Сохранившиеся до наших дней очаги старообрядческих поселений представляют собой большую ценность как для изучения истории старообрядчества, так и для изучения традиционной русской культуры. Одним из таких районов в Беларуси, где в течение многих десятилетий учёные и краеведы проводят различного рода полевые исследования, является юго-восток Гомельской области (Ветковский, Добрушский, Гомельский районы).
В 1899 г. на юго-востоке нынешней Гомельской области старообрядцы были расселены следующим образом: г.Гомель - 1139 душ мужского пола и 1293 души женского пола; Гомельский уезд -8619 душ мужского пола и 8447 душ женского пола (1).
Одним из самых сложных и насыщенных фактами и событиями периодов в истории старообрядчества была вторая половина XIX-начало XX вв. В это время очень быстро решались проблемы, на которые, казалось бы, необходимы были десятилетия. В России поменялась внутренняя ситуация и политика деятельности правительственных ведомств, а проблема старообрядчеств; встала так остро, что возникла необходимость дать старообрядцам определённые гражданские права и свободы.
Отмена крепостного права и социально-политическая ситуация в 50-е-60-е годы XIX в. в белорусских губерниях и с ними соседних Польше и Литве заставила царя и правительство обратить внимание на старообрядцев, которые проживали на белорусских землях. Причин было две: первая - решение земельного вопроса, вторая - решение вопроса об отношении между польскими помещиками и старообрядцами после того, как последние помогали царским войскам в подавлении крестьянских выступлений. 22 мая и 3 июня 1876 г. царским указом были установлены правила об устройстве единоверцев и старообрядцев на собственнических землях в северо-западных и белорусских губерниях. На всех землях, где единоверцы и старообрядцы поселились до 17 июня 1863 г., занимаемые ими наделы оставались в постоянной и бессрочной их аренде на тех же условиях, на которых они пользовались наделами на то время. Эти условия могли быть изменены только в случае добровольного согласия двух сторон, с сохранением всех правил аренды. Территория таких наделов и условия пользования ими должны были подтверждаться мировыми посредниками и вноситься в отдельный по каждой бессрочной аренде акт (Министерство внутренних дел и Министерство юстиции должны были составить правила о порядке написания актов бессрочной аренды).
Участки, которые выделялись в постоянную и бессрочную аренду единоверцам и старообрядцам, могли быть приобретены ими в собственность как по согласию с их владельцами, так и по требованию владельца. Отметим, что само законодательство о приобретении земли в собственность старообрядцами на белорусских землях разрабатывалось очень медленно, а сам выкуп зачастую тормозился как представителями власти, так и представителями официальной православной церкви.
Примером тому является материал, обнаруженный нами в Российском государственном историческом архиве и озаглавленный: «О запрещении раскольническим обществам приобретать недвижимость имение Ветка».
10 апреля 1900 г. министр юстиции Н.В.Муравьёв получил письмо от обер-прокурора Св. Синода. В письме обер-прокурор, ссылаясь на информацию, полученную от преосвященного Могилёвского и Мстиславского Михаила, писал: «В пределах Гомельского уезда расположен ветковский приход, который в своем составе заключает большое число раскольнического населения и по своему центральному положению среди других слобод, с тем же населением, имеет особое значение в раскольническом мире. В судьбе этого прихода ожидается крайне нежелательное явление: местечко Ветка и прилежащие земли покупаются компанией купцов раскольников. Между тем, местное население прямо зависимо от помещика, так как все православные мещане, часть православных крестьян и до половины раскольников живут на помещичьей земле и пользуются различными угодиями ветковской экономии. При таких условиях будущим помещикам раскольникам возможны всякие интриги в отношении православной церкви и православной миссии, ибо при всяком удобном случае эти помещики могут поставить несогласных с ними в особый материальный гнёт. Легко ожидать при новых властях усиления большой сплочённости раскольников, а это обстоятельство вряд ли кому желательно, если смотреть на Ветку как на давнее гнездо раскола, неоднократно вызывавшее разные меры со стороны правительства» (2). Сообщалось далее, что преосвященный Михаил предлагает Св. Синоду не допустить перехода имения Ветка в руки старообрядцев во главе с Заворотным.
17 января 1900 г. купцы старообрядцы Заворотный, Скорняков и Нехаевский получили свидетельство на право покупки имения Ветка. Юридическое оформление выкупа имения планировалось на 28 апреля 1900 г.
Согласно существующему на то время законодательству купцы старообрядцы имели полное право на приобретение имения. В частности, законы от 10 июля 1864 г. и от 10 декабря 1865 г. запрещали выдачу свидетельств на право выкупа земли только евреям и лицам польского происхождения, а всем остальным дееспособным административная власть по своему усмотрению не имела права не выдать свидетельств на право покупки земли.Лично от себя обер-прокурор Св. Синода далее в письме министру юстиции писал: «По поводу изложенного сообщения Могилёвского Преосвященного и с своей стороны нахожу, что в 1837 г. состоялось Высочайшее повеление, в коем изображено: Государь Император, принимая во внимание, что и церковь господствующего вероисповедания не иначе может приобретать недвижимую собственность как с особого каждый раз Высочайшего разрешения и это раскольническое общество, которое само не признаётся законным, не может законно приобрести недвижимую собственность, изволил признать необходимым и впредь принять сие правило в непосредственное руководство при рассмотрении дел об имуществах или их заведения. Но дабы, по вкравшемуся в прежнее время попущению, не совершались вновь незаконные акты в пользу раскольнических обществ и заведений, Его Величество 13 февраля 1837 г. Высочайше повелеть соизволил Министру внутренних дел сообщить Министру Юстиции секретно, предписать губернским прокурорам о тщательном наблюдении, чтобы таковые незаконные акты не были признаваемы и утверждаемы присутственными местами (собрание постановлений по части раскола стр. 191» (3). В конце письма обер-прокурор Св. Синода просит министра юстиции Н.В.Муравьёва рассмотреть данный вопрос и помешать выкупу купцами старообрядцами имения Ветка. «О последующем покорнейше прошу не оставить меня уведомленным», - напоминал обер-прокурор.
Выкупная операция земли старообрядцами была намечена на 28 апреля, поэтому Министерство юстиции уже 15 апреля 1900 г. под грифом «секретно» направляет письмо обер-прокурору Синода. Письмо было написано в первом департаменте (часть юрисконсультская) и подписано товарищем министра юстиции сенатором Бутовским.
Анализируя данное письмо, можно выделить основные пункты, на которые было обращено внимание в Министерстве юстиции:
1. В Министерстве юстиции считали, что упомянутый указ императора 1837 г., даже если считать его не отменённым никакими последующими указами верховной власти, едва ли может рассматриваться в качестве руководства к действию для министерства по рассматриваемому вопросу.
2. В данном случае покупателями имения Ветка являются определённые три лица, которые, между прочим, лишь из-за принадлежности к расколу не могут быть ограничены в общих правах, то есть в приобретении недвижимого имущества. В действующем законодательстве не содержится соответствующих положений, и предложенный к заключению в ближайшем будущем Договор о переходе названного имения к новым владельцам не может быть отнесён к числу незаконных актов. Далее в письме обращалось внимание на то, что в прежнее время при существовании губернских прокуроров, которые обязаны были следить за деятельностью местных объединений, Министерство юстиции действительно осуществляло контроль за правильностью совершения отдельных крепостных актов. С упразднением же должностей губернских прокуроров и преобразованием всей судебной системы проверка возложена на нотариусов и старших нотариусов, представляющих соответствующие судебные учреждения. В руках же генерал-губернатора сосредоточен лишь общий надзор за указанными должностными лицами, как и остальными членами судебного ведомства. Далее в письме товарищ министра юстиции пишет: «По сим основаниям я крайне затрудняюсь в чём-либо оказать, с своей стороны, ведомству православного исповедания содействия в деле предупреждения перехода имения Ветка во владение лиц, причастных к расколу».
Заканчивается письмо разъяснением существующего законодательства и советом. По действующим правилам в Западном крае имения могут быть приобретаемы лишь лицами, получившими от местной администрации разрешение на это, свидетельство. Причём, согласно буквальному смыслу этого закона и неоднократным разъяснениям, в выдаче свидетельств может быть отказано по личному усмотрению генерал-губернатора или губернатора, независимо от того, к какой национальности или вероисповеданию относится проситель. Поэтому в данном случае принять меры по предотвращению приобретения имения Ветка Заворотным, Скорняковым и Нехаевским может Могилёвский губернатор (4).
Проследить до конца решение вопроса, связанного с выкупом старообрядцами имения Ветка, нам пока не удалось.
4 июня 1901 г. императором было утверждено положение о поземельном устройстве единоверцев и старообрядцев, проживающих на владельческих землях в северо-западных и белорусских губерниях. В положении говорилось об обязательном выкупе земли единоверцами и старообрядцами на основании добровольного их согласия с владельцами или по требованию последних. Правительство гарантировало своё содействие. Выкупные операции должны были завершиться к 7 августа 1901 г. Положение возлагало проведение выкупных операций на местах на учреждения по крестьянским делам. Для осуществления выкупных операций заявления старообрядцев и единоверцев были не обязательными. Крестьянские учреждения должны были по собственной инициативе приступить к налаживанию быта единоверцев и старообрядцев (5).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ведомость о количестве народонаселения по вероисповеданиям в Могилёвской губернии за 1899 год // Памятная книжка Могилёвской губернии на 1901 г. Могилев, 1901.
2 Российский государственный исторический архив. Ф.1405. L 542. Д-1518. Л. 1-2.
3. Там же. Л.2-4.
4. Там же. Л.4-8об.
5 Национальный исторический архив Республики Беларусь. Ф. 1595. Оп.1. Д.50. Л.155-156.
Горбацкнй Андрей Александрович - доктор исторических наук, Брестский государственный университет им.А.С.Пушкина.
|