на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ 1 сентября 1997 г. Как после сказал сотрудникам Митрополии присутствовавший на заседании работник аппарата Правительства (в прошлом, - функционер Совета по делам религий), «ваше выступление - сильное, но принято во внимание оно не будет». Причины такого отношения, разумеется, названы не были.
Итак, новый Закон "О свободе совести и религиозных организациях" в несколько исправленном виде был принят и введён в действие с 1 октября 1997г. Большинство предложений старообрядцев по его усовершенствованию не было принято властью. Реально «прошло» лишь одно из предлагавшихся нами изменений: религиозные организации России были избавлены от предполагавшегося в первом варианте Закона разделения на всероссийские и региональные, с различными правами тех и других. Документом, определяющим наше современное отношение к новому законодательному акту, регулирующему жизнь российских конфессий, стало следующее постановление Освященного Собора 22 октября 1997 г.:
1. Закон "О свободе совести и религиозных организациях" от 1 октября 1997 г. принять к сведению и исполнению в пределах, не противоречащих законам Церкви Христовой.
2. Вместе с тем Освященный Собор относится с глубоким сожалением к принятию нового Закона и считает его, по сравнению с предшествовавшим Законом 1990 г., осожняющим отношения как между Церковью и государством, так и между религиозными конфессиями, раскалывающим народ по признаку отношения к этому Закону, а также не согласующимся с действующей Конституцией РФ (статьи 14, 28, 29), в то же время слабо препятствующим агрессивности неправославного религиозного влияния.
Собор счёл необходимым также участие представителей Митрополии в разработке подзаконных актов к новому Закону и обмен мнениями по сложившейся ситуации со старообрядцами других согласий. Одна из таких межстарообрядческих встреч уже состоялась в общине федосеевцев Преображенского кладбища. Митрополией также направлены в соответствующие структуры пожелания по совершенствованию проектов инструкций к Закону. Подобные мероприятия, безусловно, будут проводиться и в будущем, особенно если к тому будет понуждать обстановка, если появится реальная угроза каких-либо притеснений. В этом случае старообрядцы всех согласий, за исключением, быть может, поморского брачного, готовы совместно выступить на защиту своей духовной независимости, в духе традиций прошлого. Конечно, такого поворота современной истории не желает никто. Однако открытая рядом статей нового Закона возможность для чиновников создать осложнения в жизни любого религиозного общества заставляет нас быть готовыми и к неприятным неожиданностям. Но прежде всего, согласно заветам, оставленным нашими благочестивыми предшественниками, мы надеемся на милость всемогущего Бога к нашей немощи и недостоинству.
Доклад прочитан на IV научно-практической конференции "Старообрдчество. История, культура, современность" 14 мая 1998 года.
|